Самоанализ образовательной деятельности воспитателя доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Я, Горбунова Татьяна Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №132 г Иркутска совсем недавно, с 12 апреля2019 года. Общий педагогический стаж с 1994 года. Образование высшее. Специальность-учитель немецкого языка. В 1994 году окончила госпединститут иностранных языков им. Хо Ши Мина г. Иркутск. В последние годы занималась частным репетиторством младших школьников по немецкому языку. Разработала программу обучения дошкольников с 5 лет немецкому языку.

Придя в детский сад, я увидела, что работать стало интересно. Введение в ФГОС изменило систему образования. Кадровые условия программы требуют профпереподготовки и постоянного повышения квалификации. Это здорово! Приобретенные практические и теоретические знания позволяют делать очень интересной работу с детьми и родителями.

Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

ВложениеРазмер
samoanaliz_rezultatov_professionalnoy_deyatelnosti_vospitatelya_v_usloviyah_realizatsii.docx 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации

ФГОС ДО Горбуновой Татьяны Владимировны.

…Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. (О. Уайльд)

Я убеждена, что самое бесценное и важное – это наши ДЕТИ…

Я, Горбунова Татьяна Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №132 г Иркутска совсем недавно, с 12 апреля2019 года. Общий педагогический стаж с 1994 года. Образование высшее. Специальность-учитель немецкого языка. В 1994 году окончила госпединститут иностранных языков им. Хо Ши Мина г. Иркутск. В последние годы занималась частным репетиторством младших школьников по немецкому языку. Разработала программу обучения дошкольников с 5 лет немецкому языку.

Придя в детский сад, я увидела, что работать стало интересно. Введение в ФГОС изменило систему образования. Кадровые условия программы требуют профпереподготовки и постоянного повышения квалификации. Это здорово! Приобретенные практические и теоретические знания позволяют делать очень интересной работу с детьми и родителями.

Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на создание и поддержание комфортных условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание предметно – пространственной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А также разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. Использую личный пример.

Моя работа направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Информационно- коммуникативные технологии

Главным профессиональным качеством педагога является умение учиться – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. В настоящее время уже невозможно представить себе развитие современного общества без информационно- коммуникативных технологий.

Однако, очень жаль, что техническое оснащение нашего детского садика оставляет желать лучшего. Нет возможности представить детям материал, используя передовые технологии. Компьютерный материал я представляю при помощи персонального личного компьютера и гаджетов.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений, не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго. Проблема состоит лишь в малой оснащенности дошкольных учреждений средствами ИКТ.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

В непосредственно образовательном и воспитательном процессе использую следующие методы: наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Внедряя в педагогическую практику современные технологии и методики, широко применяю здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые методы и приёмы.

Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует тому, что в группе создана обстановка приближенная домашней, имеются многие условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом. Дети также принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах, проводимых онлайн на базе МБДОУ. Мои ребятишки-участники городских региональных и всероссийских конкурсов. Ребята и Родители гордятся своими достижениями. Как же горят глаза малышей, когда они получают наградные дипломы! Я с гордостью могу сказать, что несмотря на трудности, которые мы преодолеваем вместе, мои ребята имеют прекрасную мотивацию!

Я проработала в детском саду около двух лет, но планирую делиться накопленным педагогическим опытом с родителями и коллегами. Так же активно интересуюсь у коллег, перенимая их опыт. Наиболее важное и ценное я учитываю для себя, чтобы применить в своей практике.

Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители с удовольствием принимают участие в проектах и подготовке детей к последующим выступлениям.

В новых условиях сотрудничество с родителями приобрело несколько иной характер, но я благодарна родителям за поддержку, инициативу и понимание. Я и Родители- единомышленники, а значит, наши общие усилия и работа принесут, несомненно, положительные результаты!

Технологии художественно-творческого развития

Технология детского экспериментирования

Технология игровой деятельности.

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Игра-самый важный и ведущий вид деятельности ребенка, приоритет в отношении с ребенком

Я думаю, что игровую деятельность можно рассматривать с разных позиций. В том числе, игра – как средство интеллектуального развития ребенка. Поэтому применяю вместо обычных занятий игровые обучающие ситуации.

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например, дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Я стараюсь создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

Существуют типы ИОС, которые я использую в своей работе:

  • Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

  • Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

  • Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Все ИОС требуют от меня основательной подготовки подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.

Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность. И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность. Чтобы сюжет оказался завершенным, я пользуюсь моделью составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования), являющейся элементом ТРИЗ. Трудности возникают из-за недоразвития речи детей: скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связной речи. Поэтому на следующий год возьму тему самообразования по развитию речи.

Тема путешествий-любимая тема дошколят, поэтому она интересна и мне.

Путешествовать можно не только в космос. Очень интересны путешествия по времени. Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к н к настоящему). Апробировав эту форму организации образовательной деятельности, считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

  1. Планирую выступить с презентацией в рамках прохождения образовательных курсов профессиональной переподготовки
  2. планирую принять участие в реализации инновационных проектов в детском саду
  3. Хочу и реализовать образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию, подобрав практический материала для проекта ДЕНЬ ПОБЕДЫ- САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДЕНЬ.
  4. Разработала программу обучения дошкольников немецкому языку. Мечтаю создать группу по изучению немецкого языка в нашем детском саду.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом. ), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В настоящие время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон головного мозга.

В современном мире все знают, что развитие мелкой моторики существенно влияет на развитие речи ребенка и является одним из важнейших условий подготовки к письму и к обучению в школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма.

Эффективность системы упражнений по формированию моторных навыков, включенной в календарный план работы, доказывают результаты промежуточного наблюдения.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а также рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, надеюсь и очень стараюсь, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

Я думаю, что современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать, и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.

Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.

Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Воспитатель должен развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершин и качеств. Я постоянно изучаю методическую и профессиональную литературу. В целях повышения профессиональной компетенции я обучаюсь на курсах повышения квалификации участвую в конкурсах профессионального мастерства, консультируюсь с более опытными педагогами, читаю и изучаю работы коллег в педагогическом сообществе.

Конечно у воспитателя все таки особая роль. Он важная фигура для детей в системе образования. Содержание образования, формы общения, которые реализуются в процессе образования, определяет направление и качество развития детей. Именно взаимосвязь педагога с детьми и происходит развития личности детей. Поэтому педагог и должен обладать такими качествами, которые я описала выше, чтобы дети также, как и воспитатель был разносторонне развиты.

Взаимодействия педагога и детей начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Дети становятся активными субъектами обучения.

Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.

Делаем вывод, что субъекты образовательного процесса – это дети и их родители, педагог.

Таким образом, при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог – дети – родители), становится возможным обучать детей различным образовательным областям. Поэтому и воспитатель должен развиваться так, как развивается современное общество: быстро и качественно. Осваивать и успешно реализовывать современную образовательную программу.

Надеюсь, мой самоанализ совпадает с портретом современного педагога в современном детском саду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самоанализ организованной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС ДО

Одним из важных факторов эффективности организованной образовательной деятельности и профессионального уровня педагога является умение правильно и грамотно провести самоанализ ООД или другого вида деятельности с детьми.

Самоанализ организованной образовательной деятельности – это общая оценка ООД, характеризующая решение поставленных целей и задач, их реализацию педагогом.

Предлагаемая схема самоанализа, содержит уточняющие вопросы и комментарии, которые педагог может использовать в качестве ориентиров. С их помощью он может определить достоинства и недочеты ООД.

Алгоритм проведения самоанализа НОД

Характеристика группы детей.

Какие особенности и возможности детей были учтены при планировании занятия ( состав, возраст, способности и возможности) .

Предварительная работа с детьми.

Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования ООД .

Обоснование цели и задач .

Сформулировать цель и задачи, обосновать сопоставление с Программой и возрастом детей.

Дидактическое обеспечение .

Использование ТСО, наглядные пособия, дидактические, демонстрационные и раздаточные материалы, их эстетическое оформление.

Применение технологий.

Имело ли место применение информационных технологий (ИКТ), какие здоровьесберегающие или другие технологии были применены.

Структура занятия.

Анализируем основные этапы, их логическую последовательность, взаимосвязь, четкий переход от одного этапа к другому , формы организации детей (коллективная, групповая, работа малыми подгруппами, подгрупповая, индивидуальная) . Все этапы ООД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели.

Анализ вводной части ООД:

- подведение (мотивация) детей к образовательной деятельности

- настрой детей на положительные эмоции

Анализ основной части ООД:

Была ли четко сформулирована детская цель?
Цель ООД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения?
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
Дети поняли, что должно стать результатом занятия?

Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели?

Как происходил выбор способов деятельности?
Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
Была ли смена видов детской деятельности (двигательная, коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная, чтение художественной литературы)?

Анализ заключительной части ООД

Анализ этапа рефлексии — один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия ООД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:

- обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;

- обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;

- выявить ценность полученного нового знания, умения;

- провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;

- выявить перспективы и новые возможности.

Используемые методы и приёмы.

Обоснованность и правильность отбора методов, приемов обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, развивающим возможностям данного возраста детей.

Атмосфера занятия.

Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей. Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе ООД? Что на это указывало?

Характеристика деятельности детей.

Насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто был наиболее активным, причины пассивности остальных.

Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Как стимулировалась их работа?

Насколько были продуманы их действия при подготовке к ООД? Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы? Способствовал ли педагог этому взаимодействию?

Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

Характеристика деятельности воспитателя.

Возможность контакта с группой, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы.

Речь воспитателя (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).

Опирался ли педагог на знания и опыт детей?

Определил ли педагог в ходе ООД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним?

Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?

Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для заинтересованности и самостоятельной работы воспитанников?

Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
Что преобладало на данном этапе ООД: диалог или монолог педагога?

Определить последовательность ваших действий, какие моменты были выполнены, а какие требуют доработки.

Результаты ООД.

Выполнены ли были поставленные цель и задачи и в каком объеме? Соответствуют ли цели и задачи содержанию ООД? Соответствовала ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам ООД? Каковы причины успеха или неудач и недостатков проведенного ООД? Что не удалось реализовать на занятии, предложить выход из данной ситуации.

Какие выводы из результатов ООД, над чем нужно работать для достижения наилучшего результата?

Какую работу необходимо провести с детьми и их родителями?

Из всего сказанного можно сделать вывод - педагогический анализ позволяет:

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Полезные ссылки





Структура самоанализа ООД воспитателя ДОУ по ФГОС

Структура самоанализа ООД воспитателя ДОУ по ФГОС

Девушка делает записи в тетради

Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Воспитатель с макетом составляющих успешного педагога

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.

Педагог зачитывает самоанализ коллегам

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Дети рисуют

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Мальчик и девочка в костюмах персонажей из сказки Курочка Ряба

В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой

Таблица: схема карты самоанализа занятия

Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса

Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте — без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть здесь

Читайте также: