Слово как основная номинативная единица языка кратко
Обновлено: 05.07.2024
Цель лекции – рассмотреть признаки слова, дать описание семантической структуре слова.
1. Слово – основная номинативная единица языка. Признаки русского слова.
2. Лексическое значение слова (ЛЗ):
3. Структура значения многозначного слова.
4. Типы переносных значений.
1. Слово – основная номинативная единица языка
Слово как единица языка занимает свое определенное место в языковой системе, где все единицы взаимосвязаны, одинаково важны для языка. Слово занимает особое место, благодаря своим признакам и функциям.
Внешняя и внутренняя сторона слова неразрывно связаны между собой и не существуют отдельно. Неразрывное единство внешней и внутренней сторон слова делает его словом, утратив хотя бы сторону, слово прекращает свое существование.
Таким образом, слово – многосторонняя единица, языка, называющая окружающий мир во всем его многообразии, выступает также как основное средство человеческого общения, поскольку из слов строятся словосочетания и предложения.
Несмотря на признание слова основной единицей языка, в лингвистике не существует пока точного, единого и всеми признанного определения.
Причин этому несколько: во-первых, сложность самого понятия слова, во-вторых, трудность выделения основных признаков слова, в-третьих, трудности установления его границ и выделения критериев отграничения слова от морфем и словосочетаний. Поэтому эти трудности по-разному разрешаются учеными, и как следствие – существование более 200 определений слова.
Приведем некоторые из них:
Итак, в данном определении указаны основные признаки слова: воспроизводимость (употребляемость слова в готовом виде), непроницаемость (недопустимость включения внутрь слова других фонем без изменения его значения), лексико-грамматическая отнесенность (принадлежность слова к какой-то части речи), недвуударность (наличие одного основного ударения) и наличие индивидуального лексичсекого значения (отражение в значении слова определенного явления действительности).
2. Лексическое значение
Вопрос о сущности лексического значения очень сложен и является дискуссионным. В учебнике М.И. Фоминой приводится 16 разных определений лексического значения, поскольку лексическое значение ученые рассматривают с разных позиций.
Слово выполняет номинативную функцию, т.е. внешняя оболочка называет какое-либо явление реальной действительности. Исходя из этого, между такой единицей и предметом устанавливается связь, закрепленная практикой речевого использования. Однако чаще всего слово связано не с конкретным предметом, а понятием, которое сложилось у представителей данной нации о данном предмете, в силу чего слово обладает предметно-понятийной отнесенностью, которую называют ЛЗ. По определению В.В. Виноградова, лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики русского языка. Наглядно это можно представить в виде треугольника или трапеции, на которой отражена связь между предметом, понятием, ЛЗ и знаком (словом).
Понятие – категория логическая, это мыслительная единица (форма мышления), отражающая существенные признаки предмета или предметов, итог его познания. Функции познания – выделение общего, которое достигается путем отвлечения от всех особенностей предметов. Поэтому понятие лишено какой-либо оценочности, экспрессивности.
Значение – единица лингвистическая, она не равна понятию. Хотя понятие является семантическим ядром слова, но понятием не исчерпывается его значение: ведь кроме понятийного компонента в структуру значения могут входить и различные экспрессивные созначения.
Являясь составной частью слова, значение связано со знаком – образом данного слова в речи. Как видим из схемы прямой связи между знаком и предметом не существует, она опосредована нашим мышлением и языком, его национальными особенностями.
Таким образом, лексическое значение – это установившаяся в народе связь звукового комплекса с каким-либо явлением реальной действительности, учитывающая не только понятие, но и определенные эмоционально-экспрессивные оттенки. Лексическое значение – это специфически языковое отражение предмета, его краткая характеристика. В лексическое значение входит минимальный набор признаков, необходимых для экономного опознавания предмета.
При рассмотрении многих вопросов, связанных с семантикой слова, различают сигнификативное, денотативное и коннотативное значение.
Общая сема часто объединяет слова одного класса или рода, поэтому называется еще гиперсемой (архисема, родовая сема). Дифференциальная сема различает предметы одного класса (рода) и называется гипосемой (видовая сема). Семы внутренне организованы и образуют определенную семантическую структуру.
значаемым предметом, поэтому может быть больше по содержанию, чем сигнификативное. Напр., Береза относится к классу лиственных деревьев. Белая береза под моим окном. В первом предложении в структуре слова береза выступает сигнификативное значение, во втором – денотативное. У них давно живет попугай (связь с конкретным предметом). А сколько вообще может прожить попугай? (связь с понятием).
Выделяются еще и другие виды значений, о которых можно прочитать в указанной литературе.
Завершая рассуждения о лексическом значении, подчеркнем главное:
1. ЛЗ определяется его соотнесенностью в качестве номинативного знака с явлениями действительности, обобщенных с помощью представлений и понятий.
2. Помимо понятийного (сигнификативного и денотативного) содержания, включается коннотативный компонент.
3. Слово может иметь и дополнительные характеристики, отражающие функционально-стилистическую специфику слова. Эти характеристики накладываются друг на друга.
4. Типы лексического значения
В современной лексикологии разработана типология лексических значений. Тип лексического значения определяется аспектом его рассмотрения.
В представленной типологии выделение ведется по четырем признакам:
1) по способу номинации (по соотнесенности с действительностью);
2) по степени мотивированности;
3) по лексической сочетаемости;
4) по выполняемой функции.
По способу номинации выделяются прямые и переносные значения.
По лексической сочетаемости ЛЗ бывают свободные и связанные.
По выполняемой функции бывают номинативные и экспрессивно-синонимические значения. В структуре номинативного значения обнаруживается только денотативный или сигнификативный компонент. В экспрессивно-синонимическом содержится и коннотативный компонент.
1. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избр. труды. Лексикология. Лексикография. – М., 1972.
2. Касаткин Л.А., Клобуков Е.В, Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.
3. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Уч. пособие. – М., 1982.
4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. – М., 2001
5. Уфимцева А.А. Лексическое значение (принцип семасиологического описания лексики). – М., 1972.
6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003.
2. В чем заключается трудности при определении слова? Какие основные подходы сложились к определению слова в современной лингвистике?
Вы здесь: Модуль-1 1. Слово как основная номинативная единица языка
1. Слово как основная номинативная единица языка
Основные признаки слова:
1) слово материально оформлено (звуками или буквами);
2) слово имеет лексическое значение;
3) слово непроницаемо, является цельнооформленным (т. е. в слово ничего нельзя вставить, чтобы не изменилось его значение; исключения: отрицательные и неопределенные местоимения никто, ни с кем, сцепления типа пока что, почти что);
4) слово идиоматично (непредсказуемость, немотивированность называния, например: стул, стол, хлеб, или неполная мотивированность, например: медведь 'тот, кто знает /ведает/ мед', учитель - 'тот, кто учит');
5) слово воспроизводимо (слово существует в готовом виде, не создается в процессе речи как словосочетание и предложение);
6) слово характеризуется одноударностью (у слова всегда одно основное ударение, у длинных слов может быть дополнительное ударение: человеконенавистничество);
7) слово относится к той или иной части речи (грамматически оформлено);
Предметом изучения лексикологии является слово как лингвистическая единица. Как известно, слово изучается в морфологии и словообразовании, но в других аспектах. В данных разделах лингвистики слова оказываются средством изучения грамматического строя и словообразовательных моделей языка. Например, слово выпускной в морфологии описывается с точки зрения его грамматических значений: прилагательное, муж. р., им. п., ед. ч. В плане словообразования определяется, от какого слова и каким способом оно образовалось: от слова выпуск суффиксальным способом с помощью суффикса - н-. В лексикологии слова изучаются в плане 1) их семантики 2) места в лексической системе, 3) происхождения, 4) сферы употребления, 5) функционально-стилевой принадлежности и экспрессивно-стилистической характеристики.
Слово как лингвистическая единица соотносится с единицами других уровней языка: фонетическим , поскольку оформлено с помощью звуков - школа [школъ]; словообразовательным, поскольку слова состоят из морфем: школ - а (корень, окончание). Слова с непроизводными основами служат базой для образования новых слов: школа – школь – н -ый; морфологическим , т.к. слова образуют определенные грамматические классы: слова с общим предметным значением относятся к существительным, слова с общим значением признака относятся к прилагательным и т.п., школа - имя существительное; синтаксическим , поскольку слова употребляются в словосочетаниях и предложениях - новая школа.
Несмотря на реальность и очевидность слова как лингвистической единицы, оно с трудом поддается определению. Это обусловлено многообразием слов с точки зрения структуры и значения: небо, золотой, плавать, семнадцать, по-летнему, потому что, наверное, вечереет, только. Слово – это такая единица языка, которая представляет собой и фонетическое, и лексико-семантическое, и морфологическое целое, а следовательно, может быть охарактеризовано с разных сторон, с учетом различных по своей природе свойств. Обычно слово как единица языка характеризуется через свои дифференциальные признаки. Так, Н.М. Шанский выделяет 12 таких свойств:
Есть осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. (Ф.Тютчев).
Исключение составляют употребления слов в роли вывесок - БУЛОЧНАЯ; 10) изолируемость - слово, как правило, может быть выделено из словосочетания: дивная пора - два слова; 11) фразеологичность (идиоматичность) – свойство реализуется в том случае, если лексическое значение слова не выводится из значений составляющих его морфем: вода, небо, рука, белый, синий - нельзя объяснить, почему данные предметы и признаки именно так называются; 12) номинативность (от лат. nomen - имя) - слова служат средством наименования (называния) предметов, лиц, процессов, состояний: пейджер (предмет), депутат (лицо), учебный (признак), мечтать (процесс) и т.д. Такая функция слова называется номинативной. Этот признак отсутствует у местоимений и слов служебных частей речи.
Далеко не все признаки слова являются универсальными, поэтому выделяется предельный минимум свойств, характерных для слова. Н.М. Шанский к ним относит фонетическую оформленность, семантическую валентность, недвуударность, лексико-грамматическую отнесенность и непроницаемость. В определении Д.Н. Шмелева как важнейшие для слова указаны и другие признаки: «Слово - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью” (Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 54). В лексикологии вопрос о том, как определить слово, продолжает оставаться актуальным.
Слово — центральная единица языка, предназначенная для описания предметов, их характеристик, действий и взаимоотношений. Оно позволяет людям выразить свои мысли и чувства. Слово как единица языка имеет несколько форм и изменяется в зависимости от грамматической парадигмы.
Общее понятие
Слово изучается лингвистикой, философией, психологией и логикой. Оно является одним из важнейших сегментов речевого потока. Слово как основная единица языка выступает в качестве условного обозначения звуков, произносимых в устной речи. С его помощью человек может передавать и анализировать информацию. Слова имеют значение, состоящее из 3 элементов:
- Прагматический компонент: физиологическая трактовка слова в соответствии с речевой ситуацией. Этот элемент выступает в качестве метасигнала.
- Семантический компонент: предметная основа и содержание. Этот элемент характеризует взаимосвязь между словом и предметом, которое оно обозначает.
- Синтаксический компонент: отношение слова к другим структурным единицам языка, используемым в процессе речи. Этот элемент учитывается при построении предложений и составлении текста.
Значения слов разделены на подгруппы, называемые семантическими полями. Они связаны между собой единой сетью и формируют словарный запас языка. Семантические поля упрощают процесс классификации языковых единиц. Слово также имеет смысл. В отличие от значения, он не изменяется в соответствии с мотивами и действиями коммуникатора.
Для многих слов характерно явление многозначности. В лингвистике оно называется полисемией. Явления многозначности заключается в переносе наименования с одного объекта на другой, осуществляемого на основе внешнего сходства или общих функций. Существуют следующие разновидности переносных значений:
- Метафора.
- Метонимия.
- Синекдоха.
Совокупность словесных конструкций называется лексической системой или кодом языка. Она усваивается людьми в процессе развития человеческого интеллекта. Лексическая система разделена на подгруппы. Она классифицируется в соответствии с выработанными человечеством представлениями об окружающем мире.
Характерные свойства и функции
Словесные конструкции являются одним из основных средств общения. Они формируются при помощи грамматических правил и структурно-коммуникативных законов. В русском языке выделяют следующие свойства единиц языка:
- Номинативность: способность описывать предмет, его качества и действия. Этим признаком не обладают междометия, модальные глаголы, местоимения, предлоги, союзы и частицы.
- Двусторонний характер: имеют знак и связанное с ним значение.
- Фонетическая оформленность: состоят из одной или нескольких фонем — минимальных единиц звукового строя языка.
- Недвуударность: наличие главного ударения. Предлоги, союзы и частицы являются безударными языковыми единицами.
- Константность: обладают неизменной фонетической оболочкой. Это свойство характеризуется постоянство звучания структурной единицы языка.
- Идиоматичность: немотивированность значения и связь между словесными морфемами. Этот признак относится к фразеологизмам. В них устойчивые словосочетания приобретают иное лексическое значение. Пример: мутить воду (запутывать какое-либо дело).
- Непроницаемость: имеет целостную структуру. Ее нельзя разделить другими словесными конструкциями.
- Лексико-грамматическая отнесенность: имеют синтаксическую самостоятельность. В зависимости от контекста предложения они могут изменяться по роду, числу, падежу времени, форме наклонения и лицу.
- Воспроизводимость: проговариваются в известном для носителя языка виде. Они формируются во время высказывания.
- Изолируемость: воспринимаются вне речевого потока, сохраняя свое первичное значение.
- Материальность: имеют звуковую и графическую оболочку.
По мнению лингвистов, эти признаки характерны только для классических слов. Чтобы различать языковые единицы в речи, необходимо определить минимальный набор свойства: номинативность, идиоматичность, лексико-грамматическая отнесенность и непроницаемость.
В русском языке присутствует явление словоизменения. Оно может иметь разную форму и лексико-грамматическое значение. Существуют следующие варианты словоизменения:
- Фонетические. Изменяется буквенный состав. Образец: реферат — [р'ифи'рат]. При изменении слова на фонетическом уровне меняется порядок произношения. В этом случае внимание концентрируется на постановке правильного ударения.
- Лексико-семантические. Смысл слова изменяется в соответствии с контекстом предложения. Образец: глава книги — глава семьи.
- Грамматические. Изменяется форма слова в зависимости от рода, морфологической категории и числа. Пример: церковь — церква.
Слова называются однокоренными, если они имеют единый корень, но разные словообразовательные морфемы. Для их определения необходимо воспользоваться словарем, где кратко описаны особенности формирования единиц языка.
Слова обладают следующими функциями:
- Номинативная: позволяют кратко описывать предметы, явления и действия.
- Познавательная: предоставляют возможность дифференцировать объект окружающей действительности, нуждающийся в познании.
- Накопительная: накапливают информацию и формируют представления о предметах на основе приобретенного опыта. Накопленные знания о мире записывают в виде определений и фиксируются в толковых словарях.
- Обобщающая: значение слова характеризует класс предметов или явлений, имеющих схожие признаки. Это позволяет собеседникам понимать друг друга во время разговора.
- Коммуникативная: обеспечивают взаимодействие между людьми и упрощают процесс передачи информации.
- Эстетическая: словесные конструкции выступают в качестве художественных средств выразительности. Эта функция проявляется в литературных произведениях.
- Прагматическая: характеризуют объекты или отдельные ситуации с точки зрения говорящего.
Функции языковой единицы зависят от ее части речи и синтаксической роли в предложении. Они не изменяются в соответствии с контекстом и словоформой.
Классификация словесных конструкций
В русском языке присутствует большое количество языковых единиц, схожих по лексическому значению, методам звукового выражения, происхождению и составу. В соответствии с этими признаками были созданы словесные классификации, упрощающих процесс изучения языка.
Выделяют следующие разновидности словесных конструкций по лексическому значению:
- Самостоятельные. Они предназначены для непосредственного обозначения предметов, явлений или действий.
- Служебные. В эту категорию входят предлоги, союзы и частицы. Они связывают несколько языковых единиц по смыслу.
- Междометные. Эти конструкции используются для обозначения эмоций. Они не вступают в связь с другими языковыми единицами.
- Модальные. Они предназначены для выражения вероятности, возможности или уверенности. Модальные слова не обладают номинативной функцией.
- Идентифицирующие. Применяются для обозначения уникальных объектов, не имеющих аналогов.
- Предикатные. Они характеризуют полнозначные языковые единицы.
Лексическое значение изучается семасиологией и ономасиологией. Эти науки являются разделами лексики. Они исследуют слова с точки зрения характера выражения и содержания. Подходы к изучению лексического значения кратко описаны в толковых словарях.
Слова разделяют на группы по употреблению:
- Общеупотребительные. Эти конструкции составляют основу словарного запаса человека и используются в речи ежедневно.
- Историзмы. Эти конструкции использовались в прошлом. В настоящее время они редко используются в речи. В эту группу входят также архаизмы. Информация о том, почему слова устаревают, содержится в словарях историзмов.
- Неологизмы. В эту категорию входят новые слова, приобретшие широкую популярность в обществе.
- Термины. Они употребляются представителями определенных профессий для обозначения специализированных понятий.
- Жаргонные. Они используются при неформальном общении между представителями определенных социальных групп. . Употребляются для упрощения речи. Они не используются при составлении официальных документов.
- Табуированные. В эту группу входит ненормативная лексика, ограниченная в употреблении по религиозным, моральным и политическим соображениям. При формальном разговоре табуированные слова заменяются эвфемизмами.
В русском языке присутствует огромное количество заимствований. Они также называются иностранными. Эти словесные конструкции были заимствованы из других языков по мере развития дипломатических отношений с различными странами мира. Многие иностранные слова были включены в состав русского языка в процессе глобализации. Они официально зафиксированы в толковых словарях. Словесные конструкции, сохранившиеся в первоначaльном лексическом значении с древних времён, называются исконными.
Читайте также:
- Объясните на примерах как под влиянием семьи школы церкви средств массовой информации происходит
- Чем афины отличались от спарты очень краткое содержание
- Тест как устроен и работает организм человека 4 класс школа 21 века
- Языкознание как наука кратко
- В чем отличие внешнего и внутреннего контроля кратко