Что такое кант в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

(от лат. cantus - пение, песня), род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях.

Поэтика К. идёт от литературной (книжной) поэзии, а не народной песни. В 17 в. К. создавались на слова С. Полоцкого, Е. Славинецкого, Д. Ростовского и др. представителей силлабической поэзии. Тексты и напевы К. бытовали во многих вариантах, входили в распространённые рукописные сборники. Для музыкального стиля К. характерно 3-голосное изложение с параллельным движением верхних голосов, квадратная музыкальная строфа. Исполнялись они ансамблем певцов или хором без сопровождения инструментов. Интонационный строй К. представляет сплав элементов знаменного распева, русской и украинской народной песни, а также польской мелодики. В 18 в. появляются К. патриотического, бытового, любовно-лирического содержания; для петровской эпохи характерны 'приветственные' и 'панегирические' К. с фанфарными мелодическими оборотами, торжественным ритмом полонеза, ликующими руладами. К. становятся излюбленной формой музицирования городских слоев населения. Лирические К. впитывают в себя элементы бытующих танцевальных форм, главным образом менуэта. Известны К. на тексты В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. поэтов, однако в большинстве случаев слова и музыка К. анонимны.

Восточнослав. К. принадлежат к обширной территориально-временной традиции, которую можно разделить по ряду параметров: национальным ареалам (украинские, белорусские, русские), конфессиям (православные, униатские), сферам применения (внелитургические, паралитургические), языкам (церковнославянский, национальные), тематике (чрезвычайно разнообразной при общем делении на духовные и светские К.).

Истоки

Третий тип сборника - римско-католический богослужебный церковный Канционал (Cantionale ecclesiasticum) с латинскими песнопениями разных жанров - не имел отношения к песенности. Латинское написание применялось католиками, протестанты использовали в названии своего сборника национальную орфографию (Kancjonał, Kancyonał и др.).

Переводы западноевропейских духовных песен в Юж. Руси

Южнорусские К. наиболее интенсивно создавались и исполнялись в ХVII в. в основном в православной среде (материалов об униатской практике этого периода сохр. мало), в ХVIII в., после перехода епархий Правобережья в унию,- в греко-католической (на Левобережье в это время бытовали К. правосл. внецерковного применения, в т. ч. известные в России).

Южнорусские К. 1-й пол. ХVII в.

Влияние со стороны западно- и центральноевропейского поэтико-музыкального творчества способствовало созданию восточнославянских К. барочного стиля, к-рое стало звеном в цепи таких взаимосвязанных новых явлений украинской культуры ХVII в., как подъем уровня образования, развитие школьного театра, освоение хорового многоголосия (у вост. славян - партесное пение). Хотя записей К. 1-й пол. ХVII в. почти не сохранилось, несомненно, что украинское и белорусское кантовое творчество уже активно развивалось в этот период. Очевидно, что польск., словац. и др. песни могли исполнять по песенникам, изданным на этих языках, а на основе иноязычных образцов легко было создавать церковнослав. или лит. укр. переводы и переложения текстов (подобно тому, как это происходило позже), распевая их на известные мелодии.

Второе косвенное доказательство существования К. до сер. ХVII в.- появление в Ирмологионах 2-й четв. ХVII в. новых богослужебных напевов, в к-рых совмещались интонации знаменного распева и К. Новые несложные напевы предназначались для озвучивания текста херувимской песни (куплетной структуры). Не отказываясь от традиц. торжественного мелизматического напева херувимской, распевщики использовали краткие мелодии, вероятно, в будничных монастырских литургиях или в др. дни, когда это было необходимо ( Шевчук. 1998. С. 22. № 13-15).

Третьим свидетельством существования ранних укр. К. является то, что в русских песенниках 50-х гг. ХVII в. имеются их записи, очевидно сделанные с голоса приехавших в это время в Москву укр. певцов. В традиции Московской Руси было принято скрупулезно фиксировать певч. и песенный репертуар, поэтому в это время уже были записаны польск., рус. и укр. К.

Западноукраинские К. 50-х гг. ХVII - 20-х гг. ХVIII в.

Чудо явления Почаевской иконы Божией Матери. Гравюра иером. Николая (Зубрицкого). 1675 г.

Западноукраинские К. 30-х гг. ХVIII в.- 1791 г.

Кант свт. Николаю Чудотворцу в белорус. Ирмологионе. 40-е гг. XVIII в. Супрасльский мон-рь (БАН Литвы. Ф. 19. № 233(15))

Кант свт. Николаю Чудотворцу в белорус. Ирмологионе. 40-е гг. XVIII в. Супрасльский мон-рь (БАН Литвы. Ф. 19. № 233(15))


Кант свт. Николаю Чудотворцу в белорус. Ирмологионе. 40-е гг. XVIII в. Супрасльский мон-рь (БАН Литвы. Ф. 19. № 233(15))

В связи с изменением униат. обряда с 20-х гг. XVIII в. создавались К. новой тематики: на разделенные в римско-католич. календаре праздники Пятидесятницы (Богогласник. № 61-63) и Троицы (Там же. № 64-65); евхаристические на праздник Тела и Крови Христовой в четверг после Троицы (Там же. № 66, 67), также исполняемые при выставлении в храме Св. Даров в любой др. день; на праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (Там же. № 94-97); на день Семи скорбей (Там же. № 101-103); униат. святым (напр., Иосафату Кунцевичу: Там же. № 145-147).

Почаевская икона Божией Матери. Гравюра И. Гочемского и начало канта из кн.: Песни о Пресвятей Богородице к иконе Почаевской чудотворной. Почаев, 1773


Почаевская икона Божией Матери. Гравюра И. Гочемского и начало канта из кн.: Песни о Пресвятей Богородице к иконе Почаевской чудотворной. Почаев, 1773

Восточноукраинские К. сер. ХVII-ХVIII в.

Русские К. 2-й пол. ХVII-ХVIII в.

Интерес к К. в Москве проявился в сер. ХVII в. после приезда украинцев и белорусов - носителей новой стилевой традиции. Реформа богослужения и пересмотр художественных принципов церковного искусства были инициированы в 50-х гг. XVII в. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, поэтому адаптация новых певч., песенных и лит. норм происходила в Москве чрезвычайно быстро. Освоение репертуара, принципов пения и киевской нотации позволило московским распевщикам создать собственную кантовую традицию и начать составление песенников уже в 70-80-х гг. ХVII в. По происхождению К., найденные в российских источниках, можно условно разделить на польские, украинско-белорусские и русские. Деление, основанное на языке текстов, не всегда подтверждается муз. стилем К., поскольку он был в значительной степени типизирован. Постепенно языковые различия стирались, оригинальные тексты вытеснялись переводами, новыми поэтическими сочинениями.

Заимствование польск. песенного материала осуществлялось по-разному: текст использовался вместе со своим напевом, или на польскую мелодию распевался самостоятельный русский текст, или для переводного текста создавалась новая музыка (История русской музыки. 1983. С. 230). Последовательное сопоставление польских духовных песен ХVII в. и их переработок является непростой задачей, т. к. мн. оригиналы неизвестны. Лишь некоторые духовные песни были записаны в Польше в ХIХ в. в народной или церковной среде и изданы. Значение этих записей в том, что они, во-первых, подтверждают консервативный характер польских духовных песен, поздние версии которых часто оказываются сходными с восточнославян. транслитерациями 2-й пол. ХVII-ХVIII в., а во-вторых, дают представление о соответствующем историческом слое польск. духовных песен.

ХVIII-ХХ вв.

В ХVIII в. К. получил еще более разнообразное применение, чем в предыдущем столетии. Формируется не менее 4 жанровых сфер К. Дальнейшее развитие традиции духовного К. происходило в обустраивавшейся сев. столице. Сюда была привезена часть песенников ХVII в., но в ХVIII в. составлялись и новые. Носителями традиции К. в С.-Петербурге были и русские, и многочисленные укр. певцы из хора Придворной певческой капеллы и из братии Александро-Невской лавры. К. здесь культивировался наряду с партесным концертом. По-видимому стиль эпико-драматических духовных К. московской школы не нашел в этой традиции прямого продолжения. К. развивался как непритязательная песенная форма с запоминающимся напевом и с привычным движением тенора и дисканта в терцию при поддержке баса.

Значительный вклад в изучение поэтических и муз. особенностей духовного К., его истоков и развития внесли В. Н. Перетц, В. М. Гнатюк, В. Г. Щурат, М. С. Возняк, Ю. А. Яворский, А. В. Позднеев, Т. Н. Ливанова, Г. В. Келдыш, Л. Ф. Костюковец, Л. В. Ивченко, О. Гнатюк, Ю. Е. Медведик, Д. Штерн, П. Женюх, Л. Н. Сидорович, О. Л. Зосим, Е. Е. Васильева.

Кант (лат. cantus — пение, песня) , род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17—18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях.

Поэтика К. идёт от литературной (книжной) поэзии, а не народной песни. В 17 в. К. создавались на слова С. Полоцкого, Е. Славинецкого, Д. Ростовского и др. представителей силлабической поэзии. Тексты и напевы К. бытовали во многих вариантах, входили в распространённые рукописные сборники. Для музыкального стиля К. характерно 3-голосное изложение с параллельным движением верхних голосов, квадратная музыкальная строфа. Исполнялись они ансамблем певцов или хором без сопровождения инструментов. Интонационный строй К. представляет сплав элементов знаменного распева, русской и украинской народной песни, а также польской мелодики.

(от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. "кант") с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.

Смотреть значение Кант в других словарях

Кант — кантик м. выпушка, оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. овать мундир, портняжное вшивать выпушку. | овать доски, при свалке их, оборачивать.
Толковый словарь Даля

Кант — канта, м. (латин. cantus - пение). (истор.). Похвальное песнопение торжественного или церковного содержания. (Бурсаки) во весь рот начинали петь кант. Гоголь.
Толковый словарь Ушакова

Кант Иммануил — (1724-1804), немецкий философ, рационалист. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, по Канту, постулатами “практического разума”, необходимой.
Политический словарь

Кант Иммануил (1724-1804) — - родоначальник немецкой классической философии. Свои политико-правовые воззрения Кант изложил в трактатах: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки.
Политический словарь

Кант (kant) Иммануил — (1724- 1804) - немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции "правового государства". Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого бюргера.
Юридический словарь

Виватный Кант — (виват) (лат. vivat - да здравствует) - вид панегирическогоканта, сложившийся в русской музыке Петровской эпохи. Мелодия имелафанфарно-руладный характер. Исполнялись хором.
Большой энциклопедический словарь

Кант — город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция.24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другиезаводы.
Большой энциклопедический словарь

Кант (kant) Иммануил — (1724-1804). Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. По общественным взглядам - просветитель умеренного.
Исторический словарь

Кант, Иммануил — (1724 - 1804), - знаменитый немецкий философ и ученый. В своем главном труде "Критика чистого разума" Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей ("Вещи в себе").
Исторический словарь

Кант — (Kant), Иммануил (22.IV.1724 - 12.II.1804) - нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Род. и прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет.
Советская историческая энциклопедия

Кант, Карл — признан доктором медиц. с правом практики в России, 1795
Большая биографическая энциклопедия

Кант Иммануил — (Kant, 1724-1804) -великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на "докритический" (до 1770) и "критический" периоды.
Психологическая энциклопедия

Кант Иммануил | Kant, Immanuel (1724-1804) — Кант отвергал представление о разуме как психической субстанции. С точки зрения Канта, умственные процессы не могут быть измерены, ибо они обладают только протяженностью.
Психологическая энциклопедия

Кант Иммануил — (Kant, Immanuel) (1724—1804) — выдающийся немецкий философ, чьи главные труды включают "Критику чистого разума" (1781), "Критику практического разума" (1788) и "Критику способности.
Социологический словарь

И. Кант: Чистые Понятия Рассудка — Категории — Категории, их классификация, исследование, применение — давняя тема философии, начиная по крайней мере с Аристотеля. Кантовское учение о философских категориях стоит.
Философский словарь

И. Кант: Чувственность И Ее Всеобщие Формы — Пространство И Время — Учение о чувственности Кант называет трансцендентальной эстетикой. Понятие "трансцендентальное" найдет в дальнейшем свое объяснение, а пока надо раскрыть тот непривычный.
Философский словарь

И. Кант:учение О Рассудке — Понятия "рассудок" и "разум" в философии встречались задолго до Канта. Уже до Канта в немецкой философии были различены два понятия: "Verstand" — рассудок, от глагола "verstehen".
Философский словарь

И. Кант:философия И Мироздание — В 1755 г. Кант, возвратившись в Кенигсбергский университет, пишет и защищает три диссертации. Одна из них (защищена в июне 1755 г.) посвящена проблеме огня. Интересно, что.
Философский словарь

Иммануил Кант (1724-1804) — - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля. Он родился в Кенигсберге в Пруссии. Отец его был.
Философский словарь

Кант (kant) Иммануил (1724-1804) — - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом (сейчас - Калининград).
Философский словарь

Кант Иммануил — (1724-1804) - нем. философ-идеалист. Его учение носит двойств, характер. Важное положит, значение имеют: отстаиваемый им взгляд, что вне и независимо от нашего сознания существует.
Философский словарь

Кант Иммануил (1724-1804) — - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом.
Философский словарь

Кант Иммануил (1724—1804) — — нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96— профессором.
Философский словарь

Кант — Края переплетной крышки или обложки, выступающие за обрез блока. предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает раскрываемость книги, брошюры и пр.
Полиграфический словарь

Читайте также: