Какие игры наиболее эффективны для развития общения детей на протяжении всего школьного детства

Обновлено: 02.07.2024

1. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2014. – № 6 (42). – С. 94-103.

2. Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников // Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.

4. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. – № 7-2. – С. 35-37.

5. Санникова Л. Н., Леонова Е. А. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 137-141.

На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности дошкольника.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей [1].

Анализ литературы позволяет отметить, что в работе с дошкольниками могут использоваться самые разнообразные игры. Так, подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Вместе с тем, непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила [4].

Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А.А. Максимовой в который входят игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений.

О.В. Солнцева отмечает ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника [1; 3]

Нами был разработан комплекс игр, направленный на развитие и совершенствование навыков общения детей 6-7 лет. Комплекс игровой деятельности включает разные виды игр. Основное содержание комплекса приведено в таблице.

навыки общения у детей

Развитие и воспитание

Навыки общения у детей оказывают значительное влияние на развитие личности ребенка. Психологические исследования показывают, что в первые годы детства для родителей, семей и педагогов крайне важно стимулировать коммуникативные навыки общения детей. Важно, чтобы родители участвовали в формировании искусства общения своего ребенка.

В этом посте мы расскажем вам о некоторых веселых и интерактивных играх для формирования правильных навыков общения ребенка. Но перед этим мы расскажем вам о важности коммуникативных навыков общения для детей и предложим несколько советов по улучшению способов общения между детьми.

Формирование навыков общения у детей

Эффективные коммуникативные навыки так же важны для детей, как и для взрослых. Тем не менее, для детей важность этих навыков является первостепенной по следующим причинам:

  • Помогает ясно выразить свои идеи, чувства и мысли.
  • Облегчает понимание и качественное обучение. Эффективные навыки общения — это достижение для ребенка и актуально в период обучения, поскольку обмен информацией при этом имеет решающее значение.
  • Способствует последовательному обмену информацией с другими. Это шаг, необходимый для развития навыков межличностного общения.
  • Развивает социальные навыки вашего ребенка (социальный интеллект). Навыки социального общения важны для развития крепких личных и профессиональных отношений.
  • Повышает уверенность в себе и формирует чувство собственного достоинства.
  • Помогает ребенку развить особый стиль общения.

Распечатать задания для подготовки детей к школе

Хорошие коммуникативные навыки также необходимы для того, чтобы выдержать интенсивную конкуренцию в мире, когда ребенок станет самостоятельным и независимым.

Умения и навыки общения для детей

Вот некоторые из основных навыков общения, которые необходимы ребенку:

  1. Вступить в разговор с вежливым энтузиазмом. Ребенок может практиковать эту привычку общения, приветствуя людей перед началом разговора. Теплая улыбка и вежливый тон могут взять правильную ноту.
  2. Установить зрительный контакт со слушателем. Это отражает уважение и интерес ребенка к разговору. Отводить взгляд или зевать во время разговора недопустимо и указывает на отсутствие интереса, считается дурным тоном.
  3. Говорить ясно и стараться быть услышанным. Это необходимо для комфорта слушателя. Кроме того, это говорит о том, что говорящий уверен в том, что говорит. Заставьте ребенка практиковаться в разговоре с вами и другими членами семьи, чтобы научиться этому навыку на практике.
  4. Быть чутким и учитывать различия. Понимание ценности эмпатии поможет ребенку узнать, что каждый человек индивидуален, и у него / нее будут разные точки зрения. Признание этих различий может помочь в развитии правильных коммуникативных навыков.
  5. Никогда не прерывать чужой разговор. Если ваш ребенок часто прерывает разговор, это является ранним показателем плохой саморегуляции. Помогите своему ребенку осознать важность слушания, объяснив, как его практиковать.
  6. Слушать и отвечать соответственно. Слушание собеседника помогает собирать информацию без задержек, а соответствующий ответ показывает, насколько хорошо получена и учтена информация. Жизненно важно, чтобы общение было эффективным.
  7. Корректно завершить цикл общения. Официальное или неформальное, общение должно быть надлежащим образом закрыто. Научите своего ребенка никогда не выходить из разговора, не достигнув завершения. Это показывает интерес и уважение к разговору и собеседнику.

гардероб молодой мамы

Эти навыки общения для детей являются базовыми и могут быть развиты при постоянном внимании к данному вопросу.

Обучение навыкам общения

Эти полезные советы могут эффективно помочь вашему ребенку развить сильные коммуникативные навыки.

игры для дошкольников

Правильное взаимодействие родителей с детьми может помочь им преодолеть социальные и коммуникационные проблемы. Это поможет детям понять ценность продуктивного разговора. Тем не менее, если у ребенка хронические проблемы с общением, которые кажутся сложными для решения, целесообразно проконсультироваться с экспертом.

Могут существовать различные взаимосвязанные факторы, ответственные за проблемы общения вашего ребенка. Вот некоторые из них:

Чем занять ребенка в 3 года

Другими важными причинами, которые могут повлиять на навыки общения ребенка, являются проблемы со слухом, заикание и нечеткая речь. В таких случаях требуются профессиональные консультации и рекомендации.

Игры для развития навыков общения

Коммуникативные игры для детей — это возрастные занятия, направленные на развитие вербальных, невербальных и визуальных навыков. Регулярная коммуникативная игра может помочь развить хорошие навыки общения для детей. Вот список игр, которые вы можете попробовать.

Сломанный телефон

Это одна из распространенных групповых игр, которая может помочь развить хорошие навыки слушания у детей. Это веселая игра для группы из семи-восьми человек.

Начните игру с простого предложения. Как только дети поймут игру, используйте более сложные предложения.

Навигация

Это хорошее упражнение для оттачивания невербальных навыков общения вашего ребенка, таких как письменное общение. Игра поможет вашему ребенку понять, что успешная навигация возможна только тогда, когда общение является точным.

Попросите ребенка записать, как проехать до ближайшего торгового центра или магазина. Начните путешествие со своим ребенком, следуя этим указаниям, чтобы добраться до места.

По пути помогите своему ребенку понять, как он мог бы лучше написать инструкции. Например, указывать на маркировку ориентиров, чтобы легко найти путь, или отмечать номера полос при упоминании поворота налево или направо.

Укажи и скажи

Это интерактивное увлекательное занятие может помочь отточить навыки устного общения ребенка. В игре вы должны дать своему ребенку случайный предмет, о котором ему нужно произнести пять-шесть предложений.

Объектом может быть что-нибудь простое, например, его любимое платье, игрушка или книга. Говоря на эту тему, ваш ребенок будет выражать мысли и одновременно повышать уверенность в себе, улучшать словарный запас, дикцию и беглость коммуникации. Эта деятельность также помогает в практике правильного произношения слов.

Картинное повествование

Дети любят слушать истории, и теперь их очередь рассказывать. Рассказывание картинок — это интересное занятие, в котором ваш ребенок должен рассказывать историю на основе предоставленных ему картинок.

Это упражнение помогает вашему ребенку обрабатывать визуальные сигналы, а затем использовать интерпретированную информацию для вербального общения.

Для этого ребенок должен расположить картинки в логической последовательности, в которой он хочет рассказать историю. Выполнение этого упражнения помогает вашему ребенку развить свои творческие навыки общения.

Экспромт

Нерепетированная речевая практика — идеальный способ оттачивать навыки публичного выступления ребенка, особенно импровизированные. Чтобы поиграть, составьте списки интереснейших и веселых тем и попросите вашего ребенка выбрать один раздел и выступить с ним в течение двух-трех минут.

Поскольку это занятие импровизированное, ребенок получит практический опыт в мышлении, формулировании и точном изложении своих идей, знаний и мыслей. Чтобы увеличить сложность игры, вы можете установить ограничение по времени подготовки для выступления. В целом, эта деятельность может быть использована в качестве эффективного инструмента для развития навыков общения у детей.

Эмоциональные шарады

Эта игра включает в себя сочетание типов общения для развития навыков понимания и презентации. Это поможет вашему ребенку отточить свои коммуникативные способности, используя выражения лица.

Чтобы поиграть, возьмите несколько фишек и напишите на них эмоциональные сценарии. Сценарии должны быть легкими и соответствовать возрасту, например, потерять ящик для карандашей, потерять любимое платье, подождать школьный автобус или пробраться в сумку друга. Каждый ребенок получает сценарий, и играть во время разговора не разрешается.

После того, как сценарий угадан, обсудите эмоциональный ответ. Это поможет детям выразить свои чувства в устной форме, относящиеся к конкретной ситуации.

Игры на развитие общения для дошкольников

Игры, развивающие общение и нравственные качества личности

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное — разлука с мамой. Все это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.

Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, — позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры.

Считается, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы, он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Однако очень часто вместо радости они приносят ребятам огорчения и даже слезы. Многие отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным опытом игры у себя дома, где ребенок является их полновластным обладателем. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры приводит к тому, что в сверстнике видится главным образом претендент на привлекательную игрушку, а не интересный партнер. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Все игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения, что создает важные предпосылки для формирования личности.

Игры предлагаются в порядке возрастания требований к поведению детей в группе. Первые и самые простые — те забавы и хороводы, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия.

Особенность всех игр для дошкольников, состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру- забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребенку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.


Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально — коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми. Эти отношения будут являться фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка.

Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Непослушным, недобрым и сложным он становиться тогда, когда его вырывают из этого круга, подталкивают к ранней интеллектуализации.

Родители торопятся научить малыша читать, писать, изучить иностранный язык, музыку, танцы, рисование. Но не могут или не хотят понять, что в первую очередь он должен научиться социализироваться в обществе. К сожалению, сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является приоритетной проблемой педагогики. Актуальность проблемы растет в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, в котором наблюдаются недоброжелательность, невоспитанность, дефицит культуры речи, отсутствие патриотизма.

В своей работе мы направили свои силы не только на развитие эмоций, речи и чувств, но и на решение вопросов социализации: развитие коммуникативности, умение выходить из сложных ситуаций, развивать у детей способности продуктивно решать социальные проблемы. Для этого выбрали игровую деятельность, как эффективную форму взаимодействия с детьми.

Игра у детей — ведущий вид деятельности. Ребенок играет без принуждения взрослого. Дошкольник играет не только с игрушками, но и со словами, ситуациями, событиями. В нашем компьютерном веке у детей наблюдается отсутствие навыка развития игры и потребность играть со сверстниками. Появляется ранняя зависимость от компьютеров, планшетов и телефонов. И это большая проблема!

Для дальнейшей работы с детьми определили для себя цель — формирование социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

  1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  2. Формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
  3. Стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
  4. Побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.

Для достижения результатов и осуществления цели и задач, используем в своей работе следующую классификацию игр:

− Игры, возникающие по инициативе детей:

Возникает вопрос, как же игра влияет на развитие социально — коммуникативных навыков?

Богатый материал для диалогической речи дают словесные игры. Воспитывают внимательность к сказанному партнером по игре.

В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга.

Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, правило игры, развитие.

Похожие статьи

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой.

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения.

Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст.

Следующий структурный элемент игры — это игровые правила. Игровые правила — это правильность и последовательность выполнения

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного.

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше

Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов.

Развитие игровой деятельности детей на протяжении.

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение.

Читайте также: