Сфера деятельности снг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это межнациональная организация, государствами-участниками которой выступают 9 стран постсоветского пространства, преследующая цели их экономической, политической, культурной интеграции.

Основные этапы развития СНГ

Возникновение СНГ было продиктовано той внутренней ситуацией в которой находились советские республики на момент распада СССР. Из всех республик только прибалтийские страны обладали достаточно сформированным национальным самосознанием для строительства независимой государственности, кроме того они четко ориентированы на интеграцию в западноевропейское сообщество. В тоже время политические и национальные элиты остальных республик не были готовы к ведению политики управлению независимым государством в новых условиях, зачастую мотивы отделения были связаны больше с приобретением личных выгод в процессе приватизации бывшей союзной собственности, чем с осознанными стремлениями развития национальных государств. Кроме того, все республики были частью единой экономической системы, единомоментный разрыв которой был невозможен, требовалась глубокая и продуманная перестройка национальных экономик, что требовало времени и понимания совершаемых действий. А потому на начальном этапе становления независимых государств, для них жизненно-важным фактором была возможность новой интеграции, позволяющей обеспечить национальное развитие и стабильность.

В процессе становления и развития СНГ можно выделить три основных этапа:

  • 1991-1992 годы;
  • 1993-1996 годы;
  • 1996-1999 годы.

СНГ была создана 8 декабря 1991 года в результате Беловежских переговоров лидеров России, Украины и Белоруссии. 13 декабря в Ашхабаде состоялись переговоры лидеров среднеазиатских республик, которые также высказались за участие в СНГ при условии обеспечения равноправия всех его членов, а также предоставления всем бывшим советским республикам статуса стран-учредителей. 21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались основные цели, принципы и направления деятельности СНГ главами 11 стран – Армении, Белоруссии, России, Азербайджана, Казахстана, Молдавии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Позднее в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а в 1994 году членом Содружества стала Молдавия до того момента находившаяся в статусе ассоциированного члена.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на декларируемые цели интеграции, развития сотрудничества, в практических представлениях глав независимых государств понятие интеграции противопоставлялось независимости, а их политика была в большей степени направлена на выстраивание экономических и политических связей с иными странами и блоками вне СНГ. Ряд государств изначально заняли позицию интеграции в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатия Евросоюза подробнее и НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее , что также не способствовало реализации интеграционных целей СНГ.

Вместе с тем практические трудности заставили страны-участницы расширить экономическое взаимодействие в рамках СНГ, к концу 1992 года было подписано более 200 договоров в рамках Содружества. Большую роль на процессы в СНГ оказывала Россия, которая продолжала выполнять роль поставщика дешевого сырья и энергоресурсов для стран-участников, а также оказывала финансовую поддержку.

Третий этап связан с активной деятельностью Межпарламентской ассамблеи в области разработки стандартов модульного законотворчества и усилением политической интеграции стран-участниц СНГ, сближением законодательных систем.

Оценки деятельности СНГ

Эксперты дают различные оценки деятельности СНГ, подчеркиваются как позитивные, так и негативные моменты. Один из главных пунктов критики связан с сугубо декларативным, формальным характером целей СНГ – всесторонней интеграции ее стран-участниц. С данной точки зрения деятельность Содружества оказалась провальной, ряд стран (Грузия, Украина) покинули СНГ, между остальными периодически сохраняются возникают конфликты по экономическим и политическим вопросам. Остаются нерешенными многие военные конфликты, связанные со стремлением к обособлению непризнанных республик, таких как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нагорно-Карабахский конфликт подробнее и т.д.

У СНГ нет действенных международных органов, которые могли бы осуществлять реальную деятельность в рамках проблемы интеграции, а все решения, принимаемые МАГ носят в лучшем случае совещательный характер.

Вместе с тем, В.В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона.

Перспективы СНГ

В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи.

Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ:

  • интеграцию;
  • создание региональных объединений;
  • создание системы двусторонних соглашений.

Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях.

Вместе с тем в рамках СНГ функционирует множество региональных международных организаций, таких как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д., которые нацелены решение более узких и конкретных задач в сравнении с Содружеством, но в тоже время показывают себя как более эффективные образования. Вполне возможно, что дальнейшая интеграция будет развиваться именно в рамках данных организаций.

Наконец некоторые страны-участницы СНГ (например, Туркменистан) придерживаются политики дистанцирования от общих интеграционных процессов и соглашений СНГ, но в тоже время активно развивают систему партнерства и двусторонних соглашений в рамках Содружества.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой - способом цивилизованного "развода", призванным смягчить последствия распада великой державы.

8 декабря 1991 года в Минске главами трёх государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальности прекратил свое существование. Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы.
22 января 1993 года, семь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств, который вступил в силу через год после подписания (для Республики Казахстан - 20 апреля 1994 года). В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова.

В соответствии со статьей 2 Устава, целями Содружества являются:
1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2)всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3)обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4)сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;
5)содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6)взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
7)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов, на основе которых государства-члены должны строить свои отношения. Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ, в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит:
-обеспечение прав и основных свобод человека;
-координацию внешнеполитической деятельности;
-сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;
-сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
-охрану здоровья и окружающей среды;
-вопросы социальной и миграционной политики;
-борьбу с организованной преступностью;
-сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители (ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года), государства-члены (принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов) и ассоциированные члены (желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества).
Правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении СНГ статуса наблюдателя. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.

Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие:

-Договор о коллективной безопасности 1992 года;
-две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года);
-Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года;
-Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
-Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему;
-Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны (ОС ПВО) СНГ от 10 февраля 1995 года;
-Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года;
-Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года;
-Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. д.

Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем (статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава). Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года). Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). К последнему договору позже присоединились Таджикистан и (в январе 2006 года) Узбекистан.

В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что следует отметить, что руководство каждой из стран-участниц Содружества всегда проводило курс на углубление интеграционных процессов в рамках данного Содружества Независимых Государств и укрепление международного сотрудничества по всем направлениям.

Автор: участница программы "МедИАЦия" - Авзалова Ганджина Олимбоевна, Филиал МГУ в г.Душанбе

СНГ – это форма сотрудничества независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СНГ

сотрудничество и взаимодействие практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, позволяющая учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляющая возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают национальным интересам.

ГОСУДАРСТВА – УЧАСТНИКИ СНГ

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ СНГ

ЦЕЛИ СОДРУЖЕСТВА

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств – членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств – членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ СНГ


В рамках Содружества Независимых Государств создано 85 органов, в том числе 70 органов отраслевого сотрудничества, из них: 37 действуют в экономической сфере, 16 – в сфере безопасности, 11 – в гуманитарной сфере, по 3 – в информационной и правовой.

В рамках СНГ действует 61 базовая организация государств – участников СНГ в различных областях и направлениях сотрудничества: в экономической сфере – 20, в сфере обеспечения безопасности – 16, в гуманитарной сфере – 25.

Основные направления деятельности базовых организаций:

подготовка специалистов для государств СНГ;

проведение совместных научных исследований государствами СНГ;

разработка рекомендаций по гармонизации нормативной базы;

проведение международных научно-практических мероприятий и другие.

Базовые организации работают во взаимодействии с органами отраслевого сотрудничества СНГ, органами управления государств СНГ и Исполнительным комитетом СНГ.

Время создания

Декабрь 1991 года


Символы СНГ

Эмблема


Флаг

(утвержден решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года)

Заседание Совета министров иностранных дел СНГ в Москве.

Украина передумала покидать СНГ. 13 октября Киев заявил, что вопрос выхода из Содружества больше не стоит. Как сообщил депутат Верховной рады Сергей Гриневецкий, республике выходить из СНГ нецелесообразно с точки зрения экономических интересов.

Содружество независимых государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) — это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.


13 декабря 1991 года в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

21 декабря 1991 года главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации.


18 октября 2011 года восемь государств-участников Содружества — Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Страны — участники СНГ:

Страны-наблюдатели:

Принципы СНГ:

  • взаимодействие участников организации осуществляется на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием;
  • объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства;
  • приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.

Цели СНГ:


  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Уставные органы СНГ:


Органы отраслевого сотрудничества СНГ:

  • Антитеррористический Центр;
  • Межгосударственный банк;
  • Межгосударственный статистический комитет;
  • Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
  • Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
  • Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
  • Координационный совет государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;


Бюджет СНГ

Утверждённый бюджет органов СНГ на 2014 год составляет 817 млн рублей. Самый большой взнос в бюджет приходится на долю РФ — 521 млн рублей. Вклад Украины — 84 млн руб., Казахстана — 63, Беларуси — 37.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение бывших республик СССР, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 года представителями трех республик бывшего СССР — Белоруссией, Россией и Украиной. 21 декабря 1991 года членами Содружества был подписан Протокол к этому Соглашению.

  • девять бывших республик Союза Советских Социалистическх Республик: Российская Федерация, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Молдова,
  • один ассоцированный член — Туркмения.

Украина относится к числу стран со спорным статусом, т.к. после объявленного в 2014 году прекращения участия в деятельности организации, официального заявления о выходе из СНГ не подавала

Формирование состава СНГ

В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 года в Минске, представители трех государств констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной областях. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано 12 декабря 1991 года Верховным советом РСФСР.

21 декабря 1991 года к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 году к СНГ присоединилась Грузия.

В августе 2008 года Грузия заявила о своем желании выйти из СНГ. В октябре 2008 года Совет министров иностранных дел СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года.

Украина после ратификации Соглашения о создании СНГ не подписала Устав организации и не являлась полноправным членом СНГ, являясь при этом одним из учредителей Содружества. С марта 2014 года страна начала процесс выхода из Содружества Независимых Государств в связи с европейской ориентацией страны. В мае 2018 года в соответствии с указом президента Порошенко представители Украины были отозваны из всех уставных органов СНГ. Тем не менее, до сих пор Украина заявления о выходе из СНГ Украина так и не подала.

Документы, провозглашающие цели и принципы СНГ

Устав СНГ, принятый в Минске 22 января 1993 года, был ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1993 года.
Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В Уставе СНГ предусмотрены сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Цели организации:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.

Сферы совместной деятельности государств — участников:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внутренних и внешних границ.

Органы СНГ

Основными консультативными и координирующими органами СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ с центром в Санкт-Петербурге, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.

Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет в Минске. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели.

Союзы государств в рамках СНГ

В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов. К их числу относятся:
— Таможенный союз — Белоруссия, Казахстан, Россия (существовал в 1995–2000 годах, впоследствии был преобразован в ЕвразЭС);
— Союзное государство России и Белоруссии (образовано в 1996 году под названием Сообщество Белоруссии и России, в 1997 году переименовано в Союз Белоруссии и России, с 2000 года — Союзное государство);
— Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, страны наблюдатели — Украина, Молдавия, Армения (с 2001 года);
— Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (с 2002 года);
— Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 года);
— Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия (с 2012 года)
и другие.

Читайте также: