Событийность в образовательной и педагогической деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Касаткина Анна Анатольевна

Образовательное событие – т ехнология открытого образования. Открытость обеспечивается тем, что взрослые создают услови я ( обсуждение, участие в планировании), в результате которых дети выбирают, выстраивают и реализуют проект. В одном случае проект может приближаться к исследовательской деятельности, в другом будет развиваться с уклоном в художественно-эстетическую деятельность, в третьем -с ловесное творчество и коммуникация. В любом случае детьми в сотрудничестве со взрослыми создается определенный продукт . Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки, мини - музеи), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т. п.), и происходит рефлексия, об суждение того, что планировали, что получилос ь.

При этом любой из участников образовательного события -с убъект, а не зритель. У каждог о- свои смыслы, деятельность, переживания . Этот уровень можно определить как индивидуализацию на микроуровне каждого участника образовательной деятельности .

В образовательном событии также представлена целостная карт ина личностных качеств ребенка– это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Как отмечают исследователи, для дошкольников образовательное событие - это такая форма совместной деятельности педаг ога, детей и родителей , которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

В практической ежедневной работе передо мной встал вопрос: как организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые

Поэтому объектом моего исследования стало образовательное событие.

Предмето м– взаимодействие всех участников образовательного процесса, в моем случае воспитатель, дети и родители, при его подготовке и организации

Целью стало обобщение педагогического опыта работы по проведению и подготовке образовательного события для развития познавательных, творческих способностей детей.

Для достижения цели, я определила следующие задачи:

Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

технологию организации образовательного события;

опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах ре

ализации задач познавательного и творческого

Анализ теоретических исследований, практи ческих рекомендаций позволил мне определить этапы работы, и наметить пути решения выявленных проблем.

Чтобы организовать обра зовательное событие , я выделила несколько этапов:

1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы. Мероприятия фиксируются в комплексно - тематическом, годовом плане работы ДО У , в календарн ом план е.

2 этап: – постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

3 этап: подготовка к образовательному событию.

4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.

Взаимод ействие педагогов - воспитателя , узких специалистов - и сем ьями воспитанников по ре ализации событийности организуется на каждом этапе.

Вся моя деятельность осуществляется на различных уровнях: при моделировании предметно-пространственной среды, проведении образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм, взаимодействии с семьёй и социумом.

Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, ( среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты ) .

В соответствии с этапами деятельности определяю тся рол и и обязанности каждого участника образовательного события.

Так, на 1 и 2 этапе совместно определяем тематику, планируем цели и задачи предстоящего события. Важно помнить, что вхождение в каждое событие начинается разговором с детьми, о том, что они знают или что хотят узнать, что предполагают сделать , в ходе подготовки к встрече Нового года или маминому празднику. Н о на практике не всегда так получает ся, в зависимости от возраста, интересов детей , темпу развития, и стремление м родителей , поэтому наполнение образовательного события в каждой группе, отличаются объемом, направленностью содержания, темпом, продуктом детско-взрослого сотрудничества, результатом в целом. Н а данном этапе , учитывая возраст детей , я сам а определяю цели и задачи образовательного события.

Ка к правило, в мероприят ии участвуют и специалисты детского сада , и они организуют данную деяте льность совместно. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной . Далее, я определяю , какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образова тельного события (планируется совместная деятельность, в том числе и с родителями, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию). Через различные формы взаимодействия с семьями воспитанников повышается компетентность родителей по оп ределённым вопросам, информирую родителей их о предстоящих мероприятиях, Широко использую информационные стенды, памятки, буклеты, родительскую почту и т.п.

На третьем этапе, в процессе подготовки к обра зовательному событию я совместно с музыкальный руководителем , инструктор ом по физической культуре - организую совместные виды деятельности с детьми, в результате, воспитанники получают представления, знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Мною организуют ся различные виды деятельности, детям даются игровые задания, родители активно помогают выполнять творческие работы, осуществляется совместный просмотр тематических материалов.

Но содержание основной образовательной программы детьми важно не только усвоить, но и уметь использовать в различных – сходных и нестандартных – ситуациях. Поэтому эффективность реализации поставленных задач , во многом зависит от содержания предметно-игро вой среды. В её обогащении большое у частие принимают род ители. На этом этапе родители активно включаются в образовательный процесс и вместе с детьми участвуют в проектах, выставках, мастер -классах, творческих мастерских, принимают участие в театральных постановках.. Се годня , вы смогли увидеть третий этап - подготовка к образовательного событию.

Разработанная технология способствует решению задач основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе развитию познавательных и творческих способностей детей. Событиями у нас стали различные формы работы: праздник, тематическое развлечение , н епосредственно-образовательная деятельность, развлечение-экспромт, развле чение-импро визация, с южетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми, , проектная деятельность, творческая мас терская ( атрибуты к театрализованным представлениям, мастерим подарки для геро я , сувениры.. ), экскурсия, дидактические игры, спортивные праздники, знакомство с театром, инсценирование сказок, экспериментирование ..

Отмечу, что о бразовательные события определяются , как – привычны е

( календарные, народные праздники ) и очень важные для субкультуры именно конкретного детского сада.

Поэтому , стараюсь проводить образовательные события с учетом приоритетного направления работы нашего детского сада - этнокультур ный (национальный) компонент ,

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Последний этап — аналитический. По итогам образовательного события проводим обмен мнениями об участии в событии, все участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, о пределяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный проце сс. Эффективность деятельности подтверждаем результатами: усвоения всеми детьми основной образовательной программы дошкольного образования, п оказателями творческих спо собностей.

Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников. А это будет способствовать решению задач основной образовательной пр ограммы дошкольного образования и успешному, плодотворному сотрудничеству воспитателя, детей и родителей .

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра, рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимании.

Событийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов…

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

• наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Музейно-образовательный комплекс в ДОУ, как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала.

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только.

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ В условиях современного дошкольного образования главной чертой преобразования является переход на личностно-ориентированное взаимодействие.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

• желание сделать жизнь детей более интересной;

• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

• наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ:

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Это и совместное оформление уголков, стендов, выставок рисунков, поделок.

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей.

Развитие информационно-коммуникационной среды образовательной организации способствует объединению информационной и образовательной сред, интегрированию современных технических средств обучения с классическими традиционными формами работы, созданию информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

Важнейшим условием обновления содержания образования, расширения

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс:

- использование электронных образовательных ресурсов (энциклопедии, учебники, сайты, виртуальные музеи), комплексов развивающих и обучающих компьютерных игр;

- познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры с использованием электронных игрушек и мультимедийных пособий;

- реализация детско-родительских проектов;

- использование ИКТ при проведении праздников и развлечений;

- создание педагогом-психологом компьютерных презентаций для родителей воспитанников и педагогов по отдельным проблемам развития личности ребенка-дошкольника;

- организация виртуального музея и виртуальных экскурсий.

Совершенствование взаимодействия с семьями воспитанников через ИКТ:

- презентации деятельности педагогов с иллюстрированным показом фото- и видеофрагментов из жизни группы;

- реализация детско-родительских проектов;

- презентации мероприятий, проходящих в МДОУ;

- создание электронного портфолио ребенка;

- организация электронной библиотеки для семейного просмотра;

- активизация взаимодействия родителей и педагогического коллектива через посещение сайта детского сада.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Трухина ОЛ.,

Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ № 31

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

• желание сделать жизнь детей более интересной;

• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации образовательного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Ю. С. Мануйлов говорил, что событие - не источник информации, а канал получения и передачи информации, а также способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека .

  • событие – способ жизнетворчества человека;
  • событие - то, что развивает и то, что развивается;
  • событие – значимое творческое действие;
  • событие – открытие смысла происходящего для каждого участника;
  • событие – уникально, его нельзя повторить;
  • событие – то, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Образовательное событие – изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включенное в межсобытийные связи.
Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности обучающихся, деятельностного включения в различные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Возможными измерителями образовательного события могут стать частотность и желаемость событий для его участников, уровень и время их последействия.

  • целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;
  • принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;
  • открытый тип отношений, равенство, диалог;
  • индивидуальная и групповая рефлексия.

Итак, основа события – это СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, предполагающая определенные аспекты:

- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

В свете вышеизложенного, логично будет рассматривать событие как форму организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности педагога и детей.

Деятельность ребенка (игровая, художественная, познавательно-исследовательская, учебная и т.п.) организуются таким образом, что ее результаты принимают форму вопросов, касающихся, на первый взгляд, обычных вещей: Греет ли шуба? Как изобразить, что мех пушистый? Далеко ли улетишь на зонтике? Как рыбы дышат зимой подо льдом?

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркое событие в литературном художественном произведении;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).

Структура образовательного события (по Ковалевой Т.М.):

1) Организационная - как устроено потенциальное образовательной событие и какое участие родителей ожидается.

2) Педагогическая - как работают педагоги с детьми, родителями, сообществом ребенок-родитель

3) Результирующая - что происходит с ребенком и родителем, специальным образом включенными в потенциальное образовательное событие

Признаки образовательного события:

· даёт положительный эффект,

· решает многие проблемы,

· базируется на принципиально новой идее,

· ориентировано на будущее,

· удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса.

Используемая литература

2. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности.

3. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 101-109

4. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия //Новые ценности образований. – 2010.

Автор: Тихонова Наталья Александровна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Зеленогорск

Событийный подход в образовании является результатом активного взаимодействия отечественной психологии и педагогики, начавшегося в 1930-е гг и продолжающегося на протяжении более чем полувека.

Идея событийного подхода в воспитательном процессе возникла как планирование жизненного пути человека. Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности.

В большинстве исследований событийный подход противопоставляется мероприятийному подходу. Так, Д.В.Григорьев отмечает, что важным моментом качественного преобразования педагогического процесса может стать переориентирование деятельности воспитателя с мероприятийного подхода на событийный, характеризующийся наличием ярких, эмоционально насыщенных, лично и общественно значимых дел, где событие это «ценностно ориентированная встреча, длящаяся в объективной реальности или сознании.

В.В. Сериков рассматривает событие как источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их.

С точки зрения психологии событие – значимое жизненное изменение. Изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи. Чем больше связей, тем событие более значимое.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С Макаренко.

По мнению Макаренко, событийный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Ему присущ целостный характер, так как он оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности.

Суть событийного подхода применительно к формированию воспитательного пространства в том, что обучение рассматривается как необходимый момент личностно-развивающей ситуации.

Педагоги, изучающие событийный подход предлагают в создании условий ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности, комплексной организации занятий.

Научные основы событийного подхода.

  1. Было доказано, что лучше всего усваивается ребенком то, что он делает по собственному желанию. В связи с этим, в педагогике начали разрабатываться новые формы взаимодействия взрослого и ребенка. В новых формах усилия взрослого направлены не на обучение ребенка, а на создание условий для проявления им активности. В итоге акцент в организации занятий сместился с показа навыков работы с материалом к предварительной ориентировке в условиях задачи.
  2. Было показано, что для проявления ребенком активности необходимо обучать его обобщенным способам действия. Отличие обобщенных способов действия от заученных навыков в том, что при помощи первых ребенок может совершать продуктивную деятельность с множеством новых материалов. Так, открыв общий способ построения фигур из бумаги, ребенок по желанию может сам сделать корабль или голубя, хотя ему не показывали, как собрать эти фигуры.
  3. Выяснилось, что ребенку не безразлично, что и зачем он выполняет. Стало ясно, что для развития психики и личности ребенка ориентировка в смыслах задачи играет более важное значение, чем сами знания и навыки. В связи с этим, в педагогике началась разработка таких форм организации дня, в которых детские деятельности были не разрознены, как в традиционной сетке занятий, а объединены в комплекс с помощью единой цели или общего смысла.

Существо и принципы событийного подхода

а) совместная творческая деятельность, превратившаяся в событие, то есть в совместное проживание действительности;

б) кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного отношения к миру через продукт творческой деятельности;

Все названные уровни событий могут иметь место и при организации процесса формирования опыта деятельности, а единицей проектирования в событийном подходе выступает образовательное событие.

Читайте также: