План урока становление древнерусского государства 6 класс фгос торкунова

Обновлено: 04.07.2024

Уроки – фиксированный размер ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.

Погосты – фиксированные места сбора ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.

Греческий огонь – зажигательная смесь которая могла налипать на различные поверхности, в том числе вертикальные, нагревалась до таких температур, что плавила металл, её нельзя было потушить водой. Рецепт смеси держался в строжайшем секрете и не открыт до сих пор. Смесью выстреливали в противника из специальных труб - сифонов.

Полюдье – ежегодный объезд князем в сопровождении дружины своих земель с целью сбора дани. Проходило с ноября по апрель.

Бояре – высший слой средневекового общества. В Древней Руси формировался из старших дружинников.

Дружина – княжеское войско, делилось на старшую и младшую.

За́купы – категория временно зависимого населения Древней Руси. Люди, заключившие долговой договор и на время отработки долга живущие на земле землевладельца.

Рядо́вичи – лица, служившие землевладельцу по договору, как правило за долги.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для изучения

Против подобных взглядов выступил М. В. Ломоносов, который среди прочих наук занимался и историей. Он доказал, что к моменту прихода варяжских князей, славяне имели высокий уровень развития хозяйства, культуры, а также устройства общества. Его сторонников, стали называть антинорманистами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок по истории в 6 классе.


Провела: Абдулкадырова З.Х.

Учитель истории

Махачкала – 2021 г.

· сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Метапредметные:

· продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника; развивать умения работы с текстом и высказывать свою точку зрения

· способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Тип урока : комбинированный.

Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, князь, дружина.

Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

I. Организационный момент.

II. Опрос по домашней теме.

Фронтальный опрос

2.В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чем говорится в этом источнике?

3. О чем свидетельствуют находки археологов в Ладоге и в Новгороде?

4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий?

Самостоятельное задание (карточки 3 ученикам)

III. Мотивация учащихся.

Беседа учителя с учениками по вопросам с последующими комментариями.

-Итак, давайте рассмотрим, что из себя представляла Русь в IX в. К тому времени на территории, которую позднее назвали Киевской Русью, проживали различные славянские племена, объединенные в союзы. Центром их был город, находящийся на р. Днепр Киев. Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для начало давайте выделим признаки государства, вспомним, что мы знаем об этом понятии.

(Учитель прикрепляет к доске слово – государство)

Ученики: Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения).

План уроков : (Слайд 2.)

1. Образование государств.

3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.

4. Борьба с древлянами и реформы Ольги.

5. Походы Святослава.

Вступительное слово учителя.

«Откуда есть пошла Руськая земля?

Кто первее в Киеве нача княжити ?

Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

IV . Изучение нового материала.

1. Образование государств.

В Средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передовая эту власть по наследству – от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое государство называют монархией ( в переводе с греческого-единая власть). Народ русь, включавший в себя в течении IX – X вв. все больше восточнославянских племен, стал называть своих правителей славянским словом князь.

Запись в тетради

Князь-правитель на Руси.

Дан ь- ?

Купец - гость.

Дружина.

Работа с текстом учебника с.41 п.2

1. Чем завершился поход Олега на юг?

Запись в тетради.

Запись даты на доске.

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.

Отношение с Византийской империей, жителей которой на Руси называли греками, имели важнейшее значение для первых русских князей. Не всегда они были мирными. Византия всегда привлекала русов.

Повесть временных лет подробно рассказывает о походе князя Олега на Царьград.

Запись в тетради.

907г.- Поход Олега на Царьград. (опережающие задание)

Краткое содержание (Слайд 4.)

После смерти Олега к князем Древнерусского государства становится Игорь

(912-945гг.) – правление Игоря.

941г.- поход Игоря на Византию

4. Борьба с древлянами и реформы Ольги.

Работа с текстом учебника с.43 п.4

1.Что послужило причиной смерти Игоря.

2. Объясните значение слов полюдье, уроки, погосты

Запись определения в тетрадь .

Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани .

Погосты – место сбора дани

Уроки - размер дани.

Дайте характеристику правлению княгини Ольги, ответив на вопросы:

· Как Ольга изменила порядок сбора дани?

· Как вы думаете, почему Ольга решила принять христианство?

· Ученик выступит с докладом об Ольге. (Слайд 5.)

5.Походы Святослава. (Слайд 6.)

- Задание одному ученику прочитать исторический документ Честь и слава Отечества походы Святослава.

Составить исторический портрет Святослава из этого документа.

- Остальные учащиеся работают с текстом учебника с. 44 п.5.

1.Как строил отношения с соседями князь Святослав?

2. Где он добился успехов, а где потерпел неудачу?

Итак , мы изучили первый вопрос : “ Кто первее в Киеве нача княжити ?”

Переходим к изучению второго вопроса : “ Откуда Руськая жемля стала есть ?”

· Какие изменения произошли в жизни восточных славян в период правления первых князей ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. И так, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что к VIII веку на территории Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных славян.

(учащиеся показывают на карте и называют племенные союзы восточных славян: поляне, полотчане, северяне, вятичи, уличи, дреговичи, древляне, северяне, радимичи, ильменские племена, словени, водь, весь)

Показывают на карте.

К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Обносили деревянными стенами для защиты. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов. Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти.

Конечно, это сведения легендарного характера. Но оно показывает, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство, которое позднее назвали Киевской Русью. Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для того чтобы вспомнить, при каких обстоятельствах возникает государство, вспомним, что мы знаем об этом понятии из истории Древнего мира.

Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?

Ученики – Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Учитель – Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?

Учитель – Почему, вы думаете?

Ученики – Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.

Учитель- При каких обстоятельствах возможно становление государства?

Ученики- Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя.

Учитель- В какой момент появляется государство?

Ученики- Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать.

Ученики- Для того чтобы все подчинялись– нужно войско, а для пополнения казны нужно собирать налоги.

Записывают в тетрадь определение государства- это объединение людей, которые живут на определенной территории и признают авторитет высшей центральной (законной) власти.

1. Определенная территория

2. Династическая княжеская власть.

3.Надличие армии (Дружина князя)

4. Система данначества (сбор налогов)

5. Общие законы

(На юге соседом восточных славян была Византийская империя, на востоке – Волжская Булгария, Южнее – Хазарский каганат, а на севере – в середине VIII века у славян появились новые соседи – варяги.)

Учитель- Как назывались варяги и что мы о них знаем?

(Варяги- это норманны или викинги. Занимались торговлей и войной. Торговали: рабами, мехами, рыбой, лесной промысел их торговый путь проходил через славянские земли)

Учитель- Хорошо, давайте прочитаем абзац из учебника на стр. 41.


Учитель- Спасибо, так как же назывался этот торговый путь, проходивший по славянским землям?

Ученики- Путь из варягов в греки.

-По какой причине решили позвать князей?

- Кого призвали на Русь княжить?

-Кто и где княжил?

-Кто и как нашли Киев?

-Назовите главные центры Руси?

862-879 гг. – княжения Рюрика

862 г.- начало становления Древнерусского государства.

После смерти Рюрика в 879 году новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был еще совсем мал.

Потомки Рюрика – Рюриковичи – правили нашей страной почти семь с половиной столетий.

879-912гг. –княжение Олега

1. 882 г.- объединил север и юг Руси, Новгород и Киев. Притворился купцом, в ладьях сидела дружина князя. Вышел на берег и убил Аскольда и Дира. Провозгласил князем маленького Игоря.

2. Подчинил себе плена древлян, северян, радимичей.

3. 907 г.- поход на Византию. Успешный Итогом стал мирный договор 911 года, выгодный для купцов Руси.

4. Рассказ о смерти Олега.

Ученик1: По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой .

С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно умер,

Могучий Олег головою поник

И думает: " Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня".

И хочет увидеть он кости коня.

Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":

"Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!"

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

912-945 гг. княжение Игоря

1. Итак, настало время познакомится с князем Игорем. Известно, что в его правление появилось официальное название Руси - Русская земля, а сам он получил прозвище Старый. А какова роль князя Игоря согласно вашим источникам? Посмотрите раздаточный материал №3.

О князе Игоре

Игорь собрал большое войско и в 944 году попытался отомстить за неудачу первого похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.

Ученики: Игорь совершил неудачный поход на Византию в 941 году, после в 944 году проиграл сражение на море.

Ученики: Игорь советовался с дружиной и в 944 году заключен мирный договор с Византией.

Ученики: В 945 г. Игорь пошел к древлянам за данью по настоянию дружины второй раз. Там он был убит древлянами

3. Запись в тетрадь:

941г.- поход Игоря на Византию. Неудачный.

944 г.- заключен мирный договор с Византией.

945г- смерть Игоря от древлян

945-964гг.- княжение Ольги

1. Ольга жена Игоря, правила за Святослава (пока он был ребенком)

2. Доклад о княжении Ольги:

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство.

3. Запись в тетрадь:

Налоговая реформа. Уроки- определение размеров дани. Погосты- установление мест сбора дани.

957 г.- приняла христианство в Царьграде ( Константинополе)

964-972гг.- княжение Святослава

2. Запись в тетрадь:

1. Хазгром Хазарского каганата и его столицы Итиль.

2. Похды в дунайскую Булгарию. Хотел перенести столицу в Переславль.

3. Воевал с печенегами

4. 972г.- убит печенегами во время возвращения из Булгарии

4. Подведение итогов.

Материал на парте

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?

Ученики – Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Учитель – Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?

Учитель – Почему, вы думаете?

Ученики – Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.

Учитель- При каких обстоятельствах возможно становление государства?

Ученики- Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя.

Учитель- В какой момент появляется государство?

Ученики- Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать.

Ученики- Для того чтобы все подчинялись– нужно войско, а для пополнения казны нужно собирать налоги.

Рассказ о смерти Олега.

Ученик1: По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой .

С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно умер,

Могучий Олег головою поник

И думает: " Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня".

И хочет увидеть он кости коня.

Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":

"Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!"

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Материал на парте

О князе Игоре

Игорь собрал большое войско и в 944 году попытался отомстить за неудачу первого похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.

Доклад о княжении Ольги:

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство.

внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.

3. оперирование знаниями на у ровне выработки единого подхода к проблеме;

4. обеспечение связи имеющихся знаний с последу ющими проц ессами, происходящими в

Цели урока для учащихся: в рез у льтате урока учащиеся смогут

- продолжить формирование умений анализировать текст, зап олнять таблицу, высту пать

Основные понятия и даты: погост, уроки, реформа, 8 82- 912гг, 912 - 945гг, 945 - 957гг, 957 - 972гг

 О.Н. Журавлева « Поурочное планирование по истории России. К учебнику Торкунова

1. Организационный этап (приветствие, проверка отсутствующих)

2. Этап проверки домашнего задания в течении всего урока идет работа с рабочим

Докажите, что в 9 веке у восточных славян формируется государство.

Кто такой князь? О деятельности каких князей мы уже с вами говорили. Что об щ его в их

Задание 5 на рабочем листе дается нескольким учащимс я для выполнения самостоятельно,

остальные 1 - 4 задания выполняются совместно с классом.

3. Соотнесите даты и имена князей: 862 -879, 879-912, 912- 945, Игорь, Ольга, Рюрик, Олег,

5. Дай определения понятиям: дань, госу дарство, князь, волок, др у жина. Составьте

пришел по п ризванию племен (ч у ди, славян, кривичей и веси) с братьями Синеусом и Тр увором.

После их смерти стал единоли чно властвовать в Новгороде. Историки считают, что братьев не

т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать з а море. А только потом, утвердив

свою влас ть, перенес свою резиденцию в Нов город. Здесь следует вспомнить упоминание в

новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго.

Б) - Первый достоверный госу дарственный деятель. Правил за малолетнего племянника ,

возможно приходился ему дядей, по другим сведениям – др ужинник Рюрика. По пути к Киев у

овладел Смоленском (главным городом кривичей) и Любечем, передал власть в них своим

сподвижникам. В 882 г. захватил К иев . Подчинил северян, полян, древлян криви чей, словен

ильменских, возможно дреговичи, ради мичей, хотя последние видимо долго сопротивлялись, т. к.

о них н е упоминает Константин Багряно родный среди п лемен платящих дань, да и в летописи есть

данные, что Киевский воевода Волчий хвост обложил данью радимичей в 984 г., т. е. п очти век

В) Первый, кто из русских кн язей, кто столкнулся с печенегами, з аключил с н ими договор. Ходил

снова предприн имает пох од на греков (по летописи в пох оде приняли участие неск олько

славянских племен), но те уплатили дань без войны. В 945 г. был заключен мирный договор, но

русские купцы, по нем у, уже не могли з имовать в Византии. И он обязывался не нападать н а

Корсунь (греческий город Хе рсонес в черте современного Севастополя), не допус кать в него

5. индивидуальное задание: Вставьте пропущенные слова в текст.

Главой Руси был ____ . Он опирался на свое войско ____ . Все племена, признавшие власть Киева,

заключали с великим князем ___ . С ноября по апрель киевский князь с дружиной объезжал

подвластные земли и собирал дань. Это называлось ___ . Во время войны собиралось ___ . Им

руководил _____ . В городах все важнейшие вопросы решало ____ .

3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

- Сегодня на у роке мы продолжим разговор о начальном п ериоде в развитии Древнер усского

государства, о первых киевских князьях (записыв ают тему урока).

Какие источники информации нам для этого понадобятся.

О деятельности каких князей мы будем говорить сегодня?

Мы будем работать с у чебником, документами, картой и у знаем, что общего было в и х

деятельности и что особенного. А чтобы вам легче было разобраться по ход у урока, мы б удем

7. Этап усвоения новых знаний, дома вы просмотрели документальный фильм о

Кто управлял вслед за Игорем? Чем прославилась княгиня Ольга?

Внимательно рассмотрите к арту в учебнике на стр 46 и прочитайте док уме нт с. 45 ( В лето 964,

когда князь Святослав вырос и возмужа л, начал он воев с обирать многих и храбры х; ходя легко,

как барс, вел он многие войны. В пох одах не вози л с собой ни о бозов, ни котлов, не варил мяса ,

но, тонко нарезав конину ли , зверину, или говядину, жарил ее на угл ях и ел. Не имел походног о

шатра, но спал подстелив подклад и положив седло в голов ах. Таковы были и другие его вои.

Святослав завоевал огромные земли. Он решил перенести столицу и з Киева в г. Переяславец (на

Дунае). А как Византия отнесется к у силен ию своего соседа – Древнерусского государства?

Византийский император у говорил печенегов напасть на К иев. Узнав об этом Святослав

поспешил на помощь, отогнал врагов. Но не захотел оставаться в Киеве. Тогда ки евляне

посадил на киевский престол своего старшего сына Ярополка., а са м отправился на Дунай.

Но в 971г Византи я начала войн у со Святославом. Была очень жестокая битва («Да не п осрамим

потери заключили п еремирие. Святослав отп равился в Киев, н о печенеги подстерегли его в засаде

и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золот ую оправу и использовал его как чашу (в

8. Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Так что же общего было в деятельности первых русс ких князей?

6. Этап инструктажа учащихся по выполнению домаш него задания

Прочитать § 5 , выучить новые слова и даты, ТПО с. 22 - 24 задания 6 -8

Что нового мы у знал и сегодня на у роке? Деятельность первых киевских князей укре пила

Читайте также: