Юридические отношения как семиосфера краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Вложенные файлы: 1 файл

реферат, Мария Лебедева.doc

Введение.

Понятие и структура семиосферы.

Понятие семиосферы было разработано в семиотической культуралогии Ю.М.Лотманом.

Семиосфера – это семиотическое пространство, т.е. пространство, наполненное знаками. Знак только потому становится таковым, что он включен в это пространство.

Согласно Лотману, структура семиотического пространства строится по двум основным законам: бинарности и асимметрии. Бинарность, в данном случае, означает множественность, упорядоченную в двоичной системе. Семиосфера состоит из бесконечного множества языков, которые постоянно умножаются и исчезают двоичным методом. То есть число языков увеличивается с помощью деления или дробления их и уменьшается методом исключения и унификации. Механизм такого умножения и уменьшения количества языков культуры заключён уже в самой культуре и её языках.

Как пример такого увеличения Лотман приводит появление в 20 веке киноискусства, которое в момент своего возникновения воспринималось скорее, как ярмарочный балаган – увеселение, а не как искусство. Развивая эту мысль можно прийти к выводу, что любое явление культуры становится искусством при условии существования человека или общества, которые считают это явление искусством. И, наоборот, без воспринимающего субъекта искусство существовать не может, т.е. оно всегда обращено вовне. Данное положение наглядно подтверждает существование семиосферы. Для того, чтобы информация, идущая от источника к реципиенту была расшифрована и воспринята как искусство, или даже только, как информация, оба они, и источник информации, и реципиент, должны находиться в единой семиотической системе. Доказательством этому служит то явление, что одна и та же информация может восприниматься субъектом, находящимся в той же системе, как наивысшее искусство, а субъектом, находящимся вне данной системы, как простой набор ничего не значащих знаков.

Отдельный язык культуры нельзя считать константной, мельчайшей единицей культуры. Его существование и функционирование возможно только во всем пространстве семиозиса и не будет актуально без него. Тогда единицей семиозиса становится всё пространство – семиосфера данной культуры.

Название – семиосфера – Лотман изобрёл по аналогии с понятием биосферы академика В.И. Вернадского. По Вернадскому, биосфера, с одной стороны, – это совокупностью всего живого на земле и, с другой стороны, сама является необходимым условием продолжения и существования жизни и её развития. Так и семиосфера является одновременно и результатом, и условием существования культуры.

Асимметричность семиосферы иначе можно назвать неоднородностью. Она заполнена множеством различных по своему происхождению и развитию языков. Лотман считает, что отношение друг к другу заполняющих семиотическое пространство языков, простирается в области между полной взаимной переводимостью и столь же полной взаимной непереводимостью. Следует отметить, что полной взаимной переводимости языков не может быть. Неоднородность семиосферы основана как на сопоставлении внутри неё различных языков культуры, так и на гетерогенности самих этих языков. Языки развиваются и существуют согласно множеству различных параметров. Два ребёнка с одинаковым набором генов (пара близнецов) будут всё же отличаться и внешне и внутренне, даже при одинаковых условиях развития и существования. Так и два языка, даже если они произойдут в одинаковых условиях из одного и того же источника неизбежно станут различными спустя мгновение. Стоит отметить, что двух совершенно одинаковых языков не может быть в мире в принципе, если бы можно было сказать, что два языка являются абсолютно переводимыми друг по отношению к другу, то это уже будет один язык. Только различия, хотя бы небольшие, указывают на существование двух языков.

Асинхронность проявляется в самых разных пластах семиосферы. Одни явления задерживаются в семиозисе надолго, другие лишь задевают его и мгновенно пропадают из пространства семиосферы. В пространственном отношении также наблюдается асинхронность. Даже в различных областях одного и того же государства, не говоря уже о разных странах, одни и те же элементы культуры возникают и исчезают в разное время. Асимметрия временная проявляется в различной протяжённости возникновения, развития и угасания культурных явлений. Скорость изменений модных тенденций в одежде несравнима с периодом смены этапов литературного языка, а романтизм в танцах не синхронен романтизму в архитектуре. Таким образом, в то время как в одних участках семиосферы будет переживаться поэтика романтизма, другие могут уже далеко продвинуться в постромантическом направлении.

Также следует отметить, что семиосфера никогда не будет замкнутым пространством, лишённым воздействий извне. Часто можно наблюдать подъём одной или другой культуры, до и после которого существовали спады. Примером может быть русская музыкальная культура. После бурного развития хоровых жанров в XII - XV веках наступил период некоторой стагнации. Затем Пётр Первый стал прививать в России Европейскую музыкальную культуру, тем самым ещё более ослабив традиционные жанры, но в то же время дав импульс к возникновению новых течений. И к концу XIX века уже русская музыкальная мысль стала интересна Европе. Накопив определённое количество образцов, и включив их в собственную семиосферу, русская культура создала затем некий самобытный культурный феномен, который в свою очередь стал обогащать культуру Запада.

Таким образом, на любом синхронном срезе семиосферы сталкиваются разные языки, разные этапы их развития, При этом не следует упускать из виду, что все элементы семиосферы находятся не в статическом, а в подвижном, динамическом соотношении, в постоянном изменении формул отношения друг к другу.

Один из основных механизмов генерирования новой информации – перевод, выражение некоей сущности средствами другого языка. Но поскольку ни один язык не может полностью соответствовать другому, то в этом процессе и рождаются новые сущности.

В любой семиосфере существует центр – естественный язык данной культуры и периферия – отдельные частные языки или языковые новообразования, а также вторгающиеся в семиозис чужеродные элементы, которые существуют только в контексте семиосферы. Естественный язык служит базой для объединения различных элементов в единую семиотическую структуру. На уровне таких элементов происходит пересечение разных семиосфер, их обогащение и развитие, но также и их упадок (подавление слабой семиосферы более сильной). Соотношение центр-периферия также является одной из осей асимметрии семиосферы.

Результирующей формой организации семиотического пространства является его самоописание путём создания грамматик языков, юридических и этических норм, теорий различных видов искусства и т.д. Описание и самоописание позволяет окончательно утвердить семиосферу, как единое целое, ограничить излишнее разнообразие внутри неё и помешать излишнему количеству тенденций извне, способных изменить семиосферу до неузнаваемости. В то же время, в процессе описания или самоописания система теряет гибкость и вариативность, а с ней и импульс к развитию, что может привести к стагнации и гибели системы.

Следует отметить интересный феномен, который возникает практически всегда в процессе самоописания культуры. Вначале создаётся описание какого-либо одного, центрального элемента системы (грамматика естественного языка, юридические нормы центральной области и т.п.), что структурирует сам этот элемент. Но затем данная структура захватывает и остальные области культуры данной системы, они все организуются по тому же принципу. Такая структура становится основной – реальной, именно она остаётся в описаниях культуры для потомков. То же, что выходит за рамки данной организации, считается несущественным, а значит несуществующим, и пропадает из поля самоописания, а с ним и из поля зрения потомков.

Периферийная область семиосферы — это область семиотической динамики. Именно здесь создается то поле напряжения, в котором вырабатываются будущие языки.

Граница семиосферы.

Несмотря на сказанное выше, всё же существуют единые для всего человечества знаки и понятия. Это те понятия, которые основаны на физических законах существования человека, единых для всех. Сила притяжения земли определяет, например, отношение понятий верх-низ. В любой человеческой культуре подняться наверх - значит преодолеть сложность, победить мешающие силы. А опуститься вниз всегда легче. Если бы люди существовали в условиях безвоздушного пространства – вакуума, то такое отношение могло бы развиться лишь случайно в какой-то определённой культуре, но не носить общий характер. Подобно этому, возникает общее для всех семиотическое восприятие передвижения звёзд на небе, смены дня и ночи, холода и тепла, правого и левого, живого и мёртвого и т.д.

Помимо организации пространственной – выделением пространственной границы, семиосфера должна быть организована и по оси времени: прошедшее, настоящее и будущее. Семиосфера организует время, но и сама не может быть организована вне времени. В этом ещё одно из проявлений двойственности и парадоксальности семиосферы.

Внутри семиотического пространства существует неисчислимое количество культур, субкультур и их языков. Но все они организованы в пространстве и времени, как указано выше. И одновременно семиотическое пространство организует то, что остаётся за его пределами, также семиотизируя это.

Однако для того, чтобы такое вычленение было корректным, необходимо, чтобы изолированный факт позволял моделировать все свойства явления, на которое будут экстраполироваться выводы. В данном случае этого сказать нельзя. Устройство, состоящее из адресанта, адресата и связывающего их единственного канала, еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. Все участники коммуникации долж­ны уже иметь какой-то опыт, иметь навыки семиозиса. Таким образом, семиотический опыт должен парадоксально предшествовать любому семио­тическому акту. Если по аналогии с биосферой (В. И. Вернадский) выделить семиосферу, то станет очевидно, что это семиотическое пространство не есть сумма отдельных языков, а представляет собой условие их существования и работы, в определенном отношении, предшествует им и постоянно взаимо­действует с ними. В этом отношении язык есть функция, сгусток семиоти­ческого пространства, и границы между ними, столь четкие в грамматическом самоописании языка, в семиотической реальности представляются размытыми и полными переходных форм. Вне семиосферы нет ни коммуникации, ни языка. Конечно, и одноканальная структура есть реальность. Самодовлеющая одноканальная система — допустимый механизм для передачи предельно простых сигналов и вообще для реализации первой функции, но для задачи генерирования информации она решительно непригодна. Не случайно пред­ставить такую систему как искусственно созданную конструкцию можно, но в естественных условиях возникают работающие системы совсем другого типа. Уже то, что дуализм условных и изобразительных знаков (вернее, условности и изобразительности, в разных пропорциях присутствующих в тех

1 Декарт Р. Избр. произведения. К трехсотлетию со дня смерти (1650—1950) / Пер. с фр. и лат.; ред. и вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1950. С. 272.

или иных знаках) является универсалией человеческой культуры, может рас­сматриваться как наглядный пример того, что семиотический дуализм — минимальная форма организации работающей семиотической системы.

Одновременно во всем пространстве семиозиса — от социальных, воз­растных и прочих жаргонов до моды — также происходит постоянное об­новление кодов. Таким образом, любой отдельный язык оказывается погру­женным в некоторое семиотическое пространство, и только в силу взаимо­действия с этим пространством он способен функционировать. Неразложимым работающим механизмом — единицей семиозиса — следует считать не от­дельный язык, а все присущее данной культуре семиотическое пространство. Это пространство мы и определяем как семиосферу. Подобное наименование оправдано, поскольку, подобно биосфере, являющейся, с одной стороны, совокупностью и органическим единством живого вещества, по определению введшего это понятие академика В. И. Вернадского, а с другой стороны — условием продолжения существования жизни, семиосфера — и результат, и условие развития культуры.

В. И. Вернадский писал, что все «сгущения жизни теснейшим образом между собою связаны. Одно не может существовать без другого. Эта связь между разными живыми пленками и сгущениями и неизменный их характер

1 Вернадский В. И. Избр. соч.: В 5 т. М., 1960. Т. 5. С. 101.

2 Вернадский В. И. Размышления натуралиста / Сост. М. С. Бастракова, В. С. Неополетанская, Н. В. Филиппова. М., 1977. Кн. 2. С. 32.

3 Вернадский В. И. Заметки философского характера разных лет / Публ. и коммент. В. М. Федорова. М., 1988. Т. 15. С. 292.

4 Опыт теории партизанского действия. Сочинение Дениса Давыдова. 2-е изд. М., 1822. С. 83.

вимого в контрастном сознании романтика. То, что единство различных языков устанавливается с помощью метафор, лучше всего говорит об их принципиальном различии.

Эволюционное развитие в биологии связано с вымиранием видов, отверг­нутых естественным отбором. Живет лишь то, что синхронно исследователю. Аналогичное в чем-то положение в истории техники, где инструмент, вытес­ненный из употребления техническим прогрессом, находит убежище лишь в музее. Он превращается в мертвый экспонат. В истории искусства произведе­ния, относящиеся к ушедшим в далекое прошлое эпохам культуры, продолжают

Структура семиосферы асимметрична. Это выражается в системе направ­ленных токов внутренних переводов, которыми пронизана вся толща семио­сферы. Перевод есть основной механизм сознания. Выражение некоторой сущности средствами другого языка — основа выявления природы этой сущности. А поскольку в большинстве случаев разные языки семиосферы семиотически асимметричны, то есть не имеют взаимно однозначных смы­словых соответствий, то вся семиосфера в целом может рассматриваться как генератор информации.

Асимметрия проявляется в соотношении: центр семиосферы — ее перифе­рия. Центр семиосферы образуют наиболее развитые и структурно организо­ванные языки. В первую очередь, это — естественный язык данной культуры. Можно сказать, что если ни один язык (в том числе и естественный) не может работать, не будучи погружен в семиосферу, то никакая семиосфера, как от­мечал еще Эмиль Бенвенист, не может существовать без естественного языка как организующего стержня. Дело в том, что наряду со структурно организо­ванными языками, в пространстве семиосферы теснятся частные языки, языки, способные обслуживать лишь отдельные функции культуры и языкоподобные полуоформленные образования, которые могут быть носителями семиозиса, если их включат в семиотический контекст. Это можно сравнить с тем, что камень или причудливо изогнутый древесный ствол может функционировать как произведение искусства, если его рассматривать как произведение искус­ства. Объект приобретает функцию, которую ему приписывают.

Высшей формой структурной организации семиотической системы явля­ется стадия самоописания. Сам процесс описания есть доведение структурной организации до конца. Как стадия создания грамматик, так и кодификация

обычаев или юридических норм подымают описываемый объект на новую ступень организации. Поэтому самоописание системы есть последний этап в процессе ее самоорганизации. При этом система выигрывает в степени струк­турной организованности, но теряет те внутренние запасы неопределенности, с которыми связаны ее гибкость, способность к повышению информационной емкости и резерв динамического развития.

Однако единство семиотического пространства семиосферы достигается не только метаструктурными построениями, но, даже в значительно большей степени, единством отношения к границе, отделяющей внутреннее простран­ство семиосферы от внешнего, ее в от вне.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .

Полезное

Смотреть что такое "СЕМИОСФЕРА" в других словарях:

СЕМИОСФЕРА — (англ. semiosphere) обобщенное наименование знаковых систем (Лотман Ю. М., 1984). В это понятие можно включить и сферу знаний, выраженных и существующих на разных языках. Син. когитосфера. Поиски путей сжатия, схематизации, «оформления знаний в… … Большая психологическая энциклопедия

ЛОТМАН — Юрий Михайлович (1922 1993) литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско московской структурно семиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адвокат, в к. 20 х гг. отказавшийся от практики в связи с… … Энциклопедия культурологии

ЛОТМАН Юрий Михайлович — (28.02.1922, Петроград 28.10.1993, Тарту) специалист в области теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии. Д р филологических наук, проф., член корр. Британской Академии, академик Норвежской,… … Русская Философия. Энциклопедия

Семиотика искусства — (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ЛОТМАН, Юрии Михаилович — (1922 1993) культуролог семиотик, искусствовёд, литературовед. Окончил филологический факультет Ленинградского университета. Преподавал в Тартусском университете, позднее заведовал в нем кафедрой русской литературы. Защитил кандидатскую… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Лотман, Юрий Михайлович — (28.02.1922 28.10.1993) спец. в обл. теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии; д р филол. наук, проф. Род. в Петрограде. В 1939 поступил на филол. ф т ЛГУ. С 1940 в Сов. армии. Участник Великой… … Большая биографическая энциклопедия

ЛОТМАН — Юрий Михайлович (1922 1993) русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 студент филологического факультета Ленинградского университета; с 1940 в Советской армии, участник войны. В 1950 1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 в… … Новейший философский словарь

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — условное название направления в науке о культуре, по преимуществу занимающегося ценностно смысловыми, “человековедч.” аспектами. Г.к. принципиально близка другим гуманитарным дисциплинам, смежным с нею, искусствознанию и лит ведению,… … Энциклопедия культурологии

СЕМИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — понятие, сформировавшееся в процессе активизации исследоват. внимания к символич. организации культуры, характеризующее культуру с т. зр. ее знаковости, специфич. характеристик процессов означения и понимания (интерпретации) культурно… … Энциклопедия культурологии

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Юрий Лотман: семиотика
Семиосфера

Семиосфра — (семиотическое пространство) термин в семиотике, введенный Ю. М. Лотманом; пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций и существования языков и их работы. Язык же в этом контексте рассматривается как функция, сгусток семиотического пространства. Речь идет о пространстве, в которое изначально погружены все участники коммуникации и которое обеспечивает работу устройства, состоящего из адресата, адресанта и связывающего их канала. Только в этом пространстве возможен семиозис.

Вторая линия основывается на тезисах Соссюра. Тут основой выступает бинарность языка и речи, где язык рассматривается как социальный институт, общность, составленная из различных кодов, а речь — индивидуальное воплощение языка.

Понятием семиосферы Лотман хотел отойти от атомарности подхода и рассмотреть семиотику не как набор элементарных символов или актов, но как полноценную систему.

Семиосфера и биосфера

Лотман, опираясь именно на это определение живого вещества, указывает на первичность биосферы по отношению к отдельному организму в понимании Вернадского.

Семиотическое и внесемиотическое пространство

Ядро и периферия семиосферы

Неравномерность семиосферы на одном уровне дополняется смешением уровней, иерархия которых, как правило, нарушается. Взаимодействие между уровнями и порождает динамические процессы внутри семиотического пространства. Иными словами, именно неоднородность семиотического пространства дает толчок для динамических процессов и создания новой информации.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Статьи по семиотике культуры и искусства

Книга Ю. М. Лотмана, выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которой иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма — культуры.

Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики

Комплексный характер материала сборника делает его в равной степени интересным как для специалистов в области точных наук — математиков, кибернетиков и инженеров, занимающихся вопросами моделирования психологических и социально-культурных явлений, так и для представителей гуманитарных наук — социологов, психологов, философов, искусствоведов и лингвистов.

Диалог с экраном

Избранные статьи в трёх томах

Книга составлена из статей, писавшихся в промежутке между 1966 и 1987 гг. Но поскольку общий план работы сложился у автора давно, можно надеяться, что разновременность написания отдельных глав не разрушает единства книги в целом. Опубликование отдельных частей в виде статей в периодической печати поневоле приводило к необходимости повторения некоторых исходных положений. В настоящем издании автор старался эти повторы снять, что, к сожалению, оказывалось не всегда возможным, в частности, в тех случаях, когда в разных статьях выявлялись разные грани исходных принципов. В остальном текст печатается без изменений.

Во второй том вошли статьи по истории литературы, в третий — по теории и истории искусств: театра, драма­тургии, кино, живописи и архитектуры.

Читайте также: