Кто такие вогулы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Облака стоят над Уральским хребтом - у истоков Вишеры, на хребте Тулымский Камень , его высота почти полтора километра (1462 метра). Там лежит огромный Вишерский заповедник, и хотя по реке до него ещё километров 200, наш дальнейший путь из Красновишерска - тоже в ту сторону:

С разных сторон к Красновишерску примыкает несколько предместий, отмеченных конечными двух автобусных маршрутов - с юга Нефтяники и УЖД (хотя сам узкоколейка разобрана ещё в 1980-е годы), с севера - старинные Морчаны и основанный геологами Набережный. До Морчан автобус ходит каждые 15-20 минут, до Набережного - раз в полтора-два часа, так что проще ехать на такси за 120 рублей от городской площади.

На въезде в Набережный - центральная усадьба созданного в 1991 году Вишерского заповедника. Там есть оранжерея, смотровая башенка над Вишерой, памятник усатому геологу с кучей горных пород вместо постамента, и - небольшой музей:

Музей меня совершенно разочаровал: да, новый и современный, но экспозиция природы не слишком отличается от экспозиций в краеведческих музеях, а смотрительница все 10 минут моего пребывания безуспешно искала кассира. В этнографический зал меня и вовсе не пустили, так как находилась в это время там младшешкольная группа, а безопасность детей в России сейчас укрепляется такими темпами, что того и гляди их вообще запретят рожать в этот опасный и непредсказуемый мир.

Длина закольцованной экотропы - что-то около километра, вся она выстлана досками и снабжена стендами, рассказывающими о растениях, животных и следах пребывания людей, будь то коренные жители или зловредные браконьеры.

В правилах поведения, заботливо поставленных у входа на тропу, указано не приближаться к дикому зверю, если таковой вдруг встретится по пути - роща с экотропой отделена от настоящей тайги забором и парой широких полян, но всё же не так от неё далеко. Мне звери встречались исключительно двумерные:

И самые интересные экспонаты - о тех, кто были хозяевами этих мест до прихода русских. Медведи представлены тремя видами берлог - полугрунтовой, грунтовой и верховой. Верховую, которая позже превратится в снежное иглу, медведь строит несколько часов, а грунтовую роет несколько дней, но чем суровее зимы в том или ином краю - тем второй вариант предпочтительнее:

На высшей точке тропы на деревьях появляются тамги, или, говоря по-местному - катпосы, родовые символы манси. Из всех народов Югории, - хантов, ненцев, коми, селькупов, - манси самые труднодоступные и побывать в их деревнях мне так и не довелось. Хотя крупнейшая община их давно не в деревнях, а в приобском посёлке Берёзово.

Как и другие угорские народы, манси произошли от кочевников, давным-давно пришедших из Хорезма на Южный Урал. Потом угров потеснили тюрки, и часть племён ушла на запад, в благодатной долине Дуная став венграми, часть отступила по болотам на гиблый север, став хантами, а некоторые на север ушли по горам, сменив степь на тундровые плато. То есть, исторически манси - это ни кто иные, как горцы Северного Урала и кочевые скотоводы, из степного прошлого сохранившие почитание коня.

А ещё - воинственность: спускаясь со своих вершин, вогулы (как называли манси в старину) сначала покорили более многочисленных, но разобщённых хантов, сблизились с татарами Сибирского ханства, и не без помощи последних то и дело нападали на Предуралье. О войне пермских князей с пелымским князем Асыкой я уже рассказывал в Покче, а вот князец Кихек в 16 веке влез в бизнес к серьёзным людям - Строгановым, и те наняли с ним разобраться Ермака. При покорении Сибири на ханты-мансийских противоречиях играли уже царские казаки, строившие в низовьях Оби остроги, и как мне показалось, ханты манси недолюбливают до сих пор, да и языки их не взаимпонятны. В общем, манси - народ с богатым прошлым.

Но с той стороны Урала подавляющее большинство манси спустились в долину Северной Сосьвы и давно уже не кочуют по горам с оленьими стадами. Оленеводов не осталось и в Пермском крае, а глава последней на Вишере и Лозьве мансийской семьи 60-летний Алексей Бахтияров числится сотрудником заповедника. Катпос Бахтияровых на этом стенде верхний, а ниже катпосы Анямовых (раньше это был богатейший оленеводческий род в верховьях Лозьвы), Самбиндаловых (они были "посланниками" манси у Нёр-Ойки и Чохрын-Ойки - духам-хранителям истока Северной Сосьвы) и почему-то не удостоенных исторической справки Пеликовых и Куриковых.

Бытовые постройки хантов и манси представлены в музея дереянного зодчества за Уралом, в первую очередь в Торум Маа в Ханты-Мансийске. А здесь - только реплики храмов: священный амбарчик Ура-Сумьях (Духов дом) и скопление идолов. Похожих идолов я видел в музее Троицко-Печерска , и туристы, которые их туда принесли, по сути дела раскурочили в горах святилище. Но важнейшим святилищем манси всё равно был созданный природой Маньпупунёр.

(иначе вогуличи) — исчезающая народность финского племени в России; живет главным образом на восточном склоне Северного Урала, а также отчасти и на западном. Всего больше В. в юго-западной части Березовского и северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут еще в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии. В старину страна В. распространялась более к западу и менее к востоку, но с увеличением в крае русского населения и с развитием горного дела В. предпочли передвинуться на Восток, через Урал, где сравнительно более глухая и нетронутая пустыня представляла необходимые удобства для их жизни, так как главным промыслом их была всегда охота. Из некультурных и малочисленных инородческих племен России ни одно не приобрело такой известности в науке, как вогулы вследствие предполагаемого родства их с венграми. Еще в 1799 г. венгерский писатель Дьярмати, доказывая, что венгерский язык принадлежит к финской группе, заметил, что слова вогульского языка наиболее близки к словам языка венгерского. Историк Шлёцер, изучая русские летописи, сделал попытку показать, что венгры, или угры, суть именно потомки вогуличей (или югров, как их называли в старину русские), которые, выйдя из нынешней восточной России, перешли через всю Россию на пути к местам настоящего их жительства. Важную эпоху в изучении этого вопроса составило путешествие на Урал венгерского ученого Антона Регули (1843-1844), внимательно изучившего быт и язык В. и записавшего много песен, сказок и преданий. Но болезнь не позволила Регули обработать собранный им материал, и только через шесть лет после смерти его появилось сочинение "Reguli Antal hagyomanyai. A Vogul föld es nep." ("Наследство Антона Регули. Вогульская земля и народ", Пешт, 1864), изданное Павлом Гунфальви, другом Регули, которому удалось за год до смерти уговорить знаменитого исследователя В. читать с ним вогульские тексты. Теперь можно считать вполне доказанным, что основание строя и формы в языках венгерском и вогульском в существе одинаковы, и в обоих языках много сходных коренных слов. Отсюда явствует, что, несмотря на всю разницу в степени культуры, венгры и В. — народы близкородственные. Число В., живущих ныне в Российской империи, определяется обыкновенно в 6500; но так как значительная часть их — охотники, т. е. народ не оседлый, учет которого вообще труден, то это число можно признать лишь приблизительным. Иные считают их до 4500, другие — до 18000 и даже до 30000 чел., но последние цифры маловероятны. Кроме подвижности многих В., большое препятствие к правильному их исчислению представляет и то, что оседлые В. сильно обрусели, сами считают себя русскими, и притом племенной их тип выражен очень неустойчивыми чертами, так что отличить обрусевшего В. от русского крестьянина сплошь и рядом невозможно. В общем, В. среднего или невысокого роста, крепкого сложения, имеют крупное лицо, несколько выдающиеся щеки, широкий, но не плоский нос, маленькие, суженные темные глаза, черные или темно-русые волосы. Оседлые В. устроились совершенно на русский лад: живут в русских избах с крестьянскою обстановкою и носят русскую одежду. Обыкновенно их деревушки состоят из небольшого числа домов (2-3) и разбросаны далеко одна от другой, чтобы имелось достаточно места для охоты и рыбной ловли.

Бродячие В. (называемые русскими в Тобольской губернии остяками ляпинского наречия, хотя они — настоящие В.) отличаются на охоте замечательною неутомимостью. Зимою они живут поселками в бревенчатых избах, с крышами из бересты. Взрослые мужчины большую часть времени проводят в лесу, добывая зверя. Летом вогулы живут под открытым небом и переходят с места на место, питаясь рыбою и дичью. При этих передвижениях они уходят от деревень очень далеко, иногда за сотни верст. На местах временных остановок ими устраиваются берестяные юрты или шалаши. Главное домашнее животное В. — охотничья собака; без нее, также как и без ружья и топора, В. не выходит из дома. В., живущие в более северных местах, держат также оленей, но сравнительно в небольшом количестве.

В. сами зовут себя манси или манчи: зыряне же называют их иогра, сходно с древним русским именем их югры. В Сибири оседлые В., живущие по р. Конде, левому притоку р. Иртыша (пелымские В.), находятся в оживленных сношениях с русскими торговцами. Во время Ирбитской ярмарки, в феврале месяце, на Конду съезжаются русские купцы и крестьяне для менового торга с В. Предметами обмена являются со стороны русских мука, холст, сукно, водка, принадлежности охоты и пр., а со стороны В. — пушнина, рыба, орехи и т. д. На Конде, в едва проходимых лесах, находился, как говорят, главный идол В.; другой важный идол был около верховьев р. Сосвы. В истории России В. появляются в год смерти первого епископа пермского св. Стефана, когда летописи впервые упоминают о них. С этого времени они не перестают напоминать о себе. В 1455 г., при одном из своих набегов на зырян, они проникают под начальством князька Ассьяна даже до Вычегды. Четвертый и пятый епископы пермские, Питирим и Герасим, убиты В., первый — при одном из их набегов, а второй — во время проповеди. В 1483 г. московское правительство, озабоченное беспокойством, производимым этими инородцами на северо-восточной границе, двигает против них военную силу. Воеводы князь Курбский-Черный и Салтыков-Травин нанесли им тяжкое поражение при р. Пелыме, заставили их принять русское подданство и обложили данью. В 1499 г. пришлось предпринять новый поход, так как В. взбунтовались. Русские отряды прошли всю вогульскую землю и восстановили спокойствие. Набеги, однако, не прекратились: в 1581 г. В. напали на строгановские города, а в следующем году подступали под Чердынь. Оказалось необходимым доставить постоянную стражу в пределах самой земли В. В 1692 году кн. Горчаковым был основан Пелым; тогда же был казнен вогульский князек Албегаран. Последний вогульский бунт относится к XVII столетию. Проповедь христианства между пелымскими В. предпринял в 1714 г. тобольский митрополит Филофей Лещинский и вел ее с таким успехом, что в 1722 г. все В. этого края были окрещены. С тех пор они начали принимать русские обычаи и жить на русский образец. При брачных союзах с русскими В. быстро утрачивают племенной тип и совершенно сливаются с русскими. Происшедшее от таких союзов потомство — люди трудолюбивые, смышленые, иногда очень красивые. Многие из них зажиточны. Обширную литературу предмета см. у Чупина: "Геогр.-стат. словарь Пермской губ." (Пермь, 1873).


Вогул – это кто такой? Это слово знакомо очень небольшому числу людей, так как оно является устаревшим и встречается, как правило, в словарях. Относится оно к этнографическим терминам и означает народность, которая сейчас имеет другое наименование. В данном обзоре будет дана информация о том, кто такие вогулы и остяки.

Словарное толкование

Вогулы в национальной одежде

Происхождение названий

Женщины манси

Общие сведения

Вогулы – это ближайшие родственники хантов по языку. Говорят они на мансийском, однако в связи с активной ассимиляцией почти 60 % из них в обиходе пользуются русским языком. Согласно переписи, проведенной в 2010 году, общая численность вогулов-манси составляет немногим более 12 тысяч человек.

Образование этноса манси произошло вследствие слияния племен, проживавших на Урале, и присоединившихся к ним угорских племен. По сегодняшний день в культуре народа сочетаются два таких компонента, как уклад таежных охотников и рыболовов и уклад степных скотоводов-кочевников.

Изначально манси проживали на Урале, затем русские и коми вытеснили их в Зауралье в XI–XIV веках. После присоединения к Российскому государству Сибири русская колонизация в конце XVI века заметно усилилась, и численность русских стала превышать численность коренного населения. Постепенно манси вытеснялись на север, а также на восток. В XVIII веке они были обращены в христианство, после чего частично ассимилировались. На их формирование как народности оказали влияние различные этносы.

Антропологические характеристики

Манси оленеводы

У вогулов это следующий комплекс признаков:

  • невысокий рост, который у мужчин в среднем составляет 160 см;
  • общая миниатюрность строения;
  • неширокая и низкая по высоте голова;
  • черные или русые волосы, прямые и мягкие;
  • смешанные или темные глаза;
  • лицо средней высоты, различное по форме, уплощенное и скуластое;
  • небольшой рост бороды;
  • широкий рот;
  • тонкие губы;
  • средневыступающий подбородок;
  • нос средне- или слабо выступающий, средний по ширине.

Далее кратко охарактеризуем некоторые особенности культуры и быта вогулов.

Культура и быт

Жилище вогулов

Вогулы – это народ, который имеет развитую мифологию и богатый фольклор. Среди верующих распространено православие, но при этом сохранен и традиционный шаманизм, культ покровительствующих духов, медведя, предков. Традиционными занятиями являются охота, оленеводство, скотоводство, рыболовство, земледелие. За годы советской власти быт манси изменился очень сильно. Сегодня почти половина из них живет в городах.

Кто такие остяки

  • ханты;
  • кеты, они же енисейские остяки;
  • юги, также сымские остяки;
  • селькупы, также остяки-самоеды.

Этнос манси появился благодаря слиянию двух культур: неолитической уральской и угорской. Археологами подтверждено, что вначале манси расселились по западным склонам Уральских гор, однако через несколько столетий (начиная с XI в.) были вытеснены с уже поколениями обжитых мест русскими и коми в Зауралье. В XVI — XVII вв. после усиления русской экспансии исход манси начался и из Зауралья. Не желая принимать чужую веру и менять привычный образ жизни на чужой, племена постепенно двигались все дальше: одни — на север, другие — на восток. К настоящему времени манси проживают в Тюменской области (основное их количество).

почему манси

Читайте также: