Почему нападают на школы

Обновлено: 06.07.2024

Утром 13 декабря 2021 года сработало самодельное взрывное устройство при входе в православную гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря в подмосковном Серпухове, есть пострадавшие. Страшно констатировать, но эта история уже далеко не первая в российских учебных заведениях. Почему такое случается? Как люди доходят до таких мыслей? И почему никто не успевает понять заранее, что человек решился на такой поступок? Мы собрали в этом материале мнения специалистов о причинах подобных трагедий.

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье — Храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище, в качестве основной причины подобных инцидентов называет неблагополучие в душе человека:

«Происходит нечто непредвиденное — и человек „срывается“ в агрессию против окружающих. Точно так же он может уйти и в аутоагрессию, нанести повреждения, увечья самому себе или даже покончить с собой. С технической точки зрения нет большой разницы, в какую сторону будет направлена агрессия такого человека: его выбор часто определяется тем, что сейчас больше „пиарят“ в СМИ и соцсетях, что „моднее“. Проблема в состоянии души человека, а состояние души зависит в первую очередь от того, как человек думает, как он умеет преодолевать кризисы, какое у него мировоззрение.

По словам психолога, проблема деструктивного поведения не решается простыми внешними мерами: «К сожалению, сейчас я вижу в нашем обществе недопонимание сложности этой проблемы, того, насколько крепко она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, чтобы подросток мог найти ответ на вопрос: „Кем мне становиться? И для чего?“

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Михаила Хасьминского читайте здесь:

Ольховой подчеркивает, что многих трагедий можно было бы избежать, если бы люди регулярно наблюдались у психологов и психиатров, ведь все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. При этом он отмечает, что «у нас в обществе существует панический страх психиатрического диагноза. Как же так, признать, что у моего ребёнка или родственника что-то не так?! Табуированность темы психического здоровья — это ещё одна серьёзная проблема.

Дело в том, что все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. Эти гены могут проявиться, а могут и нет. Если у человека есть эта болезнь, она долгое время может находиться в стадии компенсации, но травмирующее обстоятельство может ее сорвать и вызвать манифест болезни. Тяжело перенесённый грипп, сломанная нога — любая гипер-встряска организма, необязательно психотрамва, могут вызвать эту декомпенсацию.

Особенно важно проходить обследование у психиатра, когда речь идет о выдаче лицензии на оружие. Правда, по словам Ольхового, здесь встает проблема — оказать психиатрическую помощь и провести психиатрическую диагностику лицам до 15 лет, по нашему законодательству, невозможно без согласия родителей пациента, а после — без согласия самого человека. Эта прореха в законодательстве, по мнению Ольхового, приводит к печальным последствиям.

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Константина Ольхового читайте здесь:

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.

Первая в нашей стране трагедия со стрельбой в школе произошла в 2014 году в Москве.

Убийцы-подражатели, спятившие тихони-одиночки или настоящие террористы?

Москва, 3 февраля 2014-го. Десятиклассник Сергей Гордеев пришел в школу № 263, вооружившись карабином и винтовкой. Он застрелил учителя географии и взял в заложники своих одноклассников. После этого старшеклассник открыл огонь по прибывшим на место ЧП полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Переговоры с ним вел его отец. Ему удалось убедить сына отпустить ребят и сдаться.

Суд признал молодого человека невменяемым и назначил принудительное лечение сроком не менее 6 месяцев. В марте 2015 года дело отправили на пересмотр. Годом позже Сергея освободили от ответственности и направили в стационар на принудительное лечение. В 2017 году молодого человека перевели на амбулаторное лечение, ему присвоена инвалидность. В 2020 году пострадавшие обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность перевода Гордеева на амбулаторное лечение.

Казань, 11 мая 2021-го. Массовый расстрел в гимназии № 175 в столице Татарстана устроил бывший ученик Ильназ Галявиев. В школе вооруженный 19-летний парень установил несколько самодельных взрывных устройств, привел их в действие и пошел по кабинетам. В одном из кабинетов он выстрелил в учителя и двух учеников, после чего стал стрелять из окна по спортплощадке, где шел урок физкультуры. Закончив стрельбу, он сдался. Жертвами Галявиева стали семь учеников и два педагога. В отношении него заведено дело об убийстве, стрелявший находится под арестом. Ему грозит пожизненное лишение свободы.

Подобные инциденты участились, а нападавшие открыто признавались в том, что их вдохновила стрельба в 1999 году. Харриса и Клиболда стали идеализировать, появились последователи, которые начали объединяться в социальных сетях.

Соцсети могут быть опасными.

К 2015 году ученые смогли четко описать характерные черты потенциальных скулшутеров. Они, как правило, чрезвычайно нарциссичны; игнорируют закон и мораль; не имеют способности к эмпатии; склонны получать садистское удовольствие от причинения вреда и убийства; с легким расстройством аутистического спектра; имеют расстройства восприятия, памяти, мышления, эмоциональности, что сказывается на поведении. Это могут в том числе быть и подростки, страдающие шизофренией.

В списке симптомов скулшутеров - слуховые галлюцинации, мания величия, параноидальный бред. Ученые отмечают, что подростки, которые способны на преступление, могли подвергаться или подвергаются физическому или сексуальному насилию, имеют родителей алкоголиков, наркоманов, жестоких и зачастую с криминальным прошлым.

При этом специалисты предупреждают, что было бы ошибочно полагать, будто все скулшутеры психически больны. Психическое заболевание - зачастую лишь удобное объяснение причины внезапного нападения подростка.

- Психически больной стрелок гораздо более реален в нашем коллективном воображении и страхах, чем в реальной жизни, - отмечают исследователи.

Шок-контент опасных соцсетей

Стать участником группы легко - достаточно подать заявку. Психологи отмечают, что такие сообщества крайне вредны для подростковой психики, но в них, как правило, и вступают дети с определенными наклонностями. Случайно попавший в такую группу подросток не станет ее полноправным участником - ему вскоре станет неинтересно и противно. Шок-контент заинтересует лишь человека с искаженной эмоциональной сферой.

Борьба с такими группами в социальных сетях ведется - паблики, пропагандирующие и призывающие к насилию, закрываются по требованию правоохранительных органов, но, увы, следом создаются новые, а отследить все в социальных сетях практически нереально.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

Что нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям пережить непростой пубертатный период и не допустить развития отклонений, способных привести к преступлению. На что надо обращать внимание:

Школьники часто стремятся к переменам, следуя модным тенденциям: новый цвет волос, странная одежда, пирсинг, тату - все это нормально. При условии, что не происходит перемен в самом поведении подростка. Если он по-прежнему справляется со школьными заданиям, увлекается каким-то хобби, следит за личной гигиеной и активно общается со сверстниками, то бить тревогу незачем. Если ребенок вдруг стал уходить в себя, мало общается с друзьями, отдавая предпочтение компьютерным посиделкам, то это может стать первым тревожным звоночком.

Подростки склонны доказывать свою правоту, готовы спорить из всех сил и с друзьями, и с родителями, и с учителями. Это вполне нормально, когда используются слова. Тревожиться стоит тогда, когда подросток начинает грозить физической расправой (себе или собеседнику) или набрасывается на оппонента с кулаками.

Перепады настроения в пубертатном периоде тоже не должны вызывать серьезных опасений у родителей. Переживать нужно тогда, когда подросток долгое время находится в подавленном состоянии, не может сосредоточиться на чем-либо, говорит о смерти, не хочет идти в школу и получает двойки.

Психологи отмечают, что подростки не в состоянии полноценно и здраво оценивать эмоции других людей по отношению к себе. Например удивление они вполне способны принять за гнев. Школьникам важно проявление любви и заботы со стороны родителя. Они должны чувствовать уверенность, что дома их ждут и готовы поддержать в трудную минуту.

Особое внимание нужно обратить на признаки жестокости в поведении подростка. Он интересуется оружием, готов отстаивать свою правоту на кулаках, бьет животных или вслух мечтает о расправе над недругом - значит вам пора действовать. Если не удается выстроить диалог с подростком, а признаки жестокости проявляются все чаще, не ждите, что все само собой разрешится, - идите к психологу.

Родителю в первую очередь нужно научиться контролировать собственные эмоции. Сдерживайте гнев, будьте спокойны и рассудительны. Обеспечьте своему ребенку безопасность, у него должно быть место, где можно уединиться, собраться с мыслями. Проявляйте уважение к еще не совсем взрослому человеку. Например, возьмите за правило стучаться в дверь его комнаты, если она закрыта. Разговаривайте с ним. Помогите ему понять, что вызывает у него неприятные чувства: что обижает, злит или вызывает неконтролируемый приступ ярости. Это могут быть и ситуации, и вполне конкретные личности, с которым он вынужден контактировать.

Проблему проще решить, если знать ее причину. Научите ребенка контролировать свои эмоции. В борьбе с несдержанностью на помощь придет спорт - запишите его в спортивную секцию или направьте в творчество.

ВАЖНО!

Школьники под защитой

В школах все больше уделяют внимание безопасности.

- Особое внимание уделяется состоянию антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе наличию и техническому состоянию средств защиты и противопожарной безопасности, - сообщили в ведомстве. - По состоянию на июль 2021 года на территории Ставропольского края расположены 1653 муниципальных и государственных образовательных организаций, в отношении которых министерство образования выполняет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.

По данным регионального минобра, физической охраной обеспечены 100% образовательных организаций, из них: частными охранными предприятиями охраняются (ЧОП) - 542 организации (32% организаций); комбинированной охраной (ЧОП и штатные сотрудники) - 275 организаций (17% организаций); сторожами охраняются - 836 организаций (51% организаций).

Помимо этого, почти 90% учебных заведений региона оснащены системами видеонаблюдения. Также в школах продолжается установка периметрального ограждения. На сегодняшний день такое ограждение есть в 95% школ.

В образовательных учреждениях региона систематически проводятся профилактические мероприятия в которых зачастую принимают участие социальные работники, педагоги-психологи, сотрудники правоохранительных органов, а также представители власти.

*Деятельность запрещена на территории России.

Возрастная категория сайта 18 +

Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

В Подмосковном Серпухове в православной гимназии Введенского женского монастыря произошел взрыв, который организовал бывший ученик. Он планировал активировать взрывное устройство во время утренней молитвы, но бомба сработала на входе в гимназию. Пострадали 10 человек. Следственный комитет расценил действия подростка как попытку самоубийства общеопасным способом. В 2021 году в российских образовательных учреждениях зафиксировано шесть подобных случаев. РБК Петербург спросил у экспертов, какие меры могут быть наиболее эффективными в предотвращении новых трагедий и насколько новые технологии помогут в решении этой задачи.


«Ещё при строительстве школы № 777 были предусмотрены максимальные меры безопасности — наше образовательное учреждение имеет первую категорию безопасности объекта, поэтому нам положена охрана и на территории, и внутри здания: дети проходят по карточкам через внешний периметр, а затем через внутренний. У нас установлено наружное и внутренне видеонаблюдение, и мы можем видеть заблаговременно все нештатные и подозрительные ситуации на территории нашей школы. Есть и тревожные кнопки, которые обеспечивают быстрое прибытие мобильных групп Росгвардии в случае ЧС.

В районных школах ситуация немного иная. Общей проблемой безопасности петербургских школ являются неквалифицированные сотрудники охранных предприятий. Как правило, в этих организациях нет подготовленных людей. В охрану идут либо дедушки, которые не могут быстро среагировать на опасную ситуацию, либо люди без определённой физической подготовки.


Кирилл Титаев, директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге:

«В моем детстве половина мальчиков ходила с ножами. Если мы хотим решить эту проблему, то такие меры как рамки металлоискателей и турникеты довольно эффективны. Если же мы противостоим готовящемуся продуманному преступлению, то, к сожалению, это всё не работает. И, судя по опыту США, где во многих округах школы превращены в бастионы, эффективных мер просто нет — если не превратить проход в школу в аналог предполетного досмотра.

Но даже в случае соблюдения всех инструкций у такой сложной системы, как в аэропорту, есть своя цена. Допустим, у нас в школе стоит пропускная система в стиле аэропорта. Какова пропускная способность одного блока, где есть ассистент, наблюдатель и досмотрщик, — допустим, 2 человека в минуту. Школа 10 классов, 5 классов в параллели по 20 человек — это уже 1 тыс. На досмотр через один блок понадобится 500 минут, то есть без малого 10 часов. Если мы готовы инвестировать в то, чтобы у нас в каждой школе были какие-то разумные сроки прохождения — 10 блоков досмотра. Но что важнее, это еще и 30 человек, которые их обслуживают. Вряд ли директора школ обрадуются перспективе нанять еще 30 человек в каждое учебное заведение. Это разговоры из области фантастики, и не только в России.

Если говорить о системах тотального видеонаблюдения, они, будучи правильно организованными (а это далеко не всегда так), достаточно эффективно работают на расследование, но очень плохо работают на превенцию. Причин две. Первая — количество людей, которые должны вылавливать опасные ситуации и подавать сигнал группам реагирования. Потому что у нас нет робота-полицейского, который отклеивается от потолка и хватает человека. Но главное, это должны быть десятки, тысячи людей, которые сидят и на эти камеры непрерывно смотрят, потому что количество камер в крупных городах уже сейчас таково, что отслеживать что происходит в живом режиме нереально.

Следующий этап, это когда есть полу-автоматизированная помощь — видеоаналитика, которая позволяет привлечь внимание человека, принимающего решения. Но проблема в том, что внешние сигналы преступного поведения очень шумные. То есть, количество ложных срабатываний будет превышать всякий разумный предел. А на страну нужно будет нанимать 2 млн бойцов, которые по этим сигналам будут что-то предпринимать и почти всегда это будут ошибки. Потому что уверенно различить на видео в автоматизированном режиме игрушечный автомат или настоящий очень сложно.

Распознавание эмоций тоже сомнительный шаг. У нас нет какой-то научно доказанной связи между внешним проявлением эмоций и сильно агрессивным поведением. Поэтому если мы выставляем какие-то маркеры, это уже само по себе сильно снижает эффективность работы. Работать вхолостую год за годом способен только очень редкий человек. Вам подают сигнал, что там опасность, вы прибываете — там ничего. Работать такая система будет чисто формально.

Читайте также: