Карамзин остров борнгольм анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

В основе повести – тема преступной любви брата и сестры, т. е. очевидное нарушение разумных и “естественных” границ любовной страсти. “Законы осуждают предмет моей любви” – признается герой повести. Речь идет о нравственных законах, основой которых являются не только чувства, но и рассудок. Герой же подчиняется лишь голосу страсти:

Но кто, о сердце, может Противиться тебе? Священная Природа! Твой нежный друг и сын Невинен пред тобою: Ты сердце мне дала

Возлюбленная героя повести уже осознала свою вину. “Я лобызаю руку,

которая меня наказывает”,- говорит она. На вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, она отвечает, что ее сердце могло быть в заблуждении. Это признание почти дословно совпадает со словами самого Карамзина в “Разговоре о счастье”: “…заблуждение сердца, безрассудность, недостаток в просвещении – иною дурных дел”. Роль судьи и палача берет на себя хозяин замка, отец преступных любовников.

Его положение не менее трагично: защищая добродетель, он вынужден карать собственных детей.

В повести нагнетается атмосфера тайн и ужасов. Мрачен и страшен остров Борнгольм, еще страшнее таинственный

замок; ужасна участь молодой узницы, но ужаснее, по словам автора, проступок, приведший ее в темницу. Он настолько страшен, что автор не решается поведать о нем читателю. Перенесение событий в готический замок имеет художественное объяснение, поскольку просветители считали средневековье эпохой разгула неразумных страстей.

Тем самым. “заблуждение” героев повести ассоциируется с мрачными призраками средних исков.

Сюжетный план повести переходит в другой, более широкий, общественно-политический. События развиваются в Западной Европе. Они приурочены к началу революции во Франции.

На это в произведении есть недвусмысленный намек. Так, на просьбу старца известить о “происшествиях света”, путешественник отвечает: “Свет наук… распространяется более и более, но еще струится на земле кровь человеческая, льются слезы несчастных, хвалят имя добродетели и спорят о существе. Тем самым повесть строится по принципу соотнесенности разрушительных любовных страстей со столь Же разрушительными общественными страстями. Первое дается крупным планом, второе служит для него отдаленным фоном.

Но именно общественные политические события 1793 г. вызвали к жизни мрачный, трагический рассказ о людях, слепо доверившихся голосу страсти жестоко поплатившихся за свою безрассудную любовь.

Анализ повестей “Остров Борнгольм” и “Сиерра-Морена” позволяет сделать следующие выводы. Появление романтических произведений Карамзина вызвано общей для многих европейских литератур причиной – кризисом просветительских взглядов под влиянием революционных событий во Франции. Карамзин застал самое начало этого кризиса и остается на просветительских позициях: он еще верит в способность разума управлять страстями.

Изображая мрачных, неистовых героев, он, в отличие от романтиков, не сливается с ними, а смотрит на них со стороны со смешанным чувством ужаса и сострадания.

Карамзину принадлежит одна из первых в России “светских” повестей – “Юлия” (1796). Высшее общество, “свет”, в глазах сентименталистов, дурно тем, что оно оторвано от природы и простодушных сельских жителей, что в нем культивируется кастовость, гордость, надменность. Непринужденное выражение чувств заменено правилами хорошего тона, духовной красоте предпочитаются знатность и богатство.

В повести “Юлия” противостоят друг другу два мира: петербургский свет и деревенская, усадебная жизнь. Первый из них представляет князь М, легкомысленный щеголь и острослов; второй – Арис, скромный, добродетельный юноша. Характеры героев раскрываются в их отношении к любви.

Князь смотрит на любовь как на минутное удовольствие “любить, пока любишь”. В браке он видит утрату “любезной вольности”. Для Ариса любовь – основа супружеской, семейной жизни. Каждый из этих принципов проверяется на судьбе Юлии.

Название повести повторяет заглавие известного романа Руссо, который упоминается и в произведении Карамзина. Это совпадение полемично. В романе Руссо “падение” героини оправдано.

Ответственность за него автор возлагает на безжалостные кастовые законы феодального мира. В повести Карамзина речь идет о борьбе не с деспотическим обществом, а со своими слабостями и заблуждениями.

Безусловно, жанровая принадлежность произведения – романтизм, ведь здесь идет речь о любви. Изображение преступной страсти характерна для ранней романтической традиции Запада.

Сюжет повести завязан на авторе-путешественнике, который возвращаясь домой случайно оказался на датском острове. Он становится свидетелем горьких страданий разлученной молодой пары. Юноша погибает от любви в городе Гревзенд. А девушка заточена отцом за эту незаконную страсть в темнице на острове Борнгольм. О причинах разлуки в повести не упоминается. Очевидно, что их отношения порицаются общественными нормами морали, скорее всего виной этому кровнородственная связь.

Тематика повести – преступная любовь между родственниками. По признанию героя повести – предмет его любви осуждают законы. То есть нравственные законы разрушили отношения молодых людей.

Герои повести описаны довольно скудно. Повествование идет от лица путешественника из России, который достиг конечной точки – Англии и благополучно возвращается на родину. Все изображенное в повести пропущено через сознание путешественника. Он глубоко переживает горе вместе с несчастными юношей и девушкой, он полон сострадания к этой паре. О его имени и возрасте нет никаких сведений.

Влюбленный юноша – бледный и худой, больше похожий на привидение, чем на человека. Юноша настолько сильно переживает душевную боль, что не замечает ничего вокруг, даже путешественника-рассказчика. Его мысли сосредоточены на любимой, находящейся на острове Борнгольм. Молодой человек умеет играть на гитаре и петь.

Узница – молодая женщина в черном платье. Она выглядит крайне измученной, она страдает, постоянно ощущая свою вину. В отличие от юноши, который считает, что он не виноват ни в чем.

Капитан корабля "Британия" – ответственный и сердечный человек, беспокоящийся о комфорте своих пассажиров.

Старец из замка – судя по всему, давно не общался с новыми людьми, но старается быть приветливым и гостеприимным хозяином. Это очень умный, и религиозный человек – прежде всего он начинает говорить о пользе принятии христианства.

Композиция повести пунктирная, он как бы разорвана на части. Структуру произведения составляют определенные повествовательные фрагменты. Каждый новый эпизод только усиливает и нагнетает содержание повести.

2 вариант

Жанровая принадлежность произведения – романтизм. Автор описывает отношения между мужчиной и женщиной.

Рассказчиком выступает опытный путешественник, который возвращаясь домой, оказался на датском острове. Там он увидел печальную картину. Путешественник видит молодую пару. Девушка находится в заточении в замке. Парень же поет очень печальную песню. Вид его измученный и даже напоминающий болезненное состояние.

Автор не раскрывает причину, по которой у молодых людей все так печально сложилось. Нам абсолютно неизвестно, что являлось толчком к осуждению девушки. Судьбы героев покрыты тайны, нам не узнать деталей. Однако, несмотря на это, автор детально передает эмоциональный фон, из которого можно понять, что отношения пары основываются на крепкой взаимной любви. Между парнем и девушкой есть сильнейшая страсть. Можно понять, что общество порицает и запрещает их отношения. Нормы морали выступают против этого.

Писатель показывает нам, что девушка уже смирилась со своей участью. Она прекрасно понимает, что никогда не обретет счастья с возлюбленным, так как им не позволят быть вместе. Парень же совсем другого мнения. Он совершенно не согласен с тем, что их любовь считается преступной и находится под запретом. Молодой человек очень удручен, испытывает сильнейшую внутреннюю боль. Он не собирается смиряться с тем приговором, который был вынесен их паре. За преступление молодых людей карает хозяин замка, вероятнее всего, это отец молодой пары. Теперь можно догадаться, что молодой человек и девушка являются родственниками. Вероятнее всего, именно этот факт является причиной запрета и порицания связи молодых людей. Находясь в родстве, они не имеют права вступать в любовные отношения.

Повесть переполнена символическими элементами, к которым относятся: небо и море, сон и явь, любовь со страстью. Примечательно, что эмоциональное напряжение в произведении связывается с окружающим миром, с пейзажами и фонами. Все подчеркивает страсть.

Автор проводит психологический анализ состояния молодых людей, их отца и общества. Человеческие взаимоотношения подвергаются тщательному пересмотру. Особенно, когда дело касается чего-то, нарушающего установленный порядок. Здесь описываются противоречия, которые свойственны героям. Автор показывает, что человек может управлять своими эмоциями и состоянием. В противном случае он подвергает себя и окружающих серьезным проблемам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина

Популярные сегодня темы

Когда в жизни человека наступает определенный момент он задумывается, а какие качества в людях его привлекают больше всего? Я тоже об этом задумываюсь, какие же люди мне нравятся?

В чем же тут проблема? Трудно взять на себя ответственность за то, что происходит в жизни, даже твоей собственной.

Повествование автор начинает с мыслей, что каждый предмет имеет свою собственную жизнь и имеет страсть к путешествиям. Например, всем любителям чтения в постели знакома ситуация, когда карандаш пропадает

Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

Когда смотришь работы Виктора Михайловича, то сразу переносишься в мир сказочной страны. Возможно, его произведения любят даже маленькие дети.

Структурирование повести

I. Экспозиция и завязка.

Стоянка корабля в устье Темзы и встреча с несчастным молодым человеком.

II. Развитие действия.

1. Плавание и прибытие в Борнгольм.

2. Прогулка к замку и беседа с почтенным седовласым старцем.

III. Кульминация и развязка.

1. Женщина в темнице.

2. Старец рассказывает ужасную историю.

Рассказчик, главный герой и основной конфликт

Итак, рассказчик и автор отождествлены, а кто же главный герой? Самое удивительное, что главным героем повести о молодом человеке, разлучённом с любимой, является всё тот же рассказчик. Он единственный, кто действует, остальные персонажи более или менее статичны. Основной конфликт произведения внутренний: сюжетом движет любопытство героя, который стремится разгадать тайну молодого человека, связанную, как понимает читатель, с древним замком острова Борнгольм.

Урок от Карамзина. Любопытство, конечно, не порок, но противоречие, исходящее из страстного желания разгадать секрет, является, конечно же, достаточно слабым для литературного произведения. Поэтому обратите внимание на то, как в финале ничтожный, казалось бы, внутренний конфликт Карамзин возвышает до уровня конфликта между природным правом человека на любовь и ограничениями, вызванными нравственными законами цивилизации, чем и достигается высокая степень значимости рассказанной истории.

Экспозиция и завязка

Герой растревожен несчастной судьбой юноши, встреча с ним является завязкой рассказываемой истории. Что произошло-случилось на таинственном Борнгольме? Какая трагедия там разыгралась? Какие законы могут быть святее врождённых чувств? Какая власть сильнее любви и красоты? Эти вопросы не дают покоя рассказчику. На них ждёт ответа читатель.

Развитие действия

Гостю отводят комнату для отдыха, где он и засыпает, всё ещё размышляя о словах хозяина и представляя образ несчастного юноши.

Задача автора в этой части произведения – подготовить читателя к кульминации действия. Раз уж речь идёт о готике, то нужно вызвать и поддерживать чувство тревоги, страха, а если понадобится, то и ужаса. Автор делает это в три этапа.

Основной мотив произведения – мотив таинственности, являющийся как бы фоном сюжета, не может быть ровным: от этапа к этапу напряжение должно усиливаться, ожидание и любопытство читателя расти, чтобы в конечном итоге автор смог подвести его к кульминации.

Кульминация

Рассказчик просыпается и с бьющимся от страшных сновидений сердцем выходит в ночной сад. Видит каменные горы, которые зубчатой стеной окружают остров Борнгольм, и углубляется во мрак аллеи. В голову приходят мысли о друидах, и ему кажется, что он приближается к святилищу, где совершались ужасы их богослужения.

Наконец он приближается к холму, где обнаруживает вход в пещеру. Спускается по ступенькам вниз и открывает незапертую железную дверь. За дверью – решётка с большим замком, а за решёткой на соломенной постели спит молодая бледная женщина в чёрном платье. (Обратили внимание, что платье именно чёрное, а не розовое или голубое?) Кстати, женщина в подземелье – одна из условностей готического романа. Если хотите – штамп.

Обессиленный герой засыпает под ветвями высокого дуба, а проснувшись, признаётся старцу – хозяину замка, что видел девушку, заключённую в темницу. Старец раскрывает ему тайну гревзендского незнакомца, – настолько страшную, что рассказчик не может поведать её читателям. На этом история заканчивается. Мы понимаем, что произошла трагедия, связанная с преступлением против нравственности, и все невольные участники её – и тиран-родитель, и его дочь, и отдалённый от родного острова юноша – смирились с последовавшим наказанием, понимая его справедливость.

Это надо понимать так, что законы нравственности изменчивы, исторически обусловлены и преходящи. Насколько виновен, да и виновен ли человек, поступивший сообразно естественному природному чувству? Такими вопросами автор возвышает конкретную, частную ситуацию рассказа до высокого философского обобщения. Что, по большому счёту, и придаёт значимость художественному произведению.


пейзаж острова Борнгольм

Период написания

В Россию из Англии

морской пейзаж

Автор рассказывает нам лишь о том, что последней точкой в его путешествии была Англия. В этой стране он решил, что ему уже стоит вернуться домой, и в Лондоне сел на корабль, отправляющийся в Россию. Автор описывает, как судно быстро шло по водам Темзы, но вдруг переменился ветер. Кораблю пришлось остановиться в местечке Гревзенд, чтобы дождаться благоприятной погоды.

Песня незнакомого юноши

печальный юноша

Высадка на остров Борнгольм

Как далее развивались события? Из краткого содержания повести Карамзина "Остров Борнгольм" мы узнаем о том, что корабль с нашим героем отправился в открытое море. Берега Англии скрылись из виду. И здесь молодой человек почувствовал жестокий прилив морской болезни. Припадок лишил героя чувств, и ему пришлось пролежать без памяти шесть дней. И только после он очнулся и смог выйти на палубу. Это было время заката. Корабль быстро шел по морю, летев на всех парусах. Вокруг юноша видел развевающиеся разноцветные флаги. Справа же что-то чернело. Герой попросил капитана разъяснить увиденное. Тот ответил, что корабль прошел берега Швеции. Справа же виднелся остров Борнгольм, который принадлежит Дании. Капитан добавил, что это место весьма опасно для продвигающихся кораблей, и когда наступит ночь, он бросит здесь якорь.

неприступные скалы

И тут наш герой вспомнил слова из песни печального юноши. Тот упоминал в ней остров Борнгольм. Сможет ли наш герой разгадать его тайну или узнать историю?

А корабль, тем временем, ветер нес прямо на остров. Взору стали открываться высокие скалы. Весь этот участок земли казался совершенно неприступным. После захода солнца ветер стих. Корабль остановился недалеко от берега и бросил якорь. Молодой человек узнал, что на острове есть хижины рыбаков. Он попросил у капитана шлюпки, чтобы посетить остров с двумя матросами. Поддавшись уговорам, тот согласился, но с условием, чтобы все вернулись на корабль рано утром.

Шлюпки, преодолев небольшое расстояние, благополучно пристали к берегу. Здесь их встретили рыбаки. По описаниям автора это были дикие и грубы люди, но при этом не злые и не хитрые. После того как приехавшие объяснили, что они хотят осмотреть остров, рыбаки пригласили их к себе переночевать.

Путешественники пришли в зеленую долину. Именно здесь находились хижины рыбаков. Матросы остались в долине, а молодой человек пошел прогуляться по острову, взяв себе в качестве проводника 13-летнего мальчика.

Замок

Герой подошел поближе к замку, окруженному высокой стеной и рвом. Ворота его были заперты, а мосты подняты. Мальчик испуганно просил вернуться назад. Однако молодой человек не слышал его просьб. Им полностью овладело любопытство.

готический замок

Хозяин странного замка

События повести развивались следующим образом. Наш герой вместе с встретившим его человеком прошел через заросший травой двор. Они подошли к огромному зданию, в окне которого светился огонек. Вокруг было запущенно, пусто и мрачно. Человек в черном молчал. Пройдя несколько залов, они попали в небольшую комнату. В одном из ее углов молодой человек увидел седовласого старца. Тот взглянул на молодого человека печальным, но ласковым взглядом, и поприветствовал его, протянув слабую руку. После этого старец начал расспрашивать нашего героя о тех событиях, которые происходят в мире. При этом он хотел узнать, царствует ли на земном шаре любовь, курится ли на алтарях добродетели фимиам. В ответ наш герой рассказал старцу, что все более и более в мире распространяется свет наук. Однако до сих пор льются слезы людские и струится человеческая кровь. Узнав о том, что гость является русским, старик поведал ему о том, что древними жителями острова Боргольма, а также Рюгена были славяне. Однако в отличие от русских, принявших христианство, те долгое время оставались язычниками. Старец очень интересно рассказывал молодому человеку об истории существования северных народов, поражая своим красноречием и умом. Однако прошло полчаса, и хозяин замка поднялся, пожелав юноше спокойной ночи. После этого слуга проводил нашего героя в большую комнату, стены которой были увешаны латами и оружием. Здесь в углу стояла кровать. Слуга ушел, не произнеся ни слова.

Наш герой лег на кровать. Однако уснуть он долго не смог. Его одолевали мысли об удивительном замке, а также о его хозяине. При этом он вспоминал печального юношу с гитарой.

Ночью молодому человеку снились рыцари, разгневанные его присутствием, а также ужасный дракон. Герой проснулся и, почувствовав нужду, пошел в сад через небольшую дверь, которую увидел возле окна.

Узница

Герой стал рассматривать женщину. При этом он рассуждал о той варварской руке, которая лишила ее дневного света. Думал он и о совершенном ею проступке. Может, это какое-то тяжкое преступление? Однако лицо женщины показалось молодому человеку совершенно невинным.

Женщина отошла от решетки и, встав на колени, закрыла руками лицо. Через минуту она взглянула на нашего героя. Взоры их встретились, и юноше показалось, что пленница хочет узнать от него нечто важное. Он ждал. Однако свой вопрос она так и не задала. Немного постояв, юноша вышел из пещеры. Он специально оставил открытой железную дверь, чтобы к несчастной в темницу проник свежий воздух. На небе уже алела заря. Наш герой, думая о пленнице, лег под дерево и уснул под его ветвями.

Спустя два часа он пробудился, услышав слова о том, что дверь не заперта, значит, путешественник входил в пещеру. Открыв глаза, молодой человек увидел старца. Тот сидел на лавке. Рядом стоял слуга. Юноша подошел к ним. Старик сурово посмотрел в его глаза. Однако после встал и пожал руку. После этого они пошли по аллее. Внезапно старец, проницательно посмотрев на героя, спросил, видел ли тот женщину. Юноша ответил утвердительно, объяснив, что не знает, почему она страдает. Старик ответил ему, что после того как юноша узнает правду, сердце его обольется кровью. При этом он непременно задастся вопросом, почему небо так прогневалось на старика, любящего добродетель. И хозяин замка рассказал молодому человеку ужасную историю. Герой узнал страшную тайну встреченного им ранее незнакомца.

Возвращение на корабль

Что происходило далее? У ворот замка молодого человека дожидались матросы. Все вместе они вернулись на корабль. Подняв паруса, судно отправилось дальше. Остров Борнгольм скрылся из виду. Наш герой не уходил с палубы.

неспокойное море

Он стоял на ней в горестной задумчивости и смотрел на небо. Ветер смахнул с его лица слезу. Он узнал тайну острова Борнгольм. Однако автор так и не рассказал ее своему читателю.

Что же это за тайна?

роза на книге

Характеристика сюжета

Старец же, играя роль добродетели, наказывает обоих преступников. Однако при этом он также страдает вместе с ними. Все трое из этих персонажей повести мертвы для жизни. При этом они являются для автора сфокусированным отражением состояния внешнего мира.

Символический характер сюжета подчеркивается целой серией метафорических элементов, несущих в себе символический смысл. Это небо и море, любовь и страсть, явь и сон. При этом недосказанный автором сюжет является своеобразным способом расширения и углубления содержательного уровня повести.

Читайте также: