Синичкин день в детском саду в подготовительной группе как квест

Обновлено: 02.07.2024

Тип проекта: информационно-познавательный.

Вид проекта: групповой

Участники проекта: педагоги, дети (6-7 лет), родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект реализуется с 07.11.2016г. – 11.11.2016г.

Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты; с использованием мультимедийных средств.

Актуальность проекта.

В современных условиях экологическое воспитание детей становиться особенно актуальным и необходимым. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Поэтому очень важно научить детей любить, уважать и беречь природу.

Тема проекта “Синичкина неделя” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.

Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания.

Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека.

Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о синицах, о всероссийском празднике “Синичкин день”. У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура.

Цель: воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.

Задачи:

1.Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Продолжать формировать правила поведения в природе.

3. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

Ожидаемый результат проекта:

Реализуя проект “Синичкина неделя” с детьми подготовительной к школе группы, мы даем возможность понять, как важно любить и охранять природу. Способствуем осознанию родителями важности воспитания у детей начал экологической культуры.

Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить “бесплатных” помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя, педагога.

Ключевым звеном проекта является формирование у детей шестилетнего возраста с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представление о зимующих и прелетных птицах. Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.

Реализация принципа комплексности осуществляется взаимосвязью в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, специалиста по изодеятельности и воспитателя.

Таким образом, разработка проекта “Синичкина неделя” содействует формиованию экологического сознания и культуры.

Основные формы реализации данного проекта:

1. Этап – подготовительный:

- составление плана деятельности;

- подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов;

- оформление природного уголка;

- подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих и прелетных птицах;

- советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о “Синичкином дне”.

2. Этап.Основной,организационно-практический.

- беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах, о синичках;

- рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов о птицах;

-чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений о птицах;

- творческие работы детей на тему проекта;

- изготовление детьми в группе на занятии, родителями с детьми кормушки для птиц.

3. Этап - заключительный

- Итоговое мероприятие “Синичкин праздник”;

- оформление выставки творческих работ детей по теме проекта;

- рассказы детей о синицах;

- подарить кормушки для птиц детям 2-ой младшей группы, чтобы они могли повесить их на участке;

Описание проекта.

- Проект базируется на основе примерной образовательной программы “От рождения до школы”,

- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Проект рассчитан на период с 07.11 2016 до 11.11. 2016 г. в подготовительной к школе группе детского сада.

Для наиболее эффективного решения задач мы использовали интегративный подход при организации воспитательно-образовательного процесса.

В реализации проекта предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка.

  • системности,
  • комплексности,
  • общедидактические принципы:
  • наглядность,
  • доступность,
  • сознательность,
  • индивидуальный подход.

Основные мероприятия проекта:

Для реализации проекта мы разработали план мероприятий, направленных на решение поставленных задач.

Подобрали литературу, видео, иллюстрации с изображением птиц. Составили презентацию о зимующих и перелетных птицах. С детьми проводили беседы о птицах. Во время режимных моментов с детьми просматривали мультфильмы, читали рассказы, сказки, пословицы, поговорки, стихи о птицах.

Для родителей организовали и провели консультации о том, как детям правильно и понятно рассказать птицах.

В родительский уголок поместили материал о птицах, о “Синичкином дне”.

Для изготовления кормушек првлекли родителей, часть их подарили детям младшей группы.

Подготовили для родителей открытое занятие по развитию математических представлений по теме “Зимовье птиц”.

Составили конспекты занятий по познавательному развитию (исследовательская деятельность, конструирование, развитие математических представлений), по речевому развитию, по художественно-эстетическому развитию.

Вместе с музыкальным руководителем разработали сценарий развлечения “Синичкин праздник”, как итоговое мероприятие проекта.

На прогулках наблюдали за птицами, прилетающими на участок, вешали кормушки, насыпали корм, проводили игры (подвижные, дидактические).

Все эти мероприятия проходили с 07.11.2016г. по 11.11. 2016 года.

План реализации проекта “Синичкина неделя”

Реализация проекта планируется осуществлять в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по пяти образовательным областям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект подготовила воспитатель: Доценко Е.Н.

Форма проведения: развлечение

Материал для детей: картинка синичка, желатин, зерно, пшено, семечки, рис и т.д., формы для печенья.

Воспитатель: Синица - подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Воспитатель: ребята скажите какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Назовите птиц, которые живут у нас в Крыму и улетают из него.

Дети: зимующие – это снегирь, синица, дятел, ворона, воробей, голубь.

Перелетные птицы – соловей, скворец, ласточка, цапля.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня есть шкатулка, а в ней что то есть. Но чтоб узнать что там, нам надо отгадать загадки

Далеко мой стук слышится вокруг

Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)

Унылая старушка живет в лесной избушке.

Одно и то же говорит, один слог всю жизнь твердит. (кукушка)

И в тетради стоит, и по небу летит. (галка)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

Угловат и носаст, черно-белый окрас,

По домам летает, детей поставляет . (аист)

Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

Зябкая птичка, крошки –невеличка,

Голосочек звонкий, сама в рубашке тонкой. (зяблик)

Неприметный Андрей прижался к земле,

Маленький да ловкий- серая головка,

Крылышками двигает, то летит, то прыгает. (воробей)

И сильна, и хитра, кар-р-р!- Кричит она с утра.

Поживиться серая- ведь прилетела первая. (ворона)

Урчит, воркует –дружка целует. (голубь)

Всем птицам- царь, гордо смотрит вдаль,

Четкий профиль, римский нос, высоко себя вознес,

Строгое оперенье, острое зренье. (орел)

Весны гонец, шустрый юнец,

В гости явился, да в домик вселился.

Домик из дерева, гонцу тепло и весело

Он песни поет, да весну зовет. (скворец)

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку, кто узнал её? (синичка)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали загадки и мы сейчас посмотрим что у нас в шкатулке. (воспитатель достает фото птиц).

Ведущий: Засиделась детвора, поиграть пришла пора!

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием.

А мы продолжаем с вами беседовать дальше.

Воспитатель: Синицы едят сало, но несоленое и некопченое, нарезанное небольшими кусочками. Сало они скорее всего не то, что любят, а едят из-за необходимости, ведь ягоды и крупы сухие не очень калорийны, а сало как известно более калорийный продукт и если его съесть, можно получить энергии и пропитания на гораздо большее время.

Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой.

Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо, часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе

Вот под елочкой зеленой (встать)

Скачут весело вороны: (попрыгать)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Воспитатель: Скоро зима. И с нами, кроме синиц, зимуют и другие птицы.

Что мы с вами должны сделать, для них, чтоб им было комфортно на улице зимой?

Дети: кормить птиц.

Воспитатель: правильно, а чем мы можем их кормить?

Дети: зерно, хлеб, пшено, и др.

Воспитатель: Молодцы, а мы с вами их покормим необычным способом.

У нас есть зерно, пшено, рис, гречка и желатин, и формочки для печенья.

Все это смешаем, добавим желатин, хорошо перемешаем и плотно уложим в формочки для печенья. Вставим трубочку (что б получилась дырочка) и ждем, когда наш корм для птиц застынет. Потом мы в дырочку просунем ленту и все, корм для птиц готов.

Так как мы с вами сделали много корма, я предлагаю вам пойти и подарить в каждую группу.

Как думаете для чего?

Дети : для того, чтоб каждая группа покормила птиц и взяла с нашей группы

Данный материал пригодится воспитателям и учителям начальных классов.

ВложениеРазмер
Конспект досуга в подготовительной группе "Синичкин день" 25.92 КБ

Предварительный просмотр:

  • закрепить знания детей о зимующих птицах;
    - воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: два обруча, листы бумаги, фотографии птиц, перышки из бумаги с загадками, кормушка, семечки, картины с изображением ранней и поздней осени.

-Ребята, посмотрите на картины, какая из них лишняя? Почему?

(на доске 4картины, на трех изображена ранняя осень, а на 4ой поздняя осень)

-Чем отличается поздняя осень от ранней?

*Уже нет красивой золотой листвы, холоднее, перелетные птицы улетели , снег идет иногда.

-В середине ноября, поздней осенью 12 числа на Руси отмечали всегда Синичкин день.

Этот праздник отмечают и сейчас. Как Вы думаете, почему его так назвали? Что это за праздник такой?

*Выслушиваем предположения детей.

-У наших предков существовало поверье, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и села. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц.

Русский народ верил, что синицы приносят в дом счастье, поэтому этих ярких птичек старались приманить, размещая рядом с домами кормушки, а на деревья развешивали веревочки с кусочками сала.

-Ребята, а откуда синичка прилетает к нам в города? Почему?

*Из леса. Там снегом всё замело, семечки замерзли, корма нет, птички верят и ждут, что люди их покормят.

-Чем можно покормить синичек?

*Кусочки сала(несоленого), крошки хлеба, семечки подсолнуха и семечки тыквы.

-В старину на 12 ноября было много примет и гаданий, связанных с синицами. Например, когда птицы прилетали во двор, им кидали крошки хлеба и куски сала. Если синицы начинали клевать хлеб, это означало денежный успех, если сало - прибавление скота.

А если на кормушки прилетало множество пернатых, это было вестником метелей и сильных морозов.

-"Покорми птиц зимой - они послужат тебе весной", - говорили наши дедушки и бабушки.

-Как вы думаете, почему так говорили?

*пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей.

-С праздником мы познакомились, а теперь предлагаю поиграть и ещё интересное что-то узнать.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.

Столы расставлены в группе вдоль стен, середина группы пустая. Команды встают друг на против друга.

- Наши конкурсы начнутся с разминки для команд.

Раз,2,три покружись и в синичек превратись

-В старину на 12 ноября было много примет и гаданий, связанных с синицами. Например, когда птицы прилетали во двор, им кидали крошки хлеба и куски сала. Если синицы начинали клевать хлеб, это означало денежный успех, если сало - прибавление скота.

А если на кормушки прилетало множество пернатых, это было вестником метелей и сильных морозов.

-"Покорми птиц зимой - они послужат тебе весной", - говорили наши дедушки и бабушки.

-Как вы думаете, почему так говорили?

*пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей.

Команды выстраиваются друг за другом. Напротив каждой команды лежит обруч (кормушка) на расстоянии 2метров. Каждый игрок берет крошку хлеба(скомканный лист бумаги) и пытается попасть в кормушку. Команда, в которой больше всего попаданий, выигрывает.

1ая команда Воробьи – чирик – чирик.

2ая команда Ворона – кар – кар.

Команда, которая спела дружно и весело, зарабатывает очко.

(сначала одна команда, потом -другая)

-Птичья стая пролетала,пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Загадки(каждой команде по три загадки)

1. Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее…ворона.

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? Сорока.

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

6. Грудка ярче, чем заря, у кого? У снегиря

-Ребята, не только синички прилетают в города ближе к людям .С наступлением холодов на городских улицах мы можем встретить снегирей, клестов, соек.

(Воспитатель показывает фото птиц)

Если кормушка есть, то дети выходят на улицу и вешают кормушку с воспитателем, насыпают корм для птиц.











Читайте также: