План урока математики 3 класс нахождение части числа

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Дидактическая система Л.В. Занкова". Урок открытия новых знаний.Обучающиеся , погружаясь вместе с учителем в исследование по данной теме, сами приходят к выводу, что такое "доля" и "целое", учатся определять и записывать дроби, решать задачи. На этом же уроке происходить и закрепление нового материала.

ВложениеРазмер
zadachi_na_nahozhdenie_chasti_chisla._istoriya_vozniknoveniya_drobi._3_klass.docx 33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Технологическая карта урока

Задачи на нахождение части числа. История возникновения дроби.

Урок освоения новых знаний

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию ; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель личностного развития: формировать умение работать в паре и группе

Ожидаемый результат:

А – находит пятую часть числа

В – решает простые задачи на нахождение части числа

С – решает составные задачи на нахождение остатка

Математика Класс: 3 Дата проведения: 22.09.16 Урок № 16

Тема: Часть числа

Цель личностного развития: формировать умение работать в паре и группе

Ожидаемый результат:

А – находит пятую часть числа

В – решает простые задачи на нахождение части числа

С – решает составные задачи на нахождение остатка

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

(Обложки от тетрадок)

Цель: создание между участниками доверительных отношений.

Каллиграфическая минутка

Цель: формирование каллиграфического почерка

Взаимотренаж таблица умножения

Цель: формирование навыков устного счёта

Актуализация знаний.

Устный счёт

1.5 увеличить в 6 раз

2. 45 уменьшить в 5 раз

3. во сколько раз 40 больше чем 5

4. на сколько 40 больше чем 5

5.во сколько раз 5 меньше чем 35

6.произведение 20 множитель 5 чему равен множитель

7.3 делимое 15 чему равен делитель

8. верёвку длиной 30м разрезали на 5 частей. Чему равна длина одной части

Выход на тему и цели урока.




-Как решили последнее задание?

-Как по другому можно записать 30:5

Знакомство с записью

Я узнаю… Я смогу… Я научусь

Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение.

Записывают число, классная работа

Работа в парах сменного состава

Нахождение пятой части числа.

Раскрась в каждой фигуре пятую часть

- А теперь представьте, что круг – это арбуз, который весит 30кг. Сколько будет весить пятая часть?


- Прямоугольник – это пирог. Он весит 15 кг. Сколько весит пятая часть пирога?

- Фигура из квадратов -шоколадка. Она стоит 45тг. Сколько стоит пятая часть шоколадки?

- Фигура из треугольников – сыр. Он стоит 30€. Сколько стоит пятая часть сыра.

Чтение правила на с. 80.

Вопросы для знатоков.

-чему равна пятая часть часа

-чему равна пятая часть 1км

-сколько кг составляет пятая часть центнера

-чему равна пятая часть дм?

Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — …

Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит …

Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — …

Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь — ….


Цель: формировать представления об алгоритме поиска доли числа.

Начать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли числа.

Развивающая: Развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес

Воспитательная: воспитание математической речевой культуры

Этапы урока

Формирование УУД,

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Математика – гимнастика ума.

Логично мыслить учит нас она.

Из всех наук важнейшая,

Настройтесь на отличную работу. Сегодня мы будем совершать открытия.

Ребята, нам пришло письмо! Чтобы его открыть, надо выполнить задание:

- Запишите трехзначное число, сумма цифр которого равна 8, число единиц – 5, сотен – на 4 меньше (125)

- Запишите число, сумма цифр которого равна 9, сотен – 3, десятков – в 2 раза больше (360)

- Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых

(125 = 100 + 20 + 5
360 = 300 + 60)

- Найдите сумму и разность этих чисел. (Ответы читаем хором)

(365 + 125 = 485
360 – 125 = 235)

Ответы совпадают с кодом на конверте! Кто сможет просчитать это число?

(Открываем конверт, читаем: “Приглашаю вас на День Рождения! Алиса”)

Ребята, а обратного адреса нет. Как вы думаете, какая Алиса пригласила нас в гости?

(Алиса Селезнева/ Лиса Алиса/ Алиса из Зазеркалья)

Чтобы не ошибиться, давайте посчитаем и отгадаем автора, который придумал эту Алису. (Устный счет)

(64 + 75) – 44 = 95 И

38 + 47 + 22 + 33 = 140 Б

(16 + 34) · 5 = 250 У

5 · 37 · 2 = 370 Ч

(37 + 48) – 18 = 67 К

24 + 31 + 26 + 19 = 100 Р

(22 + 38) · 6 = 360 Ы

2 · 38 · 5 = 380 Ё

Расположите ответы в порядке возрастания и вы прочтете фамилию автора.

Теперь очевидно, что нас пригласила к себе в гости Алиса Селезнева. Ребята, а где она сейчас находится?

(На неизвестной планете)

Как же мы туда попадем? Необходимо сконструировать ракеты (по группам), а командиры экипажей у доски сконструируют ракету для гостей.

(Каждой группе раздается конверт с математическим лото)

Объявляется минутная готовность.

(За минуту члены экипажа должны решить по одному примеру, найти ответ на поле и положить туда свою карточку, перевернув ее, если все примеры будут решены правильно, получится изображение ракеты).

Мы летим! Закройте глаза, представьте, что вы видите (под музыку).

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

III. Постановка проблемы

Работа в парах.

Задание № 1, с. 78, текст со знаком .

Цель работы:

выдвижение гипотез (на основе выполненного предметного

действия) об алгоритме вычисления (отвлечённые действия над числами) длины доли бумажной полоски.

- Какие данные вы нашли?

- Обсудите в парах, как можно выполнить это задание?

- Предложите способ нахождения доли числа.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

IV. Открытие нового знания.

Мы приземлились на “поляне открытий”. Чтобы двигаться в нужном направлении, нам надо выполнить задание, у каждой группы оно свое. Вы найдете его в конверте.

(Каждой группе дается полоска в 16 см длиной и 1 см шириной)


1 группа – согните полоску пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?


2 группа – согните полоску пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?


3 группа – согните полоску пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?


4 группа – согните полоску пополам, затем еще раз пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?


5 группа – согните полоску пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

Полоску (целое) разделили на 8 равных частей.


Длина полоски равна 2 см, так как 16 : 8 = 2 (см)


Сделайте вывод! Что надо сделать, чтобы найти (энную) долю числа а?

(Каждая группа после обдумывания еще раз предъявляет работы).

Мы сегодня совершили главное открытие сегодняшнего путешествия – как найти долю числа. Это и есть тема нашего урока.

(открываем на доске – Нахождение доли числа

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7 – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Развиваем умения:

1 – самостоятельно формулировать цели урока после

V. Первичное закрепление.

Перед вами город геометрических фигур. Назовите фигуры.

(ломаная кривая, луч, отрезок)

Отрезок АВ имеет длину 12 см. (работа в парах)


1 вариант. Начерти этого отрезка.


2 вариант. Начерти этого отрезка.

Сложите длины своих отрезков. Если у вас получилось 6 см, вы выполнили задание правильно!

В этом городе существуют свои правила движения – тише едешь, дальше будешь.


дм = см


дм = см


дм = см


м = см


дм 2 = см 2


м 2 = дм 2

(К доске выходят по очереди по одному человеку от каждой команды).

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

На День Рождения принято приходить с подарками. Поэтому мы попадаем в магазин подарков!


36 : 3 = 12 (п.) - книги


45 : 15 = 3 (дм) – запуталось

45 – 3 = 42 (дм) – осталось

2 человека у доски - № 5 (в). На местах учащиеся работают в парах по вариантам.

42 : 7 = 6 (дм) – на одну коробку

6 9 = 54 (дм) – нужно для 9 коробок

42 : 7 = 6 (дм) – на одну коробку

6 12 = 72 (дм) – нужно для 9 коробок

Сложите полученные ответы.

Если у вас получилось 126, значит, вы верно решили задачу.

Именно в доме под этим номером и ждем нас Алиса Селезнева

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

VII. Итог урока.

- Какие задания выполняли?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

VIII. Домашнее задание.

Дидактический материал, с. 90, № 4; учебник, с. 79, задача № 7б.

2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Ознакомление с нахождением доли числа, с записью этого действия.

2. Формирование УУД:

познавательные: учить извлекать информацию, представленную в виде текста, чертежа, делать выводы на основе обобщения знаний;

регулятивные: учить самостоятельно определять тему и цель урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать свою работу, корректировать полученный результат;

коммуникативные: учить высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Воспитание дружелюбия, послушания.

Тип урока: урок введения нового знания.

Технология: проблемно-диалогическая.

Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всем старательны.

Записываем число, классная работа, прописываем число в тетради, данное как образец.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Натуральное число ? 9

Неизвестное число 4 у

-Соедините число с понятием. Какие числа называются натуральными?

-Проведем математический диктант без слов. Я показываю на одну из фигур на доске, а вы записываете какую долю фигуры составляет закрашенная часть.

Учитель показывает на фигуру, дети записывают.

Запись на доске и в тетради: ? ? ¼ 1/6 ½

-Оцените свою работу. Что нужно было сделать? Удалось ли? Выполнили полностью верно или с ошибками? Справились полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

-Определите и поставьте себе отметку. Кто поставил 5? 4? 3?

-Какие умения отрабатывали при выполнении этого задания? Что означает число под чертой? Над чертой?

-Верно, в жизни нам приходится делить, делиться, отдавать часть чего-то или брать какую-то долю себе, решать какие-то практические задачи, связанные с долями.

3. Постановка учебной задачи.

-А вот и первая задача. Приближаются праздники: День Матери, Новый год. В такие дни мы дарим подарки, красиво их оформляем.

На доске задача №1 с. 78 ч.1 учебник Т. Е. Демидовой Математика 3 класс.

-Что в задаче неизвестно? (часть, остаток)

- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть 12 – 1/3)

-Сколько ленты испорчено? (1/3 от 12 м)

-Возникает ли вопрос? Какой? Зафиксируем его на доске.

4.Открытие нового знания.

-Кто знает как найти долю от числа? (ответы детей)

-Верно. Что сейчас делали? Как?

-Чему равна 1/3 от 12 м? (4м)

-Узнайте сколько ленты осталось? Хватит ли её?

-Подведем итог нашей работы. Что делали? Сразу нашли неизвестное число? Что пришлось сделать сначала? Как?

-Итак как найти долю от числа? (надо число разделить на количество равных частей)

На доске: 1/3 от 12м 12м ÷ 3 = 4м

-Молодцы. Продуктивно поработали. Пора отдохнуть.

Физминутка.

Раз-руки вверх махнули

И при этом все вздохнули.

Два –три - нагнулись, пол достали,

А четыре-прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем.

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

-А вот и вторая задача. Одной очень послушной девочке подарили на Новый год 54 игрушки. 1/6 часть всех игрушек составляли куклы. Сколько кукол подарили послушной девочке?

-Посмотрите на чертёж и скажите все ли верно?

-Запишите слово задача и выполните верный чертеж.

-Что нужно узнать в задаче?

-Можно ли сказать, что нужно узнать долю числа? Как найти 1/6 от числа 54?

На доске: 1/6 от 54 =? 54 : 6 = 9

-Давайте, опираясь на все записи, зафиксированные на доске, сделаем общий вывод: как найти 1/n от а числа?

(одну энную от какого-нибудь числа)

На доске запись: 1/n от а = ? а : n

-Применим этот вывод для решения самых разнообразных заданий.

4. Первичное закрепление.

¼ от 32 1/10 от 90

2.Отрезок имеет длину 12 см. Начертите 1/3 этого отрезка, 1/6 этого отрезка.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Продолжительность жизни коня 30 лет. 1/5 часть жизни он растет. Сколько лет конь растет?

Запишите решение и ответ.

-Проверьте свою работу с образцом.

-Оцените свою работу.

5.Итог урока (рефлексия деятельности).

-Сформулируйте тему нашего урока, цель урока. Достигли ли мы цели урока?

-Как найти n долю от числа а?

-Что для вас было трудным?

6. Домашнее задание.

С. 79 № 7 а), по желанию придумать задачу на нахождение доли числа и принести в класс.

Составитель: Буслаева Е.Л.

учитель начальных классов

п. Крапивинский, 2015

Предмет: математика

Класс: 3 класс

Тема: Нахождение доли числа.

1. Ознакомление с нахождением доли числа, с записью этого действия.

2. Формирование УУД:

познавательные: учить извлекать информацию, представленную в виде текста, чертежа, делать выводы на основе обобщения знаний;

регулятивные: учить самостоятельно определять тему и цель урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать свою работу, корректировать полученный результат;

коммуникативные: учить высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Воспитание дружелюбия, послушания.

Тип урока: урок введения нового знания.

Технология: проблемно-диалогическая.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всем старательны.

Записываем число, классная работа, прописываем число в тетради, данное как образец.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Натуральное число ⅓ 9

Неизвестное число 4 у

-Соедините число с понятием. Какие числа называются натуральными?

-Проведем математический диктант без слов. Я показываю на одну из фигур на доске, а вы записываете какую долю фигуры составляет закрашенная часть.

Учитель показывает на фигуру, дети записывают.

На доске:



Запись на доске и в тетради: ⅓ ⅛ ¼ 1/6 ½

-Оцените свою работу. Что нужно было сделать? Удалось ли? Выполнили полностью верно или с ошибками? Справились полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

-Определите и поставьте себе отметку. Кто поставил 5? 4? 3?

-Какие умения отрабатывали при выполнении этого задания? Что означает число под чертой? Над чертой?

-Верно, в жизни нам приходится делить, делиться, отдавать часть чего-то или брать какую-то долю себе, решать какие-то практические задачи, связанные с долями.

3. Постановка учебной задачи.

-А вот и первая задача. Приближаются праздники: День Матери, Новый год. В такие дни мы дарим подарки, красиво их оформляем.

На доске задача №1 с. 78 ч.1 учебник Т. Е. Демидовой Математика 3 класс.

-Что в задаче неизвестно? (часть, остаток)

- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть 12 – 1/3)

-Сколько ленты испорчено? (1/3 от 12 м)

-Возникает ли вопрос? Какой? Зафиксируем его на доске.

4.Открытие нового знания.

-Кто знает как найти долю от числа? (ответы детей)

-Верно. Что сейчас делали? Как?

-Чему равна 1/3 от 12 м? (4м)

-Узнайте сколько ленты осталось? Хватит ли её?

-Подведем итог нашей работы. Что делали? Сразу нашли неизвестное число? Что пришлось сделать сначала? Как?

-Итак как найти долю от числа? (надо число разделить на количество равных частей)

На доске: 1/3 от 12м 12м ÷ 3 = 4м

-Молодцы. Продуктивно поработали. Пора отдохнуть.

Раз-руки вверх махнули

И при этом все вздохнули.

Два –три - нагнулись, пол достали,

А четыре-прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем.

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

-А вот и вторая задача. Одной очень послушной девочке подарили на Новый год 54 игрушки. 1/6 часть всех игрушек составляли куклы. Сколько кукол подарили послушной девочке?

-Посмотрите на чертёж и скажите все ли верно?

-Запишите слово задача и выполните верный чертеж.

-Что нужно узнать в задаче?

-Можно ли сказать, что нужно узнать долю числа? Как найти 1/6 от числа 54?

На доске: 1/6 от 54 =? 54 : 6 = 9

-Давайте, опираясь на все записи, зафиксированные на доске, сделаем общий вывод: как найти 1/n от а числа?

(одну энную от какого-нибудь числа)

На доске запись: 1/n от а = ? а : n

-Применим этот вывод для решения самых разнообразных заданий.

4. Первичное закрепление.

¼ от 32 1/10 от 90

2.Отрезок имеет длину 12 см. Начертите 1/3 этого отрезка, 1/6 этого отрезка.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Продолжительность жизни коня 30 лет. 1/5 часть жизни он растет. Сколько лет конь растет?

Запишите решение и ответ.

-Проверьте свою работу с образцом.

-Оцените свою работу.

5.Итог урока (рефлексия деятельности).

-Сформулируйте тему нашего урока, цель урока. Достигли ли мы цели урока?

-Как найти n долю от числа а?

-Что для вас было трудным?

6. Домашнее задание.

С. 79 № 7 а), по желанию придумать задачу на нахождение доли числа и принести в класс.


Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.

Ребята, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  • из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  • из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

Давайте продолжим работу с дробями. На доске записаны дроби. 1/2; 1/4; 1/3; 1/100.

Прочитайте дроби. Как по-другому можно их назвать? (Половина, четверть, треть, сотая.)

Расположите эти дроби в порядке возрастания (1/100; 1/4; 1/3; 1/2). Почему именно так расположили?

Вывод: чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

А теперь найдите 1/2 от 40; 1/3 от 50; 1/4 от 100; 1/100 от 1/1000.

Сколько дециметров в половине метра? (5 дм).

Найдите 1/2 часть самого меньшего шестизначного числа. (50 000).

Сколько часов в 1/3 части суток? (8 часов).

Сколько секунд в 1/4 части минуты? (15 секунд).

Сколько минут в четверти часа? (15 минут).

Что ещё можно делать с дробями? (Решать задачи).

1) В классе 30 учеников, из них 1/5 часть отличники. Сколько отличников в классе?

2) Задумали число, 1/5 которого равна 15. Какое число задумали? (15 х 5 = 75).

3) Длина проволоки 64 м. От неё отрезали 1/4 часть. Сколько метров проволоки отрезали? (64:4 = 16).

4) Сколько месяцев содержит 5/6 года? (Проблема. )

Мы должны научиться решать задачи на нахождение части числа.

III. Открытие нового знания

Нахождение части числа. Подводящий диалог.

Какую часть от числа вы умеете находить?

1/6 1 год = 12 месяцев, 1/6 года 12 месяцев : 6 = 2 месяца

Работа со схемами.


Что заметили? Как узнать, сколько месяцев в 5/6 года? 12 : 6 • 5 = 10 (мес).

Работа в тетради-учебнике. Стр. 85 — знакомство с решением задач.

Как же найти часть числа?

Вывод: чтобы найти часть числа, которая выражена дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

Чтение с доски алгоритма.

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

IV. Закрепление нового материала

Комментирование. Стр. 85 № 1.

а) 3/4 от числа а -> а : 4 • 3;

б) 5/7 от числа b -> b : 7 • 5;

в) 2 % от числа с -> с : 100 • 2;

г) m/n от числа 60 -> 60 : n • m;

Самостоятельная работа с. 85. № 2 (взаимопроверка в парах).

а) 2/9 от 18 кг -> 18 : 9 • 2;

б) 3/5 от 300 руб -> 300 : 5 • 3 = 180 руб;

в) 4 % от 2000 руб -> 2000 : 100 • 4 = 80 руб;

г) 15 % от 4000 м -> 4000 : 100 • 15 = 600 м.

Устанавливаю, насколько хорошо усвоили новую тему.

V. Повторение и закрепление пройденного

Решение задачи на нахождение части числа, (стр. 86, № 3) — с комментированием.


45 мин : 5 • 3 = 27 мин

Ответ: диктант длился 27 минут.

Решение задачи с использованием формулы работы (самостоятельно). № 9, стр. 87 по рядам.

Вспоминаем формулу работы: А = v • t

Какой формулой воспользовались, отвечая на поставленный вопрос задачи?

Решение уравнений по вариантам, стр. 87 № 11.

800 – (90 • x + 17) = 423

240 : (y : 15) – 18 = 42

Чему равен корень уравнений?

VI. Итог (рефлексия)

Чему научились на уроке? (Находить части числа.) К какому выводу пришли? (Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби). Как оцениваете свою работу? Что, по-вашему, является наиболее важным? Расскажите о своих достижениях сегодня на уроке.

Читайте также: