Скоро сам узнаешь в школе как архангельский мужик средство выразительности

Обновлено: 04.07.2024

Чему учит стихотворение "Школьник"
Стихотворение учит тянуться к знаниям, не обращать внимание на трудности, не робеть. Учит тому, что человек сам творец своей судьбы, и сам должен всего добиваться в жизни.

Отзыв на стихотворение "Школьник"
Мне понравилось это стихотворение, в котором автор рассказал о простом мальчике, который спешит на учебу. Видно, что поэт горячо любит не только Родину, но и, самое главное, простой народ. Считает, что именно простые люди являются настоящим украшением нашей страны, и именно они могут стать надеждой и спасением Отечества.

Анализ стихотворения "Школьник"
Стихотворение было написано Николаем Некрасовым в 1856 году.
Оно написано в форме монолога, от лица неизвестного человека, предположительно самого поэта, который подобрал по дороге оборванного мальчика с книжкой в котомке. Поэт радуется тому, что мальчик идет учиться, и пытается ободрить мальчугана. Он приводит пример Ломоносова, и говорит, что все у мальчика получится, если он не оробеет и будет честно трудиться.
Стихотворение состоит из 10 четверостиший.
Стихотворный размер - хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Школьник"
Эпитеты: невеселая дорога, ноги босы, грязно тело, славный путь, последний грош, разумен и велик, добрых душ, люблю глубоко, славных, добрых, благородных, сильных, любящих, тупых, холодных, напыщенных.
Метафоры: сон наяву, поприще широко.
Олицетворение: не бездарная природа, не погиб край.
Перифраз: архангельский мужик.

Пословицы к стихотворению "Школьник"
Ученье свет, неученье - тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
На бога надейся, а сам не плошай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Грамоте учиться, всегда пригодится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Школьник"
Невеселой дорогой едет поэт. Он предлагает сесть к себе идущему в школу мальчику. Мальчик бос и плохо одет, но поэт призывает его не стыдиться этого, ведь многие великие люди так начинали свой путь.
Поэт замечает у мальчика книжку и понимает, что тот идет в школу. Он предполагает, что отец мальчика потратил на обучение сына последний грош. А дьячиха дала мальчику четвертачок.
Но может быть мальчик из отпущенных? Тогда он тоже не пропадет, если не оробеет. И скоро узнает как простой мужик из Архангельска стал великим человеком.
А уж если доведется мальчику попасть в Москву, в университет, то словно сон свершится наяву.
И поэт говорит, что за то любит Русь, что из простого народа подчас выходят славные и честные люди, которых всегда больше, чем напыщенных, холодных глупцов из богачей.


Читать стихотворение "Школьник"
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление

3) Использование описания вместо собственного имени или названия.

4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

В. «Цветы, любовь, деревня,

4. Риторическое обращение

4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,

Там младенца берегут, - нет попа,

Проверочный тест. 1 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.

Путь шел по целине; люди падали с обрывов.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Нас не было, а он сиял и будет:

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)

Проверочный тест. 2 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .

1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.

2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)

3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)

4. И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)

Ты и бессильная,

Матушка Русь! (Н. Некрасов)

6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)

7. И невозможное возможно,

Дорога долгая легка. (А. Блок)

8. И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы… (А. Пушкин)

9. Степям и дорогам

Камням и порогам

Не найден счет. (Э. Багрицкий)

10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Риторический вопрос - В

5.Риторическое обращение - Е

Композиционный стык - А

Ключ к проверочному тесту 1 вариант:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

Ключ к проверочному тесту 2 вариант:

Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.


работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .


На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп.


Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы.

1. Аллегория - иносказание; изображение отвлечённой идеи, конкретного понятия в художественном образе.

Где, льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад. (А. Пушкин)

2. Анафора — единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

3. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший -- вредную:

Золотой — полушку медную. (М. Цветаева)

4. Бессоюзие - стилистический приём, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)

5. Гипербола — стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление.

. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иззябших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

7. Именительный представления (именительный темы) - изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

8. Инверсия — перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.

. И курганов зеленеет

Убегающая цепь. (А. Фет)

Арагвы светлой он счастливо

Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов)

9. Ирония - притворство, насмешка, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель — тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии — сарказм.

Посмотрите на него: каков Геракл!

10. Каламбур — игра слов, построенная на омонимических словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив. (Д. Минаев)

11. Контекстные антонимы — слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.

У людей-то в дому - чистота, лепота,

А у нас-то в дому — теснота, духота. (Н. Некрасов)

12. Контекстные синонимы — слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.

13. Крылатые выражения — афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов.

Блажен, кто верует. (А. Грибоедов)

14. Лексический повтор — повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающее эмоциональность, подчеркивающее ключевое слово.

И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой.

15. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его; как шёлковая, шёрстка. (А. Грибоедов)

16. Метафора - употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства (железная воля, горячее сердце, тяжёлый характер); метафора перефразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно.

Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец. (Н. Заболоцкий)

Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

(развёрнутая метафора, т. е. нанизывание метафор)

Ножка стула (стёртая метафора).

17. Метонимия - употребление слова в переносном значении, замена слова или понятия другим словом или понятием, имеющим внешнюю или внутреннюю связь с первым.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик (Ломоносов.— Авт.)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик. (Н. Некрасов)

Молчалины блаженствуют на свете. (А. Грибоедов)

18. Многосоюзие — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом и), таким образом подчёркивается единство перечисляемого.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин)

Печаль моя светла. (А. Пушкин)

Смотри, ей весело грустить. (А. Ахматова)

С кем мне поделиться Той грустной радостью. (С. Есенин)

20. Олицетворение — особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа.

Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев)

Литься! (Л. Мартынов)

21. Парадокс — парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

Спеши медленно, (лат.)

22. Парцелляция, присоединительные конструкции - разделение фразы, предложения на части; является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.

И снег на них. Мы время проведём

У печки. В Имеретин. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою. (В. Инбер)

23. Период — длинное сложное (чаще — сложноподчинённое) предложение, по содержанию развивает одну и состоит, как правило, из нескольких однотипных соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение.

Когда он [Пьер] в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала тёмные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьёвых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете,— Пьер почувствовал новое, не­испытанное чувство радости и крепости жизни. (Л. Толстой)




24. Перифраза — пересказ, вид развёрнутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим неназванный прямо предмет или лицо, оценку.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса. (А. Пушкин)

25. Плеоназм — излишество, излишние определительные слова во фразе (приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно), в художественной речи стилистическая фигура, заключающаяся в подборе синонимов; усиливает выразительность.

Предо мною волна, закипевшая кипенью белой. (Г. Шенгели)

26. Риторический вопрос — вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.

Кому вы намерены

Нынче грозить? (М. Светлов)

27. Риторическое обращение - слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые. (А. Пушкин)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский)

28. Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

29. Сарказм — высшая степень иронии, злая насмешка.

30. Синекдоха — вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части (и наоборот).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

31. Синтаксический параллелизм — одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста, композиционный приём, подчёркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведении.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

32. Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)

Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! (Б. Пастернак)

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной. (А. Пушкин)

Он был похож на вечер ясный. (М. Лермонтов)

Этого холода. (Н. Асеев) (развёрнутое сравнение, основанное на нескольких образах)

33. Стилизация - стилистический приём, воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою (рассказы М. Зощенко, произведения А. Платонова).

34. Умолчание — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её; прерванное высказывание, подчёркивает взволнованность, эмоциональность речи.

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б. но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже. (М. Лермонтов)

35. Эллипсис - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Татьяна — в лес; медведь — за ней! (А. Пушкин)

36. Эпитет — обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, образную, художественную характеристику предмета, действия. Выделяют народно-поэтические, постоянные эпитеты добрый молодец, поле чистое, море синее, тучи чёрные, солнце красное; индивидуально-авторские румяное, громкое восклицанье, животрепетное сиянье (Ф. Тютчев).

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем. (А. Ахматова)

37. Эпифора — стилистическая фигура, повторение в конце строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Литература

1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М., 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихарева В.П. Культура и техника речи. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1994.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. – Ростов н/Д, 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.- Ростов н/Д, 2000.

5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2001.

6. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб, 2001.

7. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2004.

9. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М., 1998.

10. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Сасова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1998.

12. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. – М., 1987.

13. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2001.

14. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1996.

15. Культура устной речи: Учебник для вузов. – М., 1999.

16. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 7-е изд., испр. – М., 2001.

17. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2000.

18. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: Практические занятия / Под ред. Проф. П.п. Шубы. – Минск, 1999.

19. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.

20. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.

21. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дыманский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

22. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина, Ю.А. Ермолаева, Я.В. Лукина, Т.А. Потапенко, Л.В. Степанова. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., Питер, 2005.

23. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1996.

24. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Г.К. Трофимова. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта: Наук, 2005.

25. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.

Словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. – М., 2001.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения. 4-е изд., доп. – М., 1988.

3. Белянин В.П., Бутенко И.А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. – М., 1994.

4. Вакуров В.Н. и др. Трудности русского языка. Словарь-справочник / Под ред. Л.И. Рахмановой. – М., 1994.

5. Говорите правильно: справочник по культуре речи /ёё Ред.-сост. Е. Камалетдинова. – Калининград, 2005.

6. Горбачева К. Русский синонимический словарь. – СПб., 1996.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 2000.

8. Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

9. Жукова В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд., испр. и доп. – М., 1991.

10. Колесников Н.П. Словарь омонимов. – Ростов н/Д, 1995.

11. Колесников Н.П. Лексико-грамматический словарь русского языка. – Ростов н/Д, 1996.

12. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

14. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., 1994.

15. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990.

16. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. – Изд. 9-е, стер. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. – М., 1999.

18. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. – М., 1996.

19. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.

22. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1998.

23. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 1995.

24. Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., испр. – М., 1983.

25. Словарь-тезаурус синонимов русского языка / Под общ. ред. Проф. Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

26. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. - М., 1998.

27. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. - М., 2004.

28. Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. 5-е изд. – М., 2001.

29. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

30. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. 6-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Содержание

Предисловие. 3

Раздел 1 Язык как средство общения. 6

1.1. Язык и речь. Отличие языка и речи. Классификация разновидностей речи 6

1.2. Речевое общение и его основные единицы. Речевой этикет. 23

Раздел 2Культура речи. Нормы современного русского литературного языка 39

2.1. Орфоэпические нормы русского языка. 45

2.2. Лексические нормы современного русского языка. 54

2.3. Морфологические нормы русского языка. 73

2.4. Синтаксические нормы современного русского языка. 86

2.5. Коммуникативные качества речи. 99

Раздел 3Функциональные стили русского языка. 116

3.1 Понятие стиля. Стилистическая маркированность языковых средств 116

3.2. Научный стиль речи. Жанровое своеобразие письменной научной речи 132

Троп — это слово или словосочетание в переносном значении.

Троп необходим для создания художественного образа и его большей выразительности. К тропам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, метонимии, гиперболы и литоты. Для создания образа, поэт играет значениями слов, использует окружение слова в тексте (контекст) и его звучание (звукоряд).

Эпитет всегда отражает неповторимое восприятие мира автором, обязательно выражает какую-либо оценку, имеет субъективное значение и может выполнять различные функции. Художественно характеризовать: сияющие глаза, горючие слезы… Создавать атмосферу, настроение: хмурое утро; тяжелый день…передавать отношение автора к герою, предмету: светлый человек, живой ручей…

Иногда используют, так называемое, развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ОДУШЕВЛЕНИЕ) — троп, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (именно человеческие!). Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, приблизить его к читателю, возбудить знакомые ему ощущения (чувства).

…Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

.
ГИПЕРБОЛА (греч. h yperbole, преувеличение) — прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда причисляют к тропам, но по характеру использования слова в переносном значении она очень тропам близка.

Гипербола позволяет показать в утрированном виде самые характерные черты изображаемого человека, предмета или явления.

…Вот в Риме, например, я видел огурец.

И по сию не вспомнюсь пору.

Поверишь ли? Ну, был он с гору.

ЛИТОТА (греч. l itotes, простота) — художественное преуменьшение. Прием, противоположный гиперболе.

Мой Лизочек так уж мал,

Что из листика сирени

Сделал зонтик он для тени

Мой Лизочек так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

…Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

.
МЕТОНИМИЯ (греч. m etonomadzo, переименовывать) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

Наиболее часто встречается форма метонимии, когда указывается на признаки лица или предмета, вместо упоминания самого лица или предмета.

Серые шлемы
с красной звездой
белой ораве
крикнули:

Виды метонимии:
— Упоминание имени автора, вместо его произведений:

…Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал…

— упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик

— перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:

…Шипенье пенистых бокалов

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Читайте также: