В чем выражается взаимосвязь музыки и движения в доу

Обновлено: 06.07.2024

Музыка и движение такие – же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того - же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. Движению в дошкольном учреждении всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее не простой язык.

Выгляни в окошко!

Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимию и театрально игровую деятельность.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональное переживание, рождаю определенное настроение под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный и плавный характер пляски, наоборот, позволяет сделать осанку свободней, движения – неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Связь между музыкой и движение не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных исходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – всё это может отражаться в движениях.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени; изменяется его характер, направление, развивается рисунок построения, чередуются индивидуальная и групповая его последовательность.

Принцип контрастности и повторяемости в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторяемость. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические темповые обозначения – изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движения.

Движение помогает лучше воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придаёт ему особую выразительность.

В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Так, в условиях интересной и увлекательной деятельности – ритмики – совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

Познавательные способности развиваются в силу того, что дети много узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

Познавательные процессы во время занятия ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идёт о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает, что в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.

Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют образ, причём каждый ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. Так рождается творческое воображение. Музыкально-ритмические движения – это волевые проявления, так как ребенок достигает поставленной перед ним задачи.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Игры и танцы требуют быстрой реакции, переход от движения к движению, умение быстро тормозить – дети эмоционально обогащаются.

Занятие ритмикой является воспитательным процессом и помогает развитию таких сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Доклад из опыта работы по ЗОЖ Здоровье населения-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение.

Работа по взаимодействию с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Краткий комментарий к статье от Нины Иосифовны:

Интересного чтения…

Ритмика как педагогическая система и, в настоящее время, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.

Первоначально новая методика называлась по-разному: ритмической гимнастикой, ритмопластикой, ритмическим движением, эвритмикой в ранних работах самого Жак-Далькроза и затем уже, в работах последователей композитора и педагога, ритмикой. Основной акцент новой методики ставился именно на обусловленности движения осмысленным и эмоциональным восприятием метра и ритма звучащей в данный момент музыки. Таким образом, система Далькроза включала в себя музыкально-ритмические, волевые, пластико-гимнастические, выразительные упражнения, а также ритмические этюды, танцы и т.п. Подобное разнообразие позволяло новаторской педагогической системе гибко подстраиваться под разный возраст, пол, характер, индивидуальные особенности и типичные недостатки учеников [3] .

На сегодняшний день ритмика, как, в первую очередь, учебная дисциплина, по большому счету, ставит все те же цели, главная из которых, - научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. При этом нельзя не отметить тот факт, что даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и, в конечном счете, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.

Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все виды художественной деятельности имеют глубокое влияние на растущую личность. Особенность музыкально-ритмической деятельности заключается в том, что, во-первых, музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков в нестабильный период, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. В этом случае занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры [4] . Вторая особенность заключается в том, что ритмика – это синтетический по своей природе вид деятельности, который объединяет несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое. Кроме того, занятия ритмикой основываются на привычной и увлекательной для детей игровой, творческой деятельности, поэтому очевидным является тот факт, что включение занятий ритмикой в учебный процесс помогает учащимся не только физически и эстетически развиваться, но и сглаживать интеллектуальное и психическое утомление и поднимать настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре также органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

2. Приемы ознакомления детей с новым материалом разнообразны. Но независимо от того, пользуется ли педагог в данном случае объяснением или показом, дети сразу начинают двигаться одновременно вникая в музыку и осваивая движения. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

3. У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого – развитие восприятия мелодии как главной носительности содержания музыки, в единстве со всеми средствами музыкальной выразительности.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать, двигаясь, напевать про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли – и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте. Продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки, четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.

Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой надо систематически работать.

Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательно следить за развитием мелодии, чувствовать ее устремление к тонике.

Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой как музыкальный рассказ.

Упражнения, в которых это содержание передается связанными и осмысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.

4. На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать и послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Педагог будит воображение детей, подсказывает им методом образа вытекающие из особенностей музыки.

Музыкальный рассказ оживает и дети создают яркий музыкально-двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают.

Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям. Это помогает воспитывать любовь к музыке, желание и умение ее слушать.

Хорошо, когда ети просят сыграть ее еще раз, радуются ее красоте. От этого их движения становятся выразительнее, одухотвореннее.

5. Необходимость развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности.

Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной элемент является ведущим – определяет характер и основное эмоциональное содержание мелодии и движения.

6. Но при этом нельзя искусственно обособлять элементы музыкальной выразительности, нарушая восприятие целостности музыкального образа. Так развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не отделяется от воспитания целостности восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность детей в отрыве от музыки, например, громким счетом или хлопками – это мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма арифметическим счетом , воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой.

Не следует также в работу по воспитанию чувства метроритма приносить элементы музыкальной грамоты. Это путает детей, отвлекает их внимание от музыки, мешает непосредственному восприятию и выражению ритмического характера музыки.

Для воспитания четкой ритмичности движения большое значение имеют также упражнения, которые дети выполняют сообща – или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм и их движения четко согласуются с музыкой.

Обычно дети сами находят правильный темп и ритм движений, иначе им помогает педагог объяснением или показом.

В музыкально-двигательном материале темп, протяжность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме полечного шага. На одну дети отвечают шагом, на другую – поскоками. Хотя счет две четверти в обоих случаях.

Три очень сходные по ритмическому рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают – бег по восьмым, прыжки по четвертям или движение по половинным нотам.

Но если в музыкальном произведении или в какой-то части ритмический рисунок является ведущим образно-выразительным средством, то он обязательно должен отразиться в движении. Поэтому необходимо сосредоточить на нем внимание детей, учить их чувствовать его выразительность. Это легче всего сделать на примерах плясовой народной музыки, в которой заключение музыкальной мысли часто подчеркивается характерной ритмической фигурой, которую обычно отражают 3 задорными притопами и хлопками.

Затем ребята знакомятся с музыкой, в которой постоянный ритмический рисунок в течении целой части играет ведущую роль.

Вначале не все дети чувствуют ритмический рисунок, и не могут поэтому передать его. Педагог может помочь им осмыслить его ритмической подговорочкой, подпеванием, показом.

Надо, чтобы дети могли определить ритм своих движений. Если их индивидуальное решение соответствует характеру музыкально-двигательного образа, то не следует добиваться, чтобы все дети передавали ритмический рисунок одинаково.

7. Нужно развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения. Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно является в их моторной реакции. Руководитель должен следить чтобы форте всегда исполнялось ими сильно, с полной нагрузкой, а на пиано движения не заглушали музыку.

Но сама по себе моторная реакция на громкие и тихие звуки еще не всегда свидетельствует о переживании выразительного значения музыкальный F и P . С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми как изменения в характере музыки, как изменение ее эмоциональной окраски.

Читайте также: