Сфера деятельности снг кратко
Обновлено: 05.07.2024
Содружество Независимых Государств (СНГ) – это межнациональная организация, государствами-участниками которой выступают 9 стран постсоветского пространства, преследующая цели их экономической, политической, культурной интеграции.
Основные этапы развития СНГ
Возникновение СНГ было продиктовано той внутренней ситуацией в которой находились советские республики на момент распада СССР. Из всех республик только прибалтийские страны обладали достаточно сформированным национальным самосознанием для строительства независимой государственности, кроме того они четко ориентированы на интеграцию в западноевропейское сообщество. В тоже время политические и национальные элиты остальных республик не были готовы к ведению политики управлению независимым государством в новых условиях, зачастую мотивы отделения были связаны больше с приобретением личных выгод в процессе приватизации бывшей союзной собственности, чем с осознанными стремлениями развития национальных государств. Кроме того, все республики были частью единой экономической системы, единомоментный разрыв которой был невозможен, требовалась глубокая и продуманная перестройка национальных экономик, что требовало времени и понимания совершаемых действий. А потому на начальном этапе становления независимых государств, для них жизненно-важным фактором была возможность новой интеграции, позволяющей обеспечить национальное развитие и стабильность.
В процессе становления и развития СНГ можно выделить три основных этапа:
- 1991-1992 годы;
- 1993-1996 годы;
- 1996-1999 годы.
СНГ была создана 8 декабря 1991 года в результате Беловежских переговоров лидеров России, Украины и Белоруссии. 13 декабря в Ашхабаде состоялись переговоры лидеров среднеазиатских республик, которые также высказались за участие в СНГ при условии обеспечения равноправия всех его членов, а также предоставления всем бывшим советским республикам статуса стран-учредителей. 21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались основные цели, принципы и направления деятельности СНГ главами 11 стран – Армении, Белоруссии, России, Азербайджана, Казахстана, Молдавии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Позднее в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а в 1994 году членом Содружества стала Молдавия до того момента находившаяся в статусе ассоциированного члена.
Готовые работы на аналогичную тему
Несмотря на декларируемые цели интеграции, развития сотрудничества, в практических представлениях глав независимых государств понятие интеграции противопоставлялось независимости, а их политика была в большей степени направлена на выстраивание экономических и политических связей с иными странами и блоками вне СНГ. Ряд государств изначально заняли позицию интеграции в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатия Евросоюза подробнее и НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее , что также не способствовало реализации интеграционных целей СНГ.
Вместе с тем практические трудности заставили страны-участницы расширить экономическое взаимодействие в рамках СНГ, к концу 1992 года было подписано более 200 договоров в рамках Содружества. Большую роль на процессы в СНГ оказывала Россия, которая продолжала выполнять роль поставщика дешевого сырья и энергоресурсов для стран-участников, а также оказывала финансовую поддержку.
Третий этап связан с активной деятельностью Межпарламентской ассамблеи в области разработки стандартов модульного законотворчества и усилением политической интеграции стран-участниц СНГ, сближением законодательных систем.
Оценки деятельности СНГ
Эксперты дают различные оценки деятельности СНГ, подчеркиваются как позитивные, так и негативные моменты. Один из главных пунктов критики связан с сугубо декларативным, формальным характером целей СНГ – всесторонней интеграции ее стран-участниц. С данной точки зрения деятельность Содружества оказалась провальной, ряд стран (Грузия, Украина) покинули СНГ, между остальными периодически сохраняются возникают конфликты по экономическим и политическим вопросам. Остаются нерешенными многие военные конфликты, связанные со стремлением к обособлению непризнанных республик, таких как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нагорно-Карабахский конфликт подробнее и т.д.
У СНГ нет действенных международных органов, которые могли бы осуществлять реальную деятельность в рамках проблемы интеграции, а все решения, принимаемые МАГ носят в лучшем случае совещательный характер.
Вместе с тем, В.В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона.
Перспективы СНГ
В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи.
Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ:
- интеграцию;
- создание региональных объединений;
- создание системы двусторонних соглашений.
Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях.
Вместе с тем в рамках СНГ функционирует множество региональных международных организаций, таких как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д., которые нацелены решение более узких и конкретных задач в сравнении с Содружеством, но в тоже время показывают себя как более эффективные образования. Вполне возможно, что дальнейшая интеграция будет развиваться именно в рамках данных организаций.
Наконец некоторые страны-участницы СНГ (например, Туркменистан) придерживаются политики дистанцирования от общих интеграционных процессов и соглашений СНГ, но в тоже время активно развивают систему партнерства и двусторонних соглашений в рамках Содружества.
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой - способом цивилизованного "развода", призванным смягчить последствия распада великой державы.
8 декабря 1991 года в Минске главами трёх государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальности прекратил свое существование. Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы.
22 января 1993 года, семь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств, который вступил в силу через год после подписания (для Республики Казахстан - 20 апреля 1994 года). В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова.
В соответствии со статьей 2 Устава, целями Содружества являются:
1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2)всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3)обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4)сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;
5)содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6)взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
7)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов, на основе которых государства-члены должны строить свои отношения. Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ, в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях.
К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит:
-обеспечение прав и основных свобод человека;
-координацию внешнеполитической деятельности;
-сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;
-сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
-охрану здоровья и окружающей среды;
-вопросы социальной и миграционной политики;
-борьбу с организованной преступностью;
-сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители (ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года), государства-члены (принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов) и ассоциированные члены (желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества).
Правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении СНГ статуса наблюдателя. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.
Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие:
-Договор о коллективной безопасности 1992 года;
-две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года);
-Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года;
-Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
-Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему;
-Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны (ОС ПВО) СНГ от 10 февраля 1995 года;
-Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года;
-Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года;
-Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. д.
Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем (статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава). Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года). Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). К последнему договору позже присоединились Таджикистан и (в январе 2006 года) Узбекистан.
В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что следует отметить, что руководство каждой из стран-участниц Содружества всегда проводило курс на углубление интеграционных процессов в рамках данного Содружества Независимых Государств и укрепление международного сотрудничества по всем направлениям.
Автор: участница программы "МедИАЦия" - Авзалова Ганджина Олимбоевна, Филиал МГУ в г.Душанбе
СНГ – это форма сотрудничества независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СНГ
сотрудничество и взаимодействие практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, позволяющая учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляющая возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают национальным интересам.
ГОСУДАРСТВА – УЧАСТНИКИ СНГ
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ СНГ
ЦЕЛИ СОДРУЖЕСТВА
осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств – членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
содействие гражданам государств – членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
СТРУКТУРА ОРГАНОВ СНГ
В рамках Содружества Независимых Государств создано 85 органов, в том числе 70 органов отраслевого сотрудничества, из них: 37 действуют в экономической сфере, 16 – в сфере безопасности, 11 – в гуманитарной сфере, по 3 – в информационной и правовой.
В рамках СНГ действует 61 базовая организация государств – участников СНГ в различных областях и направлениях сотрудничества: в экономической сфере – 20, в сфере обеспечения безопасности – 16, в гуманитарной сфере – 25.
Основные направления деятельности базовых организаций:
подготовка специалистов для государств СНГ;
проведение совместных научных исследований государствами СНГ;
разработка рекомендаций по гармонизации нормативной базы;
проведение международных научно-практических мероприятий и другие.
Базовые организации работают во взаимодействии с органами отраслевого сотрудничества СНГ, органами управления государств СНГ и Исполнительным комитетом СНГ.
Время создания
Декабрь 1991 года
Символы СНГ
Эмблема
Флаг
(утвержден решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года)
Украина передумала покидать СНГ. 13 октября Киев заявил, что вопрос выхода из Содружества больше не стоит. Как сообщил депутат Верховной рады Сергей Гриневецкий, республике выходить из СНГ нецелесообразно с точки зрения экономических интересов.
Содружество независимых государств (СНГ)
Содружество Независимых Государств (СНГ) — это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.
В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
13 декабря 1991 года в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.
21 декабря 1991 года главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.
Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации.
18 октября 2011 года восемь государств-участников Содружества — Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.
Страны — участники СНГ:
Страны-наблюдатели:
Принципы СНГ:
- взаимодействие участников организации осуществляется на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием;
- объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства;
- приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
Цели СНГ:
- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
- обеспечение прав и свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.
К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Уставные органы СНГ:
Органы отраслевого сотрудничества СНГ:
- Антитеррористический Центр;
- Межгосударственный банк;
- Межгосударственный статистический комитет;
- Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
- Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
- Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
- Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
- Координационный совет государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;
Бюджет СНГ
Утверждённый бюджет органов СНГ на 2014 год составляет 817 млн рублей. Самый большой взнос в бюджет приходится на долю РФ — 521 млн рублей. Вклад Украины — 84 млн руб., Казахстана — 63, Беларуси — 37.
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение бывших республик СССР, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 года представителями трех республик бывшего СССР — Белоруссией, Россией и Украиной. 21 декабря 1991 года членами Содружества был подписан Протокол к этому Соглашению.
- девять бывших республик Союза Советских Социалистическх Республик: Российская Федерация, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Молдова,
- один ассоцированный член — Туркмения.
Украина относится к числу стран со спорным статусом, т.к. после объявленного в 2014 году прекращения участия в деятельности организации, официального заявления о выходе из СНГ не подавала
Формирование состава СНГ
В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 года в Минске, представители трех государств констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной областях. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано 12 декабря 1991 года Верховным советом РСФСР.
21 декабря 1991 года к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 году к СНГ присоединилась Грузия.
В августе 2008 года Грузия заявила о своем желании выйти из СНГ. В октябре 2008 года Совет министров иностранных дел СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года.
Украина после ратификации Соглашения о создании СНГ не подписала Устав организации и не являлась полноправным членом СНГ, являясь при этом одним из учредителей Содружества. С марта 2014 года страна начала процесс выхода из Содружества Независимых Государств в связи с европейской ориентацией страны. В мае 2018 года в соответствии с указом президента Порошенко представители Украины были отозваны из всех уставных органов СНГ. Тем не менее, до сих пор Украина заявления о выходе из СНГ Украина так и не подала.
Документы, провозглашающие цели и принципы СНГ
Устав СНГ, принятый в Минске 22 января 1993 года, был ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1993 года.
Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В Уставе СНГ предусмотрены сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Цели организации:
- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
- обеспечение прав и свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.
Сферы совместной деятельности государств — участников:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внутренних и внешних границ.
Органы СНГ
Основными консультативными и координирующими органами СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ с центром в Санкт-Петербурге, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.
Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет в Минске. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели.
Союзы государств в рамках СНГ
В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов. К их числу относятся:
— Таможенный союз — Белоруссия, Казахстан, Россия (существовал в 1995–2000 годах, впоследствии был преобразован в ЕвразЭС);
— Союзное государство России и Белоруссии (образовано в 1996 году под названием Сообщество Белоруссии и России, в 1997 году переименовано в Союз Белоруссии и России, с 2000 года — Союзное государство);
— Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, страны наблюдатели — Украина, Молдавия, Армения (с 2001 года);
— Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (с 2002 года);
— Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 года);
— Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия (с 2012 года)
и другие.
Читайте также: