Как должно быть организовано в доу обучение детей пожарной безопасности

Обновлено: 02.07.2024

Анализируя статистику пожаров, можно заметить, что из года в год с печальным постоянством в сводках фигурирует такая причина пожаров, как детская шалость с огнем, в результате которой происходит гибель детей.

Практика показывает, что пожары по этой причине в основном происходят из-за отсутствия у детей дошкольного возраста достаточных знаний и навыков осторожного обращения с огнем. Это говорит о том, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) организация обучения воспитанников правилам безопасного обращения с огнем и поведению в случае возникновения пожара находится не на должном уровне.

Конечно, вопросы обеспечения безопасности детей в быту в первую очередь должны волновать их родителей, и все понимают, что правила безопасного поведения необходимо прививать своим детям с ранних лет. Однако нередко сами родители своим примером провоцируют малышей к играм со спичками, например, наглядно демонстрируют ребенку как горит спичка. Кроме того, в современном доме или квартире находится масса электроприборов, которые также могут являться источниками возгорания.

При этом не только дети, но и сами взрослые порой имеют смутное представление о пожароопасных свойствах окружающих их предметов. Поэтому, оставляя ребенка одного без присмотра, родители уже изначально подвергают его опасности. Дети дошкольного возраста чрезвычайно любознательны и впечатлительны. Оставленные без присмотра спички или зажигалка наверняка привлекут детское внимание. А вспомнив, как родители зажигают их, дети попробуют повторить то же самое.


Анализ гибели детей на пожарах показывает, что в основном погибают дети, оставшиеся без присмотра родителей. Не имея достаточных знаний и навыков, они не способны предвидеть опасность от шалости с огнем и не имеют представления, что делать, если пожар все-таки случился. В этом случае они просто забиваются под кровать или в какое-то другое укромное место, надеясь там спастись от опасных факторов пожара Нажмите для перехода на ПожВики .

Так как вся работа по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного обращения с огнем ложится на плечи воспитателей и педагогов, целесообразно данную работу строить по 3 направлениям:

изучение нормативных правовых актов в области пожарной безопасности с воспитателями и педагогами ДОУ;

профилактическая работа с детьми;

разъяснительная работа с родителями.

Для обучения воспитателей и педагогов ДОУ в области пожарной безопасности необходимо организовать им прохождение краткосрочных курсов на базе института переподготовки и повышения квалификации. Обязательным условием обучения должно стать участие в образовательном процессе представителя органа государственного пожарного надзора, который в доступной форме доведет до обучаемых основные требования пожарной безопасности.

На данных курсах, по нашему мнению, должны быть рассмотрены следующие вопросы:

основные требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

основные сведения о процессах горения;

пожарная опасность веществ и материалов;

основные сведения об опасных факторах пожара;

соблюдение требований пожарной безопасности в быту;

действия в случае возникновения пожара.

Полученные сведения в процессе прохождения краткосрочных курсов должны быть использованы воспитателями в повседневной работе при обучении детей пожаробезопасному поведению.

Для детей 4–6 лет необходимо проводить занятия так, чтобы выработать у них стойкое, серьезное и осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности. Важно учитывать, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастут в устойчивые привычки, из которых в дальнейшем сложатся черты характера ребенка. В этом возрасте у детей происходит интенсивное умственное развитие, они начинают понимать и систематизировать различные явления окружающей действительности, проводить сравнения и обобщения полученной информации, находить причинно-следственные связи. Все это при правильно поставленной работе позволит сформировать у ребенка систему представлений о пожарной опасности.

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?

К 6 годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации. В этом возрасте у детей начинается процесс самоутверждения, стремление приобщиться к миру взрослых и быть похожим на них, появляется мотив соревновательности.

Особая роль в организации всего цикла обучения отводится разъяснительной работе с родителями. На родительских собраниях в повестку дня необходимо включать вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и пожарной безопасности. Воспитатель должен разъяснить родителям, что именно они несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в своих жилых помещениях. Родителям важно дать понять, что именно они должны своим примером воспитывать в детях культуру пожарной безопасности, объяснить им всю опасность неправильного обращения с открытыми источниками загорания, наглядно продемонстрировать, как необходимо себя вести в случае возникновения пожара.

На основании вышеизложенного можно выделить главные цели, которые должны быть достигнуты в результате совместной работы воспитателей, педагогов и родителей по привитию воспитанникам ДОУ основ безопасного поведения в области пожарной безопасности.

Воспитанник должен знать, осознавать:

опасные факторы пожара и их непосредственное влияние на человека;

негативные последствия воздействия огня на здания;

перечень предметов, находящихся в жилом помещении, которые представляют повышенную пожарную опасность и к которым нельзя прикасаться.

Воспитанник должен уметь:

сообщить о пожаре находящимся поблизости взрослым людям;

правильно себя вести в случае появления дыма или огня.

В результате на выходе из дошкольного образовательного учреждения ребенок должен освоить безопасные способы обращения с открытым огнем и электроприборами, знать и адекватно воспринимать угрозу возникновения пожара, уметь грамотно действовать в случае возникновения пожара.


Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители дома. Грамотное поведение по предотвращению и во время возникновения критической ситуации может спасти жизнь.

Вопрос безопасности очень важен, поэтому к нему нужно привлечь максимальное внимание. Чтобы заинтересовать дошкольников, лучше всего материал преподносить в виде плакатов и иллюстраций.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-1-Protivopozharnaya-bezopasnost.jpg

Основные правила в быту:

  • Малыш должен с раннего детства знать, что спички не игрушка. Даже маленькая искорка может вызвать большое воспламенение.
  • Нельзя пользоваться электрическими приборами без присмотра взрослых.
  • Перед уходом из дома важно проверить, выключены ли все приборы и плита.

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-2-Bezopasnost-ot-ognya-doma.jpg

Детей, какого возраста следует обучать

пожарной безопасности

Начинать обучение пожарной безопасности нужно в возрасте двух лет. С этого момента можно знакомить кроху с предметами, которые находятся в доме, рассказывать их предназначение. При знакомстве с пожароопасными предметами нужно дать понять, что за ними кроется опасность.

Начиная с трех лет, малыш становится более самостоятельным, он пытается всячески подражать взрослым. В этот момент родителям важно приучить его к тому, что есть обязанности, которые можно выполнять только взрослым.

Основные причины возникновения пожаров

Прежде, чем вести с детьми разговоры о правилах противопожарного поведения, нужно рассказать им о причинах, по которым может возникнуть пожар. Должно сформироваться понимание, что возгорание возникает не только от спичек по вине детей, но и по независимым от человека обстоятельствам.

  • Неправильная эксплуатация электрических приборов.
  • Пользование поломанными розетками.
  • Включение одновременно мощных электроприборов.
  • Неосторожное разведение огня.
  • Оставленные включенными электрические приборы.
  • Неаккуратное обращение с фейерверками, хлопушками.

Обратите внимание! Дети с раннего детства должны понимать, что чаще всего причиной пожара становится беспечность людей. Это 90% всех случаев.

Памятка для детей во время возникновения пожара

Ребенка важно учить не только противопожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания. Не всегда меры предосторожности помогают избежать пожара. Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия.

Важно! Нужно акцентировать внимание на то, что все действия во время распространения огня должны быть оперативными. Нельзя пытаться затушить возгорание самостоятельно, нужно сразу же обратиться за помощью к взрослым.

Если покинуть дом уже не получается, нужно найти комнату с окном, в которой нет огня и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать форточки, так как они создают условия для более быстрого разгорания пламени.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-3-Mery-bezopasnosti-pri-pozhare.jpg

Мероприятия по пожарной безопасности

с детьми в ДОУ

Задачей родителей и воспитателей является помощь ребенку в познании окружающего мира. Взрослые должны уделять особое внимание знакомству детей с опасностями, которые их могут ожидать.

С раннего возраста в детском саду по ФГОС предусмотрены занятия по пожарной безопасности . Их целью является формирование у детей навыков правильного поведения как в быту, так и при возникновении критической ситуации.

Поведение для самых маленьких: что делать, если начался пожар

С раннего возраста детей нужно знакомить с первыми признаками, которые указывают на начало возгорания. Ребенок должен понимать, если появляется запах или дым, эти признаки игнорировать нельзя.

Важно! Ребенок должен знать кого-то из надежных соседей, к которым можно обратиться за помощью!

Если источник возгорания находится дома, пытаться потушить пламя самостоятельно не стоит. Нужно позвонить 01, поставить в известность взрослых.

Дети должны четко знать, что нельзя тушить огонь от бытовых электрических приборов водой.

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в младшей группе

Вся занятия проводятся исключительно только в игровой форме, должны привлекаться сказочные герои, использоваться игрушки. Весь материал должен преподноситься в форме, доступной для восприятия детского возраста. Важно использовать максимально возможные методы наглядности

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в средней группе

В средней группе полученные знания должны расширяться. Дети усваивают, что огонь может быть другом только в том случае, если с ним правильно обращаться. При малейшей ошибке – это самый страшный враг.

Ребят знакомят с работой пожарной службы более детально. Любой материал подается в игровой форме.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-4-Otkrytoe-zanyatie-po-PB.jpg

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению

Безопасность при пожаре для детей основана на формировании у дошкольников основ, которым необходимо следовать в критических ситуациях. Воспитанники получают начальные знания в процессе игр, участия в тематических, спортивных мероприятиях.

Работа воспитателей должна быть совместной с родителями. Важно добиться единства взглядов, чтобы нормы были усвоены правильно.

Обратите внимание! Формы подачи материала могут быть разными. Все зависит от профессионализма воспитателя и возраста детей.

Пожарная безопасность в быту для детей

С раннего возраста дети должны знать правила поведения с электрическими приборами и воспламеняющимися предметами дома. Формируется понятие о том, что нельзя играть спичками, баловаться с розетками.

Что делать при пожаре детям в помещении: в доме, квартире

Даже при соблюдении всех мер безопасности никто не может полностью застраховать себя от возникновения критических ситуаций. Помимо профилактических мероприятий важно проводить с детьми беседы о правилах поседения во время пожара.

Если возникло возгорание необходимо:

  • быстро выбежать из квартиры;
  • сообщить о пожаре соседям;
  • вызвать 01.

Если выйти из помещения уже невозможно, необходимо взять мокрую ткань для защиты дыхательных путей. По возможности нужно выбраться на балкон.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-6-Pravila-dejstvij.jpg

Что нельзя делать при пожаре

Кроме того, что можно делать во время возгорания, дети должны знать перечень действий, которые категорически запрещены:

  • нельзя поддаваться панике;
  • пытаться спасти игрушки, рискуя своей жизнью;
  • тушить огонь самостоятельно;
  • прятаться под кроватями и в шкафах;
  • заходить в лифт.

Важно ! Нужно объяснить детям, что нельзя открывать окна, прыгать с балкона!

Пожарная безопасность на улице

Опасное возгорание может возникнуть не только дома, но и на улице. Например, можно столкнуться с горением сухой травы. Во время обучения детям рассказывают о том, как правильно разводить костры, о необходимости убирать за собой мусор, бумаги, легковоспламеняющиеся предметы. Полученный материал закрепляют в игровых формах и в творчестве. Можно предложить детям нарисовать рисунок по тематике или раскрасить картинки, создать аппликации. По итогам организуется выставка работ.

Противопожарное поведение в лесу

Знать правила поведения дети должны не только в быту, но и на природе. Дошкольники могут выезжать организованными группами с воспитателями на природу. Не всегда такой отдых безопасен, так как лесные пожары считаются одним из самых разрушительных бедствий.

Отпуская детей в лес с группой, нужно провести с ними инструктаж по вопросам безопасности:

  • Ребенок должен знать, что огонь с разведенного костра может очень быстро перекинуться на сухую траву. Ее нужно сразу же затушить с помощью песка, воды или одежды.
  • Если не удается справится с возгоранием, нужно как можно быстрее покинуть опасную зону и вызвать пожарных.

Убегая от огня, нужно учитывать направление ветра!

Детям о пожарной безопасности

В детских садах большое внимание уделяется занятиям по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. Часто устраиваются занятия, приглашаются представители МЧС, которые на пособиях, стендах рассказывают детям об угрозах пожара.

Детям с раннего возраста нужно рассказывать, что пожар – это страшное явление, которое угрожает не только материальным ценностям, но и жизням людей.

В детских садах рекомендуется проводить открытые занятия, посвященные пожарной безопасности, устраивать театрализованные сценки с участием самих детей. Такая форма подачи материала считается наиболее эффективной и будет восприниматься малышами лучше.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-7-Zanyativ-detskom-sadu-s-pozharnym.jpg

Правила поведения в критической ситуации

Важно не только постоянно повторять, как нужно обращаться с пожароопасными вещами, но и объяснять, как правильно вести себя при возникновении пожара. Возгорание может возникнуть по независимых от человека условий. Правильное поведение в критической ситуации может спасти жизнь .

Что делать, если рядом нет взрослых

Ребенок должен знать, что тушение пожара – это дело взрослых. Ребенок не должен предпринимать никаких мер. Но научить малыша набирать на телефоне 01, чтобы сообщить о возгорании, это обязанность каждого взрослого.

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению включает в себя изучение и закрепление основных правил действия при возгорании:

  • Нельзя поддаваться панике.
  • В первую очередь набрать 01, сообщить свое имя и точный адрес.
  • Сообщить о происшедшем соседям.
  • Не пытаться погасить огонь самостоятельно, сразу же покинуть помещение, прикрыв нос влажной тканью.
  • Если нет возможности выйти из квартиры, нужно выбежать на балкон, плотно закрыть дверь и позвать на помощь взрослых.

Обратите внимание! Категорически запрещено во время пожара пользоваться лифтом .

Что делать, если загорелась одежда на человеке

Детям важно объяснить правила поведения при возгорании одежды. Они должны знать, что в этот момент категорически нельзя бежать. Огонь будет разгораться еще сильнее. Нужно постараться как можно быстрее сбить пламя, упасть на землю, кататься, чтобы затушить.

Если человек находится в помещении, нужно набросить на него плотное одеяло, чтобы преградить доступ кислорода к пламени.

Памятка для детей при возникновении пожара

Сотрудники МЧС рекомендуют не только регулярно включать в план занятий в детских садах уроки про ППБ, но и обеспечить наглядные презентации. У детей перед глазами всегда должно быть визуальное изображение правил поведения при возгорании.

Памятка может быть сделана как в виде плаката, так и в виде поделок, которые могут сделать сами малыши.

Правила пожарной безопасности для детей – важный элемент познавательной деятельности в ДОУ. От того, как малыш освоит материал и сможет его применить в случае критической ситуации на практике, может зависеть жизнь.

Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре

Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители дома. Грамотное поведение по предотвращению и во время возникновения критической ситуации может спасти жизнь.

Правила пожарной безопасности для детей

Вопрос безопасности очень важен, поэтому к нему нужно привлечь максимальное внимание. Чтобы заинтересовать дошкольников, лучше всего материал преподносить в виде плакатов и иллюстраций.


Знания по пожарной безопасности

Основные правила в быту:

  • Малыш должен с раннего детства знать, что спички не игрушка. Даже маленькая искорка может вызвать большое воспламенение.
  • Нельзя пользоваться электрическими приборами без присмотра взрослых.
  • Перед уходом из дома важно проверить, выключены ли все приборы и плита.

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно.


Детей какого возраста следует обучать пожарной безопасности

Начинать обучение пожарной безопасности нужно в возрасте двух лет. С этого момента можно знакомить кроху с предметами, которые находятся в доме, рассказывать их предназначение. При знакомстве с пожароопасными предметами нужно дать понять, что за ними кроется опасность.

Начиная с трех лет, малыш становится более самостоятельным, он пытается всячески подражать взрослым. В этот момент родителям важно приучить его к тому, что есть обязанности, которые можно выполнять только взрослым.

Основные причины возникновения пожаров

Прежде, чем вести с детьми разговоры о правилах противопожарного поведения, нужно рассказать им о причинах, по которым может возникнуть пожар. Должно сформироваться понимание, что возгорание возникает не только от спичек по вине детей, но и по независимым от человека обстоятельствам. К ним относятся:

  • Неправильная эксплуатация электрических приборов.
  • Пользование поломанными розетками.
  • Включение одновременно мощных электроприборов.
  • Неосторожное разведение огня.
  • Оставленные включенными электрические приборы.
  • Неаккуратное обращение с фейерверками, хлопушками.

Обратите внимание! Дети с раннего детства должны понимать, что чаще всего причиной пожара становится беспечность людей. Это 90% всех случаев.

Памятка для детей во время возникновения пожара

Ребенка важно учить не только противопожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания. Не всегда меры предосторожности помогают избежать пожара. Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия.

Важно! Нужно акцентировать внимание на то, что все действия во время распространения огня должны быть оперативными. Нельзя пытаться затушить возгорание самостоятельно, нужно сразу же обратиться за помощью к взрослым.

Если покинуть дом уже не получается, нужно найти комнату с окном, в которой нет огня и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать форточки, так как они создают условия для более быстрого разгорания.


Мероприятия по пожарной безопасности с детьми в ДОУ

Задачей родителей и воспитателей является помощь ребенку в познании окружающего мира. Взрослые должны уделять особое внимание знакомству детей с опасностями, которые их могут ожидать.

С раннего возраста в детском саду по ФГОС предусмотрены занятия по пожарной безопасности. Их целью является формирование у детей навыков правильного поведения как в быту, так и при возникновении критической ситуации.

План мероприятий по пожарной безопасности в ДОУ

Большую роль в образовательной программе играет разработка программы. Разработка плана по разработке проекта включает в себя:

  • Знакомство родителей и детей с целями программы.
  • Проведение анкетирования среди родителей.
  • Привлечение их к подбору материалов для изготовления наглядного материала.
  • Организация совместной работы по созданию плакатов.
  • Подбор и чтение художественной литературы по ПБ.
  • Работа с дидактическими играми по тематике.
  • Создание презентации.
  • Подбор материалов для проведения экспериментов и опытов.

Обратите внимание! Одним из эффективных методов образовательного процесса считается проведение открытого урока в средних и подготовительных группах. Они могут быть организованы в виде театрализованного представления.

В завершении проведения всех мероприятий должно проводиться обобщение с подведением итогов. На данном этапе воспитатель должен обратить внимание на то, как дети освоили пройденный материал.

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в средней группе

В средней группе полученные знания должны расширяться. Дети усваивают, что огонь может быть другом только в том случае, если с ним правильно обращаться. При малейшей ошибке – это самый страшный враг.

Ребят знакомят с работой пожарной службы более детально. Любой материал подается в игровой форме.


Формы проведения занятий по пожарной безопасности в младшей группе

Вся занятия проводятся исключительно только в игровой форме, должны привлекаться сказочные герои, использоваться игрушки. Весь материал должен преподноситься в форме, доступной для восприятия детского возраста. Важно использовать максимально возможные методы наглядности,

Поведение для самых маленьких: что делать, если начался пожар

С раннего возраста детей нужно знакомить с первыми признаками, которые указывают на начало возгорания. Ребенок должен понимать, если появляется запах или дым, эти признаки игнорировать нельзя.

Важно! Ребенок должен знать кого-то из надежных соседей, к которым можно обратиться за помощью!

Если источник возгорания находится дома, пытаться потушить самостоятельно не стоит. Нужно позвонить 01, поставить в известность взрослых. Дети должны четко знать, что нельзя тушить огонь от бытовых электрических приборов водой.


Форма закрепления материала

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению

Безопасность при пожаре для детей основана на формировании у дошкольников основ, которым необходимо следовать в критических ситуациях. Воспитанники получают начальные знания в процессе игр, участия в тематических, спортивных мероприятиях. Работа воспитателей должна быть совместной с родителями. Важно добиться единства взглядов, чтобы нормы были усвоены правильно.

Обратите внимание! Формы подачи материала могут быть разными. Все зависит от профессионализма воспитателя и возраста детей.

Пожарная безопасность в быту для детей

С раннего возраста дети должны знать правила поведения с электрическими приборами и воспламеняющимися предметами дома. Формируется понятие о том, что нельзя играть спичками, баловаться с розетками.

Что делать при пожаре детям в помещении: в доме, квартире

Даже при соблюдении всех мер безопасности никто не может полностью застраховать себя от возникновения критических ситуаций. Помимо профилактических мероприятий важно проводить с детьми беседы о правилах поседения во время пожара.

Если возникло возгорание необходимо:

  • быстро выбежать из квартиры;
  • сообщить о пожаре соседям;
  • вызвать 01.

Если выйти из помещения уже невозможно, необходимо взять мокрую ткань для защиты дыхательных путей. По возможности нужно выбраться на балкон.


Правила поведения при пожаре

Что нельзя делать при пожаре

Кроме того, что можно делать во время возгорания, дети должны знать перечень действий, которые категорически запрещены:

  • нельзя поддаваться панике;
  • пытаться спасти игрушки, рискуя своей жизнью;
  • тушить огонь самостоятельно;
  • прятаться под кроватями и в шкафах;
  • заходить в лифт.

Важно! Нужно объяснить детям, что нельзя открывать окна, прыгать с балкона!

Пожарная безопасность на улице

Опасное возгорание может возникнуть не только дома, но и на улице. Например, можно столкнуться с горением сухой травы. Во время обучения детям рассказывают о том, как правильно разводить костры, о необходимости убирать за собой мусор, бумаги, легковоспламеняющиеся предметы. Полученный материал закрепляют в игровых формах и в творчестве. Можно предложить детям нарисовать рисунок по тематике или раскрасить картинки, создать аппликации. По итогам организуется выставка работ.

Противопожарное поведение в лесу

Знать правила поведения дети должны не только в быту, но и на природе. Дошкольники могут выезжать организованными группами с воспитателями на природу. Не всегда такой отдых безопасен, так как лесные пожары считаются одним из самых разрушительных бедствий.

Отпуская детей в лес с группой, нужно провести с ними инструктаж по вопросам безопасности:

  • Ребенок должен знать, что огонь с разведенного костра может очень быстро перекинуться на сухую траву. Ее нужно сразу же затушить с помощью песка, воды или одежды.
  • Если не удается справится с возгоранием, нужно как можно быстрее покинуть опасную зону и вызвать пожарных.

Убегая от огня, нужно учитывать направление ветра!

Фейерверки – не игрушка детям

Неизменные атрибуты новогодних праздников – красочные фейерверки привлекают детское внимание, но представляют собой огромную опасность. Родителям необходимо приучать детей с раннего детства, что к пиротехнике нельзя подходить без взрослых. Она должна храниться только в недоступном для малышей месте.

Особый контроль осуществляется за продажей пиротехнической продукции. Ее можно приобрести только с 14 лет, некоторые изделия разрешены к продаже только с 18 лет.

Важно! Родители должны использовать фейерверки только строго в соответствии с инструкцией производителя.

Детям о пожарной безопасности

В детских садах большое внимание уделяется занятиям по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. Часто устраиваются уроки, приглашаются представители МЧС, которые на пособиях, стендах рассказывают детям об угрозах пожара.

Детям с раннего возраста нужно рассказывать, что пожар – это страшное явление, которое угрожает не только материальным ценностям, но и жизням людей.

В детских садах рекомендуется проводить открытые уроки, посвященные пожарной безопасности, устраивать театрализованные сценки с участием самих детей. Такая форма подачи материала считается наиболее эффективной и будет восприниматься малышами лучше.


Встреча с сотрудниками в МЧС в саду

Правила поведения в критической ситуации

Важно не только постоянно повторять, как нужно обращаться с пожароопасными вещами, но и объяснять, как правильно вести себя при возникновении пожара. Возгорание может возникнуть по независимых от человека условий. Правильное поведение в критической ситуации может спасти жизнь.

Что делать, если рядом нет взрослых

Ребенок должен знать, что тушение пожара – это дело взрослых. Ребенок не должен предпринимать никаких мер. Но научить малыша набирать на телефоне 01, чтобы сообщить о возгорании, это обязанность каждого взрослого.

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению включает в себя изучение и закрепление основных правил действия при возгорании:

  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. В первую очередь набрать 01, сообщить свое имя и точный адрес.
  3. Сообщить о происшедшем соседям.
  4. Не пытаться погасить огонь самостоятельно, сразу же покинуть помещение, прикрыв нос влажной тканью.
  5. Если нет возможности выйти из квартиры, нужно выбежать на балкон, плотно закрыть дверь и позвать на помощь взрослых.

Обратите внимание! Категорически запрещено во время пожара пользоваться лифтом.

Что делать, если загорелась одежда на человеке

Детям важно объяснить правила поведения при возгорании одежды. Они должны знать, что в этот момент категорически нельзя бежать. Огонь будет разгораться еще сильнее. Нужно постараться ка можно быстрее сбить пламя, упасть на землю, кататься, чтобы затушить.

Если человек находится в помещении, нужно набросить на него плотное одеяло, чтобы преградить доступ кислорода к пламени.

Памятка для детей при возникновении пожара

Сотрудники МЧС рекомендуют не только регулярно включать в план занятий в детских садах уроки про ППБ, но и обеспечить наглядные презентации. У детей перед глазами всегда должно быть визуальное изображение правил поведения при возгорании.

Памятка может быть сделана как в виде плаката, так и в виде поделок, которые могут сделать сами малыши.

Правила пожарной безопасности для детей – важный элемент познавательной деятельности в ДОУ. От того, как малыш освоит материал и сможет его применить в случае критической ситуации на практике, может зависеть жизнь

Знание пожарной безопасности поможет дошкольникам правильно повести себя в экстремальной ситуации

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Воспитатель демонстрирует малышам пожарную машину и атрибуты пожарного

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Дошкольники демонстрируют свои рисунки

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Сотрудник пожарной службы в детском саду

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Инсценировка тушения пожара

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Дошкольники разыгрывают с помощью игрушек сцену тушения пожара

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

Познавательные занятия

Детям об огне: плакат для ДОУ

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Рисунки и поделки дошкольниов на тему пожара

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Дети в пожарной части

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Дошкольники рассматривают пожарную машину

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Воспитатель демонстрирует дошкольникам опыт с огнём

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Пожар в лесу

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

С.Я. Маршак

Спички — лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт —

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Спички опасны,
Их только тронь —
Дети грозят пальчиком
Сразу появится
Яркий огонь!
Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками
Сначала маленький, Руки перед собой
А потом большой, большой! Руки вверх, шевелят пальчиками
Подул ветерок Дуют
И огонь погас. Опускают руки
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий
Стоят на правой ноге
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый
Стоят на левой
Руку левую к груди
И огонь скорей туши
Имитируют работу пожарным рукавом

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

  • Посмотрите, это хитрые сестрички —
    Очень тоненькие спички.
    Опасны они — вы так и знайте!
    И спичками никогда не играйте!
  • С ними вы не играйте,
    Их вы не зажигайте!
    Спичками играть нельзя!
    Вы запомните это друзья!
  • Дон — дон- дон
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит курица с ведром,
  • Но не добежала,
  • Воду расплескала.
  • Дон-дон-дон,
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит уточка с ковшом,
  • Да ковш уронила,
  • Воду-то разлила.
  • Дон-дон-Дон,
  • Погорел кошкин дом.
  • Где теперь кошечке жить?
  • Ёжик, ёжик, где ты был?
  • Долго по лесу бродил. дети сжимают и разжимают кулачки
  • Встретил белку и синичку,
  • Мишку встретил и лисичку, загибают пальцы
  • Всех, кого нашёл в бору,
  • Пригласил в свою нору. сжимают кулачки, изображая норку

Картотека игр по теме пожарной безопасности

Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.

Дидактические печатные игры

Их можно приобрести в магазинах или же изготовить своими руками, проявив фантазию и творчество. Можно взять за основу следующие варианты.

Речевые игры

Сюжетно-ролевые игры

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности

Кошкин дом: пластилинография Не шути с огнём! Пластилинография Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности

Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком) Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги Отважный пожарный: поделка из ткани Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

На объекте ДОУ должны быть плакаты

Последовательность действий при возгорании в детском саду

Инструкция по эвакуации детей при пожаре в детском саду предлагает рекомендации для каждого сотрудника: от заведующего до дворника. Согласно занимаемой должности они занимаются одним из пяти этапов:

  1. Объявление тревоги делает тот работник, который обнаружил возгорание в детском саду.
  2. Вызов служб на помощь входит в компетенции руководства, на происшествие должны быть вызваны МЧС, медицинские работники и милиция.
  3. Эвакуировать, то есть выводить детей с объекта должен педагог, это входит в перечень действий воспитателя при пожаре в детском саду.
  4. Все эвакуированные должны собраться в специальном месте, дети не должны оставаться без контроля взрослых.
  5. Завершаются мероприятия перекличкой, каждый ребенок и сотрудник должен быть назван и откликнуться.

Важно! Каждый работник должен четко знать свои обязанности. Например, если воспитатель группирует и выводит детей из здания, то в зимний период его помощник собирает вещи и выносит их вслед за детьми. Затем оба взрослых одевают воспитанников.

На заметку! На учебной эвакуации в детском саду взрослые должны добиться понимания у детей, в том числе и в ситуации, если ребенок остался в горящем здании без взрослых. Так, он не должен выпрыгивать в окно, а звать на помощь. В помещении не нужно прятаться от огня, иначе пожарники не смогут найти ребенка. Эти навыки дети должны получить еще до школы.

Действия воспитателя

Непосредственно эвакуация детей при пожаре в детском саду ложится на плечи воспитателя. Он обязан знать алгоритм правильных действий во всех формах: во время дневного отдыха, на утреннике или на спортивных занятиях. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в дошкольном учреждении предписывает воспитателям:

  • не подаваться панике самому и успокаивать детей;
  • собрать детей и убедиться, что на путях эвакуации нет огня и сильного задымления;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут эвакуации, согласно ситуации;
  • если пути безопасны, следует построить детей, пересчитать их и взять журнал. Где ведется посещаемость;
  • дети должны идти по двое, взявшись за руки, воспитатель ведет их, помощник завершает вереницу;
  • провести перекличку и находится неотлучно от группы до прибытия служб спасения;
  • если безопасного маршрута не существует, необходимо обеспечить каждого ребенка мокрой повязкой, предложить им присесть, а при звуках пожарных машин, немедленно подать сигнал, чтобы бойцы первым делом занимались спасением детей.

В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей

Читайте также: