Анализ стихотворения встреча кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой "Песня последней встречи" было написано в тысяча девятьсот одиннадцатом году. Эта дата связана со становлением Ахматовой как профессиональной поэтессы. Заручившись поддержкой своего мужа Николая Гумилёва, Анна отдаёт свои стихи в литературные журналы, где они с успехом печатаются. Уже в её раннем творчестве чувствуется её неповторимый стиль, выражающийся во многих особенностях её произведений.

Название "Песня последней встречи" намекает нам о трагичности описываемых событий: расставание двух любящих или любивших друг друга людей. Стихотворение написано анапестом, что придаёт произведению особую мелодичность. Благодаря такому стихосложению произведение в самом деле можно назвать песней. Это же ощущение напевности создают плавная, спокойная интонация и размеренный ритм, которые как нельзя лучше подходят для выражения тонких душевных мотивов.

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший. В первых двух поэтесса описывает смятение и внутренние, невысказанные переживания лирической героини, здесь же начинается её диалог с "шёпотом осенним". Последняя строфа подводит итог всему произошедшему: героиня глядит на дом, где, возможно, когда-то была счастлива. Таким образом, сюжет состоит из ряда взаимосвязанных эпизодов. Каждый из них призван отразить внутреннее состояние героини. Для этой же цели поэтессой используются простые, но запоминающиеся средства выразительности: эпитеты ("беспомощно","равнодушно-жёлтым"), метафора ("грудь холодела"). Кроме того, в третьем четверостишье присутствует олицетворение - перед героиней оживает сама осень.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт. Николай Михайлович Рубцов, по словам современников, был блистательной надеждой русской поэзии. Стихи Николая Рубцова построены на лирических напевах и несут любовь к самобытности земли русской.

  • Николай Рубцов ~ Журавли (+ Анализ) - 20.01.2022
  • Николай Рубцов ~ Медведь (+ Анализ) - 20.01.2022
  • Николай Рубцов ~ Ответ на письмо (+ Анализ) - 20.01.2022

Николай Рубцов

p, blockquote 1,0,1,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

– Как сильно изменился ты! –
Воскликнул я. И друг опешил.
И стал печальней сироты…
Но я, смеясь, его утешил:
– Меняя прежние черты,
Меняя возраст, гнев и милость,
Не только я, не только ты,
А вся Россия изменилась.

p, blockquote 3,1,0,0,0 -->

Дата создания: 1966 г.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но и постоянно возвращался на свою малую родину, которая давая ему силы для творчества. После поступления в Ленинградский литературный институт поэт несколько лет не бывал в родных краях. Когда же в 1966 году он снова приехал в Няндому, то в прямом смысле слова не узнал этот небольшой сибирский городок, где вовсю шло строительство новых домов и предприятий.

p, blockquote 5,0,0,1,0 -->

Что именно хотел сказать этой простой и обыденной фразой поэт? Чтобы понять это, нужно заглянуть во внутренний мир поэта, который был далек от политики, но при этом оставался романтиком. Его мало интересовали такие вопросы, как смена власти в стране и новый курс партии, которая сперва развенчала культ Сталина, а затем подвинула с пьедестала Хрущева. Автор обращал внимание на внешние проявления подобных перемен, которые выражались в простых и обыденных вещах. Грандиозная стройка по всей стране, освоение новых территорий, приход цивилизации в маленький сибирских городок, где еще недавно царил патриархальный уклад жизни, размеренный и подчиненный своим законам – все это действительно впечатлило Рубцова. Он не был готов к тому, что вместо привычных улочек с утоптанной землей увидит асфальтированные дороги, по которым мчатся груженые стройматериалами машины. Все вокруг менялось и преображалось с удивительной быстротой. Однако сам поэт не стремится дать оценку происходящему. Он лишь отмечает, что прошлое, которое было ему так дорого, очень скоро останется лишь в его воспоминаниях, равно как и образы близких людей . Подобные перемены не пугают и не радуют автора. Рубцов относится к ним, как к неизбежности, и воспринимает все, что происходит, с философской отрешенностью, понимая, что не в силах повернуть время вспять.

Смысл стихотворения Рубцова

Смысл книги

В стихотворении автор встречает старого друга, под которым подразумевает родной город. Кроме того, затронуты темы изменений в России, в том числе и изменения самих людей. Рубцов сразу же нам говорит о том, что изменений бояться не стоит, все в нашем мире подвержено им, поэтому нужно научится принимать это явление.

Автор решил построить свое стихотворение в форме диалога. Он беседует с лирическим героем, другом, которого давно не видел. В тексте нет ни одного имени. Автор забывает поздороваться со своим собеседником, а сразу удивляется, как тот изменился. Друг понимает свои изменения, но не принимает их, для него самого это неприятно. Видя смятение в глазах, автор пытается успокоить его, отмечая, что в мире меняется все — люди, общество, различные мелочи появляются в повседневной жизни. В конце он заявляет, что в корне изменилась и сама Россия. Говоря так о друге, он намекает на свой родной город, который за столько лет претерпел массу новшеств.

Не удивительно, что на весь этот текст так мало средств выразительности, ведь главная роль тут отдана диалогу. Единственное, что заметно на этом фоне — гипербола о том, что изменилась вся Россия. Ведь автор с точностью не может утверждать, что изменилась вся страна. Для него сейчас впечатления настолько яркие, что кажется, будто изменилось все вокруг.

Герой поражен увиденным, поэтому в его речи можно увидеть больше всего восклицаний, его предложения чаще всего оборваны, не закончены. А вот у другого участника диалога не просто оборванные предложения. По его эмоциям легко понять грусть и некоторую ностальгию. Он как будто намекает, что над всем тем, что он выразил или сказал, стоит задуматься еще раз.

В целом, стихотворение наполнено грустью по ушедшему, но останавливать изменения тоже нельзя. К ним попросту нужно привыкнуть.

Довоенное творчество невероятно прекрасно. Оно пропитано жизнелюбием и наивностью, кажущимися нам, смотрящим на жизнь счастливых и мирных людей из пережившего две мировые войны будущего, парадоксальным. Нет ничего печальнее, чем наблюдать героя, обретающего счастье, но не имеющего возможности сохранить его в будущем. Ярким примером сентиментальной, уверенной в вечном мире, занятой только личными проблемами поэзии является ранее стихотворение Анны Ахматовой “Песнь о расставании”, анализ которого (по плану) представляет Вам Многомудрый Литрекон, искренне уповающий на то, что чья-то алчная рука сейчас не занесена над большой красной кнопкой.

История создания

Жанр, направление, размер

Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:

  • простой человек в качестве лирического героя;
  • поэтический параллелизм;
  • вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.

Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.

  • описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
  • делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).

В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.

Композиция

Меняются лишь образы, наблюдаемые читателем:

Образы и символы

Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.

Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу. Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.

Темы, проблемы, настроение

  1. Тема любви. Тема любви всегда оставалась центральной в творчестве Ахматовой. Как все счастье и горе поэтессы было связано и созависимо с любовью, так и героиня стихотворения расплачивается за обладание искренними чувствами, становясь жертвой судьбы, уродующей, по классике жанра, беззащитные в своей чуткости сердца.
  2. Тема разлуки. Тема разлуки освещалась Ахматовой особенно трепетно: все ее любимые люди были безнадежно оторваны от нее росчерком в досье (сын — Лев бесконечно заключался и перезаключался в трудовые лагеря, последний муж — Н. Пунин — был взят под стражу в 1930-м). Поэтесса, как никакой другой человек знала, каково это — вечная мучительная разлука, опускающаяся до наивного, детского, страждущего ожидания. Ожидания родного силуэта, появляющегося на горизонте, ожидания знакомого шума открывающейся двери, ожидания чуда.
  3. Тема фатализма. Данная тема даже не разворачивается до аналитических или критических суждений: для Ахматовой бесспорна решающая роль судьбы в жизненном пути человека. Все что он переживает: любовь, разлука, боль, зависть — все, в понимании поэтессы, предначертано ему судьбой. Так уж сложилась жизнь Ахматовой, попавшей под влияние независящих от нее обстоятельств, сгонявших людей в трудовые лагеря, пронзавших свинцом их души.

Основная идея

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Средства выразительности

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Автор: Иван Лейтман

Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 30.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Анализ Песня последней встречи

Анна Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Я ответила: «Милый, милый —

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Краткий анализ произведения

Отличительной особенностью любовной лирики Ахматовой была ее исключительная правдоподобность. Создавалось ощущение, что поэтесса описывает свои собственные чувства и переживания. Учитывая реальную жизнь, можно только поразиться, насколько удачно Ахматовой удавалось воплотиться в чужом облике.

Ахматова придает большое значение этому. Переживания человека имеют очень личный характер и не могут найти отклика в окружающих.

Мне нравится 97

Подробный анализ стихотворения

Глубокий психологизм – важнейшая особенности лирики Ахматовой. В лаконичной форме она передаёт сложный мир человеческой души. В её поэзии отразилось всё психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.

Сюжет прост. Лирическая героиня уходит от любимого. Попытаемся разобраться, в чём причина разлуки. Первая строфа передаёт внутреннее состояние героини, а первые две строки построены на антитезе:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Внутренняя растерянность героини, смятение души показаны с помощью сильной эмоционально – психологической детали:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Так вновь показано, что вместе с утратой любви, бесповоротным решением и смятением души героиня теряет чувство пространства и реальности, словно всё происходит во сне, словно она не верит во всё происходящее.

Привычный мир рушится на её глазах, она уходит в мрак осенней ночи – в неизвестность. Внутреннее состояние героини переносится на окружающий мир, художественное пространство расширяется:

Между клёнами шёпот осенний

…Милый, милый! И я тоже умру с тобой…

Жёлтый цвет ассоциируется и с изменой, и с чем-то нездоровым, раздражающим. Причина разлуки одна – любовь ушла и её не вернуть. Стихотворение написано дольником, который имитирует эмоциональную разговорную речь. Звучание стиха напоминает перехваченный дыханием, прерывающийся голос героини, переживающей страшную утрату.

Мне нравится 33

Сочинение о Песне последней встречи

Стихотворение поражает своей эмоциональностью и внутренней напряженностью переданных поэтессой чувств. Название стихотворения концентрированно и поэтично отражает его содержание: это последнее свидание лирической героини с любимым человеком, с которым она, возможно, рассталась по его инициативе.

Мастерством А. Ахматовой можно только восхищаться. Она умела приручать самые тонкие оттенки бурных чувств и надевать на них уздечку бытовых деталей.

Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы. Эти строки намного короче трех предшествующих.

Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены.

Таким образом, стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по-своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе.

Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того, что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

В самом начале же стихотворения Ахматова отображает душевное состояние своей героини:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки…

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!…

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Я ответила: «Милый, милый!

Таким образом, лирическое стихотворение, повествующее о переживаниях героини в момент разрыва отношений с любимым, детализируется и обрастает подробностями, из которых можно сделать вывод о месте действия, времени (это происходит осенью) и о том, какое воздействие на героиню оказало происшедшее.

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать, или уехал…

Видимо, лирической героине каждый день приходили письма от ее любимого человека, а сегодня это не произошло. Размышляя о том, почему нет письма, она строит предположения, по какой причине он не написал ей: либо уехал, либо просто забыл.

Обе причины дают повод говорить о том, что пылких и страстных отношений между влюбленными уже нет — влюбленный человек не забудет об объекте своей любви, и уж тем более, собираясь уехать, обязательно известит об этом. Героиня осознает это.

Она смотрит в окно, за которым — весна, в заливе качаются корабли. Однако она не любуется картиной увиденного, а скорее, погруженная в размышления, отмечает все это чисто машинально. Героиня вспоминает начало их отношений:

Он был со мной еще совсем недавно.

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой…

Любовные отношения, как мы видим, длились недолго — наступает весна, и героиня предчувствует скорое расставание. Она сожалеет о том, что все идет на спад, и горше становится от того, что именно весной это случается, когда все вокруг оживает и каждый человек ожидает чего-то светлого:

Теперь весна, и грусть весны отравна…

Свою боль героиня описывает так:

Я слышу: легкий трепетный смычок.

Как от предсмертной боли, бытся, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк…

Она понимает то, что отсутствие письма от любимого значит только одно — потерю интереса к ней, охлаждение чувств, и героиня начинает задумываться о том, как ей пережить разрыв.

С истинным мастерством Анна Ахматова в своих стихотворениях могла не только описать то чувство, которое волнует ее лирическую героиню в данный момент, но и выстроить повествование так, что ее небольшие стихотворения критики сравнивали с русской психологической прозой XIX века.

Таким образом, творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи.

Читайте также: