Школа какого ученого послужила образцом для создания александрийского мусейона

Обновлено: 04.07.2024


Античная цивилизация характеризовалась высоким уровнем духовной культуры - это очевидная истина. Важно, однако, заметить, что основой этой замечательной культуры было соответствующее высокое развитие образования и науки, опиравшееся, в свою очередь, не только на индивидуальные свершения ученых, но и на достаточно разработанные организационные формы, на своего рода учебно-научные центры, контуры и судьба которых, при всем историческом своеобразии, напоминают явления нового времени. Особого внимания заслуживает, в частности, развитие в античном мире специальных философских школ, освященных именем Муз и потому называвшихся Мусейонами, этих прообразов университетов нового времени, а более всего - их трансформация в поздний эллинистическо-римский период из частных учреждений в государственные институты.


I. Общее понятие Мусейона

В классической древности каждое место, на котором почитали Муз, называлось "Мусейон" (to; Mousei'on [sc. iJJerovn]). Вершины гор, рощи, гроты, всегда оборудованные алтарем, реже - храмом, были столь типичными Мусейонами, что Плиний (Nat. hist., XXXVI, 154) обозначает этим словом даже искусственные гроты. Поскольку Музы представляли идею божественного происхождения всякого пения и сказания, мусическое искусство (hJ mousikh; [sc. tevcnh]) было существенной частью общего образования. Вследствие этого Мусейонами назывались как вообще жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь (Paus., IX, 31, 3), так и специальные школьные праздники (Aeschin., I, 10), а в позднем греческом языке так обозначались даже сами школы (Liban. Or.LVIII, 14; LXIV, 112). Платон (Phaedr., p.267 b) называет Мусейоном даже учебную книгу.

II. Мусейон как частное сообщество ученых почитателей Муз

Из связи Мусейона как святилища Муз и как учения (или места для учения) объясняется Мусейон платоновской Академии, который был в одно и то же время местом культа и научно-исследовательским институтом. Святилище Муз было также центром школы перипатетиков - Ликея. Как в Академии, так и в Ликее совместная жизнь и научные занятия (to; sumfilosofei'n) учителей и учеников составляли существо сложившихся там ученых сообществ. Самое же возникновение и дальнейшее существование этих сообществ всецело было обязано инициативе, авторитету и личным средствам мэтров - учредителей и их преемников.

Эти два Мусейона - платоновская Академия и аристотелевский Ликей - являют собой сравнительно ранние, но уже хорошо представленные в традиции ученые сообщества частно-правового типа, бывшие одновременно и первыми институционализированными научными учреждениями. Для более подробного ознакомления с их основанием и организацией мы, ради экономии места, отошлем к нашей, не так давно опубликованной, специальной работе (Фролов Э.Д. Философские содружества в Античной Греции как вид альтернативных социальных сообществ // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник, вып.2, СПб., 2000, с.111-149).

В заключение этой краткой характеристики Мусейона классической поры, выступавшего в роли учебно-научного центра, подчеркнем особенное качество главы институционализированной таким образом философской школы. Этот глава выступал в двух ипостасях: с одной стороны, в качестве собственника обустроенного и содержавшегося им на свои средства заповедного научного комплекса, а с другой - в качестве ученого руководителя, кровно заинтересованного в продолжении начатого им научного дела. Это заставляет нас вспомнить о своеобразии классической древности, где высокий уровень культуры был достигнут без прямого участия государства, усилиями самого гражданского общества (которое, впрочем, в принципе, и совпадало с тем же государством), и где, при отсутствии государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки, успехи в этих областях были обусловлены всецело усилиями и средствами частных лиц.

Однако в чистом виде такая ситуация характерна была именно для классической эпохи, для времени расцвета городов-государств, полисов. В более позднюю эллинистическо-римскую эпоху, когда на авансцену политической жизни вышла территориальная монархия, положение изменилось, и государственная власть взяла на содержание и поставила под свой контроль и высокую науку и об разование. Примером может служить Александрийский Мусейон, к характеристике которого мы теперь и обратимся.

III. Царский Мусейон в Александрии

Георгий Синкелл: "Этот Птолемей Филадельф, собрав отовсюду, так сказать, все книги мира старанием Деметрия Фалерского, третьего законодателя афинян, человека весьма уважаемого у эллинов, а в числе этих книг и писания евреев. учредил в Александрии в 132 Олимпиаду (252/1-249/8 гг.) библиотеку, при составлении которой и умер (246 г.). В ней было, по утверждению некоторых, 100 000 книг" (Georgius Syncellus. Ecloga chronographica, p.518 Dind.).

Иоанн Цец: "Тот самый царь Птолемей (т.е. Птолемей Филадельф, о котором упоминалось в предыдущем пассаже), поистине философская и божественная душа, крайний любитель всего прекрасного, и вида, и дела, и слова, когда через посредство Деметрия Фалерского и других почтенных мужей за счет царской казны собрал отовсюду в Александрию множество книг, то поместил их в две библиотеки, из которых во внешней (т.е. в Серапейоне) их насчитывалось 42 800, а в той, что была расположена внутри царских чертогов (т.е. в Мусейоне), - книг сложного состава насчитывалось 400 000, а простых и несложных - 90 000" (Ioannes Tzetzes. Prolegomena de comoedia Graeca, prooemium II).

Правда, упоминая об инициативах Деметрия Фалерского, оба византийца приписывают основание Александрийской библиотеки - а тем самым и Мусейона - Птолемею II Филадельфу, однако более ранний и авторитетный источник - Ириней Лионский, цитируемый Евсевием Кесарийским - определенно свидетельствует, что основателем библиотеки был Птолемей I: "Еще до римского владычества, когда Азия была во власти македонян, Птолемей, сын Лага, горя желанием украсить основанную им в Александрии библиотеку самыми совершенными произведениями всех народов, попросил у жителей Иерусалима их книг, переведенных на язык эллинов" (Irenaeus [Adversus haereses] ap. Euseb. Hist.eccl., V, 8, 11).

2. Расположение Мусейона. Где именно в Александрии был расположен Мусейон, - в точности неизвестно; по наиболее вероятному предположению, он находился к юго-западу от Восточной гавани. В любом случае, согласно Страбону, он был составной частью дворцового района. Приведем полностью соответствующее место из труда древнего географа, поскольку оно важно для понимания не только местоположения, но и устройства Мусейона в Александрии. "Мусейон, - пишет Страбон, - также является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне. Эта коллегия ученых имеет не только общее имущество, но и жреца-правителя Мусейона, который прежде назначался царями, а теперь - Цезарем" (Strab., XVII, 1, 8, p.793-794):
tw'n de; basileivwn mevro" ejsti; kai; to; Mousei'on, e[con perivpaton kai; ejxevdran kai; oi\kon mevgan, ejn w|/ to; sussivtion tw'n metecovntwn tou' Mouseivou filolovgwn andrw'n. e[sti de; th'/ sunovdw/ tauvth/ kai; crhvmata koina; kai; iJereu;" oJ ejpi; tw'/ Mouseivw/ tetagmevno" tovte me;n uJpo; tw'n basilevwn nu'n dV uJpo; Kaivsaro".

Итак, главными строениями Мусейона были, согласно Страбону, перипатос, экседра и большой дом, в котором находилась трапезная соучаствующих в Мусейоне мужей-филологов. Таким образом, главным помещением был общий столовый зал для членов Мусейона. Экседра с одной стороны открывалась на двор с колоннадой; она служила местом для преподавания и диспутов (Vitr., V, 11, 2 - exhedrae spatiosae, habentes sedes, in quibus philosophi, rhetores reliquique, qui studiis delectantur, sedentes disputare possint). Перипатос - обсаженная деревьями аллея под открытым небом - служила прежде всего местом для бесед. Конечно, там был и алтарь для Муз, хотя о нем нигде не упоминается, равно как и помещения для библиотеки и инвентаря, а также жилые помещения для членов Мусейона, так чтобы для них была возможна совместная жизнь и труд. Неясным остается, была ли упомянутая у Каллимаха (Epigr., 2) лесха (levsch) идентична с экседрой или она была самостоятельным строением, а также были ли расположены жилые помещения членов Мусейона непосредственно в нем самом или же в другом месте дворцового района.

3. Организация Александрийского Мусейона. В плане организационном Мусейон был видом синода (suvnodo", Strab., l.c.), своего рода фиасом Муз (qivaso" tw'n Mousw'n) под руководством назначавшегося царем жреца. Члены Мусейона также назначались царем, который предоставлял в их распоряжение общие средства (koina; crhvmata). Эта особенная роль царей подчеркивает, в противоположность платоновской Академии и школе перипатетиков, ярко выраженный монархический характер интересующего нас института, в чем отчетливо отразились перемены в окружающем мире. Члены Мусейона получали полное содержание (кормление - sivthsi", Strab., l.c.; Dio Cass., LXXVII, 7; Athen., I, 41, p.22 d) и твердое жалование (sunvtaxi" basilikhv, Athen., XI, 85, p.493 f - 494 a), о величине которого едва ли дают правильное представление те 12 талантов в год, которые получал Панарет, ученик Аркесилая (Athen., XII, 77, p.552 c: sunegevneto Ptolemaivw/ tw'/ Eujergevth/ tavlanta dwvdeka to;n ejniauto;n lambavnqn). Члены Мусейона пользовались освобождением от налогов (OGIS, 714, 4 sq.)и наверное также освобождением от общественных повинностей. Что касается числа сотрудников Мусейона, то определить его теперь невозможно.

Из аппарата управления Мусейона мы знаем лишь о казначеях (tamivai) и их счетных книгах (ta; bibliva, ejn oi|" aiJ ajnagrafaiv eijsi tw'n ta;" suntavxei" lambanovntwn) (Athen., XI, 85, p.493 f - 494 a); другие необходимые должностные лица, как, например, секретарь (grammateuv") и пр., не упоминаются.
4. Ученые занятия в Александрийском Мусейоне. В отличие от Афин, в Александрии на первый план сильнее выступали чисто филологические науки, так что Страбон прямо мог назвать членов Мусейона мужами-филологами (filovlogoi a[ndre"). Однако слава великих библиотекарей, поэтов и филологов, таких, как Зенодот из Эфеса, Каллимах из Кирены, Аристофан из Византия, Аристарх с Самофракии, не может умалить значения Мусейона и как математико-естественнонаучного исследовательского центра непревзойденного в древности уровня. Наряду с универсальными учеными вроде Эратосфена из Кирены, чье измерение окружности Земли составило эпоху в истории науки, славе Мусейона способствовали и поддерживали ее на надлежащей высоте математики и астрономы Конон с Самоса, Аполлоний из Перги, Гиппарх из Никеи, позднее также Созиген, а также медики Герофил из Халкедона и Эрасистрат с Кеоса.

Ученые Мусейона могли посвящать себя совершенно свободно своим научным занятиям. Однако, хотя в источниках об этом выразительно не сообщается, весьма вероятно, что они все, помимо чисто научных занятий, выступали также и с лекциями.
Важной частью научного обихода были также проводившиеся с известной регулярностью диспуты между членами Мусейона. Об их организации свидетельствует неоплатоник Порфирий: "В Александрийском Мусейоне был закон выдвигать темы для исследования и записывать предложенные решения" (ejn tw'/ Mouseivw/ tw'/ kata; Ajlexavndreian novmo" h\n probavllesqai zhthvmata kai; ta;" ginovmena" luvsei" ajnagravfesqai) (Porphyr. Ad Iliad., I, 682 [p.141 Schr.]). В ученых диспутах временами принимали участие и сами египетские цари, подобно тому как позднее это делал Адриан. О "научных подвигах" последнего читаем в его древней биографии: "В Александрии, в Музее он (Адриан) поставил специалистам много вопросов, и на эти поставленные им вопросы сам же ответил" (apud Alexandriam in musio multas qaestiones professoribus proposuit et propositas ipse dissolvit) (SHA. Ael. Spart. Hadrian., 20, 2).

Все же свобода ученых сотрудников александрийского Мусейона не была абсолютной. Конечно, они зависели от тех, кто их содержал, - от египетских царей, а позднее от римских императоров. Сходство их зависимого положения с жизнью содержащихся в клетках дорогих певчих птиц бросалась в глаза уже в древности. "Силлограф Тимон Флиунтский, - свидетельствует Афиней, - где-то называет Мусейон корзинкой, насмехаясь над содержавшимися в нем философами, потому что они питаются там, словно в какой-нибудь клетке, подобно дорогим птицам:
Народу много кормится в Египте многолюдном,
Книгомарателей, ведущих вечно споры
В корзинке Муз"
(Athen., I, 41, p.22 d).

5. Судьба Александрийского Мусейона. Высший расцвет Мусейона падает на раннюю пору при Птолемеях II и III (годы правления соответственно 282-246 и 246-222). При Птолемее VIII Эвергете II (145-116) обозначается глубокий спад: преследование царем друзей его племянника Евпатора побудило всех именитых ученых к бегству в Пергам, на Родос, в Афины и другие места. Царь даже назначил тогда главой библиотеки одного из своих офицеров Кидаса (POxy, X, 1241). Но даже и после приглашения новых членов Мусейон не достигал более прежнего значения.

Со времени Августа заботу о Мусейоне приняли на себя римские императоры, правда, подчас несколько своеобразным способом (так, например, Клавдий основал собственный, второй Мусейон, Suet. Claud., 42, 2). В раннее императорское время, как кажется, особенно процветали филологические занятия, представленные, к примеру, такими учеными, как Феон, Трифон, Апион. Адриан, по всей видимости, предоставлял членство в Мусейоне как расхожую милость. Но даже и во II в. в Мусейоне еще были именитые ученые, как, например, филологи Аполлоний Дискол, Гарпократион и Гефестион, математик Менелай, врач Соран, астроном и географ Клавдий Птолемей.

Мусейон сильно пострадал при Каракалле, который в 216 г. отдал Александию на разграбление своим солдатам (Dio Cass., LXXVII, 22), однако еще в середине III в. там преподавал такой крупный математик, как Диофант. Во время смут при Аврелиане, в 269/270 или 273 г., главные здания Мусейона (в Брухейоне) были разрушены (Amm., XXII, 16, 15 sqq.), однако преподавание (по-видимому, в Серапейоне) продолжалось. Главное значение Мусейона для будущего состояло тогда в его косвенном воздействии на учителей христианской церкви в Александрии. Остававшаяся во все времена языческой, эта ученая школа погибла окончательно при Феодосии I, вследствие его распоряжений о запрещении языческих культов и разрушении языческих святилищ. Тогда александрийские христиане разгромили Серапейон, на руинах которого они воздвигли свою церковь (391 г.). Последним известным по имени членом Мусейона был Феон, отец Гипатии, погибшей в 415 г. С гибелью Александрийского Мусейона практически пресеклась античная традиция научно-учебных центров с таким наименованием. Наследники имени, музеи нового времени служат иному назначению - сохранению художественных, литературных или научных коллекций, не исключающему, впрочем, естественно сопряженных с этим известных научных занятий.

Александрийская библиотека росла, пока был силён Египет Птолемеев. При ней писали филологи и поэты. Как центр знаний она дожила до конца 4-го в.

Основание Александрийского мусейона

Основателями библиотеки считают Птолемея I и философа Деметрия Фалерского. Последний оказался в Египте в 297 году после смерти его греческого покровителя Кассандра. Там он занял место доверенного советника царя и предложил идею создания библиотеки. Некоторые поздние авторы приписывают основание хранилища Деметрию и Птолемею II Филадельфу. В любом случае, Птолемей II много сделал для расширения библиотеки, поэтому наряду с отцом может считаться её основателем.

Учреждение получило название мусейон, то есть сообщество философов, где почитают муз. Оно было составной частью дворцового комплекса в Брухейоне. Комплекс включал место для прогулок, экседру (аудиторию, где проходили диспуты и учебные занятия) и здание, где помещалась столовая. В перипатосе (аллее с деревьями) беседовали учёные. Второй корпус библиотеки, Серапейон, находился в египетской части города при храме Сераписа. Там хранились копии книг.

Основой библиотеки стало личное собрание книг Аристотеля, которое купил Птолемей II. Цари Египта вели работу по сбору книг, которые привозили не только из Греции, но и из отдалённых регионов. За привезённые фолианты предоставлялось вознаграждение. Естественно, попадались подделки, и задачей учёных Александрии было выяснить, подлинное ли перед ними сочинение.

Если на судах, останавливавшихся в гавани города, оказывались книги, они изымались в пользу библиотеки. Владельцам могли выдать сделанные на месте копии. Птолемей III взял в Афинах под залог государственные экземпляры трагедий их величайших драматургов и вернул только копии.

1.jpg

Формально мусейон был фиасом (религиозным сообществом), которым руководил жрец (иерей). В других источниках главу мусейона называли также архиереем или эпистатом. Иерея назначал царь из династии Птолемеев, а позже — римский император. Также правитель Египта принимал решение о включении того или иного учёного в состав фиаса. Члены мусейона получали государственное содержание и жалование. Также их освобождали от налогов и общественных повинностей.

Не сохранилось статистических данных о сумма, которые уходили на работников библиотеки. Известно только, что живший в 3-м в. до н. э. Панарет получал в год 12 талантов. Число постоянных членов фиаса неизвестно. В годы расцвета сообщества оно могло достигать сотни.

Основной досуг членов мусейона составляли учёные занятия. Кроме этого они выступали с лекциями, а также дискутировали. Участниками дискуссий становились цари из династии Птолемеев.

Временем расцвета мусейона стал 3-й в. до н. э. Именно тогда жили и трудились грамматики, поэты, астрономы и философы, составившие славу Александрии.

Учёные, работавшие в библиотеке, становились наставниками царей Египта. Поэт Филит Косский воспитывал царевича Птолемея, ставшего позже царём Птолемеем II. Царевич продолжил филологическое образование под руководством грамматика Зенодота Эфесского. Для обучения Птолемея естественным наукам в Александрию из афинского Ликея был приглашён Стратон по прозвищу Физик.

Поэт Аполлоний Родосский был главой библиотеки и наставником будущего Птолемея III. В свою очередь, Птолемей III пригласил в Александрию астронома Эратосфена Киренского, а Аполлоний уехал обратно на Родос. Эратосфен стал главой библиотеки и, предположительно, наставником детей царя — Птолемея (будущего Птолемея IV) и Арсинои (будущей Арсинои III).

Гомеровский эпос: кодификация текста

Впервые поэмы Гомера были записаны в Афинах в 6-м в. до н. э. Но афинский вариант, похоже, не имел статуса общепринятого за пределами Аттики. Работа по приведению текста к тому виду, в каком он дошел до учёных Нового времени, продолжилась в Александрии. Она была связана с деятельностью Зенодота Эфесского, назначенного Птолемеем II главным библиотекарем Александрийской библиотеки.

2.jpg

Другой филолог библиотеки Аристарх также дискутировал с критическим изданием Зенодота. Аристарх разработал свой способ критики поэм — объяснять Гомера, основываясь только на Гомере. Встречая неясное по значению слово, он находил его в другом месте поэмы, где его понимание не подвергалось сомнению.

Античная медицина: школа эмпириков

Начиная с эпохи Птолемеев Александрия стала одним из главных медицинских центров Средиземноморья. Но речь всегда идёт о конкретных врачах и их учениках. Прямых свидетельств их работы в библиотеке нет.

Известно, что в Александрийской библиотеке была большая подборка книг для практикующих врачей и теоретиков. Особым интересом пользовалось наследие великого врача Гиппократа. Александрийские доктора дискутировали по поводу сложных мест и терминов в его трудах.

В Александрии начал свою работу Филин, основоположник медицинского направления эмпиризма. Филин был учеником другого известного врача, Герофила, но развил своё учение. Эмпиристы критически относились к медицинской теории и считали лучшим наставником практический опыт.

3.jpg

Выдающийся врач римского времени Гален хвалил эмпиристов за то, что они называли своё направление по методу работы, а не прятались за авторитетом основателя школы.

Эмпиристы разработали три способа получения опыта, каждый из которых получил своё название. Первый — наблюдение за тем, как что-то влияет на людей, и выявление, как это может помочь в лечении. Второй — перенос опыта на похожие ситуации (например, если лекарство помогает для одной части тела, то оно может быть полезно и для другой части тела со схожими свойствами). Третий — исторический, заключавшийся в изучении практических примеров из медицинских книг.

Пятикнижие Моисея: перевод на греческий

В 3-м веке до н. э. в Александрии был сделан перевод на греческий Пятикнижия Моисея. Позже, к 132 году до н. э., переведены и другие книги Ветхого Завета — поздние пророки (Иезекииль, Исайя, Иеремия) и псалмы.

4.jpg

Перевод не мог не вызвать недовольства части иудейского жречества. Первосвященник Элеазар скептически отнесся к самой идее перевода, но признал, что иудеи будут сотрудничать с царём в этом деле. Одним из условий, на которых лидеры Александрийской общины иудеев согласились сделать перевод Пятикнижия, стало освобождение иудейских рабов, захваченных войсками Птолемея во время кампаний в Леванте.

Спад в деятельности учреждения произошёл при Птолемее VIII (170−116 гг. до н. э.). Он преследовал сторонников своего брата, среди которых были и учёные. Многие из них покинули Египет, перебравшись в другие научные центры — Афины, Пергам или Родос.

Во время боёв в Александрии в 48 году до н. э., по данным некоторых античных авторов, были сожжены тысячи книг. Цезарь поджёг свои корабли, огонь с них перекинулся на город. Возможно, пострадало здание библиотеки, а возможно, — книги, подготовленные к перевозке в Рим.

5.jpg

Плутарх писал в биографии Марка Антония, что этот римлянин передал Александрийской библиотеке 200 тыс. свитков из приходящей в упадок библиотеки Пергама. Возможно, масштаб дара был не таким большим, но он мог компенсировать книжные утраты 48 года до н. э.

Когда Египет вошёл в состав Римской империи, покровителями мусейона стали императоры. Клавдий присоединил к мусейону ещё один, названный его именем, — Клавдиэей. Также император распорядился, чтобы в установленные дни в одном из мусейонов читали вслух его исторические труды.

В 216 году н. э. учреждение пострадало, когда Александрию разграбили солдаты императора Каракаллы. В 270-е гг. в ходе гражданской войны император Аврелиан взял Александрию и разрушил здание библиотеки в Брухейоне. Серапейон продолжал работать до времен Феодосия I. В 391 году он был разгромлен. С этого времени Александрийский мусейон перестал функционировать как научный и религиозный центр.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙ - научно-учебный центр, основанный в III в. до н. э. в Александрии Египетской первым царем эллинистического Египта Птолемеем I. Образцом Александрийскому мусею послужили афинские философские школы (Академия Платона, Ликей Аристотеля). Точное место расположения Александрийского мусея неизвестно, но, вероятнее всего, он находился в дворцовом районе Брухейоне. Состоял из множества помещений: зал для дискуссий, комнаты для работы и занятий с учениками, лаборатории, анатомический театр, обсерватория, зоологический сад с редкими животными и парк с тропическими растениями, столовая для общих трапез, тенистая аллея для прогулок и библиотека. Здесь жили, работали и преподавали известные ученые, философы и поэты — математик и физик Архимед, географ и астроном Эратосфен, математик Евклид, поэт и филолог Каллимах, создатель гелиоцентрической системы Аристарх, философ-стоик Посидоний, поэт Феокрит и др. Птолемеи отовсюду приглашали в Александрию выдающихся ученых, писателей, поэтов. Хотя работавшие в Александрийском мусее ученые и их ученики жили на полном иждивении царя, пребывание здесь имело и свои теневые стороны. Ими руководил жрец, назначаемый царем, тем самым вся деятельность ставилась под контроль царского двора. Поэтам и ученым вменялось в обязанности восхвалять щедрость и могущество царя. Такие известные поэты, как Каллимах и Феокрит вынуждены были писать льстивые стихи, в которых под видом олимпийских богов выступали цари. Сохранилась эпиграмма Эратосфена, где автор вынужден называть царя богом. Афиней приводит стихи Тимона в адрес александрийских ученых, которые живут как птицы в клетке. Однако, несмотря на зависимое положение ученых при дворе Птолемеев, средоточие крупных научных сил давало возможность общаться между собой, будило их творческие силы. Особенно шагнули вперед в своем развитии математика, механика и естественные науки. С Александрийским мусеем связана прославленная Александрийская библиотека, которая находилась в том же комплексе построек. Она представляла крупнейшее книгохранилище античного мира, Птолемеи тратили огромные средства для ее комплектования.

Александрийский мусей послужил образцом для других подобных учреждений, ему подражали в Риме, Византии. В римское время Александрийский мусей постепенно теряет свое значение. Он сильно пострадал при Каракалле, который в 216 году отдал Александрию на разграбление своим воинам. В 273 году войска император Аврелиана при взятии Александрии разрушили Александрийский мусей. Остатки библиотеки ученые перенесли в храм Сераписа (Серапейон), где находилась вторая библиотека, и здесь продолжали работу. Серапейон был разрушен христианскими фанатиками при Феодосии в 391 году.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 260-261.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. М., 1962; Чистяков П. Эллинистический Мусейон // Эллинизм: восток и запад. Ред. Е. С. Голубцова. М., 1992; Фролов Э. Д. Александрийский Мусейон // Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть. СПб., 2001.

(греч. moyseion - храм муз) - научное, литературное и высшее образо-ват. учреждение в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н. э. по распоряжению царя Птолемея I. Наиболее вероятным организатором его был философ перипатетик Деметрий Фалерский. А. м. получил устройство по образцу афинских философских школ, в особенности Ликея. Возглавлял А. м. жрец высшего ранга, назначавшийся в эллинистич. период царем, а в римский - императором. Птолемеи приглашали в А. м. греч. ученых, философов, писателей из всех стран эллинистич. мира (в А. м. работали Эвклид, Эратосфен, Каллимах и др.). Члены А. м. жили на царском иждивении и занимались науками, лит-рой, преподаванием. Они были свободны в выборе тем науч. или лит. занятий; в то же время обязаны были проявлять верноподданич. чувства. Редкие проявления критики или оппозиции жестоко подавлялись (так, Птолемей II приказал утопить поэта, осмеявшего его брак с родной сестрой Арсиноей). Потребности времени обусловили в А. м. развитие математики, астрономии, естествознания, географии, медицины, а также филологии и грамматики, в частности проводился критич. разбор текста гомеровских поэм. Отдельные члены А. м. занимались прикладными науками, им принадлежит ряд изобретений. Успехи в лит-ре были значительно скромнее. Расцвет А. м. относится к 3 в., а по отдельным наукам к 3-2 вв. до н. э. При А. м. была б-ка, насчитывавшая к сер. 3 в. до н. э. до 500 тыс., а в сер. 1 в. до н. э. до 700 тыс. свитков книг по различным отраслям греч. и отчасти вост. науки, техники, по философии, лит-ре и т. п. Заведовал б-кой ученый, тоже назначавшийся царем. Обычно он был и воспитателем наследника. В 48 до н. э. во время Александрийской войны часть б-ки А. м. сгорела. В рим. период А. м. постепенно теряет значение, но отдельные выдающиеся ученые работали в А. м. и во 2 в. н. э. В 273 войска имп. Аврелиана при взятии Александрии разрушили и сожгли А. м. и б-ку. Ученые А. м. переправили остатки б-ки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками. Б-ка опять пострадала. Последние остатки ее были уничтожены мусульманами-фанатиками при халифе Омаре в 642.

Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН" в других словарях:

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН — (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Современная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН — (греч. museion храм муз) совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в нач. 3 в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272 273 … Большой Энциклопедический словарь

Александрийский мусейон — (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александрийский мусейон — (греч. muséion храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. * * * АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ … Энциклопедический словарь

Александрийский мусейон — (греч. muséion храм или святилище муз) один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии (См. Александрия) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского.… … Большая советская энциклопедия

Александрийский мусейон — Александр ийский мус ейон … Русский орфографический словарь

Александрийский мусейон — науч., лит. и выс шее образоват. учрежд. в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н.э. по распоряж. царя Птолемея I. Наиболее вероят. организатором его был философ перипатетик Деметрий Фалерский. А.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

МУСЕЙОН Александрии — МУСЕЙОН в Александрии см. Александрийский мусейон … Большой Энциклопедический словарь

Мусейон — в Александрии, один из главных научных и культурных центров античного мира; см. Александрийский мусейон … Большая советская энциклопедия

мусейон — в Александрии, см. Александрийский мусейон … Энциклопедический словарь

Читайте также: