Школа и семья как партнеры в воспитании детей

Обновлено: 05.07.2024

Семья с существующими в ней взаимодействиями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.

Получается так, что желание захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого. Это на словах. А на деле получается даже так. Допустим, ученик плохо учится. Учитель вызывает мать или отца (правда, не каждый учитель так делает, но есть и такие) и говорят:

- Ваш сын плохо учится, примите меры.

- Есть принять меры.

Это значит, что педагог думает: в моём распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отдельные педагоги считают, что семья – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем они. Я не стану разрешать этот вопрос в ту или иную сторону. Правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к учителю, и по отношению к ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый коллектив.

Повышение качества семейного воспитания школьников требует активизации совместных усилий школы и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания.

Важной составной частью руководства семейным воспитанием выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Активизация педагогических возможностей семьи достигается при условии разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

Практика показала: там, где учитель заблаговременно готовится к воздействию на родителей, там эффективнее влияние на воспитательный процесс в семье. Индивидуальная работа с родителями может быть успешной при соблюдении психолого-педагогических требований:

- целенаправленность избранных воздействий;

- взаимопонимание между учителем и родителями;

- опора на положительные стороны семейного воспитания;

- высокий педагогический такт в работе с каждым отцом, матерью.

Эффективность педагогического руководства семейным воспитанием во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий учителя и родителей, от единства требований, предъявляемых ими к ребёнку, от педагогически продуманной системы воздействия на него.

Каждый раз, переступая порог дома своего ученика, учитель должен помнить, что главная его цель - сделать семью своим союзником в воспитании и обучении ребёнка.

В просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы:

- Родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителями с задачами и итогами работы школы;

- родительские конференции, посвящённые обмену опытом семейного воспитания.

Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы:

- организационно - деятельностная и психологическая игра;

- тренинг для родителей и др.

Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации, ведения занятий (приглашения на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

Предлагаю примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:

Приоритет семьи в воспитании ребёнка.

а) Семья и её роль в воспитании детей:

- воспитательный потенциал семьи;

-традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье;

-истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях;

-иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания;

-значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства;

-типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления;

-способы общения и методы педагогического воздействия на ребёнка в семье;

- диалог в семейном отношении;

- принципы творческой педагогики в семье.

Б) Уклад в семейной жизни:

- современная семья: возможности и проблемы её уклада;

- необходимость семейных традиций в жизни ребёнка;

-значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях;

- место традиций в современном семейном укладе;

- этика и эстетика семейного быта;

- возможности воспитания трудом в современной семье;

- семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение;

- искусство создания детского праздника;

-влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребёнка;

- о ценности игрового и речевого общения с ребёнком в семье;

- традиции семейного чтения.

2. Семья и школа - партнёры в воспитании ребёнка.

А) Школа как открытая социально- педагогическая система:

- семья на пороге школьной жизни ребёнка;

- ребёнок в среде сверстников;

-особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка;

- модель работы социального педагога с семьёй;

-содержание, формы и методы социальной работы школы с семьёй.

Б) Здоровый ребёнок - здоровое общество:

- понятие физического, психологического и духовного здоровья, их взаимосвязь;

- атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребёнка;

- влияние на здоровье ребёнка негативной теле- и видеоинформации;

- основа формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни;

- профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей;

- основы деятельности психолого - медико-педагогической службы.

3. Особенности детской и подростковой психологии:

- Что такое личность? Иерархическое строение личности;

- необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию;

- о развитии самосознания у детей и подростков;

- нравственные чувства человека и особенности их формирования;

- психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности;

- нравственный облик и поведение человека;

- самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки;

- педагогическая запущенность подростка, её причины;

- роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

4. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей:

- права и обязанности родителей на этапе вхождения ребёнка дошкольного возраста в систему образования;

- правовая и экономическая защита личности ребёнка;

- проблема воспитания правовой культуры у детей.

Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.

Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя с родителями – родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нём обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребёнка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.

Педагог использует для этого традиционные организационные формы:

- Умеете ли вы любить своего ребёнка?

- Знаете ли вы своего ребёнка?

- Один день из жизни ребёнка в семье.

- О пользе и вреде музыки.

-Телевизор: помощник или враг?

-Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?

- В семье растёт сын (дочь).

Примерная тематика общешкольного родительского лектория:

- Школа и семья: как помочь друг другу?

-Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребёнка и родителей.

- Негативные явления: как их предотвратить?

- Здоровье вашего ребёнка: советы, как его сохранить.

- Как помочь детям развить свои способности?

- Профессии, которые выбирают дети.

-О детской дружбе и т. д.

Презентация семейного опыта; родительские чтения – формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяют литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответы на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определённое время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений – анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

- Семейное счастье – в чём оно?

- Наши семейные традиции.

- Наше свободное время.

- Труд в школе и семье.

- Секрет семейного воспитания.

- Трудно ли воспитывать детей?

- Вместе весело шагать и т. д.

Школа для родителей, малые академии родителей – дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей, позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.

Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:

- Индивидуально-возрастные особенности детей.

- Наркотики: как от них уберечься.

- Как научить детей правильно питаться?

- Отец и сын не ладят: как помочь?

- Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям?

Педагогические практикумы, семинары – направлены на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:

- Как помочь ребёнку стать внимательным?

- Как помочь детям в подготовке домашнего задания?

- Поощрения и наказания в семье.

- Нужно ли трудиться в школе (дома)?

- Конфликт в семье: как его преодолеть?

- Как помочь одарённому ребёнку?

Творческие встречи педагогов и родителей – позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьёй и школой, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.

Возможные темы встреч:

- Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.

- Наша школа, какой мы её хотим видеть.

- Вместе дружная семья.

-Друзья мои! Прекрасен наш союз!

- Что мы можем вместе?

На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем анализируются различные точки зрения.

Дискуссионные клубы; собрания-диспуты – нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

Проигрывание педагогических ситуаций – даёт большую возможность для размышлений, активизации родителей и принятия совместных решений.

Подобные формы предполагают тщательную подготовку, которая включает в себя:

-изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;

-консультирование классного руководителя со специалистами с целью подбора ситуации для обсуждения;

-из числа педагогов, психологов, приглашённых специалистов создаётся группа экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения;

Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на неё. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.

Тематика подобных форм многообразна:

- Семейные проблемы. Как их решать?

-15 лет. Это много или мало?

-Трудности адаптации. Как их преодолеть?

-Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение?

- Трудный ребёнок. Какой он?

- Почему врут наши дети?

- Ответственность. Как сформировать её у детей?

- Причины детской и взрослой агрессивности.

- Игры общения в семье.

- Как правильно воспитывать?

-Проблемы общения в детском коллективе.

-Педагогический такт родителей.

- Искусство любить детей.

Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.

-Школа- второй дом. Какой мы её хотим видеть?

- Наша модель выпускника школы.

-Родительский совет. Его роль в школе.

- В роли сына или дочери.

- Легко ли папа, (маме)- учителю?

- Вновь за школьной партой.

- Друг моего сына.

- Способности и таланты ребёнка.

- Мы и наши таланты.

- Взгляни на меня другими глазами.

- Вот мы и стали на год взрослее.

Родительские конференции – формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвящённые теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Готовятся фото-, изо-, книжные выставки.

На конференции принимаются определённые решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Роль родителей в мотивации к учёбе, самообразованию и развитию познавательного интереса.

- Физическое и психическое здоровье ребёнка – залог успешности в учёбе.

- Хорошие родители. Кто они?

- Как научить ребёнка любить и быть любимым?

-Роль отца в воспитании.

- Роль семьи в выборе профессии.

- Трудности школьного ученичества.

- Свободное время детей. Как его занять?

Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей – помочь родителям и правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка в позитивной самореализации родителей. Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создание единого социально-воспитательного пространства.

Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:

- в улучшении отношений с родителями;

-в том, какое место занимает ребёнок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищённым и находится ли в безопасности;

-в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности;

-в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

-в проявлении родительской солидарности, сплочённости, активности в учебно-воспитательном процессе.

Кузьмина Елена Юрьевна

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы на протяжении многих лет не только не ослабевает, но, наоборот, становится более острой.

Что современные родители в большинстве своём считают благом для своего ребёнка? Удовлетворить его потребность быть не хуже других: одежда, аксессуары – всё то, что помогает чувствовать себя современным, модным. Моральные ценности, к сожалению, отодвигаются на второй план.

Школа, следуя государственной политике в области образования, всё больше внимания уделяет вопросам воспитания и роли семьи в воспитании.

Эффективность партнёрства определяется взаимными установками семьи и педагогов. Успешность достигается тогда, когда обе стороны принимают одну воспитательную установку: целенаправленно воздействовать на ребёнка и относиться с доверием друг к другу.

Эффективность такого партнёрства должна опираться на единые принципы: согласованность действий, использование традиций как основы воспитания в семье, выбор оптимальных форм, приёмов и методов воспитания.

Педагоги и родители равно ответственны за успешность будущей социализации ребёнка. Зачастую роль семьи в этом направлении сводится к минимуму. Тогда неизбежно возрастает роль школы, педагогов, чтобы цель всё-таки была достигнута. И этому есть объяснение.

Семья и школа. Это социальные институты. От того, насколько согласованы их действия, зависит эффективность воспитания.

Учителя часто между собой говорят, что в школе самое сложное — работа с родителями.

Каким образом привлечь родителей в школу, как обратить к нашим проблемам, успехам и неудачам? Нужны ли для решения этого вопроса новые формы, сотрудничества и партнёрства или нет? Как изменить устоявшееся отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.

Всё очевидно: эффективность и результативность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно партнёры, семья и школа, взаимодействуют между собой.

Каким образом организовать работу, чтобы партнёрские отношения семьи и школы имели положительный результат, особенно сегодня, в условиях пандемии, когда основная работа переходит в режим онлайн?

Прежде всего необходимо изучить условия, в которых живут и воспитываются дети.

Через сайт образовательной организации, социальные сети систематически информировать родителей о том, как организуется учебно-воспитательный процесс; взаимодействовать с родительским комитетом для корректировки планов воспитательной работы; обязательно организовать просветительскую работу с родителями.

Как же должны выстраивать партнёрские отношения школа и семья?

Первое – педагоги должны формировать у родителей активную позицию в отношении школы и доверительное к ней отношение. Только при этом условии родительское сообщество будет участвовать в воспитании как своего ребенка, так и класса в целом.

Многолетняя практика показывает, что успешный, самодостаточный, нашедший себя в жизни взрослый – это в детстве счастливый ребёнок, которого любили, которому помогали, которому доверяли.

Следовательно, все взрослые: и педагоги, и родители — должны помнить: ребёнку надо помогать, объяснять, доверять; ребёнка надо благодарить. И самое главное – любить: по отношению к детям любви много не бывает! И если такое отношение к детям будет во всём, успех обеспечен.

В партнёрстве и сотрудничестве можно свернуть горы. Главное – понимание этого школой и семьёй. И тогда ребёнок вырастет достойным человеком, который сможет найти своё место в жизни.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

Говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности?

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан используются такие формы работы педагога с родителями, как:

Изучение семей школьников:

1. Составление социальных паспортов;

2. Проведение анкетирований;

3. Проведение опросов;

4. Посещения на дому;

Проводится работа по взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики с целью установления благоприятных отношений между родителями и детьми:

- посещение семей классными руководителями;

- рейды в социально неблагополучные семьи социальным педагогом, совместно с инспектором ПДН (проведено 33 рейда, 111 профилактических бесед с родителями и детьми);

- беседы родителей со школьным психологом по вопросам недопустимости жестокого обращения с детьми и установления в семье комфортного психологического климата (проведено 53 беседы). Основная цель бесед – убеждение родителей, что они могут положительно повлиять на успех своих детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в него, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие;

- посещение семей, дети в которых находятся под опекой, социальным педагогом школы.

Такие собрания проводятся ежегодно по темам, сформулированным краевым родительским комитетом Хабаровского края. К собранию в обязательном порядке проводятся конкурсы, способствующие организации совместной семейной деятельности.

Так, например в 2015-2016 учебном году были проведены конкурсы семейного мастерства:

В общей сложности в конкурсах приняли участие 46 семей. Учитывая, что для выполнения конкурсных заданий было необходимо участие и родителей, можно сказать, что семьи проявили заинтересованность.

Дети всегда очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, потому что они чувствуют поддержку своей семьи. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, обустройстве кабинета и т.д.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают в конце учебного года за достигнутые их детьми успехи в учебе, за достойное воспитание ребенка. В начале учебного года вручаются благодарности за вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся.

Так в 2015 году грамоты от администрации учреждения на общешкольном родительском собрании получили 18 родителей и грамоты Управления образования на районном родительском собрании 3 родителя. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе учащихся. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Презентация на тему: " Школа и семья как партнёры в воспитании детей. Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка," — Транскрипт:

1 Школа и семья как партнёры в воспитании детей

2 Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками.

3 Семья и школа должны стать союзниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу.

4 СЕМЬЯ + ШКОЛА ЦЕЛЬ: вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка; создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций; утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

5 СЕМЬЯ + ШКОЛА ЗАДАЧИ: обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности; влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек; формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений; предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения; координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.

6 В семье и в школе ребенок включаетсяво все жизненно важные виды деятельности- интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие. В семье и в школе ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности- интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.

7 Семья и школа будет охранять тебя от всех бед !

8 Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: -повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; -консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей; -организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

9 Школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей.

11 Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через: - включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми; - правовое просвещение родителей; - оказание помощи родителям в семейном воспитании; - оказание родителями материально- финансовой помощи школе; - совместная со школой организация социальной защиты детей; - организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

12 Направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи. 1. Формирование активной педагогической позиции родителей.

13 2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

14 3. Взаимодействие социальной службы с семьями. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов: -изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, - знакомство с бытовыми условиями учащихся; -группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала; - составление программ совместных действий; - анализ результатов совместной воспитательной деятельности; - мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

15 4. Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

16 И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

17 Практические советы для работы с родителями 1.Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка. 4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

18 Беседа с родителями учащихся будет успешна, если: - удалось избежать противостояния и конфронтации; -удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; -удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; -обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

19 Самое главное для ребенка чтобы его любили таким, какой он есть.

20 Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

21 И в наших силах помочь ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ

Читайте также: