Конаржевский ю а педагогический анализ учебно воспитательного процесса и управление школой

Обновлено: 05.07.2024

В своей педагогической деятельности учитель в среднем даёт более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 процентов учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.

Ю.А. Конаржевский отмечает, что сегодня появилось немало уроков, в которых отсутствуют чёткие границы его этапов. Поэтому опорными компонентами для анализа таких уроков он берёт не этапы, а учебно-воспитательные моменты (УВМ) и создаёт универсальную технологию анализа любого урока через УВМ. УВМ при этом рассматривается учёным как наименьшая, неделимая, целостная совокупность, позволяющая получить законченный результат.

  1. Характеристика класса. Здесь рассматривается структура межличностных отношений, недостатки биологического развития учащихся, недостатки их психического развития. Далее идёт характеристика развития психических свойств, анализ недостатков подготовленности учащихся класса и др.
  2. Внешние связи урока. Устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме.
  3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ). С опорой на характеристику класса отмечается, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках. Какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества развивать.
  4. Характеристика замысла урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала (СУМ), каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД), каким образом будут достигнуты цели урока.
  5. Морфологический аспект самоанализа. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика УВМ и их УВЗ, объединение УВМ в этапы.
  6. Структурный аспект самоанализа. Подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора).
  7. Функциональный аспект самоанализа. На основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО и ФОПД учащихся устанавливается механизм формирования конечного результата урока. Определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся формированию конечного результата урока (КРУ).
  8. Аспект оценки КРУ. Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке. Выводы и самооценка урока.
  • Познавательный аспект: сформировать умение делить обыкновенные дроби;
  • Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности, мышления и творческих способностей учащихся (развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, поэтому этот аспект ТЦУ ставлю ко всей изучаемой теме).
  • Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность).

Дидактические материалы к уроку:

План урока

Самоанализ урока

1. Характеристика класса.

В 6 классе обучается 25 учащихся. Он сформирован с пятого класса заново, на лидерство претендуют несколько учеников. Трое учащихся имеют ослабленное зрение, один обладает чрезмерной возбудимостью. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у двух учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, проявляют неорганизованность.

2. Внешние связи урока.

3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цели урока поставлены мною выше. Следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников. Интерпретация познавательного аспекта ТЦУ для учащихся: вывести правило деления обыкновенных дробей и научиться их делить. В ходе урока они сами её ставят (на 3-ем УВМ). Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

4. Характеристика замысла урока (план).

Исходя из целей урока, было запланировано 9 учебно-воспитательных моментов (УВМ). Изучение новой темы базируется на двух умениях: умножать дроби и находить дробь, обратную данной, поэтому отдельно отведено время урока повторению этих правил.

Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Ранее учащиеся составляли неоднократно алгоритмы по изученным правилам.

Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу, через использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, тестирование, поисковый метод, Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.

5. Морфологический аспект самоанализа.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

На 9-м УВМ ребята с большим интересом анализировали свой путь познания на уроке, отмечая самое интересное. Тут же было прокомментировано домашнее задание.

6. Структурный аспект самоанализа.

Интеллектуальное затруднение, с которым встретились мои ученики в ходе решения проблемной задачи, снималось в группах. Созданное поле взаимодействия удачно решило задачу осознания всеми учениками цели урока. (3-й УВМ).

Разрешение проблемной ситуации поисковым методом через групповую форму организации познавательной деятельности (ФОПД) оправдано, так как, во-первых, постановка и разрешение проблемы развивает логическое мышление, интеллектуальную активность. Во-вторых, так организованная учебная деятельность позволила включить в работу всех учащихся, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу через творческую атмосферу в группах. (4-й УВМ).

Несколько утомительными оказались 5 и 6-й УВМ. Возможно, здесь стоит подумать об игровых методах.

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы, взаимопроверок и т. д.

Познавательный аспект триединой цели урока: формирование умения делить обыкновенные дроби красной нитью прошёл через все УВМ.

8. Аспект оценки КРУ.

В основе творческого труда учителя лежит умение анализировать свою педагогическую деятельность, прежде всего урок. Наивно думать, что научиться самоанализу урока легко. Этому надо учиться настойчиво и систематически. У меня получился осмысленный самоанализ урока только с третьего раза. Я встречала в своей педагогической деятельности, длиною в 40 лет, множество различных схем анализа уроков, но только этот алгоритм самоанализа урока через УВМ по Ю.А. Конаржевскому даёт мне возможность чётко планировать и предвидеть результаты своего труда.

А ещё это самый сильный инструмент от необоснованных нападок отдельных проверяющих.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое наследие Ю.А. КонаржевскогоВыполнила магистрант 2 курса, групп.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическое наследие Ю.А. КонаржевскогоВыполнила магистрант 2 курса, групп.

Педагогическое наследие Ю.А. Конаржевского
Выполнила магистрант 2 курса, группы МПО
Шлепотина Л.А

Юрий Анатольевич КонаржевскийПедагог, организатор в системе образования, докт.

Юрий Анатольевич Конаржевский
Педагог,
организатор в системе образования,
доктор педагогических наук, профессор,
участник Великой Отечественной войны, первый ученик-соискатель Т.И. Шамовой и по словам самой Татьяны Ивановны, именно этот её первенец превзошёл своего учителя.

Главное предназначение руководителя – в создании систем и управления ими, а.

Главное предназначение руководителя – в создании систем и управления ими, а для этого нужно научиться и системно мыслить: современно, исторично, широко, изобретательно, точно и однообразно одновременно, видеть необычайное в обычном, соединять не соединяемое, уметь видеть перспективу, смело заглядывать вперёд и при этом пристально всматриваться в прошлое……

В 1981г. в МГПИ им. В.И.Ленина защитил докторскую диссертацию «Педагогическ.

Выдающийся учёный, он внёс огромный вклад в теорию и практику системного рассмотрения процесса управления образованием.

Юрий Анатольевич разработал концепцию внутришкольного управления, обосновал управленческий цикл и роль каждой его функции, такие методологические подходы к управлению школой, как системный, человекоцентристский, проблемно – функциональный, программно – целевой.

Лозунг Юрия Анатольевича «Вперёд и только вперёд! В науке промедление и заст.

Особого внимания заслуживают научные труды: «Педагогический анализ урок.


Особого внимания заслуживают научные труды:

Юрий Анатольевич – автор свыше 100 научных работ, в том числе 8 монографий.

Юрий Анатольевич – автор свыше 100 научных работ, в том числе 8 монографий, ставших педагогической классикой.

Он один из первых в нашей стране осознал необходимость и значимость теории управления для такой специфической области деятельности, какой является сфера образования со всеми его многочисленными учреждениями, управленческими органами и разнообразными структурами.
Именно анализу различных сторон школьной жизни посвящены работы Юрия Анатольевича.

Что же такое педагогический анализ? Конаржевский дал ему следующее определен.

Целью оперативного анализа является ежедневный анализ основных показателей у.

Целью оперативного анализа является ежедневный анализ основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогического процесса и вскрыть причины их жизнедеятельности.

И, наконец, итоговый анализ – наиболее сложный, производимый после завершения какого – либо отчётного периода учебного года и направленный на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты функционирования школы за отчётный период, а также изучение причин, породивших эти факторы.

Это ли не готовые модели анализа школьной жизнедеятельности для сегодняшних руководителей ОУ?

Освоение системного подхода в практике управления школой позволило Конарже.

Освоение системного подхода в практике управления школой позволило Конаржевскому рассматривать школу как многоцелевую, многоуровневую социально-педагогическую систему, требующую системного управленческого воздействия.

Именно ему принадлежит приоритет в применении системного подхода к практике и теории управления образованием.

Что же такое системный подход, по мнению Конаржевского, и что даёт овладение.

Что же такое системный подход, по мнению Конаржевского, и что даёт овладение им руководителю школы?

Системный подход в управлении школой - это прежде всего видение объекта и процесса управления как системы, т.е. осознанное, мысленно – конкретное представление школы и процесса управления ею как сложных, целостных, динамических систем.

Овладение системным подходом руководителем школы лежит в основе формировани.

Овладение системным подходом руководителем школы лежит в основе формирования его профессионального управленческого мышления.

Каждый руководитель школы – это в первую очередь создатель и конструктор систем: системы организационных отношений в педагогическом и ученических коллективах, системы управления формированием качества знаний, системы обобщения и распространения передового педагогического опыта, системы работы с родителями, системы воспитательной системы и т.д. – эти и многие другие должны не просто называться системами, а создаваться, формироваться, развиваться руководителем школы.

Юрий Анатольевич дал подробное описание двух течений в теории педагогическо.

Юрий Анатольевич особо акцентировал внимание на умении учителя вести самоана.

Вопросы миссии школы, её цели, общая педагогическая политика школы, кодекс.

Конаржевский первым пытался представить управленческую деятельность руководи.

Были определены пять закономерностей, которые необходимо заложить в основу п.

Были определены пять закономерностей, которые необходимо заложить в основу поведенческого аспекта концепции внутришкольного управления:

2. Демократичность управления, в основе которого лежит активное и инициативное включение в процесс управления учителей и учащихся при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей.

Аналитичность управления. Целенаправленность управления. 5. Вооружённость.

5. Вооружённость аппарата управления умением осуществлять разнообразные виды управленческой деятельности. Уровень знаний, управленческого опыта, специальной управленческой подготовки менеджеров аппарата управления не может быть ниже, чем объём и сложность процессов, с которыми им приходится сталкиваться в процессе управления школой.

Опираясь на потребности школы, а также на опыт менеджмента в работе с персон.

Опираясь на потребности школы, а также на опыт менеджмента в работе с персоналом, Конаржевский выделил пятнадцать руководящих положений, следуя которым менеджер должен работать с педагогическим коллективом: это принципы сотрудничества, личного стимулирования, коллективного принятия решений, перманентного повышения квалификации, постоянного обновления и т.д.
Тема педагогического коллектива постоянно была в поле внимания учёного.

Юрий Анатольевич подчёркивал: «Времена талантливых учителей - одиночек давно.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление

М.: Педагогический поиск, 2000.
Книга представляет собой попытку найти точки соприкосновения теоретических положений менеджмента и внутришкольного управления путем конструирования концепции последнего с использованием некоторых позиций менеджмента. Излагаются основные принципы управления, сориентированного на человека.

Василенко В.А., Карташевская И.Ф., Дихтярь А.И., Остроухова Л.В. Концепция поэтапного формирования специалиста - менеджера

  • формат doc
  • размер 479 КБ
  • добавлен 19 марта 2010 г.

Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе

  • формат pdf
  • размер 2 МБ
  • добавлен 17 декабря 2010 г.

НовГУ, Великий Новгород, 2008. – 280 с. Предлагаемая работа представляет собой изложение результатов теоретического исследования, посвященного перспективам и проблемам реализации концепции менеджмента знаний в высших учебных заведениях. В монографии обоснована закономерность возникновения и актуальность менеджмента знаний для современных вузов. Предложена концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшего профессионального образова.

Клячко Т.Л., Краснова Г.А. (ред) Требования работодателей к системе профессионального образования

  • формат pdf
  • размер 1.76 МБ
  • добавлен 15 декабря 2011 г.

Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Г.Ю.Карпухина, А.Г.Левинсон, М.В.Михайлюк, Е.А.Полушкина, О.И.Стучевская Монография. Москва: МАКС Пресс, 2006, cерия "Управление. Финансы. Образование" В работе исследованы представления российского работодателя о подготовке кадров на разных уровнях системы профессионального образования и тех компетенциях, которыми должны обладать работники, а также представления обучающихся о требованиях работодателя и возможности их р.

Лінькова О.Ю. Університетська освіта: Вступ до спеціальності

  • формат doc
  • размер 1.03 МБ
  • добавлен 20 декабря 2010 г.

Конспект лекцій для студ. екон. спеціальностей / Уклад. О. Ю. Лінькова. - Харків: НТУ'ХШ", 2007. - 124 с. Розглядаються теоретичні основи університетської освіти, особливості освітніх послуг в розвинутих країнах, питання регулювання освітньої діяльності в Україні. Значна увага приділена сутності спеціальності "Менеджмент організацій". Розраховано на студентів економічних спеціальностей вищих навчальних закладів. Зміст Університетська освіта. І.

Материалы Международного крымского педагогического конгресса - Инновации в образовании. Часть 1

  • формат pdf
  • размер 2.53 МБ
  • добавлен 23 января 2012 г.

Журнал: Педагогическая жизнь Крыма, № 1-3, 2011 г. 68 с. Учредитель: Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования. Разделы: Управление: теория и практика. Теория обучения и воспитания. Психолого-педагогический практикум. Новые методики. Крымоведение. Статьи на русском и украинском языках

Материалы Международного крымского педагогического конгресса - Инновации в образовании. Часть 2

  • формат pdf
  • размер 2.39 МБ
  • добавлен 25 января 2012 г.

Журнал: Педагогическая жизнь Крыма, № 4-6, 2011 г. 68 с. Учредитель: Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования. Разделы: Управление: теория и практика. Теория обучения и воспитания. Психолого-педагогический практикум. Новые методики. Статьи на русском и украинском языках.

Молчанов И.Н. Социально-экономические основы формирования потенциала сферы высшего профессионального образования

  • формат pdf
  • размер 591.2 КБ
  • добавлен 13 октября 2009 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг) Москва – 2008

Реферат - Особенности системы дополнительного профессионального образования для специалистов, преподавателей и студентов

  • формат doc
  • размер 43.95 КБ
  • добавлен 27 мая 2011 г.

Система образования в Великобритании

  • формат doc, docx, jpg, htm, odt, pdf, rtf, txt
  • размер 6.11 МБ
  • добавлен 16 февраля 2011 г.

Оглавление. История развития. • XII–XIV века, XV–XVI века. • XVII столетие , XIX столетие. • XX век. Образовательное право. Управление системой образования. Обязательное образование. Дошкольное образование. Начальное и среднее образование. Среднее общее образование. Атлантическая модель высшего образования. Поколения университетов. Векторы изменений: образовательная экспансия. Система высшего образования. Кембридж и LSE.

Тихонов А.Н. (ред.) Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM’2009)

  • формат pdf
  • размер 3.46 МБ
  • добавлен 22 апреля 2011 г.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни проводит совещания при директоре, заседания педагогических советов и др.

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Читайте также: