Образование как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 08.07.2024

WP Cumulus Flash tag cloud by Roy Tanck requires Flash Player 9 or better.

Обмен ссылками

12. Образование как социокультурный феномен.

Автор admin

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление такое же древнее, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия окружающей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

1. Образование - способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни.

2. Образование - это способ социализации личности и преемственности поколений.

Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества.

Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:

  • Образование как систему - совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
  • Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.
  • Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной, познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Основные функции образования в обществе

Функция воспроизводства культуры, опыта деятельности

3наниевая (теоретическая, традиционная, предметно ориентированная) модель образования

Цель образования: усвоение предметных знаний.

Формируется личность с конкретным типом мировоззрения, готовая к жизни и труду в неизменяющихся, стабильных условиях.

Реализуется через предметно ориентированную позицию учителя, авторитарный стиль руководства деятельностью учащихся. Ученик - объект управления, исполнитель планов учителя. Деятельность его носит в основном репродуктивный характер

Функция развития личности и общества

Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования

Цель образования: развитие личности.

Обеспечивает развитие универсальных способностей добывать знания и применять их в новых условиях.

Формируется личность, обладающая способностями к самоопределению, к освоению новых способов мышления и деятельности, рефлексии, диалогу, анализу ситуации, определению целей, способов их достижения, к продуктивному общению и сотрудничеству с другими людьми, а также способностью действовать в новых, постоянно меняющихся ситуациях.

Реализуется через личностно ориентированную позицию учителя, демократический стиль его руководства деятельностью учащихся.

Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их уче6но-воспитательных учреждений и органов управления образованием.

Факторами развития системы образования являются:

  • уровень развития общественного производства и совершенствование его научнотехнических основ;
  • политика государства и интересы разных слоев общества;
  • исторический опыт и национальные особенности в области образования;
  • собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

Влияние этих факторов на развитие систем образования в разных странах проявляется по-разному. Но выделяют и некоторые общие тенденции развития образования в современном мире (см. схему 3).

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления). Образование подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:

  • Дошкольные учреждения.
  • Учреждения (учебные заведения - школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития.
  • Учреждения внешкольного воспитания и обучения.
  • Социально-педагогические учреждения.
  • Специальные учебно-воспитательные учреждения.
  • Научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Так, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся магистратура, аспирантура, докторантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Читайте еще:

Что, если, наслаждаясь жизнью в этом совершенном мире в течение довольно длительного времени, Вы вдруг начали бы чувствовать себя не в своей тарелке из-за предсказуемости этого совершенства?

Распределив между собой и ребенком роли Волка и Красной Шапочки, Деда Мороза и Снегурочки, Буратино и Мальвины, мы будем, меняясь ролями, вести диалог и задавать друг другу вопросы — иногда самые неожиданные.

Усатов Священник Александр Методика проведения подготовительных бесед с желающими вступить в церковный брак

На самом деле ролей гораздо больше, тем более что каждая ситуация требует своих ролей. Здесь мы можем перечислить только те, которые встречаются чаще других

Самое важное состоит в том, что теперь, поняв принципы измерения (а без них не было и науки), мы можем приступить к изучению того, как можно усиливать физический интеллект.

Психологии в этом смысле достается, пожалуй, больше других. Мы уповаем на нее, считая, что она может помочь решить наши многочисленные проблемы. С ее помощью мы надеемся разрешить производственные конфликты, оживить работу общественников и пропагандистов, сформировать коллектив. Психологи.

До сих пор бывают времена, когда я глубоко сожалею, что упустил такую уникальную возможность проверить свою способность манипулировать пространством и временем. Однако, память о связанном с этим метафизическом ужасе, заставляет меня усомниться в том, что я был бы смелее, если бы мне.

ствія. При обстановкЪ нЪФкеторой т@истевисти Gi ить, что сльдуетъ начинать сь изслідованія п въ то же время вы закрьваєте глава, Wath будте 68 ваходитесю въ еветебінін

Решение многих из приведенных выше примеров вполне могло бы быть достигнуто (а возможно, даже наилучшим образом) посредством тщательных логических усилий. Вопрос лишь в том, насколько это реально? Мы видели, что большая часть идей возникла или развилась под влиянием предметов, которые.

Он шел за девушкой целый квартал и понял, что та заметила его преследование. Он также понял, что ее походка не изменилась. Аллан решил, что пора знакомиться.

2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

3. Основы управления образовательными системами.

ВложениеРазмер
obrazovanie_kak_sociokulturnyy_fenomen.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образование как социокультурный феномен

1. Образование как феномен.

2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

3. Основы управления образовательными системами.

Содержание лекционного материала

1. Образование как феномен

Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).

Таким образом взаимосвязаны образование и общество. Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:

  1. передача знаний от старшего поколения младшим;
  2. распространение культуры и культурных ценностей;
  3. социализация личности, интеграция молодежи в общество;
  4. социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);
  5. создание условий для профессионального и личностного самоопределения;
  6. социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;
  7. социальный контроль.

Образование как результат предполагает овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Главный результат образования - это образованность личности как характеристика, показатель уровня усвоения личностью знаний, опыта деятельности, норм и ценностей.

Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование как отрасль (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).

Свойства (принципы) образования:

1. Гуманность образования.

2. Демократичность образования.

3. Целенаправленность образования.

4. Историчность образования.

5. Целостность образовательного процесса.

6. Системность образования.

7. Процессуальность образования.

8. Непрерывность образования.

3.2. Система образования в России.

ОБРАЗОВАНИЕ (как система) – представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [Закон об образовании]

Система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Охарактеризуем каждый из этих компонентов системы образования.

  1. Государственные образовательные стандарты (ГОС) и программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования по достижению этого идеала. ГОС закрепляет цели образования, содержание образования, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся.

  1. сохранение единого государственного пространства;
  2. обеспечение качества образования;
  3. обеспечения социальной защиты граждан (право на образование);
  4. основа для оценки уровня образования и квалификации выпускников, а также оценки деятельности ОУ;
  5. основа для установления нормативов и расчетов финансирования в системе образования.

Структура ГОС: минимум содержания обучения по основным образовательным программам, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Уровни ГОС : федеральный компонент, региональный (национальный) компонент, школьный компонент (для ГОС общего образования).

Образовательные программы

Общеобразовательные

Направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

  1. дошкольного образования
  2. начального общего образования
  3. основного общего образования
  4. среднего (полного) общего образования

Профессиональные образовательные

Направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательных уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

  1. Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  1. ОУ является юридическим лицом (т.е. имеет имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, имеет самостоятельный баланс или смету, имеет устав, прошло государственную регистрацию)
  2. Деятельность ОУ регламентируются Законом об образовании (как образов. учреждения), Бюджетным кодексом (как бюджетной организации), Гражданским кодексом (как некоммерческой организации, созданной как учреждением), Трудовым кодексом, Типовыми положениями и др.
  3. Статус ОУ устанавливается при его государственной аккредитации.
  4. Устав ОУ.
  1. дошкольные,
  2. общеобразовательные,
  3. НПО, СПО, ВПО, ППО,
  4. учреждения дополнительного образования взрослых,
  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
  6. учреждения дополнительного образования,
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей,
  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Выделяются следующие виды образования по разным основаниям:

  1. по типу и качеству научных знаний – математическое, экономическое, биологическое, физическое, географическое образование и т.д.;
  2. по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное, и т.д.;
  3. по видам человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, военное, педагогическое, медицинское образование;
  4. по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и т.д.;
  5. по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
  6. по сословному признаку – элитное и массовое образование;
  7. по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее полное, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное образование;
  8. по форме получения образования – очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (дистантное) образование, экстернат.

3.3. Основы управления образовательными системами

Менеджмент как теория и практика управления в социальных организациях (системах) сегодня считается достаточно универсальной областью знаний, и даже искусством, связанным с организацией совместной деятельности людей по достижению конкретных, заранее запланированных целей. Его универсальность позволяет говорить об общих принципах, закономерностях, методах и формах управления людьми и процессами, имеющими некоторую специфику в отдельных сферах деятельности. Именно эти специфические особенности важно рассмотреть для сферы образования.

Педагогический менеджмент – совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими (образовательными) системами, направленная на повышение эффективности их функционирования и развития. Специфика педагогического менеджмента заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда управленца (менеджера) образования.

Предметом труда является учебная деятельность обучающихся и педагогическая деятельность специалистов сферы образования. Продуктом служат образовательные услуги, оказываемые гражданам и в конечном итоге стране и обществу в целом. Орудиями труда являются средства педагогической деятельности, в первую очередь, это вербальные средства (слово, речь, вместе с невербальными сигналами), а также различного рода материальные средства учебного и вспомогательного назначения. Конечным результатом труда является уровень образованности, грамотности, воспитанности, компетентности субъектов образовательного процесса – обучающихся, воспитанников и даже самих педагогов.

Основными принципами управления образовательными (педагогическими) системами являются:

  1. демократизация и гуманизация управления;
  2. системность и целостность в управлении образовательными системами;
  3. сочетание централизации и децентрализации;
  4. взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
  5. научная обоснованность (научность) управления;
  6. объективность, полнота и регулярность предоставления информации;
  7. комплексность;
  8. систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

Методы управления – это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

  1. объекту управления (федеральные, региональные, внутришкольные или внутривузовские);
  2. по целям (стратегические, тактические, оператичные;
  3. по механизму влияния (социально-политические, организационно-управленческие, организационно-педагогические);
  4. по стилю управления (демократические, авторитарные, либеральные);
  5. по субъекту управления (административные, хозяйственные, финансовые и др.).

Формы управления могут иметь различную структуру и направления. Для школы это педагогические советы, попечительские советы, родительские собрания, методические объединения, методические и теоретические семинары, школьные конференции, педагогические чтения, ученическое самоуправление. Для вуза можно выделить ректорат, Ученый совет, учебно-методический совет, научно-методический совет, совет факультета, кафедры и заседания кафедры, студенческий совет, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное и формализованное выражение воли многонационального народа России, направленное на удовлетворение потребностей личности, общества, государства, семьи.

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государственное регулирование в сфере образования:

  1. необходимость государственного бюджетного финансирования сферы образования, в том числе дополнительно для отдельных категорий обучаемых;
  2. необходимость прогнозирования развития сферы образования, ее масштабов и структуры, в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и в самой системе образования;
  3. развитие рынка образовательных услуг, в т.ч. негосударственного и дополнительных платных образовательных услуг;
  4. неспособность индивидуального потребителя оценивать качество ОУ предполагает государственную систему контроля за ними;
  5. учет и решение вопросов локализации рынка ОУ (разграничение компетенций, источников финансирования, содержания образования и т.д. на региональных рынках);
  6. организация обратной связи (мониторинга) в системах управления образованием;
  7. возможность субсидирования как потребителей ОУ, так и производителей ОУ на целевой основе.

Функции государства в сфере образования (мировые тенденции):

  1. обеспечение равного доступа к образованию;
  2. поддержка справедливого и качественного обучения в школе;
  3. предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование;
  4. распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить.

2. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.

3. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

4. Зорин И.В. Методологические основы профессионального туристского образования. – М., 2004.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. – М., 1999.

6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. – М., 2001.

Добрый день, дорогие домоседы. Образование как социокультурный феномен – наша тема сегодня. Без образования невозможно представить человеческую жизнь на данный момент. Посудите сами, разве возможно было бы создание тех же компьютеров или эффективных систем влияния на других людей, если не было образования?

Ведь если человек не умеет читать, то как можно на него влиять в таком огромном обществе? Когда были еще первобытные времена, то имелась возможность влиять на социум путем публичных выступлений. Сейчас же это делается, в основном, через текст.

Естественно, всех феноменов образования не рассмотреть через этот пример. Точно так же дела обстоят и с другими его элементами. Образование как социокультурный феномен направлено на существенное улучшение жизни людей в рамках нынешнего общества.

Поэтому если человек хочет банально выжить, то ему нужно повышать уровень своего развития хотя бы через систему образования. Хотя есть и другие возможности. Но с самого начала нужно разобраться, что такое образование.

Как можно рассматривать какое-то явление в человеческом обществе, если даже не понимать его определения? Поэтому начнем мы именно с него.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Какое сложное название данного подраздела, вы не находите? Давайте разберемся в нем более детально. С самого начала следует разобраться в понятии "образование".

Социокультурный феномен данного термина заключается в том, что само наличие образования является порождением общества. Позитивным порождением.

Что же это такое? Само определение данного понятия принципиально отличается в зависимости от науки.

Давайте рассмотрим системно образование как социокультурный феномен и педагогический процесс кратко сквозь призму разных наук.

Образование в психологии

Важно понимать, что все социальные науки между собой определенным образом связаны. Поэтому нельзя говорить, что только определенная точка зрения является единственно верной. Данный подход будет неправильным хотя бы по той причине, что все науки между собой связаны.

И когда говорится об отдельной теории, то не имеется в виду ее отрыв от общенаучного аппарата. Каждая из существующих ныне методологических систем познания мира пересекается с другими дисциплинами и даже на их стыке создает новые.

В общем, теперь приступим непосредственно к явлению образования в психологии. Понимание его истоков и принципов образования имеет очень большое значение в нынешнем мире.

Мы уже поняли, что нужно рассматривать образование как социокультурный феномен. Педагогическая система и процесс всегда формирует определенные черты характера у личности. И психология изучает, каким образом образование влияет на данный процесс.

Кроме всего прочего, данная наука рассматривает феномен образования не только сквозь призму педагогики (ведь формирование личности является также ее сферой компетентности), а еще и разрабатывает чисто психологические методы повышения эффективности обучения.

Например, нужно понимать, каким образом действуют когнитивные функции у взрослых и детей. Если люди более старшего возраста мыслят определенным образом, то это еще не означает, что другие люди так думают. Поэтому психология рассматривает механизм формирования когнитивных функций и их дальнейшего развития.

Образование в социальной психологии

Социальная психология – это наука, которая изучает взаимодействие между людьми в малых и средних социальных группах. Фактически это касается понятия "образование", как социокультурный феномен, и его современное состояние напрямую связано с тем, каким образом состоят социальные отношения.

Не следует путать понятия образования в психологии, социальной психологии и социологии. Ведь рассматриваются совершенно разные предметы такого объекта, как образование.

Чем же в социальной психологии является образование? Это процесс, который способствует социализации личности. Что же это такое?

Социализация – это процесс усвоения социальных норм и установок индивидом, его адаптации к обществу и формирования его социальных навыков.

Определения социализации, равно как и образования, являются принципиально разными. И нет возможности сказать точно, какое из них является правильным. Но основная идея понятна.

Образование в социологии

Образование имеет очень тесную связь с такой наукой, как социология. С самого начала следует разобраться, что это вообще за наука. Это дисциплина, которая изучает общество. Это очень упрощенное понятие.

Некоторые социологи вообще считают, что не следует использовать такой термин по той причине, что он является очень размытым. Ведь, например, какая разница между понятиями "общество" и "народ"? Но это вообще другие понятия. Общество имеет более широкую трактовку, в то время как народ является более конкретным термином.

В социологии рассматривается образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность. И почему так получается? Есть ли рациональное зерно в этом? Конечно, да. Мы уже разобрались, что образование является очень важным проводником на пути развития человечества.

Именно благодаря образованности каждого индивида общество, как большая социальная группа, может отфильтровывать его членов по статусу и уровню интеллекта хотя бы приблизительно. Поэтому представляется образование как социокультурный феномен.

Ценностные приоритеты образования

Исходя из того, что образование является общественной ценностью, то следует разобраться, почему люди породили ряд образовательных социальных институтов? Важно понять, что для рассматриваемого нами явления характерна многомерность образования как социокультурного феномена.

Именно поэтому данная сфера человечества так интересна и одновременно сложная для обучения. Давайте рассмотрим основные ценности, на которых базируется образование.

Утверждение личностью своей роли

Это очень важный пункт по той причине, что образование стимулируется обществом зачастую именно социальной одобряемостью такой профессии, как педагог.

Естественно, в нашем социуме зарплата у этих специалистов не сильно большая, но вот что касается уважения к представителям этой непростой профессии у взрослой части населения – то этого не отнять.

И очень важно учитывать этот момент для того, чтобы разобраться в таком интересном феномене – образование как социокультурный процесс.

Кратко говоря, именно социальная одобряемость нередко становится причиной, почему человек идет работать в этой сфере. Ведь обучать достаточно тяжело. Особенно это касается детей и еще за такую маленькую зарплату.

Ценности, связанные с общением

Каждый человек является социальным существом. Соответственно, нам хочется общаться. И благодаря образованию такая возможность имеется.

Данная группа ценностей совмещена с предыдущей, так как благодаря образованию есть возможность почувствовать себя хорошо через принадлежность к достаточно уважаемой в обществе группе, а также возможностью пообщаться с детьми и воспитать их.

Ведь почему-то у взрослой части людей в подавляющем количестве случаев появляется желание воспитывать даже чужих детей. Возможно, это из-за наличия материнского инстинкта, которому некуда деваться после того, как свои дети выросли.

И благодаря школе такая возможность у них появляется. Сюда же входят ценности, связанные с расширением круга общения.

Ценности, ориентирующие на развитие творчества

Невероятно, но педагогический процесс является прекрасным простором для творчества. Ведь к каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход, что сделать не так уже и просто на самом деле.

Именно поэтому педагогу приходится проявлять свое воображение и креативность, чтобы воздействовать на детей правильным образом. Ведь принципа индивидуальности никто не отменял.

Впрочем, некоторые педагоги не собираются находить индивидуального подхода к каждому ученику. Им проще крикнуть на человека, думая, что это эффективно.

Но ведь если крик работал с одним ребенком, а другой на него не будет совершенно реагировать. Ведь каждый человек разный и говорить о том, что один и тот же метод будет работать на всех людях, не приходится.

Тем не менее такие все равно есть. И именно из-за них происходят споры на предмет того, как нужно общаться с ребенком – строго или же ласково.

Одного можно только уговорить, а другого – заставить. Но вот, чтобы определить, кто есть кто, нужно использовать немало педагогического опыта и находчивости. Некоторым нравится, так как творческие люди являются очень гибкими.

Ценности, связанные с вопросами самореализации

Это также очень важная группа ценностей, которая сопряжена со всеми остальными. Да, преподаватель не зарабатывает достаточно много, но у него есть возможность повысить свою самооценку другим образом.

Если у него получается проявить творческий подход, эффективно влиять на детей, повышать эффективность обучения у представителей разных социальных категорий, то естественно, такой учитель будет молодцом и это может помочь вопросам, связанным с его самореализацией.

Ценности, направленные на прагматичные потребности

Данный пункт не особо актуален для нашей системы образования, но вот за границей действительно, там все шикарно с прагматикой.

Учитель считается достаточно престижной и высокооплачиваемой профессией, при которой человек может себе позволить очень многое. По крайней мере, одетым, обутым и сытым человек будет, который работает в сфере образования. И это очень важно учитывать.

Вот такие группы ценностей, который двигают обазование как социокультурный феномен. Что это такое вообще? У нас больше половины статьи прошло, а мы так и не разобрались.

В принципе, ничего особо сложного нет. Феномен – это явление, которое можно наблюдать непосредственно, через свои органы чувств. Что касается части "социокультурный", то мы уже с ней разобрались.

Социокультурный феномен – это явление, основанное на приоритетных ценностях определенного общества, который был сконструирован им для обеспечения внутренней организации и развития.

В общем, социокультурным феноменом можно называть то, что было создано социумом для того, чтобы оно не стагнировало и не деградировало. И образование явялется очень важным пунктом на пути к этому.

Образование и его функции

Образование как социокультурный феномен является, как мы уже поняли, не просто существующей вещью, а той, которая направлена на выполнение каких-нибудь целей. В данном подразделе мы рассмотрим основные задачи, которые выполняет образование.

Что же, давайте разберемся во всем этом. Основной функцией, которая характеризует образование как социокультурный процесс является комплексом двух более мелких функций. Это обучение и воспитание. Их можно называть базовыми.

Обучение происходит не столько для той цели, чтобы повысить уровень эрудиции ребенка, но и помочь ему определиться с будущей профессией. Именно для этого есть уроки типа физики и химии.

Да, неплохо разбираться детям в таких сложных темах, как валентность или же понимать основные принципы общей теории относительности, но данная задача является не самой легкой.

И здесь мы сталкиваемся с достаточно большими проблемами. Ведь не каждый ребенок готов прикладывать волевые усилия для того, чтобы учиться. Для этого нужна вторая важная функция образования – воспитание.

Она направлена не только на более эффективное освоение нужного материала, но и на формирование личности во всей ее полноте и индивидуальности.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс ставит своей целью формирование личности человека без комплексов, то есть, обеспечить максимально эффективную его социализацию в этом сложном мире.

И это получается делать с переменным успехом. Образование как социокультурный феномен также имеет ряд дополнительных функций, которые также желательно рассмотреть.

Дополнительные функции образования

Не следует думать, что только двумя функциями такой социальный институт, как образование, полон. Есть еще ряд дополнительных задач, которые ставит перед собой цель выполнить данное явление, феномен. Итак, давайте более детально рассмотрим данные функции.

Вернее, важно понять основные моменты, которые характеризуют основные.

  • Развитие личности ставится на первое место, обучение – только на второе.
  • Социализация личности является одной из основных задач, характеризующих образование как социокультурный феномен.
  • Формирование интеллектуальности человека и его нравствености.
  • Приучение ребенка к необходимым для выживания навыкам.
  • Подготовка к полноценному функионированию в этом социуме.

Выводы про образование

Образование является очень интересной, но при этом важной сферой человеческой жизни. Очевидно, что невозможно полностью рассмотреть всех феноменов данного явления в такой маленькой статье.

Ведь есть целый курс в университетах непрофильного направления, который акцентирует свое внимание на проблеме образования. А данная статья рассматривает только одну из тем данного курса. Не более.

Тем не менее данная информация является очень полезной для людей, которые хотят начать изучать педагогику с нуля.

И начать нужно именно с темы "Образование как социокультурный феномен". Кратко же мы это сделали. Вот такой у нас реферат получился, а может шпора . :)

Вам понравились эти объяснения? Поставьте лайк , оцените наш труд.

Читайте также: