Почему повесть о петре и февронии называют гимном любви и верности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Легенда о Петре и Февронии известна на Руси очень давно. На основе этой легенды русский писатель Ермолай Прегрешный создаёт в середине XVI в. "Повесть о Петре и Февронии".
В самом деле, заявленная как история любви, повесть не похожа ни на что, написанное в этом жанре. Мы не находим здесь ни романтической встречи, ни чувства, возникшего с первого взгляда, ни препятствий, мешающих соединению рук и сердец. Одним словом, ничего, что составляет обычно основу сентиментальных повествований.
Подстраивая свадьбу, изначально ничем не интересную для жениха, героиня в дальнейшем становится мудрой спутницей и помощницей мужа, никогда не жалеющего о выпавшей доле. Что и наводит на мысль, что счастье не зависит от красоты и знатности. Что ищущему не одноразовой любви, но долгого союза и надёжного союзника должно обращаться к иным качествам.
На первый, самый поверхностный взгляд, может показаться, что вот встретились два коварных и корыстных типчика. Одна хочет стать княгиней, другой не хочет платить по счетам — ведь Пётр, согласившийся, было, на условия Февронии, не выполнил уговора. И лишь с возвращением болезни пришёл он к Февронии с повинной. Девушка простила князя, и, вновь исцелённый, Пётр женится на своей спасительнице.
И дальнейшее повествование не балует нас описаниями взаимной нежности, вспыхнувшей страсти, совместного времяпрепровождения в неге и наслаждениях. Видимо тем и отличается русская повесть о любви от европейской, что более всего ценит она верность долгу, умение отличить золото от мишурного блеска, готовность разделить с избранником любую ношу, как бы тяжела она ни была. Брак заключается между людьми незнакомыми. Пётр и Феврония становятся мужем и женой не по взаимному влечению. Супружество понимается обоими как священная обязанность, как жизнь в другом и ради другого. В конце жизни Пётр и Феврония принимают монашеский постриг. Но и разлучившись в пространстве, они остались едины, упокоившись в один день.
"Повесть о Петре и Февронии" создавалась не для того, чтобы распотешить сластолюбца или пощекотать нервы любителям слащавых побасенок, но чтобы утвердить, что подлинная любовь — это не развлечение и не потребительство. Образы героев призваны напоминать супругам о святости брака, об обещаниях, которыми они связывают себя во время вступления в брак и о настоящей любви, которую пронесли через всю свою жизнь святые Пётр и Фефрония Муромские и которая действительно стала вечной.

Ведь и сам автор отмечает, что "История жизни Святых благоверных Петра и Февроньи интересная и нашим современникам, она стала настоящим гимном супружеской верности и любви".

День семьи, любви и верности — это праздник, который имеет в основе красивую легенду о чувствах князя Петра и княгини Февронии. Объясняем, почему их история стала гимном супружеской любви и верности.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Праздник берет свое начало в середине XVI века, когда Русская Церковь причислила благоверных супругов князя Петра и княгиню Февронию Муромских к лику святых. С тех пор в православной традиции они считаются покровителями семьи и брака. Рассказываем, с кем исследователи отожествляют Петра и Февронию, кто написал знаменитую повесть об их жизни и почему отношения князя и княгини считаются эталоном.

Эта красивая история любви и служения Богу легла в основу Дня семьи, любви и верности. Святые супруги были погребены в соборной церкви Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царя Ивана Грозного в 1553 году. Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. До 1921 года святые мощи Петра и Февронии находились в церкви погребения, во времена советской власти — в Благовещенском мужском монастыре, в 1992 году они были перевезены в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, где и находятся до сих пор.

Сейчас у входа в Свято-Троицкий женский монастырь установлен бронзовый монумент благоверным супругам. Всего подобных памятников по России — более шестидесяти. А икону с изображением Петра и Февронии можно найти практически в каждой церкви.

Православный мир чествовал семейных покровителей 8 июля всегда, традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Инициатива об учреждении нового государственного праздника была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года. Всероссийский масштаб День семьи, любви и верности приобрел в 2008 году, получив одобрение Межрелигиозного совета России.

Легенду о Петре и Февронии, на Руси известна давно и собственно Повесть об этих людях, их взаимоотношениях, была написана в 16 веке писателем Погрешным именно по этой легенде.

В Повести все повествуется скромно, там мы узнаем, что изначально все было в отношениях Петра и Февронии достаточно прагматично : Феврония хотела замуж за князя, а сам Петр хотел в первую очередь вылечиться и свое первое обещание не сдержал, но вот последующее развитие истории, заслуживает уважение.

Перт женился на Февронии и они уже не мыслили жить друг без друга. Они остались верны до самой кончины и окончательно соединились уже на Небесах.

По сути эта Повесть о семейном счастье, верности, терпению и конечно же любви. Любви истинной, скромной, без пафоса и показухи.


Сказание о Петре и Февронии - это повесть, в ее основу положена легенда. 8 числа все православные люди отмечают праздник Петра и Февронии. Они являются примером и символом верности, любви, семьи. Существует притча, как их тела положили в разные, но оказались в одном.

HHpCkQ5NTNa8vhdtvioqZx7S89PbTOHF.jpg

Теперь о самой повести Ермолая Еразима. Это одно из запоминающихся произведений, настоящий шедевр классики, появилось в XVI веке. Там почувствуется о Петре и Февронии, которые жили в XIII веке. На основе легенд о них появилась повесть. Ермолай Еразим, повесть о Петре и Февронии относится к древнерусской литературе.

Вкратце, повествование начинается со знакомства с Павлом, братом Петра, князем Мурома. К его жене стал являться "крылатый змей", который имел вид князя. А когда жена Павла поняла, что дело нечистое, то рассказала мужу. Супруг велел выпытать, как можно погубить змея. При помощи восхваления, мудрая женщина узнала, что смерть ему положена от Петра:

TlhCWrb2WEZuAXeywasGYJwX8rkyyo6.jpg

Петр, брат Павла, ни на секунду не сомневался, что он может сразиться с "нечистым", только ничего не знает о Агриковом мече. Однажды, когда Петр пришел в храм на молитву, там был паренек, который позвал посмотреть на этот самый меч.

Когда Петр изыскал способ встретиться со змеем и пронзить мечом, то он сделал это, змей принял свое обличье, его кровь попала на тело героя, где образовались незаживающие язвы.

Петр отправился в Рязанские земли, так как там были врачеватели, которые могли помочь. Одна из них - дочь древолаза, который добывает мед, Феврония. Феврония хотела видеть больного Петра. Она сказала следующее:

saNq1nMIuiSia3B6XSSNEcylozp4yK.jpg

Петр многое мог отдать, чтобы вылечиться, однако Феврония условием поставила взять ее в жены. Петр решил сделать вид, что он не против. Феврония передает хлебную закваску, чтобы приладывал ко всем ранам, кроме одной. Февроний наказал девушке сделать изо льна одежду, из переданного ей пучка льна, пока находится в бане. Однако девушка мудра, сказала, что готова, если из куска полена Петр сотворит ткацкий станок.

Вскоре Петри излечился, одарил девушку, поехал обратно домой в Муром, но снова заболел. Вернулся и тогда сделал Февронию супругой.

Когда не стала брата Петра, то Петр правил Муромом. Однако, боярам и прочей знати было не по душе происхождение Февронии, что родом из простой семьи. Поставили условие, чтобы взял другую девушку в жены, знатную. Чтобы поступить по закону, не нарушая божьих заповедей, Петр отрекся от престола. Супруги уплывали по Оке, но их вернули бояре, так как многие гибли от меча.

Когда состарились, супруги завещали похоронить в одном каменном гробу с небольшой перегородкой, приняли монашество.

i8YGNlat3fo1uv33k05apuUnvp687vyM.jpg

Супруги одновременно покинули этот мир.

R6DzL3tEnowvfkWxsiVjHvVlt6SDBv.jpg

Эти двое любящих людей были настолько преданы друг другу, что о них сохранились легенды. Поэтому существует гимн Петра и Февронии.

Хочу познакомить читателей с этой повестью. Слава Богу за всё!

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ

ПОВЕСТЬ О ЖИТИЕ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.

А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его - не ведал он ничего об Агриковом мече.

И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.

Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.

Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит – все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая божии заповеди.

По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.

Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему, Бог же прославил ее ради доброго ее жития.

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди божьей не нарушить.

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им.

Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими, покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!

Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!

Помяните же и меня, прегрешного, написавшего все то, что я слышал о вас, не ведая – писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на божию благодать и на щедроты его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом. Ему же подобает вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также: