Жестокая память твардовский анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • должны осмыслить, понять, что такое память, для чего человеку дана память;
  • должны раскрыть, какое содержание имеет это понятие в стихотворениях Твардовского;
  • должны совершенствовать навыки выразительного чтения: должны учиться интерпретировать художественный текст;
  • способствовать появлению у учащихся желания совершенствовать, развивать свою память;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Использована методика: проблемно-исследовательская деятельность.

Форма урока: текстуально-диалогическая.

Форма работы: групповая (так как в классе всего 11 учащихся, делим его на 2 группы).

Дидактические средства:слайды о Твардовском.

1. Эмоционально-психологическая установка учащихся на урок

2. Этап вызова – выход на проблему

– Сегодня у нас урок будет необычный. Урок мы посвятим юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

– А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память? (Биологическое, психологическое).

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

– Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память? (Учащиеся дают ответы на вопросы).

Объявление темы и целей урока.

3. Этап осмысления – совместная деятельность по решению проблемы

  • Для чего человеку нужна память?
  • Зависит ли она от человека?
  • Какой еще может быть память? (Запись на доске)
  • Подготовить выразительное чтение стихотворения.
  • О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?
  • Что по форме и содержанию напоминает стихотворение? (монолог)
  • Каковы чувства лирического героя? (колебания между чувством полной невиновности и ощущением своей вины перед теми, кто остался там).
  • Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?
  • Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?
  • Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

– Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? (Долг, обязанность). Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

– Можно ли забыть такое?

5. Рефлексия. Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей – вдруг в тишине –
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни –
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, –
Забава ребячьей поры, –
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной –
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я –
Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Так, аромат луговых трав ассоциируется у автора с окопной маскировкой. Кажется, что еще немного, и к нему добавиться запах дыма от горячих воронок, оставленных снарядами, пота человеческий тел и пыли прифронтовых дорог.

Помогите написать анализ этого стихотворения по следующему плану:
План:
Дата написания
Реально-биографический и фактический коментарий
Жанровое содержание (тема, основная мысль, эмоц. окраска чувств, внешнее впечатление и внутренняя реакция)
Структура стихотворения (основные образы, основные изобразительные средства, речевые особенности в плане интонационно синтаксических фигур)
Способы рифмовки
Звукопись
Строфика

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землей из-под луга сырой.
А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне
Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.
Я все это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;
И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;
И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,
И все это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.
Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.
И запах томительно тонок,
Как в детстве далеком моем,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;
С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!
От самой черты пограничной -
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял.. .
Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;
Росу обвивать молодую
На стежке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я -
Жестокая память жива.
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война

Читайте также: