Служба психолого педагогического сопровождения в школе

Обновлено: 30.06.2024

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия;

- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (отражено в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);

- психологическое сопровождение одаренных детей. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей).

- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей, педагогов)в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей), оформляется в форме "Договора" с подписью обеих сторон.

1.2. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба сопровождения)
1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:

- реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;

- оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;

- создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем обучающихся.
1.4. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся данного учреждения.

В службу входят специалисты разного профиля: учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники, классные руководители, воспитатели ГПД.
1.5. Руководство Службой сопровождения осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе , назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы могут привлекаться учителя, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.
1.6. Основными принципами работы Службы являются:

- приоритет интересов ребенка;

- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

- рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

- работа по методу междисциплинарной команды.


2. Цели и задачи Службы сопровождения


2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

2.2. Задачи Службы сопровождения

- защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;

- развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
- психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;

- консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей;

- участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, приемных родителей.


3. Организация деятельности Службы сопровождения


3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и задачами образовательного учреждения. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.
Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются:
- организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы;
- обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:

1. Координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;

2. Снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;

3. Организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;

4. Осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

5. Участвует в проведении аттестации специалистов Службы квалификационную категорию;

6. Проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы;

7. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

8. В конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения руководителю образовательного учреждения.

3.2. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы сопровождения.

3.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы сопровождения в образовательном учреждении оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: районными, городскими Центрами психолого-медико-социального сопровождения.

3.4. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).


4. Основные направления деятельности Службы

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;

4.2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.

4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.

4.5. Исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

4.6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;

4.7. Организационно-методическая деятельность:

- анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований;

- участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,

- участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;

- организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;

- формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.


5. Примерная документация Службы сопровождения

5.1. Единая для всех специалистов Службы:

  • Перспективный, годовой план работы (план работы на месяц, неделю)
  • Графики работы специалистов
  • Социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом на основе данных социальных паспортов классов, групп;
  • План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
  • Проекты по наиболее актуальным направлениям и программы занятий;
  • Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей (учащихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении;
  • Документы психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Список детей, нуждающихся в сопровождении;
  • Годовой анализ работы Службы.

5.2. Отдельными специалистами Службы сопровождения ведется служебная документация согласно должностным инструкциям и положениям, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

5.3. Должностные инструкции и Положения находятся у специалистов и руководителя Службы.

6. Ответственность специалистов Службы сопровождения


6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
  • жизнь и здоровье детей во время занятий;
  • необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
  • соблюдение прав и свобод личности ребенка;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;
  • сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица.

Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта по медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению обучающегося МКОУ средней школы №2 г.Макарьев

Фамилия, имя ребенка:___________________________________________________________________

Дата поступления (перевода) в МКОУ:_____________________________________________________

Дата постановки на сопровождение:_______________________________________________________

Социальный статус семьи и краткие сведения о родителях:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа здоровья, наблюдение у врачей-специалистов: _______________________________________________________________________________________

Показания к постановке на ППМС сопровождение: (краткое описание проблем, требующих сопровождения): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления сопровождения ребенка (отмечается специалист, осуществляющий сопровождение):

Коррекционно – развивающее ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплексное (более 2-х направлений сопровождения, решаемых совместно разными специалистами)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия, проводимые по обеспечению сопровождения воспитанника на учебный год:

1.Психолого-медико-педагогический консилиум (дата, № протокола, заключение, рекомендации)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Разработка индивидуальных программ сопровождения (специалист(ы), тема программ(ы), в т.ч. и комплексной)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Разработка индивидуальной программы оздоровления (или перечень комплекса оздоровительных мероприятий, проводимых с ребенком) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По итогам работы по сопровождению за отчетный учебный год ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
  • Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Проведение лонгитюдных исследований.
  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

    3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

    • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
    • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
    • Проведение коррекционно-развивающих занятий.
    • Диагностический минимум.
    • Углубленная психодиагностика:
      • исследование особенностей познавательной деятельности;
      • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

      5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

      Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует в соответствии с утвержденным Положением.

      В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

      • участвует в работе школьного ПМПк;
      • предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности);
      • оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения;
      • ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
      • Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения.
      • Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и воспитания по просьбе других субъектов сопровождения.
      • Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на базе центра по заявке школы.
      • По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном маршруте школьников.
      • участие в проведении родительских собраний;
      • проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
      • проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
      • разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
      • реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
      • участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
      • организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
      • составление социального паспорта класса;
      • организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
      • проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
      • организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация);
      • проведение педагогической диагностики;
      • проведение профилактических программ для учеников.

      Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

      Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.

      В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

      Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

      • отсутствие неуспевающих учащихся;
      • профессиональное самоопределение;
      • активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
      • отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
      • бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
      • отсутствие конфликтов с педагогами.

      Психологическая эффективность:

      • субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
      • адекватная самооценка;
      • сформированностью Я – концепции личности;
      • оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.

      Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.


      В результате реорганизации образовательных учреждений и формирования крупной образовательной организации происходит объединение дошкольных и школьных специалистов социально-психологического направления в многопрофильную службу психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса, обеспечивающую сопровождение детей с трёх до восемнадцати лет. В зависимости от размеров образовательной организации (численность контингента обучающихся и воспитанников, размер штата специалистов психолого-педагогической направленности, специфики образовательного учреждения и т. д.) данную службу может возглавлять как отдельный заместитель директора, так и старший методист.

      Основной должностной функцией руководителя службы является координация работы специалистов школы: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, работающих в дошкольных и школьных структурных подразделениях, их интеграция в целостную систему психологического обеспечения образовательного процесса.

      На начальном этапе формирования службы её руководитель и специалисты, совместно с другими службами и отделами образовательной организации, должны разработать и утвердить локальные акты:

      – Положение о методическом объединении службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

      – Положение о методическом совете службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

      Основная цель службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса — это повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей, организация и координация непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся и воспитанникам.

      Одна из первоочередных задач службы — это создание психолого-педагогический консилиум образовательной организации, который будет тесно взаимодействовать с ЦПМПК. Основной задачей консилиума является выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребёнка, при необходимости изменение условий получения образования.

      Также важно определить основные направления работы специалистов службы:

      Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных и школьных отделениях образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:

      – психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ;

      – психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

      – коррекционно-развивающая работа с воспитанниками дошкольных учреждений и обучающимися;

      – психологическая диагностика воспитанников и обучающихся;

      – психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья) воспитанников и обучающихся.

      Во-вторых, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления:

      – психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

      – психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

      – психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

      – психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

      – психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

      – психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

      На методических объединениях и методических советах службы обсуждаются вопросы создания психолого-педагогические условий реализации основной образовательной программы дошкольного, начального общего, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС ОО, организации и координации непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.

      Перед специалистами службы стоят, также и организационно-методические вопросы:

      – обеспечение преемственности, координация и интеграция взаимодействия специалистов школы и дошкольных учреждений: (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов);

      – анализ специфики возрастного психофизического развития обучающихся школ и воспитанников дошкольных учреждений;

      – формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

      – выбор наиболее эффективных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

      – методическое сопровождение ППк;

      – методическое сопровождение деятельности специалистов службы;

      – обмен опытом, коллегиальное решение методических вопросов, подготовка к организации и проведения методических мероприятий (круглых столов, семинаров-практикумов и пр.).

      Результатом такой деятельности в краткосрочной перспективе должны стать решения практических вопросов:

      – психологическое сопровождение адаптации воспитанников дошкольных учреждений и адаптации обучающихся в школе на всех уровнях образования;

      – обеспечение преемственности в работе специалистов;

      – оптимизация функционирования ППк, взаимодействие с ЦПМПк;

      – составление индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ для детей с ОВЗ и инклюзией;

      – создание службы примирения в школе;

      – психологического сопровождения организации профильного обучения в средней школе, создание профильных классов;

      – психологическая подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ;

      Следующим этапом после создания, организационного оформления, а также налаживания внутренних горизонтальных, а также внешних связей взаимодействия, будет реализация задачи по оптимизации и повышения эффективности работы всех специалистов, методическая задача построения траекторий развития каждого ребёнка, построения образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инклюзией, разработка методического инструментария. По этой причине важным будет являться вопрос повышения эффективности коррекционной работы, через использование всех агрегированных ресурсов специалистов различных профилей в рамках школы.

      Важно также отметить, что по-прежнему существу классификация распространенных дефицитов индивидуального развития воспитанников и обучающихся (например, ЗПР — задержка психического развития, и ТНР — тяжелые нарушения речи и т. д.). В этом случае образовательной организации в лице администрации, психолого-педагогической службы и педагогического персонала в целом необходимо создать специальные условия обучения и воспитания для данной категории детей. В этом случае воспитанники формируются в группы с соответствующими дефицитами в рамках требований СаНПин, а в массовых группах функционируют логопункты. Дети в группах ТНР и ЗПР обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Специалистами службы для воспитанников групп ТНР и ЗПР разрабатываются адаптированные программы, определяются ведущие специалисты в реализации образовательных маршрутов.

      Педагоги-психологи совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с психологическими и психическими особенностями развития обучающихся. Детям, которым рекомендовано надомном обучении, педагогом-психологом, социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

      В таком случае, в школе создаются организационно-педагогические условия для разработки индивидуальных маршрутов:

      – педагогами-психологами с участниками педагогического процесса (учителями, родителями, законными представителями обучающихся) проводится работа по разъяснению необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как важного компонента социализации личности ребенка с ОВЗ, основной целью которого является формирование основных жизненных компетенций, организация коррекционно-развивающего обучения для удовлетворения основных жизненных потребностей;

      – организовывается взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагогов-психологов школ и дошкольных учреждений, учителей-логопедов, социальных педагогов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инклюзией) в форме психолого-педагогического консилиума;

      – психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута, проводится непрерывный мониторинг учебных и личностных достижений, физического состояния учащегося с ОВЗ;

      – налаживается сотрудничает с ГБОУ ГППЦ ДОгМ; ГБОУ ВПО МГПУ ИДО с целью методического сопровождения организации коррекционной работы и осуществления педагогического процесса детей с ОВЗ и инклюзией;

      – собираются согласия родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи ребёнку, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; специалистами службы проводится работа по активному включению родителей в деятельность по созданию ИОМ и его реализации;

      – планируется проведение круглых столов, семинаров, конференций с целью обмена опытом составления и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ.

      Методическое обеспечение организационно-содержательного единства и целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов учителей-дефектологов и социальных педагогов в рамках многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения помогает эффективно осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса. Организация методической работы, выходящая за границы школы, помогает внедрять лучшие практики психологических служб города в практику работы школы, расширяет границы взаимодействия специалистов службы. Функционирование многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса значительно расширяет возможности родителей (законных представителей) в получении для ребёнка качественной психологической помощи.

      Таким образом, во-первых, структура службы психолого-педагогического и социального сопровождения должна быть выстроена в рамках линейного соподчинения с учетом функциональных обязанностей специалистов для каждой ступени получения образования, но при условии горизонтального взаимодействия с сотрудниками блока учебно-воспитательной работы. Во-вторых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть четко регламентирована (алгоритм действий) внутренними локальными актами. В-третьих, в работе службы особое значение имеет деятельность психолого-педагогического консилиума школы и его поэтапное взаимодействие с ЦПМПК. В-четвертых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть направлена и на межведомственное взаимодействие. В-пятых, наконец, психолого-педагогическая служба совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с особенностями развития воспитанников и обучающихся, на основе которой, формируют и реализовывают индивидуальные образовательные маршруты.

      Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, социальное сопровождение, обучающийся, ограниченная возможность здоровья, социальная адаптация, образовательная организация, психолого-педагогическая служба, индивидуальный образовательный маршрут, коррекционная работа, психолого-педагогический консилиум.

      Читайте также: