Школьное образование в эпоху информатизации анализ

Обновлено: 07.07.2024

В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Файлы: 1 файл

информатика.doc

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

Арбат учит, Арбат учиться, -

Лучше учить, лучше воспитывать!

Интересно учить – интересно воспитывать!

Учитель – вечный ученик!

Выполнила: Терехова Наталия Вячеславовна

Основные направления информатизации школьного образования

Введение

В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Что такое информатизация образования?

Особенности развития современного общества

Современное состояние общества характеризуется кардинальными изменениями в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вызванными быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это проникновение ИКТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией.

Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.

  • объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;
  • ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
  • объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;
  • в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
  • в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века.

Новый социальный заказ системе образования

Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

  • коммуникативные,
  • критическое и системное мышление,
  • умение работать в команде,
  • постановка и решение задач, проектное мышление,
  • социальная ответственность и адаптируемость,
  • саморазвитие и самореализация,
  • творческий потенциал и любознательность,
  • информационные и мультимедийные умения.

Этот процесс инициирует:

  • совершенствование и создание новых технологий управления системой образования;
  • совершенствование хранения и распространения педагогического общества;
  • создание и внедрение новых методических систем обучения;
  • совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
  • создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
  • создание глобальной системы открытого образования.

Информатизация как техническое оснащение

Выделим несколько основных направлений информатизации образования.

Информатизация как техническое оснащение. Для данного направления информатизация образования – это процесс оснащения учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным ИКТ всем участникам образовательного процесса: учащимся, педагогам, и родителям.

Цифровые зоны образовательного учреждения

Зона предметного изучения ИКТ (компьютерный класс). Первая зона представляет собой учебную аудиторию, состоящую из 13 – 15 компьютеров и сервера, интегрированных в локальную сеть ОУ. Она необходима для проведения учебных занятий и внеклассной работы учащихся и педагогов.

Зона информационных технологий обучения. Учебная аудитория, в которой должны присутствовать: современный компьютер, подключенный к локальной сети школы и имеющий доступ к глобальным информационным ресурсам, мультимедийный проектор, подключаемый к компьютеру. В данной аудитории можно проводить уроки по различным предметам с использованием ИКТ, не загружая компьютерный класс.

Административная зона. Эта зона предназначена для эффективного использования ИКТ в управленческой деятельности. У каждого сотрудника администрации автоматизированное рабочее место (АРМ) укомплектовано компьютером, средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять оперативное управление, использовать в работе общую базу данных и выводить любые формы отчетности.

Информационно-коммуникативная зона. Эта зона охватывает:

  • Медиатеку. Медиатека это библиотека электронных учебных изданий, методических материалов учителей, творческих работ учащихся ОУ. Выделение в самостоятельное структурное подразделение позволит проводить занятия кружков, факультативов, творческих лабораторий.
  • Учительскую. Учительская оснащена как минимум одним компьютером, позволяющим получать оперативную управленческую информацию и осуществлять ввод первичных данных.
  • Информационный терминал. Одно или несколько компьютерных мест в специальном кабинете для родителей. На компьютеры выводится информация по школе в целом и по ученикам, обеспечивается возможность заочных консультаций с учителями и администрацией школы.

Все эти компоненты должны быть объединены в локальную компьютерную сеть ОУ, и иметь возможность обмена данными с глобальными компьютерными сетями.

Информатизация как создание информационного образовательного пространства

Информатизация как создание единого информационного образовательного пространства. В данном случае информатизация образования - это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения для всех участников образовательных процессов равных возможностей:

  • в доступе к образовательной информации;
  • в получении образовательных услуг.

Пути создания условий единого информационного пространства:

  • обеспечение информационной целостности и совместимости всех данных;
  • обеспечение совместимости с современным программным обеспечением;
  • создание единого информационного пространства в каждом образовательном учреждении путем объединения персональных компьютеров в локальную сеть.

Под информационным пространством ОУ понимают специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Единое информационное пространство ОУ выполняет несколько функций.

Информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных, содержащей учебный план, сведения об учениках, сведения об учителях, расписание, электронный журнал, разнообразные отчеты и другие аспекты учебно-воспитательного процесса.

Образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе цифровых учебных курсов, представленных на CD, в Интернете, экранных наглядных материалов, курсов собственной разработки.

Коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения, электронной почты, электронной доски объявлений и др.

Таблица 1. Знания и умения школьников в области ИКТ

  • Понимание прикладного характера средств ИКТ,
  • Представление о некоторых возможностях применения средств ИКТ в учебном процессе
  • Некоторые навыки работы со средствами ИКТ,
  • Использование некоторых средств ИКТ в учебной деятельности
  • Знания о сфере применения и возможностях средств ИКТ различного типа,
  • Знания о возможностях применения средств ИКТ в учебном процессе
  • Умение работать со средствами ИКТ различного типа,
  • Умение использовать средства ИКТ в учебной деятельности
  • Знания особенностей средств ИКТ для будущей профессиональной деятельности,
  • Знания о возможностях применения средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности
  • Умение работать с профессиональным программным обеспечением,
  • Умение использовать программные средства в профессиональной деятельности

ИКТ – компетенции педагога

Высокие темпы внедрения технологий в образование требуют повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

Педагогический работник на базовом (пользовательском) уровне должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ:

  • компьютер и периферийное оборудование;
  • прикладное ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
  • коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
  • санитарные нормы и правила при работе с компьютером;
  • иметь представление о различных медиаресурсах и уметь ими воспользоваться;
  • иметь представления о нормах работы с информацией;
  • иметь представление об информационных и образовательных ресурсах (электронных педагогических СМИ, образовательных порталах и ЭОР);
  • уметь использовать презентационное оборудование;
  • уметь работать с различными видами информации.

Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности (расширенный уровень) при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:

Как цифровое обучение изменит школы и образование

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.

Работники за ноутбуками

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени.

Преподаватели как медиаторы

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Ребенок обучается за планшетом

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.

Конференция в Zoom

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Программа для монтажа видео

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Плюсы цифрового образования

Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.

Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.

Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.

Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.

Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.

Минусы цифрового образования

Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.

Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.

Ребенок сидит за ноутбуком

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.

Прогрессивная школа с современным оборудованием

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.

Создание систем автоматической объективной оценки знаний.

Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.

Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.

Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.

Вместо заключения

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.

Информатизация образования - это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету.

ВложениеРазмер
sayt_nsportal.doc 136 КБ

Предварительный просмотр:

директор бюджетного общеобразовательного

Информатизация современной школы

Одним из приоритетных направлений развития современной общеобразовательной школы является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс 3 .

Информатизация образования - это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящее время необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств обучения. Техническое обеспечение, безусловно, является важной основой процесса информатизации, но лишь одной из составляющих.

Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства 2 , что подразумевает вовлечение в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы. Это и есть главная задача информатизации.

Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.

В качестве таких направлений в большинстве образовательных учреждений выбраны информатизация управления и внедрение информационных технологий в учебный процесс по всем общеобразовательным дисциплинам и в процессе дополнительного образования.

В настоящее время всё активнее происходит внедрение информационных технологий в образование. Главной целью информатизации школы является повышение качества образования в образовательном учреждении за счёт широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, формирование информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров 1 . Наше образовательное учреждение не является исключением.

Электронные журналы, дневники, расписание и пр. являются наглядным примером информатизации современной школы, что предполагает внедрение электронных дневников и журналов (все оценки размещаются в сети Интернет, и родители могут следить за успеваемостью своего ребёнка с помощью компьютера). В результате активного использования электронного дневника отпадает необходимость ждать родительского собрания, так как все вопросы можно задать здесь. Электронный дневник предполагает свободное общение учителей друг с другом, родителей и обучающихся на расстоянии через Интернет.

  • Для ученика - это образовательная база, сайт, где общаются.
  • Для учителя - это инструмент дистанционного обучения, база научно-методических материалов, возможность всегда быть на связи с учениками и их родителями.
  • Для администрации школы – это возможность представить свою школу общественности, где разработаны различные инструменты отчётности и успеваемости.
  • Родитель в свою очередь знает, чем занимается его ребёнок в данный момент и видит его текущие оценки.

1. Ведение дневника учащимися, выставление оценок, развитая система тестирования учащихся и их родителей, публикация информации о школе, учёт прогулов и замечаний, расписание.

2. Информирование учеников и их родителей о предстоящих экзаменах и контрольных работах.

3. Медиатека, библиотека художественной литературы.

  • Дистанционное обучение
  • Управление школьным документооборотом
  • Социальная сеть.

Хочется отметить, что теперь ученик, даже если он по ряду причин отсутствовал на уроке, не выпадет из школьного процесса. Учитель работает с ним индивидуально: отправляет задания, проверяет решения, даёт консультации.

Автоматизация многих функций управленческого аппарата позволяет расширить круг участников учебного процесса, задействованных в формировании информационного пространства школы. В связи с этим возникает необходимость создания единой локальной сети и базы данных.

Предусматривается создание следующих баз данных: ученики, сотрудники, мониторинг обученности, классы, учебные планы, расписание, программно-методическое обеспечение, нормативные документы, дополнительное образование. Сформированный программный продукт позволит создать единый блок данных по школе, осуществлять выборку по запросу, получать полную и достоверную информацию по школе, решать задачи планирования, отслеживать результаты, обеспечивать контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, унифицировать процесс формирования штатного расписания и составления тарификации, выполнять стандартные формы отчётов.

Рис. Профиль образовательного учреждения

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях: контроль знаний, лабораторный практикум, наглядность на уроке и самообразование (сетевое взаимодействие).

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии, как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства.


Настоящая статья представляет собой краткий обзор публикаций на тему цифровизации образования за последние 4,5 года (с 2016 по 2020). Обзор включает в себя наукометрический анализ статей и публикаций, систематизацию данных, сравнение полученной информации, выявление новых решений, а также тенденций их развития в конкретной области; подбор свежих литературных источников по исследуемому вопросу, объективный обзор перспективы будущих исследований.

Ключевые слова: обзор на цифровизацию образования, народное образование, цифровая компетентность, образование, цифровизация, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровое образование.

This article is a mini-review of publications on the topic of digitalization of education over the past 4.5 years (from 2016 to 2020). The review includes a scientometric analysis of articles and publications, systematization of data, selection of fresh literature sources on the subject under study, comparison of information received, identification of new solutions, as well as trends in their development in a specific area; an objective review of the prospects for future research.

Key words: review of the digitalization of education, public education, digital competence, education, digitalization, digitalization of education, digital educational environment, digital education.

Введение

Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики [1]. Российская система образования сегодня находится на пороге качественных преобразований, что повышает актуальность исследуемой темы.

Основная часть

Методология данного исследования придерживается количественных методов, основанных на статистическом анализе. Был использован библиометрический анализ.

Для проведения библиометрического анализа существует различное ПО (программное обеспечение), например пакет прикладных программ ИПС “Ирбис”. Однако, в нашем случае не было возможности воспользоваться этим видом услуг, поэтому все действия производились вручную.

Рабочий план исследования:

1 фаза — поиск данных

Единица анализа — число цитирований

2 фаза — предварительная обработка

1. Группировка в разрезе тематик исследований.

2. Формирование списка 100 лучших публикаций (критерий — цитирование)

3. Формирование списка 10 лучших публикаций (критерий — цитирование)

3 фаза — формирование тематических видов

1. Тематика публикаций

2. Тематика наиболее цитируемых публикаций РИНЦ

3. Тематика публикаций, включённых в ядро РИНЦ

4 фаза — анализ и сравнение результатов

Параметр

Значение

В названии публикации; в ключевых словах, в аннотации

Статьи в журналах, книги, материалы конференций,

Искать с учетом морфологии

В статье “Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций” авторами была сделана “попытка структурировать и охарактеризовать существующие цифровые образовательных инструменты с точки зрения функций и возможностей для пользователей, а также характеристик взаимодействий пользователей”. Это исследование ценно ссылками на другие исследования в т. ч. в области образования. Т. к. в статье заявлен анализ проблем и тенденций, автором были рассмотрены следующие вопросы: “феномен геймификации в образовательном процессе”, “дизайн мобильных приложений для дистанционного обучения”, “типы нетрадиционных способов обучения”. И задеты проблемы “социальной идентификации”, “поколений”, “дистанционного образования”, “вовлечённости молодёжи в образование”. Перспективой будущих исследований может стать вопрос о “цифровой компетентности”, так как чёткого определения этого понятия нет, а потому отсутствуют критерии оценки уровня освоения преподавателями новых технологий [7, 61–73 с.].

Другая обзорная статья “К вопросу о цифровой компетентности в образовательных контекстах — обзор литературы” (On the issues of digital competence in educational contexts — a review of literature) посвящена вопросу цифровой компетентности в международных исследованиях последних 10-и лет в рассмотрении с точки зрения политики, организационной инфраструктуры, стратегического лидерства, а также учителей и их педагогической практики.

В статье были предложены перспективы для будущих исследований: “более всесторонне теоретизировать и операционализировать педагогические аспекты цифровой компетентности для развития связей между политикой, организационной инфраструктурой, стратегическим лидерством и преподавателями и педагогической практикой”, “знания об организационной инфраструктуре и цифровом компетентном руководстве нуждаются в дальнейшем рассмотрении”, “разработка новых подходов к повышению цифровой компетентности в образовательных контекстах”, “такого рода обзор следует регулярно повторять” [9, 158–165 с.]

В 2019 издательским домом ВШЭ была выпущена серия коллективных монографий, посвящённых трудностям и перспективам цифровой трансформации образования, и исследующие такие вопросы как цифровые технологии в российском образовании (шаги развития), перспективы цифровых технологий, цифровая трансформация обучения, основные направления работ цифровой трансформации образования [10].

Результаты библиометрического анализа.

Результатом поискового запроса стали более 2.9 тыс. Публикаций, причём данные выборки показывают, что в России по теме цифровизация образования материалов конференций (47,2 %) почти столько же, сколько и статей в журналах (48,4 %). Книг всего 4,4 %.


Анализ данных также показал, что количество публикаций с каждым годом увеличивается (спад в 2020 объясняется незаконченностью года).


Для каждого года есть процентное соотношение по ключевым тематикам. Исходя и предыдущей диаграммы, мы видим, что 2016 и 2017 года оказались недостаточно публикуемыми, зато начиная с 2018, публикации увеличились. Исходя из данных диаграммы ниже, можно говорить о востребованности “Народное образование. Педагогика” и “Экономика. Экономические науки” категорий для темы цифровизации в образовании. На диаграмме соотношений тематик (%) для каждого года (1–2016 … 5–2020).


Самой публикуемой тематикой оказалось “Народное образование. Педагогика”. Тематические направления 100 лучших по цитированию научных публикаций и их долевое соотношение в %.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из вариантов для проведения анализа информатизации на уровне общеобразовательного учреждения. Готовый шаблон.

главный специалист

отдела развития общего образования

МКУ «Управление образования

Зачастую у начинающих специалистов школ, которые отвечают за процесс информатизации, возникает проблема в написании анализа работы о проделанной работе за учебный период. Перед ними встает ряд вопросов: с чего начать, что включать в анализ работы, на какие показатели опираться и многие другие. Я предлагаю самый простой вариант анализа процесса информатизации на примере общеобразовательной организации нашего города. Его можно взять за основу или же изменить по ходу работы. Это уже будет зависеть от специфики Вашей школы.

На 20___-20___ учебный год в рамках процесса информатизации учреждения были поставлены следующие задачи:

- продолжать работу по внедрению ИКТ, мультимедийных технологий и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс через урочную и внеурочную деятельность;

- вести работу по использованию ДОТ в учебном процессе;

- продолжать работу по созданию единого открытого информационного пространства через сайт школы, сайты МО учителей-предметников.

- вести работу по совершенствованию компьютерного и орг.технического парка школы.

В ходе всего учебного года велась работа по реализации мероприятий, способствующих решению поставленных задач: внутришкольный контроль, индивидуальные занятия, консультации для педагогов школы, проведение дистанционных мероприятий.

– введение сведений об учреждении;

- предоставление информации об образовательной организации;

- ведение электронных личных дел сотрудников, обучающихся и сведений о родителях;

- планирование образовательного процесса, в том числе формирование и корректировка учебного плана;

- ведение электронных журналов, в том числе предоставление информации о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, посещаемости уроков;

- учет и контроль движения учащихся;

- контроль и мониторинг качества образования на уровне общеобразовательного учреждения, что реализует возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- формирование базы данных документов учреждения о прибытии и выбытии учащихся и реализация элементов электронного документооборота;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- создание и корректировка расписания занятий, школьных и классных мероприятий, информации о каникулах и праздниках;

- дистанционное взаимодействие посредством сети Интернет между участниками образовательного процесса, взаимодействие учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими общеобразовательными учреждениями.

Отчет по ведению электронных журналов на момент окончания 2016-2017 учебного года показывает следующее:

Кол-во
учителей

Кол-во
учащихся

Кол-во
классов

Кол-во
родителей

% учащихся, у
которых
введён хотя
бы один
родитель

Кол-во уроков
в недельном
расписании
(29.05.17 - 4.06.17)

% выставлен-
ных итоговых
оценок

Количество
оценок

Количество
пропусков

% заполнен-
ных тем
уроков за
проведенный
период

%
заполненного
домашнего
задания

Количество
внешних
обращений к
системе
родителей

Количество
внешних
обращений к
системе
учащихся

Количество
внешних
обращений к
системе
сотрудников

Формирования информационной культуры учащихся через участие в конкурсах.

В течение года велась работа по формированию информационной культуры учащихся через участие в конкурсах.

Результативность участия учащихся в конкурсах различного уровня:

ФИ победителя, класс

Из диаграмм и таблицы видно, что за последний год общее количество участников конкурсов среди учащихся уменьшилось.

Внедрение ИКТ и мультимедийных образовательных технологий. Оснащенность ОУ компьютерным и орг.техническим оборудованием.

Реализация процесса внедрения ИКТ, мультимедийных и Интернет-технологий учителями школы велась, прежде всего, через включение данных технологий в образовательный процесс, а также через участие учителей в семинарах, курсах, конкурсах различного уровня. Кроме того, через проведение индивидуальных и групповых консультаций по данному направлению и практические занятия. В таблице представлены показатели эффективности использования средств ИКТ и Интернет в ОУ:

Количество АРМ педагога на одного учителя

Насыщенность образовательного учреждения средствами информатизации

Коэффициент использования компьютерных кабинетов или мобильных компьютерных классов образовательного учреждения

Доля учителей, активно использующих средства информатизации

Доля учителей, публикующих учебные проекты(с использованием ИКТ)

Количество учебных проектов, выполненных обучающимися с использованием ИКТ

Количество обучающихся, принимающих участие в различных предметных конкурсах и олимпиадах с использованием ИКТ

Доля педагогических работников ОУ, прошедших повышение квалификации за последние три года в АКИПКРО, других аккредитованных учреждениях, на курсах, включающих модуль ИКТ

Доля педагогических работников ОУ, повысивших квалификацию за последние три года в образовательном учреждении по направлению ИКТ

Количество разработок уроков с online- использованием Интернет-ресурсов

Количество используемых интернет-ресурсов

Число учителей, ведущих собственные блоги, сайты, электронные портфолио

Доля педагогических работников ОУ, использующих в своей работе элементы ДО

Доля предметов учебного плана школы, для поддержки которого используются элементы ДО

Анализируя оснащенность ОУ, можно отметить, что за последний год проведена активная работа по сохранению работоспособности и модернизации технических устройств. Таким образом, на сегодняшний день оснащенность ОУ компьютерным и орг.техническим оборудованием такова:

всего учебных кабинетов в школе – __. Оснащено ПК–_____. Оснащено мультимедийными проекторами –__ кабинет. Начальная школа – ___ кабинетов. Среднее и старшее звено – ___кабинета. ЕГЦ (география, биология, химия) – __. Гуманитарный цикл (русский язык и история) –__. Математика и Физика – __. Информатика – ___. Иностранные языки – ___. Технология и ОБЖ – __. Музыка и ИЗО – __. Кабинетов администрации – __. Компьютеров администрации – __. Компьютеров видеонаблюдения – __. Компьютеров в библиотеке – __. Компьютеров в информатике – ___. Принтеров в администрации –__. Принтеров в учебных кабинетах – __. МФУ в администрации – __. МФУ в учебных кабинетах – ___. Сканеров в учебных кабинетах -__, в администрации - ___. Интерактивных досок в учебных кабинетах – __.

Всего интерактивных досок

Из них стационарных

Из них ноутбуков

Общая оснащенность учебных кабинетов ПК составляет: ____%

Общая оснащенность учебных кабинетов мультимедийными проекторами составляет: ____%

Общая оснащенность учебных кабинетов принтерами и МФУ составляет: _____%

Общая оснащенность учебных кабинетов интерактивными досками составляет: ____%.

В течение учебного года поведено ______ консультаций для учителей по вопросам внедрения ИКТ и ДОТ в образовательный процесс ОУ.

Уровень сформированности ИКТ-компетенций учителей выявлялся через проведение анкетирования, индивидуальное собеседование. На начало учебного года было проведено анкетирование ______ учителя, которое показало следующее распределение учителей по уровням:

Внедрение дистанционных образовательных технологий.

В 20___-20____ учебном году велся мониторинг по следующим направлениям:

- подготовка кадров к работе в дистанционном режиме;

- подготовка учащихся к работе в дистанционном режиме;

- качество освоения учебных программ;

- изучение имеющегося программного обеспечения и разработка программного обеспечения;

- обобщение и распространения опыта работы педагогов ОУ;

- образовательные направления, реализуемые с применением ДОТ и ЭОР;

- техническая оснащенность ОУ;

- выполнение объема часов рабочей программы.

Результаты мониторинга представлены в следующих диаграммах:

На протяжении четырех лет наше ОУ является организатором таких дистанционных конкурсов как: _________________________________________________________________________________.

В данных конкурсах активно принимают участие многие ОУ города и образовательные центры. Общее количество участников за четыре года составляет _____ обучающийся. Следующая диаграмма показывает степень участия в дистанционных конкурсах обучающихся:

Работа по сопровождению сайта школы и индивидуальных сайтов учителей.

Сравнение показателей наличия сайтов методических объединений и учителей показывает следующее:

В ходе этого учебного года были созданы все необходимые условия для учителей и руководителей МО по разработке и сопровождению их сайтов: организованы консультации для учителей и руководителей МО, осуществлялся контроль сопровождения обновлений сайтов. Однако, ___________________________________________________________________________.

- создание благоприятных условий для участия обучающихся и педагогов в конкурсах с применением ИКТ через систему поощрений;

- создание условий для полноценной работы сайтов МО учителей образовательного учреждения через включение в план работы МО направлений по поддержанию работоспособности и обновления сайтов МО учителей-предметников.

Для эффективной реализации данных направлений необходимо включить во внутришкольный план контроля следующие мероприятия:

- контроль за работоспособностью и обновлением сайтов МО учителей-предметников ОУ;

- контроль за работоспособностью и своевременностью обновления рубрик школьного сайта.

Задачи на 2017-2018 учебный год:

- продолжать работу по внедрению ИКТ, ДОТ, мультимедийных технологий и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс через урочную и внеурочную деятельность;

- продолжать работу по созданию единого открытого информационного пространства через сайт школы, сайты МО учителей-предметников.

- вести работу по совершенствованию компьютерного и орг.технического парка школы.

Читайте также: