Электронная музыка что это такое кратко

Обновлено: 01.07.2024

Электро́нная му́зыка (нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий). Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре.

Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических / электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами.

До последней трети XX века электронная музыка ассоциировалась, главным образом, с экспериментами (как в СССР, так и за рубежом) в академической музыке, но это положение дел изменилось с налаживанием серийного производства синтезаторов звука в 1970-е годы. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие джазовые, рок- и поп-музыканты. В начале XXI века электронная музыка включает в себя широкий спектр стилей и жанров — от единичных экспериментов авангардистов до широко тиражируемой прикладной музыки.

email

Анатолий Васильченко
Чернигов, Украина

(Использованы материалы из Википедии и других интернет-источников)

Но всё-таки остался один аналоговый инструмент, без которого не могут обойтись эл. музыканты. Это MIDI-клавиатура. Она подключается к компьютеру и позволяет играть партии виртуальных синтезаторов. Без неё не возможно писать музыку профессионально, это инструмент, который всегда сопровождает эл. музыканта в его творчестве.

Выбор остаётся за Вами, задача же эл. музыканта заключается в том, чтобы написать музыку, которая бы вам понравилась.


Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music) – это музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий, а также при помощи специальных компьютерных программ. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты, как терменвокс, синтезатор и компьютер. Электронная музыка прежде ассоциировалась только с западной академической музыкой, но это изменилось с появлением доступных по цене электронных синтезаторов в конце 60-х. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны не только крупным студиям звукозаписи, но и также широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие рок- и поп-артисты. С этого момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.

В 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал изобретённое им устройство – фоноавтограф. Фоноавтограф был первым устройством, которое позволяло записывать звуки, однако не могло воспроизводить их. В 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон запатентовал фонограф. Фонограф Эдисона, как и фоноафтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндры, но, в отличие от фоноавтографа, звук можно было как записывать, так и воспроизводить. В 1906 году появилось крупное изобретение, которое оказало глубокое влияние на развитие электронной музыки. Это был триодный ламповый усилитель (аудион), разработанный американским изобретателем Ли де Форестом. Это была первая электронная лампа, состоявшая из стеклянного сосуда с термокатодом внутри, которая позволила вырабатывать и усиливать электрические сигналы. Изобретение электронной лампы положило начало существованию радиовещания и сделало возможным появление электронных вычислительных процессов.

Новая эстетика музыкального искусства

1920 - 1930-е годы

Метод фотооптической записи звука, применявшийся в кинематографии, позволял увидеть графическое изображение звуковой волны. Этот метод позволил также реализовать процесс синтеза звука путём графического отображения будущего звука на поверхности пленки. Музыкант должен был буквально рисовать музыку. Магнитная плёнка открыла массу новых возможностей для манипулирования звуком. Магнитная плёнка была относительно дешёвым и очень надёжным звуконосителем. Так же, как и киноплёнку, её можно было изменять в соответствии с задумкой автора: нежелательные части плёнки можно было удалить или перенести в другое место; можно было соединять плёнки с разных носителей. Плёнку можно было склеить таким образом, чтобы создать эффект зацикливания одного или нескольких звуков. Скорость движения плёнки можно было замедлить или ускорить, проигрывать задом-наперед и перематывать. Усилители сигнала и монтажное оборудование ещё более расширили возможности плёнки как носителя информации, позволяя размножать записи (живые звуки, речь, музыку), чтобы их смешать вместе и записать на другую пленку с относительно низкой потерей качества звучания. Ещё одним неожиданным сюрпризом было то, что магнитофоны можно было переделать в эхо-машины, которые воспроизводили бы сложные поддающиеся контролю высококачественные эффекты эхо и реверберации. Большую часть таких эффектов просто невозможно было смоделировать механическими устройствами.

Производство аппаратов магнитной записи, поставленное на поток, незамедлительно привело к возникновению новой формы электронной музыки – электроакустической музыки. К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, относятся: Эдгар Варез, Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.

Конкретная музыка

Elektronische Musik

Вторая половина 1950-х: компьютерная музыка

Австралийские учёные Тревор Пирси и Мастон Бирд изобрели и построили CSIRAC – одну из первых цифровых ЭВМ. Математик Джеф Хилл запрограммировал компьютер проигрывать популярные музыкальные мелодии начала 50-х. В 1956 году были сделаны миру ряд значительных открытий и изобретений в области электронной музыки:

1960-1970-е

Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960 – 1970-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can, Popol Vuh, Клауса Шульце и групп Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!. Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. На протяжении 1970-х синтезаторы стали модным и популярным новшеством в музыке, постепенно вытесняя электроорганы. Электронная музыка 1970-х – это в основном клавишно-синтезаторная музыка.

1970-1980-е

Электронная музыка - очень важный пласт в музыкальной индустрии, давно вошедший во все современные жанры и создавший большое количество новых направлений. Но до сих пор далеко не каждый может ответить на вопрос "Что же такое электронная музыка?".

Для кого-то это условное "тыц-тыц" бездушных машин, а для кого-то это целый мир в изучении, прослушивании и открытии которого можно провести вечность.

Начнём с главного: электронной называют музыку, созданную при помощи электронных технологий и так называемых электро-музыкальных инструментов. Чтобы сделать любую музыку нужно сначала получить звук.

Звучание электронной музыки строится на двух столбах - синтезаторы и сэмплы. Что же такое синтезатор и откуда берётся звук? Звук - это разного рода физические колебания, которые воспринимают наши с Вами уши. Любой музыкальный инструмент издаёт эти колебания или, иначе говоря, звуковые волны.

У каждого инструмента и у каждой ноты волна будет отличатся в зависимости от высоты, тембра и громкости звука. В гитаре и скрипке колеблются струны, в трубе или флейте - воздух, который выдувается, а синтезаторы позволяют создавать и изменять звуковые волны, как правило, из волн электромагнитных.

Слово "синтез" в данном случае является корнем потому, что звук формируется благодаря совмещению или синтезу разных видов звуковых волн. Именно благодаря возможности такого совмещения, кроме того, что можно получить звук, похожий на абсолютно любой инструмент, также можно создать звук совершенно новый.

Первым в мире электронным инструментом принято считать терменвокс. Инструмент сделан советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Две металлические антенны создавали электромагнитное поле, образующее звук одной сенсоидной волны. А руки исполнителя, которые перемещались в этом поле, могли изменять звук в громкости и высоте.

Позже француз Морис Мартено изобрёл электронный инструмент клавишного типа под названием Волны Мартено. И з 20-х годов изобретатели всего мира начали созавать новые инструменты, генерирующие звук.

Некоторые оставались в лабораториях, некоторые оставались демонстрацией достижения на выставках, а какие-то постепенно стали использовать в дорогих студиях, чаще для производства саундтреков в кино.

Немногие знают, но первый в мире многоголосный синтезатор также был изобретён в Советском Союзе изначально военным инженером Евгением Мурзиным, а звался он синтезатор "Анс" в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Именно на нём Александр Зацепин записывал музыку к "Бриллиантовой руке", а Эдуард Артемьев к "Солярису" Тарковского.

Правда развитие такой отрасли явно не входило в приоритеты партии, поэтому проект, к сожалению, не имел должной поддержки. На его создание у изобретателя ушло 12 лет и за это время уже успели выпустить куда более технологичные и удобные синтезаторы, а после его смерти в 70-м году проект и вовсе был закрыт и синтезатор "АНС" использовался в военной промышленности для изучения языка дельфинов.

В 60-х совершенно разных синтезаторов по всему миру уже было полно, но для обычных людей они доступны не были как минимум из-за сложности в освоении, дороговизне и внушающих багаритов.

Звук синтезаторов по-прежнему чаще использовался в кинематографе, а рок-музыканты начали использовать синтезаторы скорее в качестве эксперимента.

Параллельно с теми синтезаторами, которые сами создавали звук, начали появляться устройства, которые звук производили. Речь идёт не о проигрывателях и магнитофонах, а о самых настоящих музыкальных инструментах, которые играли сэмплами, заранее записанными фрагментами звука.

Если при нажатии клавиш на фортепиано по струне бьёт молоточек, а нажав клавишу на синтезаторе, в нём будет сгенерированна звуковая волна, то при нажатии клавиши меллотрона воспроизводился небольшой кусок магнитной плёнки и под каждой клавишей была закреплена своя плёнка.

На этих плёнках могло быть записано что угодно - как одна нота, исполненная отдельным инструментом, что позволяло заменить одним инструментом целый оркестр, так и целый оркестр на одной ноте. Меллотрон можно назвать механическим отцом всех цифровых сэмплеров, очень важных инструментов в электронной музыке.

Сейчас самое время перейти к основным датами и событиям, повлиявшим на внедрение электронной музыки в музыку популярную. В 53-м году в Германии начала работу Кёльнская студия электронной музыки. Там свои творческие эксперименты проводил композитор-авангардист Карлхайнц Штокхаузен.

В середине 60-х с музыкой Штокхаузена познакомился Пол Маккартни. Впечатлявшись его экспериментами с лентой, Маккартни предложил всем Битлам также поэкспериментировать. У каждого с собой были ленты с различными звуками, записями оркестров, смехом толпы.

Эти фрагменты ускорялись, замедлялись, проигрывались задом-наперёд и в итоге The Beatles получили совершенно новые звуки для песни, играя на магнитных лентах.

Этот эксперимент можно назвать как началом новой эры для Битлз, так и началом первого экспериментального направления в рок-музыке - психоделик-рок.

Под конец 60х-начало 70х психоделик-рок уже становистся популярным во всём мире, особенно в германии, где появляются рок-группы, которые используют синтезаторы, во многом благодаря влиянию всё того же Штокхаузена.

Это направление британская пресса назовёт краут-рок. В это же время создавший свою модульную систему и множество инструментов обработки сигнала американский изобретатель Роберт Муг выходит в лидеры в производители синтезаторов, которые так и называются.

И первым международным хитом, записанным на таком синтезаторе, становится песня "Popcorn" Кингсли, которую многие из Вас знают в исполнении Hot Butter или же по мультфильму "Ну, погоди!".

Всё приводит к тому, что в 70-м году Роберт Муг выпускает Минимуг, первый бюджетный синтезатор. Правда, как и в случае с большинством знаковых в электронной музыке изобретений, особым спросом он начал пользоваться далеко не сразу.

Большинству музыкантов, которые ранее не сталкивались с синтезаторами, сначала сложно было понять что это и для чего, кроме как экспериментов.

Тем не менее, через несколько лет, когда пользоваться синтезаторами станет модно, доступность минимуга сыграет свою роль. В 74-м году после 3-х экспериментальных альбомов в стиле краут-рок немецкая группа Kraftwerk уходит в сторону более понятной, легковоспринимаемой музыки с чётким ритмом, практически полностью отказывается от живых инструментов и записывает альбом "Autobahn".

Этот и последующие 3 альбома группы Kraftwerk выведут их музыку далеко за пределы Германии и вдохновят на работу с синтезаторами музыкантов всего мира.

Если сейчас спросить любую значимую фигуру в электронной музыке "Кто же оказал наибольшее внимание на его творчество", скорее всего он ответит - Kraftwerk.

И если Kraftwerk по большей части вдохновили и впечатлили эстетов и музыкантов, то в 77-м году вышла песня, благодаря которой электронная музыка сделает самый большой шаг вперёд в своей истории на тот момент.

Ни для кого не секрет, что 70-е - это эпоха диско. Танцевальная поп-музыка, которая всегда записывалась на живых инструментах, зачастую целыми оркестрами.

Но в 77-м, когда музыка диско уже была на своём пике популярности, вышел 5-й альбом американской певицы Донны Саммер под названием "I Remember Yesterday".

Это был концептуальный альбом, в котором каждая песня своим звучанием отправляла слушателя в различные музыкальные эпохи через призму звучания диско.

Первая песня была стилизована под 40-е, вторая - под 50-е и так далее. Последняя песня "I Feel Love" задумывалась как олицетворение будущего. Чтобы придать песне ощущения футуризма, продюсер записи Джорджо Мородер, который под влиянием группы Kraftwerk давно увлекался синтезаторами, решил записать песню исключительно при помощи синтезатора муг.

Чистой воды эксперимент, песня на которую даже не думали сделать ставку, вышла на первые строчки всех мировых чартов, стала настоящим символом эпохи диско и во многом определила электронную музыку не только как поле для экспериментов, но и как неотъемлемая в будущеем часть танцевальной музыки.

Читайте также: