Считаете ли вы важным для себя изучать основы проектной деятельности почему кратко

Обновлено: 04.07.2024

Традиционная школа может более или менее слаженно работать, если дети послушны, дисциплинированы, не задают лишних вопросов, пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к словам учителя и демонстрируют полное усвоение всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но таковы ли современные дети?

Теперь в школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, - дискуссии, - игры, - путешествия, - викторины, - исследования, уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся "урок" как устойчивая форма организации преподавания общей для всех программы для одних и тех же детей в течение учебного года. Такая форма обучения настойчиво контролируется "сверху". В итоге, несмотря на видимость внешних изменений, школьная уравниловка всё равно продолжает порождать академическое неравенство, именно потому, что все дети не могут проявить свои индивидуальные способности и не имеют возможности самореализации.
Так сохраняется основное противоречие между внутренней потребностью активной части педагогического сообщества в инновационных формах работы и организационными стандартами. К сожалению, приоритетами остаются традиционно формальные показатели, облегчающие контроль ("успеваемость", "наличие планов УВР", "чётко оформленные классные журналы" и т.п.)

Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема- конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом:

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих учащихся тем проектов;

- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами);

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.)

Я использую следующие виды презентации проектов: пресс-конференция, деловая игра, телепередача, научная конференция, защита на Учёном совете, путешествие, диалог с историческим или литературным персонажем и другие.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот алгоритм помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного ученика, реальным я считаю создание одного-двух проектов в течение года. Наиболее удачные проекты ребята представляют на школьной Малой академии, на районных и городских конкурсах.

Из-за ограниченности во времени, чаще я использую краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала. Не маловажной является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь 12 %, с записями - 25 %.

Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже усваивать излагаемый материал.

Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе и новой форме по русскому языку в 9 классе. Для успешного выполнения заданий по русскому язык, учащимся предлагается создать проекты по следующим темам: "Языковые тропы", "Сочинение - рассуждение", "Виды орфограмм в корне (суффиксах, приставках)", "Пунктуация простого осложненного предложения", "Пунктуация сложного предложения", "Стили и типы речи" и другие.

Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время, учат ребят работать в информационном пространстве.

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?

Современная жизнь очень динамична. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны, что человеку, чтобы идти в ногу со временем, требуется быть инициативным, самостоятельным, он должен уметь находить и анализировать информацию, уметь выбирать необходимое, делать выводы и использовать полученные сведения и умения, в связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, в том числе и учителя. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Задача учителя - сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу высокого образовательного уровня легко будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Чтобы научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний; чтобы подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности, я должна сама уметь созидать и создавать, и передавать свои знания детям, обновлять и моделировать учебный материал.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Я полагаю, что умение пользоваться методом проектного обучения поможет мне повысить уровень профессионализма, научно-методической подготовки. Я также заинтересована в получении навыков, которые помогли бы мне владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения.

Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. А я — человек XXI века, человек постиндустриального общества.

Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: " Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить". Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?

ВложениеРазмер
esse_metod_proektnogo_obucheniya.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я

могу эти знания применить

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?

Современная жизнь очень динамична. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны, что человеку, чтобы идти в ногу со временем, требуется быть инициативным, самостоятельным, он должен уметь находить и анализировать информацию, уметь выбирать необходимое, делать выводы и использовать полученные сведения и умения, в связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, в том числе и учителя. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Задача учителя - сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу высокого образовательного уровня легко будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Чтобы научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний; чтобы подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности, я должна сама уметь созидать и создавать, и передавать свои знания детям, обновлять и моделировать учебный материал.

Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Я полагаю, что умение пользоваться методом проектного обучения поможет мне повысить уровень профессионализма, научно-методической подготовки. Я также заинтересована в получении навыков, которые помогли бы мне владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения.

Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. А я — человек XXI века, человек постиндустриального общества.

Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: " Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить ".

Hello everyone! С Вами Алекса и сегодня пофилософствуем на тему школьного образования, а также о предмете, который не так давно выделили в нашей школе. Если интересно, наливайте чаек и читайте пост дальше!)

📌Вообще, проектная деятельность существовала у нас и до 9 класса, но в те годы у нас не было её как отдельного предмета. С 5 по 8 класс школьники в нашем учебном заведении пишут 2 проекта— по технологии (вообще не знаю, зачем по ней что-то писать) и по любому предмету на выбор. В конце учебного года проекты защищаются на оценку, а в 9 и 11 классе (пишетсЯ 1 проект) оценка за него идёт в аттестат. В 9 классе вместо технологии появляется предмет "проектная деятельность", где нам подробнее рассказывают о смысле этой работы, выборе темы и под руководством преподавателя этого предмета и своего учителя-куратора мы должны его писать. Вся эта работа проводится в нашей школе для того, чтобы в колледже или университетах мы могли легко защищать дипломные работы и выступать перед аудиторией (с чем у меня адские проблемы) Когда я пришла в 5 класс и с обалдевшим взглядом смотрела на классного руководителя, когда она говорила про эти проекты, я считала, что вещь эта совсем не нужная и неправильная. Сейчас моё мнение об этом частично поменялось и я хотела бы поделиться им в этой статье) Итак, нужна ли в школах проектная деятельность и зачем?)

Но прежде чем, наконец, рассуждать и разъяснять свою позицию, я предлагаю Вам прочитать то, почему же я считала проектную деятельность не нужным.

У меня никогда не было особенно любимых предметов, но была маленькая симпатия к языкам, русскому и английскому. Но когда в 5 классе пришло время выбирать предмет для проекта и куратора, я посчитала, что выбирать проект по русскому —ерунда полная и вообще не серьёзно, нужно брать какую-нибудь историю или биологию. У меня не было понимания того, как креативить во время такой работы и включить в неё собственные интересы, поэтому мне приходилось делать все по готовому шаблону обычного реферата, ведь в 5 классе к нашим проектам не относились всерьёз, как и в 6-ом. Я не испытывала никакого желания делать эту работу, потому что тема и предмет не интересовали и я не знала, как по-другому подойти к работе. Но знаете, главное, что сейчас все совсем по-другому. Вышло так, что в 8 классе я все же выбрала проект, который мне интересен и это был первый раз, когда я написала проект в короткие сроки и он самой мне реально нравится.🤩С этим же куратором я решила работать и в этом году, ну а сейчас давайте поговорим о проектах в общем)

Как мне кажется, проекты предусмотрены для того, чтобы ученики смогли проявить себя , продемонстрировать свои способности в какой-либо сфере, возможно даже создать что-то новое. Конечно, не все дети вундеркинды и великие изобретатели, но ведь не обязательно создавать новые технологии, верно?) Можно создавать иллюстрации к литературным произведениям, показать через опыты какое-то физическое/химическое явление, которое очень необходимо в нашей жизни, написать сборник стихотворений или рассказать о блоге как современном жанре журналистики (часть моего проекта в прошлом учебном году) и это тоже будет для кого-то чем-то новым)) И все было бы вот так просто, если бы не требования к темам проекта:

  • Тема должна соответствовать склонностям автора
  • Основной текст достижим и постижим для автора (то есть, я должна писать то, что действительно знаю и то, о чем есть информация в интернете)
  • Тема должна быть выполнима, актуальна и оригинальна, общее название проекта должно содержать актуальную проблему (то есть, тема должна быть максимально острой в наше время, оригинальной, поэтому не прокатит брать проект по истории и рассказать там об истории Руси, потому что сейчас это не актуально и ты сам особо ничего не дополнишь,обо всем этом есть в любом учебнике)

И вот буквально со второго пункта весь смысл этой затеи немного теряется. Если весь материал есть в интернете, то что мне, собственно писать? А если я ничего не знаю дополнительного по теме, мне весь текст копировать из той же Википедии? Тогда это уже не проект, а плагиат называется)) Ну а с другой стороны, если взять тему, где материала в интернете будет негусто, то придется выкручиваться и добавлять что-то свое, а если сам ничего не знаешь, то вообще нужно будет тему менять. Мой проект по литературе в прошлом году назывался "Искусство написания статей в творческом блоге", мне хотелось рассказать о жанре статьи в современном мире, как это используют в творческих блогах и как подобное написать. Соответственно, мне нужно было углубиться в историю журналистики и блоггинга в целом. И если про журналистику материал я нашла, то про блоггинг его было совсем немного (совсем капля из истории, а дальше все было из сферы информатики и технологий), хотя сейчас это актуально , мне пришлось довольствоваться тем, что есть, а потом дополнять что-то из своих знаний. Вышло так, что примерно треть проекта я написала, основываясь на интернет-ресурсах, а еще 2/3- только на своих знаниях и опыте! Хоть я и не защищалась в прошлом году, но тем не менее, мой куратор была очень довольна моей работой)))

Стоит отметить, что также сложно найти именно актуальную тему для проекта. Проще всего в этом плане гуманитариям, тем, кто берет проекты по обществознанию, русскому/английскому языкам, литературе, ведь там проще найти то, что волнует общество здесь и сейчас, к примеру то, что сейчас люди стали забывать культуру нашего языка или в обществе все чаще ущемляют слабых, тех, кто не может за себя постоять. Тем, кого увлекают точные науки, придется попотеть сильнее над поиском инфоповода, ведь сейчас сложно представить, что может быть актуального в физике, например. Хотя, может те, кто ее понимают, знают) При этом "технарям" в разы проще придумать так называемый продукт проекта- обязательная часть работы, где ученик презентует результат своей письменной работы и тем самым решает актуальную проблему, описанную в работе. Таким школьникам можно представить в качестве проекта какой-то опыт, на основе которого будет что-то доказано, какой-то более простой способ решения уравнений и так далее. Ну а гуманитарии часто выкручиваются стендами и буклетами)) Мне в этом плане еще проще, в этом году я буду делать иллюстрации к литературному произведению и через них показывать то, насколько с ними проще читать и воспринимать литературный текст.

Также хочется сказать, что любой проект отнимает немало времени и сил, а если учитывать нагрузку в школах в наши дни, в особенности у старших классов, то когда же заниматься написанием текста, сбором информации, созданием продукта проекта и презентации для проекта? А если это 9 и 11 классы, то когда же готовиться к экзаменам? Порой не остается времени даже просто чтобы поесть, потому что в школе мы находимся большую часть дня, потом приходим домой и делаем уроки до позднего вечера, а у некоторых есть еще и художественная или музыкальная школа, спортивные секции и желание хотя бы часок отдохнуть! А если распыляться на все и сразу, можно перегореть, и тогда результата не будет вообще нигде.

Так нужны ли проекты в школах? Мне кажется, нужны , но стоило бы сделать это не обязательным пунктом в учебной деятельности, а по желанию, если кто-то действительно сможет рассказать что-то поистине интересное, ставить оценку за проект как дополнительную за предмет, по которому написана работа, и по желанию ученика, если проект действительно достойный, отправлять на конкурсы. Насколько я знаю, конкурсы по проектной деятельности действительно существуют по району и по краю (поправьте, если я ошиблась). Не стоит делать эту работу обязательной, ведь не у всех есть время помимо учебы на это, да и не у всех есть дополнительные знания в той или иной сфере. Если бы так было бы можно, в этом учебном году я не стала бы брать проект, потому что в 9 классе у меня сильно увеличилась учебная нагрузка и на мои увлечения под конец дня у меня порой не хватает сил. Вот уж не знаю, как буду писать проект в этом году, а надо.

А в Вашей школе пишут проекты?) Делитесь, считаете ли Вы эту работу необходимой и нравится ли Вам ее писать?)

Буду рада, если поставите 👍🏻 и подпишитесь на мой канал, инстаграм alexa_hudogzit и группу "Похудожим?" в ВК)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все понимают, что необходимо не только выдать учащемуся определенный объем информации, а еще и научить самостоятельно решать какие-либо проблемы. С помощью метода проектов подростки учатся целеполаганию, планированию и поэтапному достижению результатов.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Ведущим способом решения этих задач является формирование способности к проектированию. (ООП НОО Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты п. 1.2.2. стр. 15)

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. (ООП НОО 1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности стр.24-25)

Проектная деятельность способствует активности учащегося, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. При создании и защите проекта подростки приобретают новые навыки. Например, навыки публичного выступления или анализ своих успехов и неудач.

Метод проектов помогает учащимся проявить себя, свои творческие и умственные способности, а также расширить свои знания в определенной, интересной ему области.

По моему мнению проекты и проектные задачи могут быть инструментом оценки учащегося. Качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. (ООП НОО 1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов, стр. 77).

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. (ООП НОО 1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов. Стр.74).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода на уроках истории и обществознания

учитель истории МБОУ СОШ №78

Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

В современном мире основой ценностью является информация, знания, развитый интеллект, креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии.

Такого человека должна подготовить школа. Стандарты второго поколения открывают возможности для реализации данных запросов. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.

Организация проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала, проведению самостоятельных исследований, возможности работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.).

Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности.

Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности.

В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой, учащимся необходимо использовать не только знания данной области, но и знания из других областей, а также ребята должны владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Использование проектной методики на занятиях истории и обществознания в рамках урока или внеурочной деятельности доказывают, что учащиеся улучшают свои результаты в изучении предмета, активно применяют знания, умения и навыки, полученные на занятиях истории и обществознания, понимают необходимость междисциплинарных и межкультурных связей.

Хотелось бы обратить ваше внимание, проектная деятельность активно используется в МБОУ СОШ №78. На уроках, во внеурочной деятельности, а также, выпускники нашей школы готовят итоговые проектные работы.

Более подробно хотелось бы остановится на итоговых проектных работах. В документах говорится: “Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.” Именно поэтому учащиеся 9 классов должны подготовить и защитить итоговый проект.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения, следующие:

актуальность . В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

создание комфортной образовательной среды . Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

использование информационных технологий ;

формирование исследовательских умений;

мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Читайте также: