Психологическая школа концепции предпринимательства рассматривала предпринимателя как

Обновлено: 05.07.2024

Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс не только сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 4
Сущность школы предпринимательства……………………………. 5
Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга…. 9
Заключение…………………………………………………………… 12
Список использованной литературы……………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Страт мен.docx

Школа предпринимательства позиционирует с такими словами как, интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности.

В работе рассмотрены все стороны школы предпринимательства, в чем смысл создания науки.

Для раскрытия темы использованы литературные и электронные источники, приведены примеры выдающихся деятелей.

Сущность школы предпринимательства…………………………… . 5

Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга…. 9

Список использованной литературы……………………………….. 13

Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс не только сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.

Но в отличие от некоторых других школа предпринимательства относится к стратегической перспективе не как к коллективному или культурному, но индивидуальному построению руководителя организации. Соответственно, по мнению ее приверженцев, организация целиком и полностью зависит от диктата индивида. И внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.

В работе рассмотрим понятия школы предпринимательства, основные положения.

Сущность школы предпринимательства

Центральным понятием школы предпринимательства является видение, под которым понимается мысленное представление стратегии, возникшее или отображенное в сознании руководителя фирмы. Поскольку видение представляет собой некий призрачный образ, постольку оно отличается гибкостью, и в силу этого любой руководитель легко адаптируется к своему опыту. Следовательно, по мнению представителей данной школы, любую предпринимательскую стратегию можно характеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающуюся.

Таким образом, представители школы предпринимательства считают, что ключевым фактором, обеспечивающим успешное развитие фирмы, является персонализированное руководство, основывающееся на стратегическом предвидении. Основатели: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт

Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения:

1. Стратегия развития любой фирмы существует в сознании ее руководителя в виде своеобразной перспективы, а именно - интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего фирмы.

2. Процесс формирования стратегии развития фирмы базируется на жизненном опыте и интуиции ее руководителя, независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне.

3. Для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей.

4. Предпринимательскую организацию отличает гибкость, поскольку она представляет собой относительно простую структуру, которая достаточно чутко реагирует на указания своего руководителя.

5. Предпринимательская стратегия в определенной мере является защищенной от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Таким образом, школа предпринимательства выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты разработки стратегии, как упреждающий характер этого процесса и та роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Однако при этом процесс формирования стратегии сводится к поведению одного человека - руководителя. В силу этого ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются руководителем. Подобная централизация, по мнению представителей школы предпринимательства, в определенной мере гарантирует, что стратегические реакции будут отражать всю полноту знаний руководителя о данной сфере деятельности.

Школа предпринимательства рассматривает как ключевой фактор успеха персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом видении. Будущее компании зависит от личных качеств, предпринимательского и организаторского таланта людей, которые ею руководят. Предпринимательство рассматривается широко, в небольших организациях — это классический предприниматель, организовавший собственное дело, однако это может быть и интрапренерство (люди, которые берут на себя риск принятия стратегических решений внутри крупных организаций). Школа исходит из того, что многие оригинальные решения и прорывы компаний связаны с именами талантливых менеджеров (Л. Якокка, Д. Уэлч и т.д.). Как правило, предприниматель делает акцент не столько на планировании, сколько на поиске новых возможностей. Он больше полагается на личную власть или харизму. Реализация стратегии принимает форму важных решений — так называемых смелых ходов. Предприниматель имеет целью достижение успеха, внешним проявлением которого является рост и развитие организации.

Ключевая фигура стратегического планирования: лидер.

Процесс стратегического планирования представляет собой формирование видения на основе интуиции, здравого смысла и опыта лидера организации. Стратегия уникальна, она рассматривается как перспектива, то есть мысленное представление о направлении действий, рожденное в сознании руководителя, или видение.

В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:

1) стратегия существует в сознании руководителя / лидера в виде пер-спективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации;

2) процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным; он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании э или он воспринимает ее извне;

3) руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы;

4) следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей - предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются "по ходу";

5) предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру - будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю- провидцу свободу для маневра;

6) предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Можно сделать вывод что вся деятельность в предпринимательстве зависит от самого предпринимателя, как он гибко реагирует на ту или иную ситуацию.

Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга

Генри Минцберг - выдающаяся личность в области менеджмента. Этот человек по версии журнала "The Wall Street Journal" входит в десятку самых влиятельных мыслителей по вопросам управления организациями. Цитируемость его работ другими авторами - мечта любого консультанта, топ-менеджера, научного работника. Это неудивительно, поскольку предлагаемые Генри Минцбергом идеи отличаются оригинальностью. Ему удается не просто дополнить, улучшить существующую идею или емко сформулировать витающий в умах профессионалов подход - Г.Минцберг генерирует собственный взгляд на проблемы менеджмента.

Г. Минтцберг выделяет особенности, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии.

1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей. П. Друкер пишет: "Предпринимательство предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на поиске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение проблем".

2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя. По мнению О. Коллинса и Д. Мура, предпринимателю - основателю организации "свойственны нежелание "покоряться" авторитетам, неспособность сотрудничать с ними и, как следствие, стремление избегать их". Власть должна принадлежать одному человеку, способному уверенно вести организацию своим курсом. В управлении предприниматель во многом полагается на личную власть и иногда на харизму.

3. Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации. В предпринимательской организации реализация стратегии принимает форму важных решений - "смелых ходов". Руководитель умеет предпринимать энергичные действия, преуспевая и в условиях нестабильности, что определяет успехи организации.

4. Развитие - главная цель предпринимательской организации. Д. Макклеланд считает, что предпринимателем в первую очередь движет стремление добиться успеха. Основное стремление организаций предпринимательского типа состоит в развитии, росте как наиболее ярких проявлениях успеха.

Основными достоинствами Школы предпринимательства можно считать то, что она выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.

Школа предпринимательства полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека "черным ящиком". Единственный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, - поиск нового руководителя-провидца.

Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются лидером организации. Но предпринимательский подход связан с чрезмерным риском и во многом зависит от здоровья и капризов одного человека.

Роль харизмы в способности к видению сильно преувеличена, и попытки подменить сущность харизмой, как правило, носят разрушительный характер. В организации функция лидера как катализатора принятия единой концепции может быть реализована с помощью широкого разнообразия стилей управления.

Активное применение достижений Школы предпринимательства затрудняет ряд ограничений:

- она сводит формирование стратегии к поведению одного человека, в то время как расширение бизнеса требует расширения круга лиц, вовлеченных в стратегический процесс и определенной его формализации;

- такая непосильная ноша часто приводит к патологии лидерства, ко-гда стратегическое управление приобретает параноидальные черты (авторитарный стиль руководства, пренебрежение неформальным полем организации и т. д.);

- снижает "иммунитет" компании к кризисным ситуациям, поскольку единственным выходом из стратегического тупика в данном случае является замена лидера (что очень непросто, особенно в случае, когда руководитель одновременно является и собственником предприятия);

- часто отрицательно отражается на мотивации подчиненных из- за не-конкретности, невнятности стратегических "прозрений" лидера.

Можно сделать вывод: сколь бы ни привлекательным показалось руководителю данное определение стратегического процесса в рамках его предприятия, школа предпринимательства не может быть самодостаточной. Она оказывается востребованной и эффективной лишь на определенном этапе развития бизнеса, а затем должна быть дополнена более существенными "деталями", чем Видение руководителя. Все эти "детали" находятся в зачаточном состоянии в деятельности предпринимателя, т.е. являются для нее внутренними, а не внешними. Главное - суметь их разглядеть и развить в конструктивном русле, что позволяет говорить об определенной эволюции стратегического мышления предпринимателя, а значит, эволюции стратегического менеджмента его компании. Переломный этап этой эволюции - осознание миссии компании.

Смысл создания школы предпринимательства заключается в том, что она рассматривает стратегический процесс, сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности.

Список использованной литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 292 с.

Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс не только сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 4
Сущность школы предпринимательства……………………………. 5
Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга…. 9
Заключение…………………………………………………………… 12
Список использованной литературы……………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Страт мен.docx

Школа предпринимательства позиционирует с такими словами как, интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности.

В работе рассмотрены все стороны школы предпринимательства, в чем смысл создания науки.

Для раскрытия темы использованы литературные и электронные источники, приведены примеры выдающихся деятелей.

Сущность школы предпринимательства…………………………… . 5

Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга…. 9

Список использованной литературы……………………………….. 13

Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс не только сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.

Но в отличие от некоторых других школа предпринимательства относится к стратегической перспективе не как к коллективному или культурному, но индивидуальному построению руководителя организации. Соответственно, по мнению ее приверженцев, организация целиком и полностью зависит от диктата индивида. И внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.

В работе рассмотрим понятия школы предпринимательства, основные положения.

Сущность школы предпринимательства

Центральным понятием школы предпринимательства является видение, под которым понимается мысленное представление стратегии, возникшее или отображенное в сознании руководителя фирмы. Поскольку видение представляет собой некий призрачный образ, постольку оно отличается гибкостью, и в силу этого любой руководитель легко адаптируется к своему опыту. Следовательно, по мнению представителей данной школы, любую предпринимательскую стратегию можно характеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающуюся.

Таким образом, представители школы предпринимательства считают, что ключевым фактором, обеспечивающим успешное развитие фирмы, является персонализированное руководство, основывающееся на стратегическом предвидении. Основатели: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт

Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения:

1. Стратегия развития любой фирмы существует в сознании ее руководителя в виде своеобразной перспективы, а именно - интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего фирмы.

2. Процесс формирования стратегии развития фирмы базируется на жизненном опыте и интуиции ее руководителя, независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне.

3. Для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей.

4. Предпринимательскую организацию отличает гибкость, поскольку она представляет собой относительно простую структуру, которая достаточно чутко реагирует на указания своего руководителя.

5. Предпринимательская стратегия в определенной мере является защищенной от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Таким образом, школа предпринимательства выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты разработки стратегии, как упреждающий характер этого процесса и та роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Однако при этом процесс формирования стратегии сводится к поведению одного человека - руководителя. В силу этого ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются руководителем. Подобная централизация, по мнению представителей школы предпринимательства, в определенной мере гарантирует, что стратегические реакции будут отражать всю полноту знаний руководителя о данной сфере деятельности.

Школа предпринимательства рассматривает как ключевой фактор успеха персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом видении. Будущее компании зависит от личных качеств, предпринимательского и организаторского таланта людей, которые ею руководят. Предпринимательство рассматривается широко, в небольших организациях — это классический предприниматель, организовавший собственное дело, однако это может быть и интрапренерство (люди, которые берут на себя риск принятия стратегических решений внутри крупных организаций). Школа исходит из того, что многие оригинальные решения и прорывы компаний связаны с именами талантливых менеджеров (Л. Якокка, Д. Уэлч и т.д.). Как правило, предприниматель делает акцент не столько на планировании, сколько на поиске новых возможностей. Он больше полагается на личную власть или харизму. Реализация стратегии принимает форму важных решений — так называемых смелых ходов. Предприниматель имеет целью достижение успеха, внешним проявлением которого является рост и развитие организации.

Ключевая фигура стратегического планирования: лидер.

Процесс стратегического планирования представляет собой формирование видения на основе интуиции, здравого смысла и опыта лидера организации. Стратегия уникальна, она рассматривается как перспектива, то есть мысленное представление о направлении действий, рожденное в сознании руководителя, или видение.

В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:

1) стратегия существует в сознании руководителя / лидера в виде пер-спективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации;

2) процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным; он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании э или он воспринимает ее извне;

3) руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы;

4) следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей - предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются "по ходу";

5) предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру - будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю- провидцу свободу для маневра;

6) предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Можно сделать вывод что вся деятельность в предпринимательстве зависит от самого предпринимателя, как он гибко реагирует на ту или иную ситуацию.

Школа предпринимательства с точки зрения Генри Минцберга

Генри Минцберг - выдающаяся личность в области менеджмента. Этот человек по версии журнала "The Wall Street Journal" входит в десятку самых влиятельных мыслителей по вопросам управления организациями. Цитируемость его работ другими авторами - мечта любого консультанта, топ-менеджера, научного работника. Это неудивительно, поскольку предлагаемые Генри Минцбергом идеи отличаются оригинальностью. Ему удается не просто дополнить, улучшить существующую идею или емко сформулировать витающий в умах профессионалов подход - Г.Минцберг генерирует собственный взгляд на проблемы менеджмента.

Г. Минтцберг выделяет особенности, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии.

1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей. П. Друкер пишет: "Предпринимательство предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на поиске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение проблем".

2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя. По мнению О. Коллинса и Д. Мура, предпринимателю - основателю организации "свойственны нежелание "покоряться" авторитетам, неспособность сотрудничать с ними и, как следствие, стремление избегать их". Власть должна принадлежать одному человеку, способному уверенно вести организацию своим курсом. В управлении предприниматель во многом полагается на личную власть и иногда на харизму.

3. Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации. В предпринимательской организации реализация стратегии принимает форму важных решений - "смелых ходов". Руководитель умеет предпринимать энергичные действия, преуспевая и в условиях нестабильности, что определяет успехи организации.

4. Развитие - главная цель предпринимательской организации. Д. Макклеланд считает, что предпринимателем в первую очередь движет стремление добиться успеха. Основное стремление организаций предпринимательского типа состоит в развитии, росте как наиболее ярких проявлениях успеха.

Основными достоинствами Школы предпринимательства можно считать то, что она выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.

Школа предпринимательства полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека "черным ящиком". Единственный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, - поиск нового руководителя-провидца.

Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются лидером организации. Но предпринимательский подход связан с чрезмерным риском и во многом зависит от здоровья и капризов одного человека.

Роль харизмы в способности к видению сильно преувеличена, и попытки подменить сущность харизмой, как правило, носят разрушительный характер. В организации функция лидера как катализатора принятия единой концепции может быть реализована с помощью широкого разнообразия стилей управления.

Активное применение достижений Школы предпринимательства затрудняет ряд ограничений:

- она сводит формирование стратегии к поведению одного человека, в то время как расширение бизнеса требует расширения круга лиц, вовлеченных в стратегический процесс и определенной его формализации;

- такая непосильная ноша часто приводит к патологии лидерства, ко-гда стратегическое управление приобретает параноидальные черты (авторитарный стиль руководства, пренебрежение неформальным полем организации и т. д.);

- снижает "иммунитет" компании к кризисным ситуациям, поскольку единственным выходом из стратегического тупика в данном случае является замена лидера (что очень непросто, особенно в случае, когда руководитель одновременно является и собственником предприятия);

- часто отрицательно отражается на мотивации подчиненных из- за не-конкретности, невнятности стратегических "прозрений" лидера.

Можно сделать вывод: сколь бы ни привлекательным показалось руководителю данное определение стратегического процесса в рамках его предприятия, школа предпринимательства не может быть самодостаточной. Она оказывается востребованной и эффективной лишь на определенном этапе развития бизнеса, а затем должна быть дополнена более существенными "деталями", чем Видение руководителя. Все эти "детали" находятся в зачаточном состоянии в деятельности предпринимателя, т.е. являются для нее внутренними, а не внешними. Главное - суметь их разглядеть и развить в конструктивном русле, что позволяет говорить об определенной эволюции стратегического мышления предпринимателя, а значит, эволюции стратегического менеджмента его компании. Переломный этап этой эволюции - осознание миссии компании.

Смысл создания школы предпринимательства заключается в том, что она рассматривает стратегический процесс, сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности.

Список использованной литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 292 с.


Аннотация: Данная научная статья посвящена систематизации направлений исследования предпринимательства на основе особенностей методологий разных экономических школ, предложена авторская трактовка понятия предпринимательство.

Ключевые слова: предпринимательство, теория предпринимательства, социально-экономическая сущность предпринимательства.

Изучение феномена предпринимательство представляет собой интерес в качестве объекта исследования большинства общественных наук: социологии, экономической теории, культурологии, права, психологии, конфликтологии и ряда других наук и видов экономической деятельности.

Таблица 1 - Эволюция научных взглядов на феномен предпринимательства.

Согласно И.Тюнену, прибыль предпринимателя определяется как остаточный доход, получающийся вычетом из валовой выручки процента на инвестируемый капитал, платы за управление и страхового взноса, рассчитываемого и исчислимым риском предприятия. Поэтому доход предпринимателя связан с непредсказуемым риском, от которого нельзя застраховаться [4].

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам инвестирует капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль – это компенсация собственника за риск [12].

С точки зрения Ж.-Б. Сэя, который сам занимался предпринимательской деятельностью, владея ткацкой фабрикой во французском Кале, благодаря предпринимателю ценность продуктов распределяется между различными производительными услугами, а они, в свою очередь, – между производствами сообразно потребностям последних. Предприниматель рассматривается как экономический агент, комбинирующий факторы производства или, вернее, перемещающий экономические ресурсы из области более низкой в область более высокой производительности и прибыльности. По мнению Сэя, предприниматель близок к управленцу, причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности [13].

Предприниматель по Ф.Найту, ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (себестоимость), т.е. является человеком, берущим на себя бремя полной неопределенности и избавляющим от него своих поставщиков [11, с.14].

По мнению А. Хайека предпринимательство-это поиск новых экономических возможностей, характеристика поведения в условиях высокой рыночной конкуренции, где побеждает сильнейший. А. Хайек отмечал, что отсутствие духа предпринимательства во многих странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствие ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами [14, с. 47-56].

Предпринимательство по Й. Шумпетеру, это способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса, при том его определение инноваций отличается большой емкостью и включает помимо технических нововведений организационные, управленческие, маркетинговые инновации, новые рынки, источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов.

Рис. 1.PNG

Рис.1- Компоненты феномена предпринимательство

При анализе предпринимательской среды неоавстрийская школа большое внимание уделяет таким факторам развития предпринимательства как защита частной собственности, т. е. институциональным факторам. Немецкая историческая школа акцентирует свое внимание, с одной стороны, на анализе экономического поведения предпринимателя, а с другой стороны, рассматривает психологические мотивы предпринимательской деятельности. В работах представителей институционального направления экономической мысли сущностные аспекты предпринимательской деятельности анализируются в связи с ее управленческими аспектами, что привело к характеристике предпринимательства как особого регулирующего механизма, отличного от ценового и государственного регулирования, т. е. к определению предпринимательства как социального института. К нормам, формирующим институт предпринимательства, относят традиции организации хозяйственной деятельности (трудолюбие, бережливость, принципы предпринимательской морали и т. п.), а также формальные регуляторы в виде нормативов организации трудового дня, соглашений, законодательства и т. п. [5]

Достижения вышеуказанных школ синтезирует трактовка Г. Стивенсона, который под предпринимательством понимает поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов [2, с. 9]. Достоинством данной трактовки является то, что предпринимательство не ограничивается только сферой бизнеса, также может применяться в научной и образовательной сферах.

Еще одной отличительной характеристикой предпринимательства является инициативность как готовность к систематическому, целенаправленному труду по внедрению нововведений в условиях риска и неопределенности [10].

Обобщая точки зрения представителей различных экономических школ, возможно сформулировать социально-экономическую сущность предпринимательства как совокупность общественных отношений, включающие в себя компоненты : инициативности, инновационности, ответственности, рискованности, креативности, действующих в условиях экономической свободы и конкуренции и трансформирующих экономическую и социальную среду.

Список использованной литературы:

Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. – N.Y.: A. M. Kelley, 1964.

Stevenson, Howard H. A Perspective on Entrepreneurship. Harvard Business School Background Note 384-131, October 1983. (Revised April 2006.) P. 9.

Гелбрейт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986

Гинс Г.К. Предприниматель. М.: Посев, 1992,224 с.

Гришаева Л.В. Методологические основы теории предпринимательства: попытка систематизации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика . 2012. №1.

Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994. – С. 68.

Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001

Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т. М.: Прогресс, 1983– 1984

Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории /Л. Мизес М.:Социум, 2005. 717 с.

Мокроносов А.Г., Долженкова Е.В., Маврина И.Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука . 2011. №10.

Найт Ф. Понятие риска и неопределенности// Thesis. Вып. 5. 1994. С. 14

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.

Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Сэй Ж.-Б. Экономические софизмы; Экономические гармонии; Фредерик Бастиа. – М.: Дело, 2000.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. М. 1989. №12. С.47-56. С.4

Шумпетер Й. Теория экономического развития /Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.455 с., с. 184


к ак ти п де ят ел ь но ст и, н е пр ив яз анн ый к х ар ак те ри ст ик ам ко нк ре тн ых су бъ ек то в.

И. Ш умп ет ер , оп ис ыв а я пр ед пр ин им а те ль ск ую фу н к цию к ак ти п эк он ом ич ес к о г о

п ов е де н ия , с п ец и ал ь н о по д ч ер ки в а е т с ло ж но с ть и п р о бл е ма т ич н о ст ь в ыд е ле н ия и

п ер со ни фи ка ц и и ко нк р ет ны х л юд ей ка к н о с ит ел ей п р ед пр ин им ат е ль ск ой ф у нк ци и,

с уб ъе кт ов пр ед пр ин им ат ел ьс ко й д ея те ль но ст и: «П ре дп ри ни ма те ль ст во н е я вл яе тс я

п ро ф ес с ие й , и в п од о б но м с о ст о ян и и не л ьз я на х од и ть с я дл ит е ль н ое в р е мя .

П ре д пр и ни ма т ел и о бр а зу ю т о с о бы й к ла сс то л ьк о в то м с мы сл е , чт о и сс л е до в ат е ль

м ож е т пр и к ла сс иф ик ац ии вы чл ен ит ь их в от де ль н у ю гр уп пу , — пр ед пр ин им ат ел и

я вл яю тс я су б ъе к т ам и о с об о го и не в се г да п р ис у ще г о о д н им и те м же с уб ъ ек т ам в ид а , —

н о о тн юдь не в с мы сл е т о го со ци ал ь но го я вл е ни я, к от ор ое им еют в в ид у, к ог да го во ря т

О д н им и з ч а ст н ы х сл е д ст в и й фу н к ци о н ал ь н ог о по д х од а , р а с с м ат р и ва ю щ е г о

п р е дпр ин им а т ел ьс тв о ка к фу нк ц и ю и л и с о в ок уп но ст ь фу нк ц и й, в ып ол не ни е к от о ры х не

о бя за т е ль но пр ив я зы ва е т ся к к он кр е тн ом у ин ди в и ду ал ьн ом у су бъ е кт у, я в ля ет ся

п о ло же ние , чт о пр ед пр ини мат ел ьс тв о мо жет (ил и да же до лжн о) ра ссм ат ри ват ьс я как

с о в о к у п н о с т ь ф у н к ц и й , р е а л и з у е м ы х с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т ь ю г р у п п ы и н д и в и д о в . П р и

э т о м р е ч ь м о ж е т и д т и к а к о б и с с л е д о в а н и и р а з л и ч н о г о р о д а п р е д п р и н и ма т е л ь с к и х

о б щн о с т е й , т а к и о р е а л и з а ц и и п р е д п р и н и м а т е л ь с ки х ф у н к ц и й и п р е д п р и н и ма т е л ь с к о й

к у л ьт у р ы в о тн о с и т ел ьн о с т а б и л ь н ы х о р г а н и з а ци я х . В с о в р е ме нн о й л и т е р ат у р е п о

ор га ни за ци онн ых нов овв ед е ни й, со зд ан ие м но в ых ви до в то ва ро в и у слу г и т. д. ,

р ас см ат ри ва ет ся к ак от личи те ль ная ос об енн ос ть эф фе кт ив но го , ин но ва цио нн ого

п ер с он а ль на я о тв етс т ве нн ос ть з а ри ск и не ра с сма тр ив аю т ся к ак не об хо ди мы е пр из на ки

п ре дп ри ни мат ел ьс тв а. П ри т ак ом п о д хо де фо р ма ль но -с т а ту сн ые р аз ли чи я м е жд у

ч ет ко й с оц иа ль но й ид ен т и фи ка ци и пр ед п ри ни ма те ле й ка к ос об ой со ци а л ь н о й гр у п пы,

чт о со ве рш ен но н ео бх од им о дл я и х оп ре де ле ни я ка к об ъе кт ов эм пи ри че ски х, в т ом

п ре д пр ин им а те ль ст в о оп ре де л я ет ся к ак с ам ос то я те л ьн ая , ос ущ ес т в ля е ма я на св о й ри с к

д ея т ел ь н ос т ь, н ап ра в л ен н а я на с ис т ем а ти ч ес к ое п ол у че н ие пр и бы л и от п ол ь зо в ан и я

и му щ е ст в ом , п р од а жи т о ва ро в, вы п ол н ен ия р аб о т и ли о к аз ан ия у сл уг л иц а ми ,

з ар е ги с тр и ро в а нн ы ми в эт о м к ач е ст в е в ус т ан ов ле нн о м п о ря д ке . Та к о е, д ос т ат оч н о

ш и ро к ое оп р е де л ен и е п ре д п ри н и ма т ел ь с тв а ф а кт и че с к и в кл ю ч ае т в се бя вс е ви д ы


ст ра ти фи ка ци и ( За с ла в ск а я Т . И , 19 95 ) п оз в о ля ю т сф о р му л ир о ва т ь критерии


Н ач ин ая с р аб от И . Шу мп е те ра , в э ко но м и че ск ой ли те р ат ур е д ел аю тс я п о пы тк и

о пр ед ел ен и я п ре дп ри н и ма т ел я не пр ос т о к а к су бъ ек т а ос об о г о в и д а эк он ом и ч ес ко й

д е я т е л ь н о ст и , а к а к ос о б о г о п си хо л о г и че с к о г о т и п а че л о в е ка , от л и ч и те л ь н ы е с в о й с тв а

к о т ор о г о м ог у т п р о яв л я ть ся и ра сс м а т р ив ат ь с я б ез о т н о си т е л ь но к с о д ер ж а н и ю

в ы п ол ня е мо й и м э к о но м ич е с к о й ф у н к ц и и . Э т а и д ея п о с лу ж ил а м о щ н ы м т о л чк о м к

п р о ве д ен и ю п с и х о л о г и ч е с к и х ис с л е д о в а н и й , о с н о в н о й ц е л ь ю к о т о р ы х я в и л с я п о и с к т е х

с п е ц иф и ч е ск и х к а ч е с т в , к о т о ры е п об у ж д а ю т ч е ло в ек а к пр е д п р ин и ма т е л ь с к ой

д е я т е л ь н о ст и и об е сп е ч ив а ют э фф ек ти в н ое вы по лн ен ие п ре д пр и ни м а т ел ь ск и х фу нк ци й.

э мпи рич е ск и е п о дх од ы ис с ле д ов а ни я мо т ив а ци и д ос т и же н и я X, М юр р е я, п р ов е л с ер и ю

э ксп ер им ен та ль ны х и сс ле до ва ни й, о бъ ек та ми к от о ры х в ыс ту па ли к ак ст уд ент ы

п си х ол оги че ск ой на ук и дл я а на ли за и ре ше ни я п роб ле м эк он оми че ск ог о р аз ви ти я.

п сих ол оги ч е с ко й ос об е н н ос ть ю пр ед п р ин им ат ел ей яв ля ет ся бо ле е вы с о к ий ур ов ен ь

м от ив аци и д ос т иж е н ия . По сл е д ню ю Д . Ма к кл е л ан д оп р ед е ля л к а к « со р ев н ов а н ие с

ст анд ар т ов , п о ко т о ры м оц е ни в ае т с я ус пе ш н ос т ь и ли н е у с пе ш н ос т ь р еш ен ия

- ин ди ви д р а сс ма тр ив а ет с еб я ка к с уб ъе кт а , о т ве тс т в ен но го з а ре з ул ьт ат ы св о е го

( т ем ат и ч ес ки й а пп ер це п ц и о нн ый те с т ) — п ро е к ти вн ую ме т о д ик у, ра з р а бо та н ну ю

а ме р и ка н ск и м п си хо ло г о м X. М юр ре ем и мо ди фи ци р ов ан ну ю вп о с ле д ст в ии неме ц ки м

п си х ол о го м X. Хе к ха у з ен ом . И сп ыт уе мы м п р ед ъ яв л ял ис ь к а р т ин к и с д о ст а то ч но

н ео п ре д ел е н ны м и и зо бр аж ен ия ми , д о п ус к аю щ и ми ра з ли ч ну ю и нт е рп р е та ц ию , и

п ре дъ яв ле нн ой ка рт ин ке , чт о пр ив ел о к во зн ик но ве ни ю из об ра жен но й с ит уа ци и и ч то

м о же т п р о из о й т и в бу д у щ е м, о ч е м д у м а ю т и ч то п е р еж и в а ю т и зо б р а ж ен ны е л и ц а . С

п о мо щь ю с пе ци ал ь но р аз р аб о та н ны х к л юч е вы х к а те г ор и й э к с п ер и ме н та т о ры а на -

л из ир ов ал и со де рж ан ие ра сс ка зо в, фи кс ир у я ча ст от у т ех , ко то ры е св ид ет ел ьст ву ют о

п ро я вл е ни и мо т ив ац ии до ст иж ен ия у сп е ха . По л уч а ем ы й в р ез у ль т ат е ин д е кс n Ac h ( о т

а н г л . a c hi ev em e n t — до с т иж е н и е) с лу жи л к о л ич е с т в ен но й оц ен к о й с т еп е н и

Д . Ма ккл ела нд и ег о со тру дн ик и пр иш ли к вы вод у, чт о ин див ид ы с вы сок им ур ов н е м

м о т ив а ци и д о с т иж ен и я в е л и с е б я к а к у с п е ш ны е, ра ци о на л ьн ы е пр е д п р ин им а т е л и.


цели; стремлен ие к р аз ум но м у ри с ку и о тс у тс т ви е и нт ер ес а к с в ер х сл о жн ы м и оч е н ь

а кт ив но ст ь. Л юд и, мот иви рова нные на и збег ани е неуд ачи , пр оя вляю т неу вер ен но ст ь в



о б е г ру п п ы п о к а з а л и б о л е е в ы с о ку ю с кл о н н о с т ь к р и с к у . А н а лиз иру я р езу льт ат ы э тог о и

от меч ае т, чт о при ис сл ед ов ан ии от но ше ния к рис ку не ль з я о гр ан ич и ва ть ся о бъ е кт ив но

з ад ан ны ми х ар ак т е р ис ти ка ми ри с к ов ан но ст и ситу аци и (в ер оя тн ос ть у спе ха ил и

пр оиг ры ша) , нео бх од имо уч ит ыв ат ь осо бен но ст и вос при ят ия и оце нки ст епе ни ри ск а

са ми ми су бъ ек та ми , т. е. пре дп ри ним ат ел ями . Эт а су б ъ ек т ив н ая оц ен ка во мн о го м

з ав ис ит о т их с уб ъе к т ив н ой оц е нк и б ла г оп р ия тно ст и ус л о в ий и с об ст в е н ны х

в оз мо жн о с те й до ст иж е н и я у с п ех а. Пр и в ыс ок ой оц е н ке со б ст в ен н ых с п ос о бн о с те й и

у си л ий п ре дп ри ни ма те ль мо же т с у бъ ек ти вн о оц ен и ва ть си ту ац ию дл я се бя к ак мен ее

р ис ко ва нн ую , че м он а пр ед ст ав ля ет ся вн еш н ем у на бл юда те лю и ли и сс ле до ва те лю .

П од во дя ит ог с ос то ян ию и сс ле до ва ни й пс их ол ог ии п ре д при ни ма те ль ст ва в ми ро во й

н ау к е, мо жн о о тм е ти т ь , чт о , не см от ря на на л ич и е се рь ез ны х ис с ле д ов а ни й от де л ь н ых

а сп ек то в эт о й пр об ле мы , е ди но й т е ор ии , по з во ля ющ ей от в ет ит ь на во пр о с, к а к ие

п с их о л о г ич е с к и е ос о б е н но с т и о б у с л ов л и в а ют в ы бо р п р ед п р и н и м ат е л ь с к о й д е я т ел ьн о с т и

и у с п е шн ос т ь е е о с у ще с т в л е ни я, п о к а н е с о з д а н о. К ч и сл у в аж н ы х ф е н ом е но в

пс их ол ог ии пр ед пр ин има те ль ст ва , бе зу сл ов но , от но с ят ся р ас смо тр ен ны е на ми

ос об ен но ст и мот ив ац ии до ст иже ни я, ин те рв ал ь ны й ло ку с ко нт ро ля я ск ло нн ос ть к

у м е р е н н о м у р и с к у . О д н а к о н и о д и н и з э т и х ф а к т о р о в с а м п о с е б е , н и д а ж е и х с о ч е т а н и е не

м о г ут р ас см ат ри в ат ьс я ка к до ст а т оч ны е и оп ре д ел яю щи е ха р а кт ер ис т и ки пс их о л ог и и

п ре д пр ин им а те ль ст в а . От л ич и те л ьн ой ос об ен н о ст ь ю по д хо д а з ап а дн ы х ис с л е д о в а т е ле й

я в л я е т с я ис кл ю ч и т е л ь но е вн им ан и е к п р о бл ем е ли ч н ос т и п ре д п ри н и ма т е ля пр и по чт и

п ол но м о т су тс тв и и ис сл ед о ва ни й, п о св ящ ен н ы х со ци ал ьн о - п с их ол о г ич е ск им а сп ек та м

п ре дп ри ни ма т ел ьс тв а : об ще ни ю и в за им од ей с тв ию п ре дп ри ни ма т ел я с па рт не р а ми и

п ре дс та в и те ля ми д ру ги х со ци а л ь н ых гр уп п, со вм е с т но й пр ед п ри ни м а т е ль ск о й

д е я т ел ь но ст и, п р ед пр ин и ма те ль с к и х о бщ н о с т е й. В э то м, б е з ус ло в н о , п ро яв ля ют ся

ос об ен но ст и за па дн ой , пр еи му ще ст ве нн о ин ди в ид уа ли ст ич ес ко й ку ль ту р ы. Од на к о и

и с т о р ия , и с ов ре м ен на я п ра кт ик а п ре дп р и н и ма т е ль с т в а п о ка з ы ва ет , ч т о он о н е ес ть у де л

то ль ко инд ив ид ов -о д ин оч ек , но яв ля ет ся пр оц е сс ом , р ез ул ьт ир ую щ и м с о в ме с т ну ю

д е я т ел ь но ст ь и в за им о де йс тв ие б ол ь ш ог о чи сл а и нд ив и д ов и г ру п п . На уч ны й ан ал из

фе но ме на пр ед пр ин им ат ел ьс тв а и ег о пс их ол ог ич ес ки х ос об ен ност ей ра зв ив ае т ся , ка к

Читайте также: