Психолого педагогическая помощь аутичному ребенку в школе

Обновлено: 07.07.2024

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог А.К. Ковалева

Основные признаки РДА:

1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.

В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

  1. Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
  2. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
  3. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
  4. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
  5. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
  6. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  7. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
  8. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  9. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

13. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

  1. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

  1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
  2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
  3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
  4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
  5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
  6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
  7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".


Аутичная девушка Айман Экфорд рассказывает о проблемах, которые у неё появились после обучения в обычной школе, и о том, как этих проблем можно было бы избежать.

Мне до сих пор сложно вспоминать о средних классах школы, хоть прошло уже пять лет с тех пор, как я окончила одиннадцатый класс. Моя жизнь очень сильно изменилась. В моей стране началась гражданская война, и я была вынуждена уехать оттуда. Я поселилась в городе, в котором до этого ни разу не была. Изменилось моё собственное отношение ко многим вопросам.

Изменилось многое, но кое-что осталось неизменным. Мне по-прежнему не хочется думать о школе и я не могу спокойно о ней вспоминать. Мне по-прежнему сложно избавиться от некоторых проблем, которые появились благодаря школе.

Я думала, как выжить в школе вместо того, чтобы думать, как избежать её, потому что мне было бы лучше учиться дома

Здесь я собрала информацию о юридических тонкостях перевода ребёнка на семейное и домашнее обучение. Я не считаю домашнее обучение идеальным вариантом и не считаю, что оно однозначно лучше обычного школьного образования. Многие аутичные дети сами борются за своё право учиться в обычных школах вместе со своими друзьями, для многих переход из специализированных учебных заведений в обычную школу — опыт, изменивший всю их жизнь.

Есть и те, на кого крайне плохо влияет обычная школа, но при этом они не способны учиться самостоятельно. Для таких детей лучше подходят небольшие частные школы. Если у вашего ребёнка есть официальный диагноз и инвалидность, вы также можете выбрать надомную форму обучения, при которой ребёнок будет учиться дома, а из школы к нему будут приходить учителя.

Итак, я не пропагандирую домашнее образование. И я не пропагандирую инклюзивное образование. Я пропагандирую логический подход к выбору метода обучения, который подходит именно вашему ребёнку.

Очень часто именно ребёнок может определить, какая форма обучения была бы для него лучшей

И родителю достаточно легко понять объективность его заявлений, если родитель постарается разобраться в конкретной школьной ситуации без использования общепринятых стереотипов. В большинстве случаев нежелание идти в школу обусловлено вполне конкретными проблемами.

Я составила три списка: об образовании аутичного ребёнка, об особенностях коммуникации и о сенсорных особенностях ребёнка, которые надо учитывать в школе. Эти списки не универсальны и подобных пунктов существует гораздо больше. Я лишь обратила внимание на самые распространённые проблемы.

15 школьных проблем аутистов, которые стоит учитывать родителям и учителям

1. Внимательно отнеситесь к тому, комфортно ли чувствует себя ребёнок в новой школе. Подвергается ли он травле со стороны родителей и учителей, может ли он находиться в школе, несмотря на сенсорные проблемы. Возможно, есть необходимость выбрать другую школу или даже другую форму обучения.

3. Если ваш ребёнок хочет учиться в обычной школе, не лишайте его этого права. В конце концов, он не будет всю жизнь жить в изоляции!

Помните — ваш ребёнок имеет право на обучение в обычной общеобразовательной школе

4. Помните, что инклюзия и запихивание ребёнка в обычную общеобразовательную школу, где для таких, как он, не созданы никакие условия, не одно и то же.

5. Поговорите об особенностях вашего ребёнка с его классным руководителем и, возможно, директором школы. Помните — они в любом случае заметят, что ваш ребёнок отличается от остальных детей, и лучше, если они будут знать причины этих отличий. Кроме того, скорее всего учитель серьёзнее отнесётся к проблемам вашего ребёнка, если будет знать, что у этих проблем есть объективная причина. Большинство российских преподавателей ничего не знают об аутизме, поэтому полезно было бы заранее продумать, как именно вы будете рассказывать им об этом.

6. В разговоре с учителем обратите внимание на конкретное поведение вашего ребёнка, которое отличается от общепринятой нормы. Большинство учителей оценивают поведение ребёнка на основании общепринятых стереотипов. К примеру, они могут считать, что ребёнок лжёт, если он не смотрит в глаза. Или думать, что ребёнок не знает урока, если он не может сформулировать свой ответ устно.

7. Если ребёнок не понимает, как формулировать свои мысли устно, объясните это преподавателю и предложите давать вашему ребёнку задания в письменной, а не в устной форме. Большинству аутичных детей, которых я встречала, не помогли научиться формулировать мысли устно. Необходимость что-то пересказывать устно стала причиной того, что им ещё сложнее было учиться в школе и формулировать устно что-либо, не только школьные тексты.

8. Поговорите с преподавателем о других особенностях обучения вашего ребёнка. Очень многие аутичные дети достаточно неуклюжи, и это может стать серьёзной проблемой на уроках физкультуры. При этом сам ребёнок не виноват в своей неуклюжести, её нельзя преодолеть усилием воли. У многих аутичных детей исполнительная дисфункция и проблемы с переключением внимания. У некоторых аутичных детей есть проблемы с мелкой моторикой. Среди аутистов больше людей с дискалькулией (проблемы со счётом), дислексией (проблемы с чтением) и дисграфией (проблемы с правописанием). Кроме того, у аутичного ребёнка может быть сопутствующий диагноз, например СДВГ.


Стоит ли родителям бояться инклюзивного образования

Вы лучше знаете особенности восприятия и обучения своего ребёнка, и лучше, если учитель тоже будет знать о них.

9. Предупредите учителя о стимминге ребёнка и попросите разрешить ребёнку стимить на уроке (если, конечно, стимминг не мешает другим детям). Для многих аутичных детей крайне сложно отказаться от стимминга. И если они будут сосредоточены на том, чтобы не стимить, им гораздо сложнее будет учиться и воспринимать новую информацию.

10. Если стимминг вашего ребёнка мешает окружающим или может причинить вред его здоровью, попытайтесь заменить его на менее опасный вид стимминга.

12. Если в школе принято водить детей в столовую и кормить их одинаковым обедом, предупредите учителя, если у вашего ребёнка есть непереносимость определенной пищи. Среди аутистов больше людей с непереносимостью глютена и с другими проблемами пищеварения. Кроме того, некоторую еду аутичным людям практически невозможно есть из-за её текстуры.

13. Если в вашей школе есть строгая форма из определённого материала, убедитесь, что ваш ребёнок может такую одежду носить. Не заставляйте его надевать неудобную школьную форму.

15. При возможности отправляйте ребёнка в школу вместе с тьютором. Даже если у вашего ребёнка нет сильной потребности в индивидуальном учебном плане и в постоянной специальной помощи, присутствие тьютора может сильно снизить количество школьных проблем.

О чём стоит поговорить со своим ребёнком

1. Помните, что другие дети, скорее всего, покажутся вашему ребёнку очень странными и неадекватными. И он им, скорее всего, покажется таким же.

2. Объясните ребёнку, что класс — это как лотерея, и там не обязательно будут понимающие и интересные люди, с которыми легко общаться. Но такие люди там вполне могут быть.

Пусть ваш рассказ будет более правдив. Иначе вы можете потерять доверие ребёнка.

4. Объясните ребёнку разницу между нападением и самообороной как можно точнее и конкретнее.

6. Скажите ему, о каких именно вещах он должен вам рассказывать. К примеру, побои, странные комментарии одноклассников, которые он не может понять, оценки, даты контрольных работ, то, что надо сдать деньги на школьные нужды.

8. Предупредите ребёнка, о каких вещах он не должен говорить в школе.

9. Не заставляйте ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не хочет, чтобы не вызвать у него еще большую неприязнь к общению. Помните, что у многих аутичных детей бывают сильные сенсорные перегрузки, и общаться на переменах для них фактически нереально.

10. Если ребёнок в определённых обстоятельствах не может говорить, то подумайте над тем, что у него должна быть возможность использовать альтернативную коммуникацию. Поговорите об этом с классным руководителем.

11. Попросите преподавателя понаблюдать за тем, не травят ли вашего ребёнка в школе. Если у вас есть знакомый, работающий в школе, в которой учится ваш ребёнок, попросите его понаблюдать за ним и за его классом. Очень часто преподаватели и другие работники школы не замечают травли. Кроме того, они не в состоянии уследить за всеми детьми сразу. Верьте своему ребёнку больше, чем им.

12. Будьте терпеливы. Возможно, некоторые школьные проблемы вашего ребёнка покажутся вам мелочью, но помните: что мелочь для вас, может быть очень важным для него.

Сенсорные особенности аутистов, о которых должны знать учителя


5 книг, которые помогут понять детей с особенностями развития

5. Во время сенсорной перегрузки аутичному ребёнку лучше побыть в тихом месте, где никто не будет ему мешать. Хорошо, если можно выделить для подобных проблем отдельную комнату, но это возможно не во всех школах. Тогда как место, в котором редко бывают другие дети в определённые дни, в школе можно найти всегда. Попросите у преподавателя совета, где ваш ребёнок может переждать сенсорную перегрузку.

7. Некоторым аутичным детям лучше, если они будут сидеть на уроке в неподключённых наушниках, в капюшоне, в солнцезащитных очках. Иногда без этого невозможно нормальное обучение.

Я встречала случаи, когда шум в школе воспринимался аутичным ребёнком более серьёзной проблемой, чем побои и издевательства одноклассников

9. Некоторым аутистам сложно говорить, когда вокруг шумно. Возможно, во время сенсорных перегрузок вашему ребёнку желательно использовать альтернативную коммуникацию, даже если в нормальном состоянии он может хорошо говорить и формулировать свои мысли устно. Некоторые аутисты во время сенсорных перегрузок могут даже не сообразить, как использовать альтернативную коммуникацию. Даже если они умеют ею пользоваться.

10. Реакция на сенсорные перегрузки очень индивидуальна. О они могут привести к проблемам, которые на первый взгляд с ними не связаны. К примеру, они могут стать причиной тошноты и рвоты, внезапных слёз от малейшего раздражителя, усиления исполнительной дисфункции, появлению проблем с концентрацией внимания и даже привести к тому, что ребёнок будет засыпать на уроке вне зависимости от того, выспался он или нет.

12. Помните, что аутичные дети делают многие задания гораздо хуже и медленнее нейротипичных из-за сенсорных перегрузок, при этом они могут сами не осознавать подобную проблему и не понимать, насколько им сложно выполнять школьные задания из-за сенсорных проблем.

Фото: iStockphoto (ElenaNichizhenova)

Описание изображения для незрячих: Учительница стоит лицом к классу. Класс сфотографирован со спины. Дети поднимают руки, вероятно, чтобы ответить на ее вопрос.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Часть 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Глава 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С РАННИМДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с ранним детским аутизмом в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, проявляющихся в особенностях их аффективной дезадаптации, в дефиците потребности в общении, в недоразвитии регуляторных функций и в своеобразных нарушениях познавательной деятельности и речи. Эти особенности необходимо учитывать в процессе психолого-педагогической помощи детям с аутизмом как одного из важнейших звеньев системы их реабилитации.

Существует широкое и узкое понимание психологической помощи детям с аутизмом. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений [Мамайчук, 2001].

В настоящее время вопросы своевременной психологической помощи детям и подросткам с нарушениями В развитии разработаны недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета клинической формы раннего детского аутизма, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Отсутствие четко разработанных дифференцированных психокоррекционных методов, неадекватный подбор психотехнических приемов может не только отрицательно сказываться на качестве психического развития ребенка, но и создавать существенные трудности в работе педагогов и родителей с ребенком. Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

По своему характеру психологическая помощь может осуществляться в различных формах: рекомендательных, диагностических, а также в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях. Рекомендательные формы включают в себя:

• рекомендации, направленные на дальнейшее воспитание и обучение ребенка (например, такие как определение ребенка в коррекционные школы, специальные сады, направления на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога- консультанта другого профиля и т. д.);

• рекомендации методов воспитания, обучения ребенка;

• рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

Диагностические формы представлены следующими мероприятиями:

• определение готовности ребенка к школьному обучению;

• выявление причин трудностей в обучении;

• психологическая или нейропсихологическая диагностика развития гностических процессов;

• диагностика эмоционального состояния ребенка, степени тяжести его аффективной патологии.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве ребенка с ранним детским аутизмом во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики.

Более того, многие клиницисты и педагоги пытаются решить этот вопрос без помощи психолога. Однако это не всегда оправданно: во-первых, как правило, объектом помощи является, прежде всего, родитель, который может остро переживать перевод или устройство ребенка во вспомогательную школу и активно сопротивляться этому; во- вторых, определение степени и структуры интеллектуального дефекта основано на психологических знаниях развития ребенка и обязательно требует психологических методов диагностики существующих нарушений. В действительности психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают только психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим в свое время было описано несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии [Семья в психологической консультации, 1989].

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. Сам процесс диагностики аутичных детей является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Часть 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Глава 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С РАННИМДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с ранним детским аутизмом в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, проявляющихся в особенностях их аффективной дезадаптации, в дефиците потребности в общении, в недоразвитии регуляторных функций и в своеобразных нарушениях познавательной деятельности и речи. Эти особенности необходимо учитывать в процессе психолого-педагогической помощи детям с аутизмом как одного из важнейших звеньев системы их реабилитации.

Существует широкое и узкое понимание психологической помощи детям с аутизмом. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений [Мамайчук, 2001].

В настоящее время вопросы своевременной психологической помощи детям и подросткам с нарушениями В развитии разработаны недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета клинической формы раннего детского аутизма, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Отсутствие четко разработанных дифференцированных психокоррекционных методов, неадекватный подбор психотехнических приемов может не только отрицательно сказываться на качестве психического развития ребенка, но и создавать существенные трудности в работе педагогов и родителей с ребенком. Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

По своему характеру психологическая помощь может осуществляться в различных формах: рекомендательных, диагностических, а также в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях. Рекомендательные формы включают в себя:

• рекомендации, направленные на дальнейшее воспитание и обучение ребенка (например, такие как определение ребенка в коррекционные школы, специальные сады, направления на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога- консультанта другого профиля и т. д.);

• рекомендации методов воспитания, обучения ребенка;

• рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

Диагностические формы представлены следующими мероприятиями:

• определение готовности ребенка к школьному обучению;

• выявление причин трудностей в обучении;

• психологическая или нейропсихологическая диагностика развития гностических процессов;

• диагностика эмоционального состояния ребенка, степени тяжести его аффективной патологии.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве ребенка с ранним детским аутизмом во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики.

Более того, многие клиницисты и педагоги пытаются решить этот вопрос без помощи психолога. Однако это не всегда оправданно: во-первых, как правило, объектом помощи является, прежде всего, родитель, который может остро переживать перевод или устройство ребенка во вспомогательную школу и активно сопротивляться этому; во- вторых, определение степени и структуры интеллектуального дефекта основано на психологических знаниях развития ребенка и обязательно требует психологических методов диагностики существующих нарушений. В действительности психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают только психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим в свое время было описано несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии [Семья в психологической консультации, 1989].

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. Сам процесс диагностики аутичных детей является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.

Читайте также: