Языкознание как наука кратко

Обновлено: 19.05.2024

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Современная наука состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

О связи языкознания с другими науками

Языкознание связано с социальными науками:

  • с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
  • Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.
  • Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.
  • Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
  • Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
  • Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

О связи лингвистики с естественными науками.

Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов". Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.
О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.
О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Аспекты языкознания

Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.
Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д.

Синхронный и диахронный аспекты частного языкознания

Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.

Круг задач, решаемых языкознанием

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

ЯЗЫКОЗНА́НИЕ (лин­гвис­ти­ка, язы­ко­ве­де­ние), нау­ка о язы­ке . Объ­ект Я. – язык во всём объ­ё­ме его свойств и функ­ций, строе­ние, функ­цио­ни­ро­ва­ние и ис­то­рич. раз­ви­тие язы­ка. Од­на­ко в ка­че­ст­ве не­по­средств. пред­ме­та Я. в раз­ные эпо­хи вы­дви­га­лись разл. сто­ро­ны объ­ек­та. С клас­сич. древ­но­сти до нач. 19 в. Я. ещё не от­де­ли­лось от ло­ги­ки , пред­ме­том его (как час­ти то­гдаш­ней ло­ги­ки и фи­ло­со­фии ) счи­та­лись еди­ные об­ще­че­ло­ве­че­ские спо­со­бы вы­ра­же­ния мыс­ли. В 19 в. Я. впол­не обо­со­би­лось, был вы­ра­бо­тан эво­лю­ци­он­ный взгляд на язык; пред­ме­том Я. ста­ли разл. язы­ки в их ис­то­рии. В 20–21 вв. Я. изу­ча­ет язык как уни­вер­саль­ную, не­отъ­ем­ле­мую при­над­леж­ность че­ло­ве­ка и язы­ки в их мно­го­об­раз­ных кон­крет­но-ис­то­рич. фор­мах.

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке

Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира.

С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология.

Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Задачи языкознания

  • Установление природы и сущности языка
  • Изучение структуры языка
  • Изучение языка как целостной системы
  • Изучение вопроса развития языка
  • Изучение вопроса возникновения и развития письма
  • Классификация языков
  • Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
  • Изучение связи языкознания с другими науками

История языкознания

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, Малой Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель).

Научное языкознание зародилось в начале 19 века в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания.

Основные направления в истории языкознания : логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).

ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители психологического направления по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологических направлений, школ и концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в языкознании; 2) ориентацией на психологию как методологическую базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Языкознание, также лингвистика — наука, изучающая язык во всей сложности ее проявления; наука о языке вообще и отдельные языки мира как индивидуальных ее представителей. Это гуманитарная наука, которая является разделом культурологии (наряду с искусствоведением и литературоведением) и филологии (наряду с литературоведением), а также отраслью семиотики. Как самостоятельная дисциплина оформилась в сер. XIX в.

предмет языкознания

Языкознание изучает не только языка, которые существуют (существовали ли возможны в будущем), но и человеческий язык вообще. Речь не доступна лингвист для прямого наблюдения; непосредственно наблюдательные только факты речи, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченный массив письменных текстов мертвым языком, которой уже никто не пользуется как основным средством общения).

Объект и субъект изучения

Как гуманитарная наука, языкознание не всегда отделяет субъект познания (психику лингвиста) от объекта познания (изучаемого языка), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Лингвистами часто становятся люди, которые сочетают тонкую языковую интуицию (чутье) ​​с заостренной языковой рефлексией (способностью задумываться над своим языковым чутьем). Опора на рефлексию для получения языковых данных называется интроспекцией.

гносеологический аспект

Языкознание включает: наблюдение; регистрацию и описания фактов речи; выдвижение гипотез, объясняющих эти факты; формулировка гипотез в виде теорий и моделей, которые описывают язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирования речевого поведения. Помощь фактов бывает внутренним (самыми языковыми фактами) или внешним (фактами физиологическими, психологическими, логическими или социальными).

разделы языкознания

Общее языкознание — (широко понимая) отрасль языкознания, изучающая общие признаки и функции человеческого языка не только в теоретическом (узком смысле), но также в прикладном и историческом аспектах.

Зато конкретное языкознание изучает отдельные языки (н-р, украинистика), их группы (н-р, романистика) или ареалы (н-р, балканистики).

Разделы и отрасли языкознания:

  • теоретическая лингвистика
  • Фонетика — изучает звуковой состав языка.
    • Фонология — изучает структуру звукового состава языка (речевые единицы и средства) и их функционирование в языковой системе.
    • Морфология — изучает явления, характеризующие грамматическую природу слова как грамматической единицы языка.
    • Синтаксис — изучает словосочетания и предложения, их строение, типы и объединения в надфразна единицы.
    • Фразеология — изучает лексически неделимые сочетания слов.
    • Лексикография — наука о заключении словарей
    • Ономастика — наука о имена.
    • Этимология — изучает происхождение и историю слов языка.
    • структурная семантика
    • прототипная семантика
    • историческая лингвистика
    • Прикладная лингвистика — изучает применение языковедческой теории на практике.
      • усвоение языка
      • Психолингвистика — изучает процессы речевой деятельности, восприятия и создания языка, намерения говорящего в процессе осуществления речевого акта.
      • Социолингвистика — изучает комплекс вопросов, связанных с общественной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и ролью, которую играет язык в жизни общества.
      • антропологическая лингвистика
      • коммуникативная лингвистика
      • генеративная лингвистика
      • Когнитивная лингвистика — функционирования языка рассматривает как разновидность когнитивной, то есть познавательной, деятельности, а когнитивные механизмы и структуры человеческого сознания исследует через языковые явления.
      • Математическая (компьютерная) лингвистика — ставит своей целью использования математических моделей для описания естественных языков.
      • Дескриптивная (синхронический) лингвистика — описательная лингвистика.
      • Сравнительная лингвистика — комплекс лингвистических дисциплин, использующих сопоставления, сравнения.
      • Стилистика — изучает стиль во всех языковедческих значениях этого термина (индивидуальная манера исполнения речевых актов, функциональный стиль речи, стиль речи и т.д.)
        • Приписова лингвистика

        История лингвистики и основные лингвистические концепции

        древний мир

        Первые языковедческие концепции возникли примерно в 5 веке до нашей эры в древних странах: Индии, Греции, Риме, Китае. Свое языковедческие учение также развили арабы.

        В общем, речь рассматривалась в трех аспектах:

        • общекультурном
        • общефилологические (Древняя Индия)
        • общефилософском (Древнегреческая филологическая школа)

        В Древнем Китае причина возникновения и развития языкознания была примерно такой же, как и в Индии — потребность толкования древних текстов. Язык китайскими лингвистами рассматривалась как продукт природы. Нач. 13 века китайские языковеды стремились исследовать конкретные теоретические вопросы в областях: текстология, иероглифика, фонетика и диалектология. Также в это время велась активная лексикографическая работа. Было заключено словари рифм, диалектических синонимов, энциклопедические словари, этимологические и т.

        13-18 века

        В средние века развивались две основные лингвистические школы: латинская и арабо-еврейская.

        Поскольку латинский язык стал языком образования, религии и науки в Европе, на основе древней лексикографической традиции с 13 века начали заключаться различные грамматики и словари. В период средневековья и Возрождения, как и в древнегреческой науке, язык был проблемой обсуждения в философских и филологических трудах.

        С 16 века европейская цивилизация начинает открывать для себя новые народы и языки, обусловливает необходимость заключения новых словарей и грамматик. Во многих странах проводится большая лексикографическая работа (Испания, Франция, Англия, Московия).

        В 1660 году было заключено грамматику Пор-Рояля, что большое влияние на дальнейшее развитие языкознания и стала весьма популярной в Европе. Она базировалась на декартовский философии, согласно которой основными принципами построения грамматики должны быть:

        • логичность (рациональность)
        • универсальность (т.е. должна быть общей для всех языков).

        начало 19 века

        В первой четверти 19 века развилось особенно сравнительно-историческое языкознание. В основном благодаря элементам сопоставления языковых фактов и историзма предыдущих веков, которые имели место в описательных грамматиках, отдельных исследованиях и лексикографических трудах филологов как древнего мира, так и более поздних времен до начала XIX века.

        Вильгельм Гумбольдт

        В. Гумбольдт является основателем общего языкознания и его теоретических основ. Своих последователей его учения нашло в так называемом неогумбольдтианства.

        По мнению В. Гумбольдта, прямым объектом теоретического языкознания является язык как целостная структура, ее происхождение, перспективы развития, отношение к возникновению человека, в ее эволюции. В. Гумбольдт последовательно различал в языке язык и речь, но не видел разницы между звуком и буквой. Под языком он понимал совокупность всего, что говорится. Также, ученый утверждает, что реальным основанием для определения начала различия языков дух народа и язык является непрерывной деятельностью духа.

        Соссюр

        На основе учения Сосюра развилось много лингвистических школ, в частности женевская.

        Сравнительно-историческое языкознание

        биологическое направление

        Сравнительно-историческое языкознание, с каждым десятилетием укрепляя свои позиции, розгалужувалось, в зависимости от принципов и способов объяснения объектов, на отдельные направления и школы. Существовали натуралистический, молодограматичний, логический и психологический направления.

        Основателем биологического метода является немецкий лингвист А. Шлейхер (1821-1868).

        Концепция лингвистики как науки в понимании Шлейхер. Он двигался от концепции, речь-природный организм, до разграничения языкознания и филологии. Языкознание, изучающей язык как естественное формирование, составляет часть естественной истории человека. Языковед в Шлейхер выступает в роли естествоиспытателя, который относится к языкам так же, как ботаник растения: эстетическая и практическая оценки растения для ботаника безразличны, он должен изучать только законы строения и развития растительных организмов. Филология же имеет дело с историей, которая начинается там, где оказывается свободная воля человека. Объект филологии — созданные людьми литературные тексты, письменные памятники. Она находит материал только там, где есть литература, поэтому не может, например, существовать филология в неграмотных американских индейцев. И, наоборот, для языкознания языки и диалекты бесписьменных народов вызывают огромный интерес. Филологический анализ и комментарий текстов, по мнению Шлейхера, склонен к субъективизму исследователя. Вместе с тем есть сферы, где филология и лингвистика сходятся, например, синтаксис. В нем господствуют объективные законы, а с другой стороны, определенную роль играют и субъективные обстоятельства, такие, как воля людей.

        Задача лингвистики по теории Шлейхер. Изучение строения языка, влияние различных типов морфологических структур, изучение их в синхронном и диахронном планах. Задача филологии — использование языка, филология относятся к истории, функционирования языка в обществе.

        психологическое направление

        Основателем психологического направления был Г. Штайнталь. Впоследствии идеи этого направления развили украинский ученый А. А. Потебня и немецкий ученый В. Вундт.

        Александру Потебни (1835-1891), сторонником психологического метода, принадлежит первенство в сочетании сравнительного метода с историческим. В него сравнительно-исторический метод языкознания ограничивался исследованием преимущественно фонетики и морфологии. А. А. Потебня впервые в истории лингвистических учений, объединив эти методы в один, применил его в изучении синтаксиса языка. Он является основателем Харьковской лингвистической школы.

        В. Вундт рассматривал язык, ее явления с точки зрения психической деятельности не отдельной личности, а всего народа. Народно-психологическое объяснение лексико-семантических изменений, словообразования, форм слов, сочетание слов в высказываниях и вывода из этих объяснений психологических законов обусловлено стремлением В.Вундта, как и Г. Штайнталя, создать новую отрасль науки — этническую психологию.

        Московская школа

        По убеждению представителей Московской школы, общее языкознание выбирает объектом своего исследования не отдельный язык или группу языков, а вообще речь человека, историю языка. А историческое изучение человеческой речи предполагает сравнительное исследование отдельных языков. Московская школа впервые в языковедческой литературе четко сформулировала мысль о языке как совокупность знаков, которые существуют для мышления, для выражения мысли в речи, а также чувств.

        Учение Московской школы больше всего повлияло на современное украинское языкознание.

        Казанская школа

        Казанская школа берет свое начало с конца 19 века. Казанские языковеды сгруппировались сначала с целью ознакомления с теориями, идеями, которые возникали во время, когда языковеды различных европейских школ опровергали универсальность законов звуковых изменений, открытых Младограмматики немецкой школы.

        Организатором Казанской лингвистической школы был российский и польский ученый-славист И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929). К выдающихся представителей этой школы принадлежат два языковеды — М. В. Крушевский (1851-1887) и В. А. Богородицкий (1857-1941).

        Молодограматизм

        Молодограматизм как направление сравнительно-исторического языкознания возник в середине 70-х годов XIX века.

        структурная лингвистика

        Структурная лингвистика возникла и развилась в I половине ХХ века.

        На современном этапе развития науки о языке четко выделяется четыре разновидности лингвистического структурализма:

        • Копенгагенская школа (глосематика),
        • дескриптивная (дистрибутивная) школа американского структурализма,
        • Пражская (функциональная школа)
        • Лондонская структуральная школа.

        Эти школы, хотя и имеют существенные различия, характеризуются и общими чертами, а именно:

        1. Все структуральными школы выступили против молодограматизму.
        2. Языковеды всех структуральных школ признавали единственным объектом лингвистики структуру различных уровней языка.
        3. Представители всех направлений структурализма считали, что основной задачей лингвистики является синхронное изучение языков.
        4. Для всех школ свойственна формализация лингвистического анализа.
        5. Почти все, за исключением Пражской школы, разветвления структурализма рассматривают структуру как элемент имманентной системы, то есть такой системы, существующей сама в себе и для себя.

        этнолингвистика

        Основы этнолингвистики были заложены Вильгельмом Гумбольдтом. Теоретически обосновывая сравнительно-исторический метод, он подчеркивал: компаративистика иметь успех только тогда, когда будет исследовать язык не саму по себе, а одновременно с изучением народного духа. Под значительным влиянием этих мыслей В. Гумбольдта, как и его идеи о языке, что, имея образующую силу, окружает звуковым цепью определенную этническую группу, формируя его мировоззрение, который может быть изменен только тогда, когда заменить этот звуковой цепь другим, то есть, когда изменить язык, возникло два, полностью автономных, направления этнолингвистики — европейский и американский.

        Исследователи истории лингвистических учений квалифицируют первый из этих направлений как неогумбольдтианства в науке о языке.

        методология языкознания

        В лингвистике применяются как общенаучные методы: анализ, синтез, гипотеза, так и собственно языковедческие: синхрония, диахрония; описательный, сравнительно-исторический, сопоставимый и структурный методы.

        Связь языкознания с другими науками

        На стыке лингвистики со смежными областями знания возникло ряд смежных дисциплин.

        К таким дисциплинам относятся следующие:

        известны языковеды

        • Бопп — известный исследователь индоевропейских языков.
        • Вильгельм Вундт
        • Якоб Гримм — зачинатель сравнительной грамматики германских языков.
        • Вильгельм фон Гумбольдт
        • Бодуэн де Куртенэ
        • Мейе
        • Мельничук Александр Савич
        • Александр Потебня
        • Сепир
        • Соссюр
        • Тищенко Константин Николаевич
        • Хомский
        • Юрий Шевелев
        • август Шлейхер

        Видео по теме

        Читайте также: