Могла ли конфликтология возникнуть до xx века ответ обоснуйте кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свобода, Равенство, Справедливость-идеи, на которых основаны наши действия . справедливость является необходимым условием для свободы и равенства, без которых невозможны ни демократия, ни стремление к счастью.[i]

Билет 2

Представления о войне и мире в древнегреческой мифологии.

Примеры мифологий войны по очевидным причинам приводить намного легче, чем мифологий мира, поскольку столкновения между группами людей всегда были делом обычным. Следует признать и тот жестокий факт, что убийство вообще является непременным условием бытия: живое живет живым, пожирает живое, иначе просто не сможет существовать. Многие не в силах смириться с этой ужасной необходимостью, и целый народ, случалось, порождал мифологию о пути к вечному миру. В итоге, однако, такие народы не смогли пережить бойню, которую Дарвин назвал всеобщей борьбой за существование. Чаще в ней побеждали те, кто примирился с правилами жизни в этом мире. Скажем просто и откровенно: свою жизнеутверждающую мифотворческую мудрость потомкам передали именно те племена, народы и нации, которые были воспитаны на мифологиях войны.

Величественный супруг отвечает:

Все и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежей троянкой, Если, как робкий, останусь здесь я, удаляясь от боя. Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным, Храбро всегда меж троянцами первыми биться на битвах, Славы доброй отцу и себе самому добывая!

И когда малыш в страхе отшатывается от отцовского сверкающего шлема с пучком конского волоса на гребне, Гектор громко смеется, снимает шлем, кладет на землю и лишь потом целует сына, качает на руках и обращается к Зевсу с молитвой за него - прежде чем уйти навстречу предначертанной смерти.

Дайте характеристику основного содержания этапов в становлении конфликтологии как науки в 19-20 веках. Могла ли конфликтология возникнуть до 20 века?

Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах А.Я. Анцупова и С.Л. Прошанова [8] . Они обобщили научные работы в области исследования конфликтов и сформулировали основные методологические подходы и принципы ее становления. Ими выделяют несколько этапов развития конфликтологии в России [9] .

Первый этап – до 1924 г. характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.

Второй этап – 1924–1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а к концу периода – 11 наук. Второй этап включает 4 фазы 1924–1934 гг. – увеличение числа публикаций в разных дисциплинах; 1935–1948 гг. – полное отсутствие публикаций в связи с войной и репрессиями; 1949–1972 гг. – возращение интереса к конфликту, появление научных работ (25 кандидатских диссертаций с явным преобладанием работ по искусствоведению), 1973–1989 гг. – появление докторских диссертаций по конфликтам.

Периоды развития исследований в области конфликтов отражают в явной или скрытой форме те представления, которые доминировали в общественной и политической жизни. Так, например, после выступления Г.М. Маленкова на отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии был объявлен бой теории бесконфликтности. В докладе прозвучал призыв партии к тому, чтобы советская литература и искусство показывали жизненные противоречия и конфликты. Этот период оставил след в кандидатских диссертациях по искусствоведению.

Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:

глобализация общества и мира в целом;

усложнение жизни и отношений;

возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

напряженность и повышение уровня стресса.

Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в. произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов.

Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.

Какие факторы являются определяющими при характеристике традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? Определите специфику конфликтного потенциала каждого из таких типов обществ.

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

преобладание аграрного уклада;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Индустриа́льное о́бщество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад встоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность [ источник не указан 824 дня ] . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется впостиндустриальное общество [1] .

1. 1.История конфликтологии и эволюция отражения конфликта в науке, религии и искусстве

Конфликтология - относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Однако во взглядах древнегреческих философов по этой проблеме не наблюдалось единства. Одни считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. В частности, такого мнения придерживался Гераклит (кон. VI - нач. V вв. до н.э.).

В то же время отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы, как Платон (ок. 428 - 348 гг. до н.э.) и Геродот (ок. 490 - 425 гг. до н.э.).

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс

«Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого

Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т.Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо (1712- 1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья.

Большой вклад в исследование конфликтных ситуаций внес Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.). Он пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Таким образом, подводя итог рассмотрению эволюции научных воззрений на конфликт, мы можем сказать, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным.

Таким образом, мы видим, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия.

Однако, только начиная со второй половины ХХ века, когда на Западе появился целый ряд работ, специально посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.

Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами.

Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации.

Ч.Освуд предложил методику постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж.

Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, Д.Дэна, Г.Келман, Т.Крум и др.).

Всемирную известность приобрел Гарвардский метод принципиальных переговоров, разработанный Р.Фишером и У.Юри.

С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов (В.Линкольн, Л.Томпсон, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов - привело в 1970

- 1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.

1986 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций годом мира. В связи с этим в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают во многих других странах.

В 1990-х гг. в нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.

Таким образом, процесс становления конфликтологии имеет достаточно продолжительное время. И сегодня уже можно говорить о конфликтологии как самостоятельной науке.

2. 2.Характеристика конфликтологии как научной дисциплины

Конфликтология - комплексная научная дисциплина, изучающая природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути преодоления конфликтов.

Социальная конфликтология - изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система

образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций. (Слайд 8)

Объектом конфликтологии являются социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества.

Предметом конфликтологии является изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения.

Это могут быть: конфликты как стороны общественных противоречий; конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации; прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.; причины, условия, поводы конфликтов; стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.); основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.); основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.); конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) и т.д.

Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.Г. Здравомыслов: Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Конфликтология как междисциплинарная наука самым тесным образом связана с другими науками, причем эта связь двусторонняя: с одной стороны конфликтология черпает из этих наук методологические и теоретические основы, с другой, конфликтология способствует выработке технологий разрешения конфликтов в системе этих наук. В их числе:

философия - выступает как методология конфликтологии, в первую очередь, философские исследования противоречий и конфликта, законы и категории философии;

политология - проблема власти, овладение которой - всегда, как правило, конфликт между партиями, движениями или личностями;

право - основная проблема, возникающая на стыке этих дисциплин - противоречия, возникающие между законом и личностью, вследствие неисполнения закона либо государством, либо личностью;

социология - изучая проблемы социума и общества в целом, она самым тесным образом сталкивается с конфликтами, а ее методологическая база служит фундаментом конфликтологических исследований.

Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:

глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямо пропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов;

вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов;

открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;

поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая, в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов коллектива;

степень насильственности конфликта прямо пропорциональна степени поляризации господствующих классов;

уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

В дальнейшем (ХХ веке) теория конфликта развивалась следующим образом:

В конце ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его

функциональной теории конфликта.

Исследуя функции конфликта, Г.Зиммель предложил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий. В конфликте, по мнению Г.Зиммеля, отражаются два важнейших типа социальных связей: противостояние и объединение.

Согласно теории Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения и развития конфликтов изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности. Формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами.

В первой половине ХХ века проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся поиск эффективных путей решения конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ века появились новые теории конфликта.

Например, структурный функционализм как направление исследования конфликта был сформулирован и обоснован Толкоттом (Талкоттом) Парсонсом (1902-1979 гг.) в работе

В разработке своей теории Козер исходил, прежде всего, из идей Зиммеля и Маркса. Сам он считал себя социалистом и радикалом, а Маркса назвал классическим теоретиком конфликта. Исходным материалом для Козера послужил критический анализ противоречий, социального неравенства, власти, содержащийся в трудах Зиммеля и Маркса.

Теория конфликта строится им на критике концепции структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Но Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а

против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Козер отмечает:

Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные).

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и

дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремится к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

он играет коммуникативно-информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга (в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров);

конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

он снимает синдром покорности, стимулирует активность людей;

он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход (конфликт как выхлопной клапан);

конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел);

конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов, т.е. функция нормотворчества).

В конце 60-х годов XX века Ральф Дарендорф, немецкий социолог и философ, сделал следующий шаг в разработке конфликтной модели общества и обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «Конфликтная модель

Если Л.Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предлагал совершить галилеевский переворот в мышлении социологов: окончательно отказаться от позитивистской методологии в форме структурно- функционального анализа.

Он считал, что вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами.

Конфликт рождается вследствие сопротивления давлению и господству одной силы над другой. Таким образом, основная причина конфликта отношения господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в социальной структуре общества. Поскольку социальное неравенство существует в любом обществе, то и конфликты неизбежный спутник взаимодействия социальных групп.

Если все имеющиеся в различных науках концепции социального конфликта обобщить и сгруппировать, то сегодня можно говорить о следующих концепциях: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, У.Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З.Фрейд, К.Лоренц, К.Левин); теория насилия, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Мао Цзедун); структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т.Парсонс, Э.Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг).

Таковы основные направления взаимодействия конфликтологии с другими науками. В общей сложности проблемами конфликтологии занимается одиннадцать наук.

Характеристика дисциплины с научной точки зрения предусматривает также выделение ее

закономерностей и категорий.

Вопрос об основных законах (закономерностях) и категориях конфликтологии является сложным и пока дискуссионным. Объясняется это, в первую очередь, сравнительно недавней постановкой в нашей стране вопроса о конфликтологии как науке и учебной дисциплине, попыткой многих авторов чисто механически заимствовать концепции и категории у зарубежных конфликтологических школ.

Теория и практика показывают, что поскольку эта наука занимается исследованием конфликтов, причин их возникновения, динамики протекания и путей урегулирования, то именно эти проблемы должны отражаться в ее закономерностях. Следовательно, можно с большой степенью уверенности утверждать, что систему законов (закономерностей) конфликтологии составляют закономерности возникновения, динамики и урегулирования конфликтов в различных сферах общества.

Категории - это основные наиболее общие, фундаментальные понятия науки, отражающие существенные стороны ее предмета.

Конфликтология оперирует теми категориями, которые объективно отражают реальные конфликты и все, что происходит в процессе их развертывания. В качестве таких базовых категорий принимаются: конфликт; социальное противоречие; социальная напряженность; противоположные общественные интересы, цели, ценности; субъекты конфликта; объект (предмет) конфликта; структура и динамика конфликта, последняя, в свою очередь, включает: возникновение, развитие, регулирование, управление конфликтом и другие.

В заключение остановимся на функциях конфликтологии. Они вытекают из ее теоретико- прикладного характера. Следует отметить такие функции конфликтологии:

теоретико-познавательная - обеспечивает разработку фундаментальных теоретических проблем конфликтологии и вносит вклад в развитие социальных наук;

аналитическая - исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социальные исследования и политологические знания о механизмах общественных процессов;

конструктивная - поиск наиболее приемлемых приемов урегулирования и разрешения конфликтов;

прогностическо-управленческая - изучение конфликтов на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими.

Таким образом, существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин.

Конфликтология — теоретико-прикладная дисциплина. Это означает, что ее содержание слагается из следующих уровней знания: теоретического объяснения конфликта как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; изучения конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ориентиры, которыми можно воспользоваться в процессе управления социумом.

Существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин. Социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления и даже ученые, занимающиеся точными науками, изучают различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель — выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.

Из сказанного вытекает, что теоретические источники конфликтологии многогранны. Каждая из наук, обращающаяся к проблемам общественного конфликта, вносит свой вклад в теоретический и методологический базис конфликтологии.

Сущность конфликта и его структурные параметры

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему. Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

Объективные элементы конфликта.К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие. которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) среда конфликта.

Объект конфликта: под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

Участники конфликта: в конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

· Основные участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии.

· К неосновным относятся все остальные участники. Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

1) Инициаторы — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта

2) Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

3) Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.

4) Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники.

Среда конфликта: еще один объективный элемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Физическая среда конфликта. Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

Также существуют социальная среда конфликта и политическая среда.


Целью практикума является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах социальной действительности.

Дидактическая направленность практикума определила его структуру и основное содержание. Он состоит из трех разделов. Каждый раздел включает в свое содержание темы (всего 15 тем) в соответствии с авторской учебной программой, представленной в приложении. Кроме учебной программы, в приложение вошли методики социально-психологической диагностики для практического психолога (социолога), глоссарий и список литературы.

Содержание каждой темы практикума включает в себя краткое конспективное изложение основных теоретических положений, список источников для углубленного изучения темы, вопросы для самоконтроля, методические разработки конкретных занятий, а также контрольные тесты.

Особое место в практикуме занимают методические разработки семинарских и практических занятий. Всего в практикуме содержится 32 таких разработки. При этом в зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки предлагаются самые различные формы проведения занятий: деловые, дидактические и ситуационно-ролевые игры; дидактические тренинги; игры-семинары и др. Кроме того, в содержание некоторых практических занятий включены развивающие упражнения. Многие практические занятия проводятся методом отработки тренинговых упражнений, тестирования, анализа рабочих документов, а также методом обсуждения конфликтных ситуаций.

Методика и сценарии проведения большинства занятий разработаны автором и апробированы им в процессе преподавания.

Одна из дидактических особенностей практикума состоит в том, что для углубленного изучения каждой темы он ориентирует обучаемых на использование основных фундаментальных учебников и учебных пособий по конфликтологии.

Третье издание практикума дополнено новыми тестами для оценки личностных качеств, а также новыми ситуационными задачами, получившими апробацию в педагогической практике.

Тема 1. Введение в конфликтологию

Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать студентам общее представление о конфликтологии, истории ее возникновения и становления как относительно самостоятельной теории и прикладного направления в социологии и психологии.

Материал для самостоятельного изучения

История становления конфликтологии

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Методы исследования конфликтов и управления ими

Многообразие методов конфликтологии можно представить с помощью табл. 1.1.

Методы конфликтологии


Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. I, III.

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996. – Гл. I, II, III.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. I.

План семинара

1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

3. Современные проблемы развития конфликтологии.

Литература для семинара

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. – Харьков: Университет внутренних дел, 1997.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.

5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Читайте также: