Как делать паспорт безопасности в детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Паспорт антитеррористической защищенности объекта в 2021 году — это документ, в котором детально отражено, насколько параметры зданий соответствуют необходимым требованиями и какие меры предусмотрены для защиты населения в чрезвычайных обстоятельствах. Оперативные службы используют эти сведения для предотвращения всевозможных угроз.

Что такое антитеррористический паспорт и зачем он нужен

Это информационный справочник, в котором перечислены важные характеристики и требования к сооружениям и территориям, нацеленные на предотвращение терактов и других опасных явлений в местах массового пребывания посетителей. Его основная задача — проанализировать состояние объектов, смоделировать возможные угрозы и прописать комплекс мер, позволяющих улучшить безопасность этих сооружений. Их выполняют под строгим контролем силовых ведомств, которые проводят согласование документа.

Сегодня в условиях многочисленных угроз для гражданских объектов важность паспорта безопасности, заполненного по новым требованиям в 2021 г., трудно переоценить. Потребность в его заполнении вызвана необходимостью провести следующие действия:

  • оценить, чем грозят конкретному объекту возможные нештатные ситуации;
  • обнаружить определенные риски для сотрудников предприятия, посетителей и жителей близлежащих домов;
  • разработать разные варианты по возможному развитию кризисных событий;
  • определить, насколько организация подготовлена к чрезвычайным ситуациям и к устранению их последствий;
  • выработать совокупность мер, чтобы усовершенствовать уровень подготовки и защиты от угроз.

Кто должен его оформлять

Антитеррористический справочник понадобится не любому объекту, а тем, которые относятся к местам массового пребывания граждан. По закону, это объекты, в которых одновременно находятся не менее 50 человек. Для них потенциальная опасность терактов и других ЧС выше.

Требования к антитеррористической защищенности утверждены в разных нормативных актах, в зависимости от назначения сооружений. В сфере образования их два: паспорт безопасности образовательного учреждения в 2021 году для школ и детсадов оформляют в соответствии с ПП № 1006 от 02.08.2019. В сфере науки и высшего образования — № 1421 от 07.11.2019. В остальных областях действуют другие постановления правительства:

  • административные здания, бизнес-центры — № 272 от 25.03.2015;
  • в сфере общепита (кафе, рестораны) — № 272 от 25.03.2015;
  • в здравоохранении (поликлиники, больницы, лаборатории) — № 8 от 13.01.2017;
  • в области гостиничного бизнеса (в том числе отели, детские лагеря, дома отдыха и другие помещения для проживания людей) — № 447 от 14.04.2017;
  • в сфере торговли (в том числе магазины, торговые комплексы, ярмарки и рынки) — № 1273 от 19.10.2017;
  • в области культуры (театры, музеи, дома культуры, библиотеки и др.) — № 176 от 11.02.2017;
  • в области спорта (стадионы, спортзалы, бассейны и др.) — № 202 от 06.03.2015;
  • в социальной сфере — № 410 от 13.05.2016 и др.

Список сооружений, для которых такой документ обязателен, определяют государственные ведомства по специальным критериям (п. 2, 3 постановления правительства № 272 от 25.03.2015).

Каждый объект проверяет специальная комиссия и указывает конкретную категорию опасности по количеству посетителей (п. 10 постановления № 272 от 25.03.2015). Всего их три:

  • 1 категория — более 1000 человек;
  • 2 категория — от 200 до 1000 человек;
  • 3 категория — от 50 до 200 человек.

Разработка, согласование и внесение поправок возложены на владельца или директора компании, арендующей здание. Но обычно комиссию для проверки госорган созывает самостоятельно, приглашая туда представителя этого помещения. По-другому обстоят дела в сфере культуры, где руководство предприятий вправе самостоятельно инициировать обследование помещений (постановление № 176 от 11.02.2017).

Как оформить паспорт безопасности

Закон не предусматривает единого способа заполнения справочника для всех типов территорий. Многое зависит от назначения и регулирующего органа. Но если в нормативных актах для конкретных отраслей установлены типовые формы, они обязательны для применения.

Чтобы правильно провести все мероприятия, ориентируйтесь на следующую пошаговую инструкцию:

Образец

Так выглядит титульный лист новой формы паспорта безопасности в образовании 2021 г., утвержденной постановлением правительства РФ от 24.09.2019 № 1243:

паспорта безопасности объектов (территорий)

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

и подведомственных ей организаций

Срок действия паспорта

(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

(руководитель подведомственной Рособрнадзору организации)

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа безопасности

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа Росгвардии или

подразделения вневедомственной охраны

войск национальной гвардии Российской Федерации либо

уполномоченное им должностное лицо)

(наименование объекта (территории)

(наименование населенного пункта)

А это пример паспорта безопасности школы в 2021 году, составленного по всем правилам:

Для других видов зданий антитеррористический справочник оформляется в соответствии с требованиями соответствующего нормативного акта.

Как согласовать и актуализировать документ

После утверждения необходимо провести согласование со всеми структурами. Для этого отправляют в каждое ведомство по экземпляру справочника, сопроводив специальным письмом. Представители госструктур отмечают согласие на заглавном листе.

Обычно количество экземпляров варьирует от 2 до 6, с учетом всех участников процесса: каждому госоргану — по одному, и еще один остается у собственника (п. 18 ПП № 272 от 25.03.2015).

Обновлять (или актуализировать) его необходимо не менее одного раза в 3 года (например, для промышленности и развлекательной индустрии). Для некоторых объектов — раз в 5 лет (в области здравоохранения, образования, социальных объектов, гостиниц и др.). Это зависит от назначения и сферы деятельности. Конкретные сроки для каждой из них указаны в профильном постановлении.

Чаще этого срока придется вносить изменения в следующих ситуациях (п. 19 ПП № 272, п. 45 ПП № 176):

  • поменялись значимость и профиль сооружения;
  • провели реконструкцию или капитальный ремонт, что повлияло на изменение площади;
  • произошла смена владельца;
  • рядом построили новые здания.

Алгоритм шагов несложный. Если расширилась площадь, например, то сначала откорректируйте документ, внесите новые данные. Затем директор подпишет его, а после этого отправьте в госструктуры на утверждение. Обычно на это отводится 5 рабочих дней. Предыдущую копию выбрасывать нельзя, ее требуется сохранять 5 лет.

Сколько стоит оформление и внесение изменений

Самостоятельно разработать паспорт способен не любой сотрудник компании. Обычно за дело берутся сторонние специалисты. Цены за оформление варьируют от 20 000 до 35 000 рублей. Все зависит от сложности объекта. Для потенциально опасных объектов — от 45 000. За разработку акта категорирования — от 15 000, сопровождение обследования зданий — от 20 000, внесение корректировок — от 10 000 рублей.

Ответственность за отсутствие паспорта

За отсутствие паспорта отвечает владелец здания. Штрафы предусмотрены в части 1 статьи 20.35 КоАП РФ:

2 августа 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства №1006

Паспорт антитеррористической безопасности детского сада

Основной нормативный акт в данном вопросе – Постановление Правительства №1006 от 02 августа 2019 года, которым утверждено правило о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении должен быть сформирован паспорт безопасности на основании акта обследования и категорирования.

Приказом руководителя учреждения назначается ответственное лицо, которое не только составляет документ, но и обеспечивает его согласование с уполномоченными органами и актуализацию, в случае изменения содержащейся в нем информации.

Порядок разработки паспорта безопасности:

  • документ формируется образовательным учреждением и проверяется на предмет соответствия его руководителем;
  • антитеррористический паспорт детского сада согласовывается с руководителем территориального подразделения Росгвардии, руководителем территориального органа безопасности, руководителем территориального подразделения МЧС РФ;
  • последний этап – утверждение собственником образовательного учреждения.

На проведение всех необходимых процедур детскому саду дается 45 дней с момента разработки.

Срок хранения – 5 лет. Но в течение этого периода его содержание может быть актуализировано, если произошли изменения:

  • площади территории/здания;
  • количества опасных объектов;
  • мер по защите территории.

Изменения вносятся во все экземпляры паспортов и подлежат аналогичному согласованию с уполномоченными органами, как и первоначальный вариант документа.

Судебная практика (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.12.2018 № 33-17807/2018) подчеркивает, что отсутствие согласования документа со всеми уполномоченными лицами ведет снижение уровня безопасности образовательного учреждения и создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут повлечь неблагоприятные последствия.

Законодатель утверждает образец формы паспорта в постановлении № 1006, где указываются следующие разделы:

  • сведения об образовательном учреждении;
  • данные о работниках, количестве воспитанников;
  • сведения о критических объектах территории;
  • прогноз последствий теракта;
  • силы и средства, используемые на объекте для его защиты;
  • меры по инженерно-технической и иной безопасности;
  • выводы о защищенности территории;
  • дополнительные сведения.

Содержание документа может быть уточнено в зависимости от статуса, размера учреждения и проводимой его руководством политики. При этом основной упор нужно делать на меры, принимаемые для защиты воспитанников и работников.

Паспорт безопасности детского сада не является формальным документом; он проверяется контролирующими органами (например, прокуратурой) и его отсутствие может повлечь привлечение руководителя образовательной организации к административной ответственности. Кроме того, на основании информации, изложенной в паспорте, уполномоченные лица учреждения должны проводить обучения сотрудников на предмет объяснения порядка действий при совершении теракта.


Под паспортом антитеррористической защищенности объекта образования подразумевается информационно-справочный документ. В нем отражаются данные относительно состояния охраны объекта и список мероприятий, нацеленных на пресечение посягательств, чрезвычайных ситуаций.

Каким объектам требуется паспорт

Согласно ПП РФ от 7.10.2017 г. №1235 действуют правила антитеррористической защищенности образовательных организаций. Этот законодательный акт ввел обязательное оформление паспортов в зданиях и на территориях, подведомственных:

  • Министерству образования и науки РФ
  • Федеральному агентству по делам молодежи
  • ФС по надзору в сфере образования и науки
  • Органам местного самоуправления в сфере образования и научной деятельности

В эту категорию относятся детские сады, школы, лицеи, колледжи, академии, университеты, институты, а также разнообразные учреждения дополнительного образования.

Структура документа

Типовой паспорт объектов образования включает в себя разделы:

  • Общая информация о здании. Необходимо описать наименование вышестоящей организации по принадлежности
  • Адрес расположения, функциональное назначение, категория, данные о руководстве предприятия
  • Информация о персонале образовательного учреждения и обучающихся. Сведения о лицах, которые находятся на объекте. Требуется указать численность работников, ФИО арендаторов, среднюю посещаемость
  • Сведения о критических элементах сооружения, потенциально опасных зонах. Рекомендуется проанализировать риски диверсионно-террористических актов, способные спровоцировать опасные социально-экономические последствия. Указываются обстоятельства, влекущие за собой прекращение нормального функционирования общественного здания
  • Прогноз последствий теракта. Описывают вероятные противоправные действия
  • Анализ социально-экономических последствий теракта. Составитель прогнозирует число пострадавших лиц и масштаб негативных последствий
  • Меры по инженерно-технической, физической и пожарной защите помещений
  • Силы и средства для сохранения безопасности общественной зоны
  • Особенности инженерно-технических средств охраны. Необходимо описать характеристики камер видеонаблюдения, ограждений, инженерно-заградительных конструкций. Указывают параметры систем оповещения и управления эвакуацией. Перечисляют действия для охраны, описывают порядок взаимодействия с сотрудниками МЧС, МВД и ФСБ РФ
  • Выводы и рекомендации. В этом пункте паспорта приводят резюме по надежности охраны образовательного объекта. Фиксируют первостепенные мероприятия для антитеррористической защищенности садов, школ и университетов
  • Дополнительная информация. Отражаются сведения о функционировании режимно-секретного подразделения и локальных зон безопасности
  • Приложение. Включает план территории с потенциально опасными участками, схему охраны объекта с постами охраны, контрольно-пропускными пунктами. Приводится список мер обеспечения защиты помещений, а также акт обследования и категорирования объекта

Срок разработки и согласования

Такой юридический документ как паспорт безопасности составляется в течение 5-10 дней после категорирования образовательного объекта. Его подготавливают в 2 оригинальных экземплярах.

Срок согласования составляет от 10 до 30 дней. Процедура проверки подразумевает, что паспорт передается в региональные подразделения МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ. В каждой инстанции могут действовать свои сроки согласования

Хранение паспорта

Первый экземпляр паспорта антитеррористической безопасности находится у руководителя образовательного учреждения. Второй экземпляр передается на хранение правообладателю территории. В отделениях органов МЧС, Росгвардии, ФСБ имеется электронная копия паспорта безопасности.

Порядок формирования

Чтобы сформировать паспорт антитеррористической защищенности объекта образования, необходимо пройти следующие шаги:

  • Подписание договора с организацией на оказание профессиональных услуг по подготовке паспорта безопасности
  • Сбор информации о здании и близлежащей территории
  • Обследование и категорирование общественного помещения
  • Подготовка необходимых актов, писем и приказов
  • Привлечение уполномоченных специалистов из органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ
  • Исследование общественного учреждения комиссией
  • Формирование паспорта охраны для образовательной организации
  • Согласование информационно-справочного документа в соответствующих органах власти
  • Передача паспорта охраны объекта на хранение уполномоченным лицам и государственным служащим. По просьбе инспектора сотрудники образовательной организации обязаны представить документ для проверки

Категорирование объекта

Перед формированием паспорта безопасности составитель организует обследование и категорирование помещений. Эта процедура проводится комиссией, созданной по инициативе руководителя образовательного предприятия. Обследование выполняется при участии представителей органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ.

По результатам анализа масштаба возможных последствий теракта объект может быть отнесен к одной из солодящих категорий:

  • Первая. Предельный материальный ущерб – от 50 млн. рублей. Число пострадавших – более 500 чел. На протяжении последнего года – более 3 террористических актов
  • Вторая. Максимальный материальный ущерб составляет от 5 до 50 млн. рублей. Численность пострадавших составляет от 100 до 500 человек. За последние 12 месяцев – до 3 попытки к совершению террористических актов
  • Третья. Предельный материальный ущерб – до 5 млн. рублей. Прогнозируемое количество пострадавших – до 100 человек. Число терактов или попыток за год – 0

Определение категории происходит в соответствии с наивысшим количественным показателем. По итогам обследования зданий оформляется акт категорирования, где указывают сведения о защищенности объекта и делают выводы о его соответствии законным предписаниям. Составленный акт подписывается каждым членом комиссии и подшивается в каждый из оригинальных экземпляров паспорта.

Ответственность и штрафы

Если на объект нет получен паспорт безопасности, то контролирующие органы выписывают штраф. Административное наказание составляет:

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Читайте также: