Сириус конкурс школьных проектов

Обновлено: 08.07.2024

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное мероприятие для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.
Показать полностью.

📌 В конкурсе принимают участие ученики школ и учреждений среднего профессионального образования (7 - 11 классы), студенты высших образовательных учреждений (1 - 2 курс).

Направления:
💥Агропромышленные и биотехнологии
💥Беспилотный транспорт и логистические системы
💥Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
💥Генетика, персонализированная и прогностическая медицина
💥Когнитивные исследования
💥Космические технологии
💥Нанотехнологии
💥Нейротехнологии и природоподобные технологии
💥Новые материалы
💥Освоение Арктики и Мирового океана
💥Современная энергетика
💥Умный город и безопасность


Региональный трек пройдет очно для школьников и студентов младших курсов ссузов в 76 субъектах России.
Дистанционный трек пройдет заочно для участников из остальных субъектов, а также для тех, чья тематика проекта не совпадает с направлениями очного конкурса в регионе.

Как понять, есть ли в твоем регионе представитель конкурса и по каким направлениям можно участвовать?


В случае командного проекта, каждый участник команды подает заявку индивидуально и указывает поставленные им цели и задачи, а также свой вклад в проект. Обратите внимание, что проекты должны носить разные названия.

Участник конкурса может подать заявку на участие только в одном направлении конкурса и участвовать только по одному из треков.

🚀

БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ-2021
ЭКСПЕРТЫ – О ПРОГРАММЕ

Ловите финальное видео

🤓

Рассказываем о сути когнитивистики и разбираемся в том, кто может заниматься когнитивными исследованиями.

⚡

На это у тебя есть всего один день.

😱

Завтра, 15 февраля закончится прием заявок на конкурс.
Показать полностью.

✨

Конкурс – возможность попробовать себя в большой науке. Ты можешь создать проект по одному из 13 направлений: от агробиотехнологий, больших данных, когнитивных исследований до искусственного интеллекта, космических технологий и освоения Арктики.

Татьяна Иванова

Скажите, пожалуйста, у кого-то возникает проблема с подачей? Я пытаюсь подать, но система пишет, что данные не корректны. Я уже большое количество раз проверила и в замешательстве.

Дмитрий Дмитриев

Дмитрий Дмитриев

Алексей Субботин

Vlad Egorov


Vlad Egorov

Наталья Попова

Екатерина Юрченко


Екатерина Юрченко

Здравствуйте, я Юрченко Екатерина, из Московской области, ГО Истра, школы МОУ "Лицей г.Дедовск" из 8 класса. Я хочу подать заявку на участие в конкурсе "Большие вызовы". При подачи заявки у меня возник вопрос. А откуда можно взять номер заявки? В личном кабинете я нашла только свой ID, это и есть тот самый номер?

Екатерина, Добрый день!
Указывать номер заявки Сириус.Лето не обязательно, Ваша заявка на "Большие вызовы" будет успешно подана и без заполнения этого поля.

Направления, которые ты можешь выбрать для создания проекта:
Показать полностью.

Агропромышленные и биотехнологии;
Беспилотный транспорт и логистические системы;
Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
Генетика и биомедицина;
Когнитивные исследования;
Космические технологии;
Нанотехнологии;
Новые материалы;
Освоение Арктики и Мирового океана;
Передовые производственные технологии;
Природоподобные и нейротехнологии;
Современная энергетика;
Умный город и безопасность.

👇🏻

Сейчас проходят два трека конкурса - региональный и дистанционный

💡

Региональный трек проходит в очно-заочном формате в регионах-участниках Конкурса.
Показать полностью.

💡

Дистанционный – заочно для желающих из других регионов и ребят, чьи проекты не совпадают с направлениями очного конкурса в их регионе.

👇🏻

Информацию о сути и трендах направления ищи в наших карточках

👇🏻

Правила розыгрыша
Показать полностью.

📎

Выложи пост в Instagram или ВКонтакте, в котором рассказываешь о своем проекте или делишься своей историей о том, для чего ты участвуешь в конкурсе.

📎

Успей выложить пост до 15 февраля включительно. Победителей объявим 16 февраля.

📎

Формат публикации может быть любым: фотография с текстом, Reels, клип Вконтакте или просто видео.

Юлия Агафонова


Юлия Агафонова

😍

Это возможность начать свой путь в науке: создать и представить инновационную разработку или провести исследование

💼

В конкурсе могут участвовать школьники 7–11 классов и студенты 1–2 курсов колледжей и техникумов.

Конкурс включает региональный и дистанционный треки, которые проходят параллельно

🌍

В этом году к очному проведению конкурса присоединился 71 субъект Российской Федерации

Дистанционный конкурс проходит заочно для школьников остальных регионов и тех участников, чья тематика проекта не совпадает с направлениями очного конкурса в регионе




– Прежде всего хочу напомнить, что задачи предлагают наши партнеры – известные компании, инновационные институты, которые как раз находятся на передовой науки, инженерно-конструкторской мысли. Их задания полностью отражают эти смыслы. В то, над чем работают их команды, предлагают включиться школьникам. Речь не о каких-то абстрактных понятиях или непонятных стратегиях. Это то, что важно и нужно здесь и сейчас, и то, что может изменить будущее. И дети могут прочувствовать, в чем состоит большой вызов, какие приоритетные направления сейчас актуальны для страны.

– Да, критерии, конечно, есть. Прежде всего, между компаниями проводится конкурс на то, чтобы именно их проект был включен в программу. В среднем каждый год нам поступает порядка 200 задач, а отбираются из них 60-70. Прежде всего, как раз соответствие Стратегии научно-технологического развития страны. Далее – актуальность ожидаемого решения. И очень важно, чтобы достичь результата было реально. Задача должна быть интересной, но выполнимой для школьника. В противном случае работа просто теряет смысл. У школьников должно быть пространство для самореализации. Также необходима готовность партнера сопровождать команду до итогового результата уже после конкурса. Тут варианты разные. Это может быть внедрение в производство, подготовка научной публикации, получение гранта на дальнейшую работу и так далее.


– За годы существования конкурса можно ли проследить какую-либо тенденцию? Проекты каких направлений пользуются наибольшей популярностью у молодежи?


– В 2020 году «Большие вызовы, как и весь мир, тоже столкнулись с вызовом. Пандемия коронавируса внесла коррективы в проведение конкурса. Сложно ли было перестроить работу?

Пик пандемии практически совпал с проведением конкурса. Программа должна была проходить традиционно в июле, но, к сожалению, организовать ее не удалось. Мы оперативно смогли перестроить формат, совместили очные и заочные формы. Таким образом, несмотря на сложности, ребята получили возможность работать над своими проектами. Те, кто все же не смог попасть на программу в 2020 году, приехали на нее в 2021-м.

– К сожалению, пандемия продолжается и активно влияет на все сферы жизни. А от партнеров поступали задачи, связанные с этим вызовом времени?

– Да, безусловно, сегодня это одно из важнейших и актуальных направлений. В 2021 году два из шести проектов по генетике и биомедицине были посвящены COVID-19. В частности, были задачи, связанные с разработкой вакцин. А институт молекулярной биологии предлагал проект, подразумевающий углубленное исследование устойчивости к отдельным антителам.


Дорогу осилит идущий! Ничего не бойтесь, пробуйте, ищите себя, работайте, создавайте свои проекты. Ведь работая над ними, вы делаете вклад в свое будущее, будущее всех тех, кто живет рядом, будущее нашей с вами страны.


Выполнены работы по 12 направлениям, приоритетным для научно-технологического развития России. Среди них — освоение Арктики и Мирового океана, генетика и персонализированная медицина, нейро- и природоподобные технологии, беспилотный транспорт и логистические системы.

Школьники представили, в частности, проекты аппарата для поиска воды на Марсе, сверхчувствительного биосенсора для поиска отдельных молекул в жидкости, аналитического сервиса для брокеров с прозрачными рекомендациями.

Чтобы попасть на программу, все дети представили научно-технологические проекты и прошли отбор. Например, участник из Новосибирска изучал активность бактерий для биологической защиты растений, школьник из Орла создал дрон на водородном топливе, а десятиклассница из Благовещенска предложила новый состав для стоматологических губок.

Многие проекты школьников после доработки будут внедрены в производство или дополнятся исследованиями, результаты которых опубликуют в рецензируемых научных журналах.


Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное мероприятие для старшеклассников, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.

Цель конкурса - выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.

Региональный трек

Дистанционный трек

Отборочные этапы конкурса

Региональный трек (конкурс):

1. Отборочные этапы регионального трека (конкурса)

2. Финальный (очный) этап регионального трека (конкурса)

Заключительный этап конкурса

Два тура (выполнение заданий – тестирование и индивидуальное собеседование)

Два тура (выполнение заданий – тестирование и индивидуальное собеседование)

Конкурс включает в себя два трека – Региональный и Дистанционный, которые проходят параллельно. Региональный трек (конкурс) проходит в Ставропольском крае очно по направлениям:

1. Агропромышленные и биотехнологии

2. Беспилотный транспорт и логистические системы

3. Генетика и биомедицина

4. Когнитивные исследования

6. Новые материалы

7. Современная энергетика

8. Умный город и безопасность

Дистанционный трек проходит заочно для тех школьников, тематика проекта которых не совпадает с заявленными направлениями очного конкурса в Ставропольском крае.

Требования к оформлению текстового описания и презентации конкурсной работы
Сроки проведения Регионального конкурса:

Прием заявок с 10 ноября по 15 февраля текущего учебного года;
Отборочный этап Регионального конкурса проводится с 16 февраля по 10 марта текущего учебного года (заочный);
Финальный этап Регионального конкурса проводится с 19 по 20 марта текущего учебного года (очный)

Направления конкурса


У беспилотных летательных аппаратов - большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой.

Создание беспилотников для разных целей требует ярких идей и конструкторских решений, использования новых устройств связи, энергетических и автоматизированных систем, новых материалов и алгоритмов управления как отдельными аппаратами, так и их роями, группами.

Школьникам вполне по силам спроектировать и построить беспилотники для автоматического мониторинга местности, создания 3D-карт, точного земледелия, доставки небольших грузов, обеспечения связи на удаленных территориях и многого другого.
Однако можно не только создавать, но и изобретательно приспосабливать существующие промышленные беспилотники к решению конкретных задач.

Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, — разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему?


Конец XX и начало XXI века принесли массу открытий в материаловедении. Это и широкое распространение различных полимеров, и открытие таких наноматериалов, как углеродные нанотрубки, открытие свойств перовскита, превращающего его в одно из перспективных соединений для аккумуляции солнечной энергии.

Стремительное развитие промышленных технологий и углубление в материалы на атомарном уровне обеспечили новые возможности и поставили новые вызовы.

Сегодня материаловедение - это наука, которая охватывает все сферы нашей жизнедеятельности от бытового уровня до высокотехнологического производства биосовместимых материалов для протезов, полупроводников для электроники, покрытий, повышающих коррозионную и износостойкость материалов и механизмов.

В рамках проектов школьникам предлагается разработать новые направления использования материалов в различных отраслях промышленности, а также при создании элементов декора. При этом широкое применение могут найти отходы предприятий горно-металлургического, химического и других производств, что дополнительно позволит снизить ущерб, наносимый окружающей природной среде в промышленно развитых районах.

Одной из актуальных производственных задач является разработка новых методов и технологий для повторного использования промышленных отходов, создание технологий переработки вторичных материалов, в частности, с использование методов биотехнологии, применение которых позволяет получать материалы в нанодисперсном состоянии.

Нанотехнологии представляют собой совокупность химических, физических или искусственных биологических процессов, позволяющих контролируемо работать с нанообъектами, формирующими различные материалы, устройства или технические системы.

Особенностью нанотехнологий является широкое использование процессов самоорганизации, самосборки и темплатного синтеза, которые могут в сложно организованной системе привести к формированию необходимых упорядоченных структур (наноструктур), проявляющих требуемые практически важные (функциональные) свойства.

Несмотря на то, что для решения большинства задач необходимо дорогое и сложное оборудование, очень многие вещи можно сделать и с использованием бытовых объектов. Андрей Гейм и Константин Новоселов, например, были награждены в 2010 году Нобелевской премией по физике за открытие графена и его получение с полоски обычного скотча, к которой был приклеен графит: при отрывании скотча на нем остался моноатомный слой графита – графен.

Также в рамках конкурса школьники могут сравнить разные виды солнечных батарей, элементов или других источников альтернативной энергии.


На протяжении всей истории человеческий мозг являлся для людей одной из главных загадок. Возможность качественно исследовать его появилась лишь в последние десятилетия, и это обеспечивает широкий простор для планирования эксперимента.


В современную когнитивную науку входят такие направления как теория познания, теория искусственного интеллекта, когнитивная психология, нейрофизиология, когнитивная лингвистика и разные методы исследования – от естественнонаучных до гуманитарных.

Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта.

Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, - разработка устройства для восприятия информации людьми с ограниченными возможностями. Например, это могут быть очки для незрячих, которые сигнализируют об объектах в пространстве при помощи вибрации или звука и помогают избежать столкновения с предметами.

Каждый из нас уникален. Эту уникальность в человека закладывает в том числе его геном, который во многом определяет предрасположенность к тем или иным болезням, образу жизни и питания, возможным физическим нагрузкам. Вот почему усредненное лечение часто не дает желаемого результата – мы слишком индивидуальны и каждому требуется персональный подход.


По мнению специалистов, будущее медицины в персонализации, когда каждому пациенту будет предложено наиболее подходящее лекарство в оптимальной для него дозе, а в перспективе создают индивидуальный препарат, редактируют геном, выращивают новые не отторгаемые органы из клеток пациента на замену вышедшим из строя.

На этом пути исследователям в области геномики и молекулярной биологии, специалистам в области тканевой и биоинженерии еще предстоит сделать очень многое. Человеческий организм – сложнейшая система, в которой огромное количество процессов действуют согласовано. В этой системе все ее части и элементы, включая мельчайшие клеточные органеллы, связаны друг с другом. У нас пока нет полного представления, как функционирует эта система. Поэтому исследования тонких процессов на клеточном уровне сегодня крайне актуальны.

Не менее важны и прикладные аспекты проблемы – устройства для ранней диагностики заболеваний и мониторинга биометрических параметров.

Участникам конкурса по этому направлению предлагается исследовать биологическую активность организма. Примером школьного проекта может быть исследование концентрации в слюне различных ферментов, соотнесение результатов эксперимента с физиологическими данными участников эксперимента, полученными в ходе анкетирования участников, и интерпретация полученных данных.


Нейроинтерфейс, в широком смысле слова, это система, осуществляющая взаимодействие между мозгом человека и машиной, что позволяет производить обмен информацией. В современном мире используются однонаправленные нейроинтерфейсы, когда человек посылает сигналы и команды для компьютера. А вот, двунаправленные интерфейсы, позволяющие осуществлять обоюдное взаимодействие - пока дело будущего, хоть и ближайшего. Один из примеров проекта, который школьники могут вести в рамках конкурса, - создание устройства для отслеживания психофизического состояния человека по движению его зрачков. Для такого устройства понадобятся: камера, разработка корпуса и метода обработки информации. Областью применения установки могут стать профессии с высоким уровнем психофизического напряжения, исследовательские центры, медицинская диагностика.


Но, с другой стороны, современная энергетика должна быть экономичной, доступной в любом уголке планеты и безопасной для окружающей среды.

Школьникам предстоит исследовать возобновляемые источники энергии, создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами, конструировать новые накопители энергии, программировать системы управления энергетическими сетями с учетом оптимального расхода электричества. Словом, огромное поле для творчества.

Один из примеров проекта в рамках конкурса – исследование возобновляемого энергетического потенциала региона. Солнечные и ветровые генераторы электричества стоят дорого, поэтому прежде, чем их устанавливать на удаленных территориях, необходимо провести исследование, чтобы оценить их будущую эффективность – стоит ли овчинка выделки.

Для этого школьники могут разработать методику измерения и соответствующую экспериментальную установку. Такой прибор можно было бы установить на некоторое время в месте, где планируется разместить солнечную батарею или ветряк, и проанализировать собранную информацию о силе ветра, солнечной активности и прочем.


Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве достаточно. С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество насущных вопросов:
•Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы?
•Как повысить урожайность любых ценных культур, а в самих культурах – содержание полезных и питательных веществ?
•Как защитить растения от болезней, вредителей, засухи и наводнений?
•Как сберечь урожай во время долгого зимнего хранения?
•Как выращивать продукцию на городских фермах?

Отвечая на вызовы, мы возлагаем большие надежды на новые технологии, в том числе для изучения процессов на клеточном и молекулярном уровне, беспилотный транспорт. Последние позволяют обрабатывать поля и собирать урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в зависимости от температуры, влажности и стадии роста растений, вносить оптимальное количество удобрений. Беспилотные летательные аппараты смогут удобрять почву и следить за полями. Умные информационные системы подскажут, какие культуры выгоднее выращивать в данном климате и почвах, а также подберут идеальное время посева и сбора урожая.

Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении.

Читайте также: