Бюрократия как социальный феномен кратко

Обновлено: 06.07.2024

БЮРОКРАТИЯ − организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность

Бюрократические организации можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

Вебер отмечает, что некоторое количество бюрократических организаций существовало и в больших традиционных обществах. Например, в императорском Китае имелось бюрократическое чиновничество, которое отвечало за все действия правительства. Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. Однако только в современную эпоху бюрократии развились в полной мере и присутствуют почти во всех сферах общественной жизни. Для выяснения происхождения и природы разрастания бюрократических организаций Вебер создает идеальный тип бюрократии. (Здесь термин “идеальный” относится не к наиболее желаемой, а к “чистой форме” бюрократической организации. Идеальный тип — это абстрактное описание, в нем лишь усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.)

Вебер перечисляет несколько характеристик бюрократии идеального типа.

· Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как “служебные обязанности”. Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует “цепочка управления” от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

· Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это вовсе не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.

· Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, старшинства или смеси того и другого.

· Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. “Частная жизнь” должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы. 270

· Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Согласно Веберу, с развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.

Проблема ограничения власти бюрократии являлась для Вебера одной из центральных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, с точки зрения Вебера, отбор политиков, обладающих качествами подлинного лидера.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования

Социологическое исследование − это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью − получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Конкретное социологическое исследование представляет собой систему процедур, имеющих целью получение точных объективных данных об изучаемом явлении или процессе. При проведении социологических исследований широко используются многообразные методы.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования:

· Разведывательное исследование − наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого − выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.

· Описательное исследование − более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

· Аналитическое исследование − самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования − это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы.

Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).

4. Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).

5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, как правило, не бывает карманных денег).

6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 411676
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1

Рассмотрение значения "социального явления" в общественной системе. Рассмотрение сущности бюрократии в современном мире. Положительные и отрицательные стороны бюрократической организации в человеческом обществе. Понятие бюрократии в теории М. Вебера.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.10.2014
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Сущность бюрократии

3. Понятие бюрократии в теории М.Вебера

4. Положительные и отрицательные стороны бюрократической организации в современном обществе

5. Проблемы современной бюрократической организации

Список использованной литературы

1.Что такое социальное явление?

Человеческое общество весьма часто определяют как сумму, совокупность социальных явлений, а сами общественные явления рассматривают как основные его элементы.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Историзм в социологии - один из ведущих методологических принципов научного социологического мышления. Это означает, что, во-первых, все социальные явления рассматриваются как системы, обладающие внутренней структурой, которая специфична для каждого явления. Во-вторых, изучается процесс функционирования и развития этих систем. В-третьих, выявляются конфигурации и закономерности перехода их из 1-го высококачественного состояния в другое.

Социальное явление - элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Ее элементы - люди, социальная активность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры. [1]

2. Сущность бюрократии

бюрократия социальный общество вебер

Бюрократия как социальное явление, развивалась одновременно с развитием и усложнением системы власти как таковой. В первобытных племенах, где все решало или собрание старейшин, или вождь, люди просили близких родственников, друзей, жен, вождя или старейшин, замолвить словечко по нужному делу. Далее, когда у королей, царей, и других властных фигур, появляется множество помощников, слуг, и так далее, бюрократия как явление проявляется во всей своей красе. Иногда даже умудрялись подсунуть на подпись монарха, графа или князя, бумагу, о содержании которой, властитель не имел ни малейшего представления. Во Франции, даже было время, когда правил не король, а мажордом, своего рода управляющий.

Со временем происходило усложнение власти, суда и других структур. Для выполнения поручений требовалось все большее число людей. Так зарождалось чиновничество как социальная прослойка населения, находившаяся на государственной службе и специализировавшаяся на управлении и делопроизводстве. Чиновник вроде и не имеет большой власти, но может ускорить или замедлить решение вопроса, отдать предпочтение в чью-либо пользу, и многое другое.

Проходя изменения и усложнения системы общества, бюрократия приобрела организационную структуру, состоящую из ряда официальных лиц, должностей и постов которые образуют иерархию. Обычно чиновники различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, базирующийся на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Социальная система бюрократической организации может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства. Например, трудовой коллектив, который занимается государственной управленческой деятельностью. Второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций. Третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии. Но бюрократические организации можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном предприятии.

3. Понятие бюрократии в теории М.Вебера

Вебер отмечает, что некоторое количество бюрократических организаций существовало и в больших традиционных обществах. Например, в императорском Китае имелось бюрократическое чиновничество, которое несло ответственность за все действия правительства. Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. Однако лишь только в передовую современную эпоху бюрократии развились в полной мере и присутствуют практически во всех сферах общественной жизни.

- конкретный метод управления;

- особую социальную группу, которая осуществляет этот процесс управления.

Социологическая концепция бюрократии впервые была разработана М. Вебером, который видел в ней оптимальную систему управления, основанную на принципах рациональности.

Для выяснения происхождения бюрократических организаций Вебер создает идеальный тип бюрократии. Здесь термин “идеальный” относится не к наиболее желаемой и приемлемой, а к “чистой форме” бюрократической организации.

Согласно веберовской теории, бюрократической организации присущи следующие черты и особенности:

v Строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, несущий полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей;

v Организация строится на принципах иерархии, предполагающей ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;

v Функционирование организации регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, что обеспечивает единообразие и непрерывность управленческой деятельности;

v Должностные лица обязаны соблюдать безличностный подход к решению управленческих задач, т.е. быть максимально объективными, не допускать личных пристрастий и руководствоваться только интересами дела;

v Продвижение по службе осуществляется в зависимости от деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;

v Деятельность сотрудников основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит административному контролю. [3]

К другим характерным чертам бюрократии относятся также следующие: администрирование, основанное на письменных документах; нанимать персонал на основе способностей, полученных с помощью специального образования; долгосрочная служба; продвижение на основе старшинства или заслуг.

4. Положительные и отрицательные стороны бюрократической организации в современном обществе

Бюрократия, в современном ее понимании, возникла в начале XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что официальные лица, обладающие специальными знаниями, являются ключевыми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому оказывала большое влияние на жизнь общества.

5. Проблемы современной бюрократической организации

Сдерживание бюрократией развития инновационных процессов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности в организационных системах. Между тем, именно многообразие задач, функций и элементов организации создает возможность для внедрения инноваций. Иерархическая система власти предполагает оценку действий подчиненных в соответствии с внутренними инструкциями и приказами, регулирующими деятельность организации

Проведя эмпирические исследования, американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. Напротив, решение сложных проблем, скорее, требует горизонтальной структуры организационных связей, более демократичных и менее формализованных. [5]

И в настоящее время, несмотря на многочисленные недостатки бюрократия сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления. Поэтому одна из задач современного управления -- корректировать деятельность бюрократии в соответствии с веберовскими принципами. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в изменении социальных установок представителей бюрократии, в повышении их мотивации и заинтересованности в конечных результатах деятельности организации.

На сегодняшний день, бюрократия - это мощная социальная система, которая хотя и имеет ряд недостатков, но без которой современное общество обойтись пока не может.

Список использованной литературы

1. Гидденс Э. Общая социология:.- 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 128 с.- ('Концепции').

2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

3. Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 2000.

4. Мартьянова Н.А. Влияние бюрократической структуры на формирование личности в социологической концепции Роберта К. Мертона // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №9 (29): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2007 (март)

5. Дмитрий Кухарчук; Книга: Социология: конспект лекций.М.: 2004

Подобные документы

Теория бюрократии М. Вебера, ее влияние на развитие социологии в ХХ в. Концепция рациональной бюрократии. Черты бюрократического управления. Политическая роль бюрократии. Примеры бюрократических систем в современном обществе. Генезис русской бюрократии.

курсовая работа [83,5 K], добавлен 27.10.2012

Характеристика теории бюрократии и рационализации Вебера, их сравнительное описание и значение. Классификация и типы легитимного господства. Понятие и главные функции рациональной бюрократии М. Вебера как элемента механизма легального господства.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 10.11.2014

Определение социологического понимания и сущности бюрократии, ее трактовка и значение. Выявление отличительных признаков и характеристики бюрократии на современном этапе, ее главных функций и задач. Порядок проведения социологического исследования.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 13.06.2011

Патримониальная и рациональная бюрократия М. Вебера: содержание и история развития, сравнительное описание, общая характеристика и принципы построения концепции. Рациональная бюрократия в современном обществе, направления ее исследований и значение.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 15.09.2014

Анализ учения о бюрократии К. Маркса, С. Паркинсона, Л. фон Мизеса. Характеристика позиций каждого из авторов, их сходства и различия. Определение типа бюрократии, характерного для современной российской ситуации. Общественная неэффективность бюрократии.

реферат [66,0 K], добавлен 05.06.2014

Бюрократия как общественное явление. Общие и национально-специфические черты бюрократии. Карьера как ядро бюрократической системы. Причины сохранения и усиления бюрократизма в стране. Дебюрократизация и роль в этом процессе социологических исследований.

реферат [34,4 K], добавлен 12.11.2008

Понятие бюрократии, источники ее появления и генезис. Перманентная бюрократизация управленческого аппарата. Принципы формирования государственной бюрократии в России. Механизм отбора и продвижения государственных чиновников. Оценка работы органов власти.


Аннотация
Данная статья представляет собой краткий анализ явления бюрократии, как управленческого феномена. Кроме того, приведены точки зрения К. Маркса и М. Вебера, что способствует лучшему пониманию данного явления.

Inozemtsev Alexander Aleksandrovich
National Research University "Higher School of Economics", St. Petersburg


Abstract
The article containts a brief analysis of the term bureucracy, as a administrative phenomenon. Moreover, article provides K. Marks` and M. Weber`s points of view, as a contribution to better understanding of this term.

Бюрократия вписала особую страницу в историю и политику различных стран и народов. Это – своего рода феномен, который возник и эволюционировал вместе с возникновением самых древних форм государственности и социального управления. Сменялись формы государства, формы социально-политического устройства, но всегда неизменной и актуальной была проблема излишней бюрократизации.

Исходя из наиболее общих определений, бюрократия представляет собой определенный способ организации власти в различных общественных образованиях. В свою очередь бюрократизм выступает как совокупность свойств и характерных признаков, определяющих бюрократически организованную властно-управленческую систему. Таким образом, бюрократия и бюрократизм – это разные стороны одно и того же явления, в более широком смысле бюрократия это способ организации, тогда как бюрократизм это принцип, атрибутом которого является чрезмерная усложненность.

Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии и бюрократизма – Карла Маркса и Макса Вебера. По своему существу эти две трактовки бюрократии и бюрократизма принципиально различаются, хотя в обоих случаях бюрократия представляется естественным продуктом общественного развития. Для К. Маркса бюрократия и бюрократизм на всех этапах исторического развития это явление негативное, оказывающее тормозящее воздействие на ход истории [2]. В противоположность этому М. Вебер, отождествив бюрократию с управляющими, оценивал ее позитивно, как необходимую форму всякой социальной организации [3].

Маркс и Энгельс считали, что корни данного явления уходят в глубины истории, к тому времени, когда общество путем простого разделения труда создало органы для защиты своих общих интересов [2]. Но вскоре общество оказалось в таком положении, что эти органы и главный среди них – государственная власть – стали служить особым интересам государственных служащих. Иными словами, люди, выполняющие общие функции управления, образовали особую отрасль разделения труда внутри общества, в результате чего, люди призванные выступать посредником между государством и обществом, перестали быть служителями закона, начав отождествлять себя и закон. В этом и заключаются истоки бюрократизма и основы формирования бюрократии. В данном отношении, Маркс и Энгельс считали бюрократизм явлением, оказывающим паразитирующее влияние на систему управления и исполнения в общем понимании, выступая противоречивым звеном в цепи отношения управляющего и управляемого [2].

Зачастую, сталкиваясь с бюрократизмом, многие из нас имели возможность наблюдать низкий уровень заинтересованности некоторых работников при решении какой-либо проблемы граждан, затягивая решение вопроса, ссылаясь на различные инструкции и правила, которые не способствуют решению проблемы. Так, индуктивным образом, из каждого частного случая такого поведения чиновников, в сознании людей формируется мнение о нежелании государства помогать народу, более того, представляя государство единым организмом, многие не постеснялись бы назвать такой организм бездушным.

В свою очередь, функционирование структур публичной власти неизбежно ведет к их бюрократической рациональности, обусловленной специализацией и кооперацией управленческого труда. Бюрократическая рационализация характеризуется определенными свойствами: нерациональностью целей деятельности; дифференциацией функций и стандартизацией методов работы; исключением личной ответственности при исполнении служебных обязанностей; многоступенчатостью иерархии должностей. Увеличение числа управленцев, вызванное, в частности, дроблением управленческих функций, приводит не только к отчуждению чиновников от людей, но и к противопоставлению бюрократов высшего ранга рядовым служащим, увеличивая влияние лини сверху вниз [4].

На протяжении всей своей истории, бюрократия имела свою общественно-государственную специфику [5]. Это выражается в её прямой зависимости от таких факторов, как: тип общественно-экономического строя, уровень развития человеческих свобод и культурной составляющей, образование и нравственная зрелость.

С точки зрения исторического аспекта, хорошо прослеживается связь современной формы данного явления и его форма в советский период. В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавии. Так, характерными признаками могли являться: ненадлежащая организация, приверженность малоэффективным методам работы, основывающимися на различных согласованиях, утверждениях, отписках, порождающих волокиту и формализм

С точки зрения управленческого феномена, данное явление характеризуется как слой людей, имеющих сходные представления о своем месте в обществе, точнее будет сказать, о своем месте над обществом. Кроме того, данному слою присуще особое самосознание, которое определяется низким уровнем заинтересованности в смысле и последствиях своих действий с социальной точки зрения, также, в некоторой степени, высокомерным, а временами, даже, пренебрежительным отношением к народу, что идеально оправдывается представлениями об особой значимости своего труда. Так, для каждой части бюрократического процесса все цели, которые государство ставит перед ним, превращаются в погоню за чинами, развитие карьеры и формальное исполнение обязанностей. В данном отношении, можно утверждать, что развитие карьеры выступает ядром ценностей бюрократа.

Стоить отметить, что в нашей стране уже имеется достаточно обширной опыт борьбы с излишней бюрократизованностью управленческих структур. В основе этого опыта лежат попытки улучшения уже имеющегося аппарата, с созданием новых ведомств, контролирующих друг друга [5]. Это самый простой, но малопродуктивный путь, поскольку объявив несколько миллионов чиновников бюрократами и, воздействуя на них различными средствами, общество вряд ли покончит с бюрократизмом. Возможно, стоило бы начать с упрощения организации властных структур, делая процесс управления и принятия решений более открытым и понятным для обществ. В данном отношении, гораздо более сложной задачей является процесс формирования надлежащего взаимодействия между управляющими структурами и обществом, имеющим тенденцию выражать недовольство деятельностью аппарата управления. В наиболее общем виде система мер по снижению уровня бюрократизованности включает: возвращение властных функций трудящимся, внедрение рыночных регуляторов управления и возможность участия различных слоев населения в формировании концепции управления.

Таким образом, для борьбы с излишней бюрократизованностью необходимым является как применение мер по уменьшению размаха бюрократического аппарата с его сложной структурой, так и уменьшение давления на бюрократию со стороны общества, а именно той его части, которая в действительности не до конца осознает суть данного явления.

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 480 с.
  2. Макаренко В.П. Анализ бюрократии классово антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса (очерк проблематики и методологии исследования). – М.: Изд-во Московского университета, 1985.
  3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. - 2003. – № 3. – С. 36.
  4. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. – 2004. – №12. – С.90.
  5. Макарин А.В. Власть бюрократии./ Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Аннотация
Данная статья представляет собой краткий анализ явления бюрократии, как управленческого феномена. Кроме того, приведены точки зрения К. Маркса и М. Вебера, что способствует лучшему пониманию данного явления.

Inozemtsev Alexander Aleksandrovich
National Research University "Higher School of Economics", St. Petersburg


Abstract
The article containts a brief analysis of the term bureucracy, as a administrative phenomenon. Moreover, article provides K. Marks` and M. Weber`s points of view, as a contribution to better understanding of this term.

Бюрократия вписала особую страницу в историю и политику различных стран и народов. Это – своего рода феномен, который возник и эволюционировал вместе с возникновением самых древних форм государственности и социального управления. Сменялись формы государства, формы социально-политического устройства, но всегда неизменной и актуальной была проблема излишней бюрократизации.

Исходя из наиболее общих определений, бюрократия представляет собой определенный способ организации власти в различных общественных образованиях. В свою очередь бюрократизм выступает как совокупность свойств и характерных признаков, определяющих бюрократически организованную властно-управленческую систему. Таким образом, бюрократия и бюрократизм – это разные стороны одно и того же явления, в более широком смысле бюрократия это способ организации, тогда как бюрократизм это принцип, атрибутом которого является чрезмерная усложненность.

Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии и бюрократизма – Карла Маркса и Макса Вебера. По своему существу эти две трактовки бюрократии и бюрократизма принципиально различаются, хотя в обоих случаях бюрократия представляется естественным продуктом общественного развития. Для К. Маркса бюрократия и бюрократизм на всех этапах исторического развития это явление негативное, оказывающее тормозящее воздействие на ход истории [2]. В противоположность этому М. Вебер, отождествив бюрократию с управляющими, оценивал ее позитивно, как необходимую форму всякой социальной организации [3].

Маркс и Энгельс считали, что корни данного явления уходят в глубины истории, к тому времени, когда общество путем простого разделения труда создало органы для защиты своих общих интересов [2]. Но вскоре общество оказалось в таком положении, что эти органы и главный среди них – государственная власть – стали служить особым интересам государственных служащих. Иными словами, люди, выполняющие общие функции управления, образовали особую отрасль разделения труда внутри общества, в результате чего, люди призванные выступать посредником между государством и обществом, перестали быть служителями закона, начав отождествлять себя и закон. В этом и заключаются истоки бюрократизма и основы формирования бюрократии. В данном отношении, Маркс и Энгельс считали бюрократизм явлением, оказывающим паразитирующее влияние на систему управления и исполнения в общем понимании, выступая противоречивым звеном в цепи отношения управляющего и управляемого [2].

Зачастую, сталкиваясь с бюрократизмом, многие из нас имели возможность наблюдать низкий уровень заинтересованности некоторых работников при решении какой-либо проблемы граждан, затягивая решение вопроса, ссылаясь на различные инструкции и правила, которые не способствуют решению проблемы. Так, индуктивным образом, из каждого частного случая такого поведения чиновников, в сознании людей формируется мнение о нежелании государства помогать народу, более того, представляя государство единым организмом, многие не постеснялись бы назвать такой организм бездушным.

В свою очередь, функционирование структур публичной власти неизбежно ведет к их бюрократической рациональности, обусловленной специализацией и кооперацией управленческого труда. Бюрократическая рационализация характеризуется определенными свойствами: нерациональностью целей деятельности; дифференциацией функций и стандартизацией методов работы; исключением личной ответственности при исполнении служебных обязанностей; многоступенчатостью иерархии должностей. Увеличение числа управленцев, вызванное, в частности, дроблением управленческих функций, приводит не только к отчуждению чиновников от людей, но и к противопоставлению бюрократов высшего ранга рядовым служащим, увеличивая влияние лини сверху вниз [4].

На протяжении всей своей истории, бюрократия имела свою общественно-государственную специфику [5]. Это выражается в её прямой зависимости от таких факторов, как: тип общественно-экономического строя, уровень развития человеческих свобод и культурной составляющей, образование и нравственная зрелость.

С точки зрения исторического аспекта, хорошо прослеживается связь современной формы данного явления и его форма в советский период. В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавии. Так, характерными признаками могли являться: ненадлежащая организация, приверженность малоэффективным методам работы, основывающимися на различных согласованиях, утверждениях, отписках, порождающих волокиту и формализм

С точки зрения управленческого феномена, данное явление характеризуется как слой людей, имеющих сходные представления о своем месте в обществе, точнее будет сказать, о своем месте над обществом. Кроме того, данному слою присуще особое самосознание, которое определяется низким уровнем заинтересованности в смысле и последствиях своих действий с социальной точки зрения, также, в некоторой степени, высокомерным, а временами, даже, пренебрежительным отношением к народу, что идеально оправдывается представлениями об особой значимости своего труда. Так, для каждой части бюрократического процесса все цели, которые государство ставит перед ним, превращаются в погоню за чинами, развитие карьеры и формальное исполнение обязанностей. В данном отношении, можно утверждать, что развитие карьеры выступает ядром ценностей бюрократа.

Стоить отметить, что в нашей стране уже имеется достаточно обширной опыт борьбы с излишней бюрократизованностью управленческих структур. В основе этого опыта лежат попытки улучшения уже имеющегося аппарата, с созданием новых ведомств, контролирующих друг друга [5]. Это самый простой, но малопродуктивный путь, поскольку объявив несколько миллионов чиновников бюрократами и, воздействуя на них различными средствами, общество вряд ли покончит с бюрократизмом. Возможно, стоило бы начать с упрощения организации властных структур, делая процесс управления и принятия решений более открытым и понятным для обществ. В данном отношении, гораздо более сложной задачей является процесс формирования надлежащего взаимодействия между управляющими структурами и обществом, имеющим тенденцию выражать недовольство деятельностью аппарата управления. В наиболее общем виде система мер по снижению уровня бюрократизованности включает: возвращение властных функций трудящимся, внедрение рыночных регуляторов управления и возможность участия различных слоев населения в формировании концепции управления.

Таким образом, для борьбы с излишней бюрократизованностью необходимым является как применение мер по уменьшению размаха бюрократического аппарата с его сложной структурой, так и уменьшение давления на бюрократию со стороны общества, а именно той его части, которая в действительности не до конца осознает суть данного явления.

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 480 с.
  2. Макаренко В.П. Анализ бюрократии классово антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса (очерк проблематики и методологии исследования). – М.: Изд-во Московского университета, 1985.
  3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. - 2003. – № 3. – С. 36.
  4. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. – 2004. – №12. – С.90.
  5. Макарин А.В. Власть бюрократии./ Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: