Проектная деятельность в образовании кратко

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматривается круг вопросов, связанных с проектной деятельностью в системе современного российского образования, в рамках школьного обучения. Статья охватывает ряд ключевых вопросов по теме. Актуальность выбранной темы. Понятие проектной деятельности. Цели и задачи проектного обучения. Классификация (типология) и составляющие элементы (структура) учебно-образовательных проектов. Круг проблемных сложных (дискуссионных) вопросов, связанных с воплощением проектной деятельности.

В последние годы, в системе российского образования, стала широко востребована учебно-образовательная проектная деятельность. Об этом много говорят, еще больше пишут – проектирование широко применяется педагогами на всех уровнях (ступенях) образования. В тоже время, следует отметить, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования, что закономерно влечет за собой различную интерпретацию данных понятий. Вследствие этого, возникает определенно-качественная противоположная двойственность. С одной стороны, вариативность взглядов позволяет расширить границы понимания и реализации учебно-образовательных проектов. С другой стороны, такая ситуация создает специфику неопределенности, где, в отсутствие строгих общепринятых терминологических рамок, любой реферат, например, доклад, небольшое научное исследование, любую инсценировку и ролевую игру, можно выдать под видом проекта. В связи с этим, представляется актуальным и целесообразным, на основании ряда источников, выявить сбалансированную, но состоятельно-обоснованную точку зрения в понимании сути проектной деятельности, для успешной реализации учебных проектов в педагогическом и образовательном процессе.

Для наглядности, проектную деятельность можно сравнить с детским конструированием, где ребенок (дети), в целенаправленном и последовательном процессе соединения различных элементов конструктора, приходит к запланированному, но известному заранее результату – готовой модели. В отличие от детской развивающей игры, проектирование в разы сложней по своей структуре и содержанию, охватывает намного больше различных видов и способов познавательной деятельности. Например, индивидуальная познавательная деятельность и групповая, или, научная и художественная, или, теоретическая и эмпирическая, и т.д. В свою очередь, такое разнообразие позволяет ученику (учащимся), в процессе работы над проектом, применять различные формы, методы и приемы организации обучения, разумеется, в рамках конкретной рассматриваемой темы. Таким образом, проектную деятельность, можно представить как разновидность педагогической Технологии обучения – универсальный системно-комплексный метод создания оригинального/эксклюзивного учебно-образовательного продукта.

Приведенным выше определением можно не ограничиться, поскольку, существуют различные формулировки проектной деятельности. Например, Л.И. Палаева характеризует проект (проектный метод) следующим образом: “По содержанию – это учебная деятельность интеллектуально нагруженная; по форме предъявления материала – проблемная; по форме добывания знаний – самостоятельная” [3].

В целом, можно проследить общую тенденцию авторских взглядов на метод проектирования.

Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.).

Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся (учащимися) комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7, 8, 9, 10, 11].

Таким образом, большинство авторских мнений сводятся к тому, что проектный метод является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса, построенного на принципах субъект-субъектного образования [4], и представляет собой активную самостоятельную творческую деятельность учащихся по решению проблемной задачи [2, 5, 6].

В продолжение, следует перейти к целям (цели) проектной деятельности, которая, в целом, может выражаться в следующем – прививать и развивать у учащихся системно-комплексный, научно-исследовательский и индивидуально-творческий подход к процессу обучения, с целью эффективного решения разносторонних учебно-образовательных задач.

Относительно задач проектной деятельности, отметим, что нет необходимости приводить подробную их классификацию. Главное – они должны соответствовать основным целям. Однако, следует заметить, что задачи отдельно взятых проектов, главным образом обусловлены тематическим содержанием и спецификой их реализации. В число главных (общих) задач могут входить следующие виды деятельности:

1. Индивидуальная и групповая работа с различными источниками.

2. Решение практических задач, на основе приобретенных знаний.

3. Развитие коммуникативных навыков, в контексте решения учебно-образовательных задач.

4. Выработка методик научно-исследовательской работы. Комплексный подход к проблеме. Систематизация полученных знаний.

5. Формирование практических навыков по научно-исследовательской работе (проблема, цель, задачи, источники, и так далее).

6. Развитие научного мышления. Формирование аналитического и критического мышления учащегося.

7. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.

8. Самореализация учащихся, посредством решения учебно-образовательных задач.

9. Развитие интереса к учебному предмету и общешкольной жизни. И так далее.

В зависимости от типологических признаков исследователи выделяют различные виды проектов в зависимости от доминирующей деятельности, количество участников, содержание проекта, продолжительности выполнения, характера координации и т.п. В качестве примера, можно привести классификацию (типологию) Белякова Е.М., Воскресенской Н.М., Иоффе А.Н. [1].

Критерии Виды образовательных проектов
Направленность работы Методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, нормотворческие, экологические, экономические, технические (информационные).
Временные рамки Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Масштаб Международные (межгосударственные), национальные, межрегиональные, региональные, местные, общешкольные (проект образовательного учреждения), классные (на уроке класса), групповые (внутри класса), индивидуальные.
Место в образовательном пространстве Предметные и междисциплинарные.
Результативность Учебные (имитационные – реальные (научные, экономические, технические и т.п.).
Новизна Уникальные - универсальные

Несмотря на выявление целей, задач и общую типологию проектной деятельности, остается открытым один, существенно-важный вопрос. Каким критериям (методическим требованиям) должна отвечать и соответствовать проектная деятельность? Надо признать, что наличие таких критериев необходимо, поскольку, практически любая учебная деятельность, может вполне подходить под одну из выделенных ранее обучающих задач. В свою очередь, проектная деятельность, подразумевает под собой системный и комплексный подход в создании учебно-образовательного продукта, с привлечением различных видов учебной деятельности. В силу этого, можно привести ряд основных критериев и методических требований к проекту. Проектная деятельность, является таковой, если основными элементами проектирования являются следующие компоненты, требующие разносторонней постановки и решения задач. Анализ ситуации, определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). В рамках перечисленных критериев (составных компонентов), примерно в той же последовательности, выстраивается и очередность (этапы проекта) выполнения проекта. Результаты работы, как правило, оформляются в виде презентации, печатного доклада и/или научной статьи.

Обычно проекты связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. В любом случае, сквозь споры оппонентов можно увидеть один, вполне закономерный вывод. Несмотря на общепризнанный положительный эффект, к реализации проектной деятельности стоит подходить взвешено, обдуманно, сообразуясь с общим контекстом образовательного процесса в учебном учреждении.

В свете сказанного, следует напомнить, что в нашей стране на методе проектов была построена система обучения в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали бригадами междисциплинарные проекты – “Осень”, “Труд крестьянина”, “Великая Октябрьская социалистическая революция” (школа стала называться Единой трудовой школой). Все это привело к тому, что резко упал уровень базовых знаний – школьники стали хуже считать, писать, читать. В 1936 году было окончательно восстановлена классно-урочная система [1].

Кроме того, существуют ряд проблемных (дискуссионных) вопросов, которые могут возникнуть непосредственно в ходе реализации проекта. К примеру, группа школьников создает проект. Одному из участников, в рамках распределения задач, поручено подготовить презентацию проекта, что он успешно и выполняет. Однако, возникает вопрос – в какой мере учащийся овладел содержанием проекта? Если признать, что в его обязанности входило только техническая поддержка проекта, то следом, возникает ряд других вопросов – например, насколько эффективна работа в группах для самих учащихся? - или, что считать эффективностью, в таком случае?

  • Чем учебный проект отличается от других проектов?
  • Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?
  • Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?
  • Каким образом должна проводиться презентация проекта?
  • Какова роль руководителя (учителя) в проекте?
  • Можно ли проектным способом изучать весь урок?
  • Может ли проект способствовать освоению полного объема знаний (с учетом современных требований)?
  • Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?
  • Является ли урок проектом для учителя? В каком случае? Все ли так относятся к уроку?
  • Каковы критерии оценивания подготовленных проектов? [1]. И так далее.

Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы. Таким образом, отметим еще раз, что проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Проект побуждает и позволяет учащимся проявить свои разносторонние возможности в многообразии учебно-образовательного процесса, развивает в них учебные компетенции, интеллектуально-познавательные способности, нравственные и коммуникативные качества и навыки.

При этом, чтобы проектная деятельность действительно была эффективной формой обучения, не следует забывать о вдумчивом, взвешенном и сбалансированном подходе в решении проектных задач (моделирование, время и место, подготовка, реализация). В силу этого, проект, в соответствии своим целям и задачам, должен гармонично вписываться в общую канву образовательного процесса в школе.

2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2013. 175 с.

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение. 2011. 192 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сущность и основные характеристики

проектной деятельности

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм учителя. Учитель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1. ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2. уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3. последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В.С.Лазарев относит следующие:

- умение анализировать проблемные ситуации;

- умение проектировать цель;

- умение разрабатывать гипотезу;

- умение проверять (верифицировать) гипотезы;

- умение планировать достижение целей;

- умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

- умение ставить и решать познавательные задачи;

- умение эффективно работать в группе;

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

Рис 1. Классификация проектной деятельности

На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов,в основном создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итоом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Краткосрочный проект выполняется в течение 1 – 2 уроков .

Среднесрочный ( недельный) проект выполняется в группах в ходе проектной недели (4 – 6 уроков). Его реализация целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.) .

Долгосрочный (годичный) проект может выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время .

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

- план действий по достижению цели;

- механизм управления реализацией плана;

- ресурсное обеспечение проекта;

- действия, обеспечивающие реализацию проекта;

- результаты реализации проекта;

- субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осу­ ществлении проекта соблюдение определенного алгоритма :

1. организационно-подготовительный этап;

2. поисковый этап;

3. итоговый этап.

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

1. П роблема

2. П роектирование (планирование)

3. П оиск информации

4. П родукт

5. П резентация

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяют более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. Кроме того, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов. Первая – эти два понятия нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Другая и более распространённая точка зрения – это то, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.

Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе образования и понимается как :

конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера

форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени

дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств

Итак, проект – это интегрированная деятельность обучающихся, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит :

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность требует самостоятельности от несовершеннолетних обучающихся, что еще не под силу воспитанникам дошкольных образовательных учреждений в силу возрастных особенностей, поэтому проектную деятельность дошкольников и метод проектов следует рассматривать в неразрывной связи, как форму организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.

Наибольшую популярность в детском саду получили практико-ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.

При создании учебных проектов с открытой, явной координацией координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности. В процессе работы над проектом со скрытой координацией координатор выступает как участник проектной деятельности. Оба этих типа проектов получили широкое распространение в работе с дошкольниками.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используются групповые проекты, в ходе которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.

Условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

В практике дошкольных учреждений при обучении детей используются: информационные практико-ориентированные, исследовательские, творческие и ролевые, игровые проекты.

1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

4. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.

Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей Введение. Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.

Методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Заведующий ДОУ Протокол № от ___ 20__ г. ___ Положение о системе внутренней.

Проектная деятельность как средство повышения качества образования по экологическому направлению у детей старшего дошкольного На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной,.

Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность.

Программа педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит формирование характера ребенка,.

Программа развития эмоциональной сферы ребенка в системе дополнительного образования Результаты констатирующего эксперимента, представленные в предыдущей главе, показали, что эмоциональная сфера дошкольников недостаточно.

Специалист по социальной работе в системе дошкольного образования На сегодняшний день проблема социальной адаптации ребенка дошкольного возраста очень актуальна. Детский сад является следующим после семьи.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Читайте также: