Как работать учителем в современной школе

Обновлено: 08.07.2024

То, как работает учитель в современной московской школе, сложно назвать работой. Крутишься как белка в колесе, а в конце дня понимаешь: работы не стало меньше. Доползти бы до дома и упасть на кровать, чтобы завтра встать пораньше и утром всё доделать.

Постоянный цейтнот подрывает нашу креативность, качество работы и вовлечённость в процесс. Мы перестаём обдумывать свои решения, а это приводит к ухудшению эффективности. Мы так стараемся удержать этот заданный темп работы, что невольно становимся участниками сизифовой гонки, победа в которой невозможна.

Эта рабочая лихорадка буквально высасывает из нас последние силы. Дома мы не уделяем время ни себе, ни семье, ни друзьям. Мы не едим и не спим. И всё чаще приходим на работу уже смертельно уставшими. Нам надо признать, что стремление успеть сделать всё приводит нас к тому, что мы не успеваем ничего.

Помогает остановиться и задуматься следующий вопрос: "А вы настолько преданы своему делу, что готовы жертвовать ради него своей жизнью и здоровьем? Что с вами случится через 10 лет, если вы продолжите в таком же темпе?"

Я всегда думала категориями "сентябрь-май". Казалось, что это всего 9 месяцев работы, а потом уже поспокойнее, да и отпуск начинается. Но с каждым новым учебным годом восстанавливаться стало сложнее. И даже огромное желание подготовить рабочие материалы летом не спасает от прокрастинации. Организм будто решает за меня, что ему стоит отдохнуть.

А ведь чем больше мы работаем, тем дольше не можем восстановить ресурс, так необходимый нам во время работы с детьми в школе. Мы невольно переходим к неэффективной модели поведения, снижающей нашу эффективность. Вот уже и раздражение появилось, и фрустрация. В вот мы уже рассеянны и неорганизованны, хотя раньше за собой этого не замечали.

Оказывается, проблема не в количестве времени, проведённого на работе, а в той энергии, которую мы вкладываем в нашу работу, и в ценностях, произведённых в результате такой деятельности.

И если нам нравится проводить уроки, общаться с детьми и сеять разумное, доброе, вечное, то делать мы это можем круглые сутки. Но это же не единственные наши задачи во время рабочего дня. Не забываем про дежурство, классное руководство, заполнение журналов и т. п. Вот эту работу хочется сделать побыстрее (в перерыве между уроками).

Хотя самым продуктивным для нас будет такой темп работы, когда пик активности сменяется кратковременным отдыхом (в перерыве между уроками выпить кофе в учительской и пообщаться с коллегами). Мы же пытаемся выполнить как можно больше дел, а в итоге не успеваем ничего.

Почему такой неэффективный метод продолжает существовать? Да потому что мы до сих пор думает, будто можем соперничать с компьютерами в линейной среде.

Однако мы не компьютеры. Мы умеем учиться, думать, как изменится наше будущее, как мы можем использовать полученный опыт. Мы тратим и получаем энергию, живя волнообразно.

Работая без перерывов, мы не только лишаем себя возможности отдохнуть и набраться сил, но и перекрываем доступ к уникальным возможностям: творчески решить задачу, посмотреть на ситуацию шире, обдумать случившееся и принять решение.

Десять лет назад у учителей была возможность "спрятаться" от звонков, писем и обращений. Сейчас же мы рискуем добровольно довести себя до нервного и физического истощения, если не разберёмся с организацией своего рабочего времени. Это такая же проблема, как сидячий образ жизни и отсутствие физической активности. К сожалению, в этой ситуации "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Согласны?

В конце статьи вас ждет маленький бонус с полезными ресурсами, которые помогут учителю идти в ногу со временем.

В 2020 году ООН впервые включила развитие образования в число важнейших приоритетов наравне с ликвидацией проблемы голода и загрязнения окружающей среды. Эту необходимость диктует стремительно меняющийся мир и устаревание наших профессиональных знаний.

О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний, мы попросили рассказать основателя школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомеда Расулова.

В первую очередь от педагогов ждут глубоких знаний в предметной области: это база, которая не подвергается сомнению. Широкая эрудиция и умение выстраивать неожиданные параллели, давать парадоксальные примеры, сопоставлять явления и в целом возбуждать детское воображение — всегда были и остаются конкурентным преимуществом настоящего педагога.

Что еще должен уметь учитель в 2021 году?

Сегодня дети взрослеют в мощном информационном поле, у них формируется собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть.

Роль современной детской интернет-культуры нельзя недооценивать.

Сегодняшние подростки живо интересуются современными проблемами общества, политикой и экономикой и в целом занимают более активную социальную позицию, чем их предшественники.

Нужно ли современному учителю разбираться в социально-экономической повестке? Однозначный ответ — да.

2. Удерживать интерес детей более 5 минут

2020 год неожиданно перевел все образование в онлайн. Удерживать внимание аудитории и вовлекать в таком формате гораздо сложнее, чем в очном. Поэтому на первый план выходят soft skills — эмоциональный интеллект, эмпатия, умение пробуждать интерес к материалу, выстраивать общение.

Значимость soft skills в современной педагогике — это не прихоть, а объективный тренд всей системы образования.

Не зря в российских школах в этом году в школах появилась должность учителя-наставника. Пока это пилотный проект, но мы понимаем, что в новых реалиях онлайн и смешанного обучения, такой человек необходим ребятам. Он поможет им решать многие организационные вопросы, будет следить, чтобы дети не сходили с намеченной образовательной траектории и не теряли учебную мотивацию.

Появляются и общественные инициативы по развитию soft skills у педагогов: например, благотворительный фонд Сбера запустил программу поддержки учителей методическими материалами, игровыми комплектами, приложением — необходимым подспорьем для того, чтобы сильнее увлекать ребенка и раскрывать его потенциал.

3. Мотивировать и создавать позитивную атмосферу

Дети и подростки должны чувствовать, что они причастны к чему-то очень великому, когда получают те или иные знания. Они испытывают огромный духовный запрос на принадлежность к настоящей миссии.

Современные дети открыто мечтают и делятся своими мыслями со всем миром.

Опросы говорят о том, что почти 40% представителей поколения Z хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь.

Все это нужно учитывать современному учителю: он должен быть не только источником знаний и контролером, но, скорее, мотиватором, вдохновителем и проводником в мир больших свершений и глобальных ценностей.

Проникновение онлайн-обучения, цифровых платформ и zoom-подобных инструментов в систему образования обязывает педагога учиться новому.

И даже — больше! Учитель не просто должен использовать гаджеты в работе, но и быть в курсе технологических трендов. Сегодня этим навыком обладают далеко не все педагоги.

Этот показатель говорит, в частности, об умении работать с современными гаджетами и приложениями.

Какие программы могут помочь учителю во взаимодействии с учениками?

3. Для проведения опросов стоит использовать Lecture Racing. Это удобная платформа, которая позволяет педагогу во время урока проводить мини-тестирования.

4. Точные науки (и не только) удобно преподавать с помощью IDroo — учебной доски для рисования и наглядной демонстрации материала. Инструмент позволяет работать как в группе, так и индивидуально. Это настоящая находка для репетиторов, особенно по математике, физике, химии, которые найдут в приложении множество формул и знаков.

5. Уметь слышать всех учеников и каждого по отдельности

Умение услышать высказанную мысль, интерпретировать ее, развить тему — одно из самых ценных качеств преподавателя, которые хотят видеть дети.

Школьники счастливы, когда их идея вызывает у педагога отклик.

Если речь идет о групповых занятиях, то задача педагога усложняется: он должен услышать всех и каждого, распределив свое внимание на всех, и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.

Таким образом, сегодня знания предметной области уже нельзя назвать единственным важным качеством классного преподавателя. Учителю важно прокачивать свои soft skills, которые влияют на степень интереса и вовлечения ребенка, его стремление совершенствоваться в предмете.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Letidor, 2022 г. 18+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Меня зовут Елена Фомина, и я — молодой учитель английского языка в государственной школе. В профессию пришла сразу после окончания вуза и влилась, как говорится, по полной. 33 часа в неделю — это вам не шутки. Услышав о такой нагрузке, знакомые учителя cочувственно качают головой. Я же нервно улыбаюсь, радуюсь отсутствию классного руководства и тихо мечтаю об отпуске.

Денежный вопрос

Моя заработная плата составляет ₽ 21 514. Это без вычета подоходного налога. Обещали прибавить ежемесячную выплату в размере ₽ 900 — за то, что я молодой специалист. Но пока я даже понять не успела, получаю ли я ее. Спасает небольшое репетиторство — моя отдушина, то, что не дает окончательно выгореть. И конечно, помощь близких. Иначе преподавание — настоящая игра на выживание.

О том, как дорого собрать в школу ребенка, особенно первоклассника, знают все. А вот то, что касается молодого учителя

Канцелярия. На канцелярию мне не пришлось сильно тратиться, так как на конференции молодым специалистам подарили ежедневники и ручки. Но пришлось приобрести и другие канцелярские принадлежности, которые обошлись мне в ₽ 665. Классный журнал был приобретен исключительно для своего удобства: в школе давно перешли на электронный.

Принтер. То дополнительный материал распечатать, то рабочие программы. Заправка такого принтера достаточно бюджетная — ₽ 300. Но обошелся он мне в ₽ 10 835.

Учебники. В школьной библиотеке я получила лишь часть из них, а о рабочих тетрадях и книгах для учителя вообще молчу. Так как работать с электронными вариантами мне неудобно, я за свой счет приобрела часть учебников и рабочих тетрадей на сумму ₽ 4 460. Сюда также необходимо прибавить еще 4 тетради, заказанные в других местах, — ₽ 576 и ₽ 700.

Одежда. Юбка, лонгслив и брюки обошлись мне в ₽ 6 606. Больше ничего покупать не стала, так как в целом мой гардероб подходит для школы.

Итого вышло ₽ 23 832. Можно сказать, что первую свою зарплату я уже потратила и от второй тоже кусочек отщипнула.

Дети в школе не знают практически ничего, что хоть как-то связано с английским языком

Да что уж там: читать не умеют. Помнится, это открытие повергло меня в шок. Вот я-то приду и как научу! Только на практике все оказалось совсем иначе. 33 часа в неделю, огромные классы, откровенно слабые дети. 25 второклассников. За эти 4 месяца работы я разве что с бубном не плясала: то домашнее задание стабильно не выполнено, то на уроке ворон считаем и упорно занимаемся своими делами. Так и не научившийся толком читать ребенок переходит из класса в класс.

На выходе его знания равны нулю, потому что английский — это не география, которую в принципе можно начать учить с середины и хорошо справляться. Если нет базы, то и дальше, к сожалению, ничего не выйдет. Лично я пришла к такому выводу: школьное обучение языкам носит ознакомительный характер. Вижу только один выход: найти хорошего репетитора или частную языковую школу для регулярных занятий.

Почему воспитанием лучше заниматься родителям

Контингент в моей школе самый разнообразный: бывшие воспитанники детских домов, дети из неблагополучных семей, просто сложные и педагогически запущенные. Не обошлось и без главного нарушителя спокойствия. Прирожденный манипулятор, прекрасно чувствующий слабые места окружающих и умело играющий на нервах. Недаром почти весь класс вожделенно заглядывает ему в рот.

Когда в сентябре мы решили вызвать в школу бабушку, с которой он живет и воспитывается, стало понятно все. Бабушка краснела и показательно ругала внука, а тот лишь нагло ухмылялся и умудрялся нахамить еще и ей. И это при всем коллективе педагогов! Бабушка нервно повышала голос, краснела еще сильнее, но сделать ничего не могла. В сторону матери и вовсе реакция чаще нецензурная. Но и маме до него дела нет: она родила шестого.

Я плохо помню, что такого он мне наговорил в очередной раз, пока я объясняла тему. Но зато темноту в глазах и ощущение, что я себя уже не контролирую, помню хорошо. От испуга я вылетела из кабинета и долго плакала в подсобке, искренне не понимая, что я успела ему сделать. Зато в тот момент осознала, что движет учителями из множества скандальных интернет-историй: постоянные издевки способны извести любого. Это и стало последней каплей. Решился вопрос банально: мальчика поставили на внутришкольный учет, обязали посещать психолога и семейные курсы.

Поведение по большому счету осталось прежним, но, немного осознав серьезность ситуации, он поутих. Но особого эффекта, я думаю, ждать не стоит. Ведь если у парня нет мужского воспитания, нет маминой любви и заботы, осознания, что такое семья, отсутствуют базовые ценности, нормы поведения и общения, то что можем сделать мы, простые учителя?

Бабуля решает, а Вася сдает

Пришел на урок мальчик Вася — и снова у него нет учебника. В другой раз премило беседует с соседом по парте. В ответ на замечания получаю ухмылку и пустой взгляд в никуда. Иду к завучу, чтобы выяснить причину поведения. И тут выясняется, что еще с начальной школы домашние задания за мальчика делала его бабуля. Он приходил со школы, ел и ложился спать: устало ведь дитятко! А бабушка тихонько открывала ранец и вспоминала школьную программу, старательно копируя почерк внука.

Учитель, который орет

Проходила практику в популярной гимназии. Раннее утро. Обычный 7-й класс: активные, непоседливые дети. Учитель любезно усадила меня за последнюю парту, и урок начался. С крика. Еще не успев переступить порог кабинета, она рявкнула так, что я подпрыгнула. Ощущения, конечно, не из приятных. Эти бесконечные 40 минут я не могла отделаться от чувства, что это я в чем-то виновата. На месте этих детей я уже просто от страха не смогла бы выдать ничего связного, что уж говорить о тех, кто вдобавок ничего не выучил.

Следующим уроком была физика. Оказалось, что у детей по плану была лабораторная работа. Тут я вздрогнула еще раз, потому что помню, как это шумно. Встретила нас преподаватель — очень миловидная молодая дама. Она принялась объяснять, как выполнять работу, а дети тихонько слушали. Затем принесла необходимый инвентарь: металлические шарики, какие-то неизвестные мне приборы. Дети буквально преобразились: работу выполняли тихо, шепотом обсуждали что-то с напарниками. А если нужно было задать вопрос, то они спокойно поднимали руку, и преподаватель подходила к ним. Вдобавок она не повысила голос ни единого раза за весь урок. Я собственными глазами увидела любовь к детям и взаимное уважение.

Была на маникюре и никак не могла определиться с цветом

Неочевидные, но существующие права учителя

Педагог имеет право не отпускать ученика в туалет, так как несет за него ответственность. Если со школьником что-то произойдет, учитель будет отвечать.

Учитель имеет право не исправлять оценки ученика, даже если тот очень просит и принес сочинение, доказанную теорему или реферат на 20 страниц.

Учитель может повышать голос на класс, если при этом никого не оскорбляет и не переходит на личности. Другой вопрос — надо ли?

Может писать докладную как на отдельного ученика, так и на весь класс в целом.

Имеет право прервать занятие ради приглашения директора.

Если в образовательном учреждении не соблюдается закон, учитель может обратиться за помощью в соответствующий орган и получить моральную или материальную компенсацию.

Педагог сам выбирает день для консультаций родителей и учеников и имеет право отказать в разговоре, экономя свое время.

Имеет право еще и на написание жалобы как на руководство школы, так и на родителей, если на то есть обоснованные причины (оскорбление, шантаж, угрозы).

Как я признала свою ошибку

Конечно, на следующий день я ребятам сказала, что оценки выставила только тем, кто не сделал задание. Но, думаю, у ребят впечатление осталось. Поэтому после слов родителя мне стало очень стыдно. Я извинилась и объяснила ситуацию. Мы проговорили, что это было один раз и больше не повторится.

Как мы превращаем детей в роботов

Самая большая ошибка, которую родители совершают в воспитании

Как правильно проявлять любовь к ребенку

Но порой мы во всех этих стараниях забываем тратить на ребенка свое время и, главное, проявлять любовь. Мы делаем с ним уроки, вдалбливая материал, который он пропустил по невнимательности. Готовим ужин, помогаем собирать портфель, едем на выходных в загородный комплекс, чтобы показать ребенку лошадей или хаски.

Но важно еще говорить ребенку о любви и проявлять ее и мелочами, действиями. Ребенку минимум 3 раза в день нужно говорить, как вы его любите, чтобы он рос уверенным в себе и не забитым. Особенно часто сложности с этим бывают обычно у пап, которые считают, что мужчина не должен проявлять ласку. Так отец отдаляет от себя ребенка, а если он хочет стать авторитетом, то и любовь тоже проявлять нужно. Рассказывать, что вы любите его не за что-то, а просто так.

Бонус: изнанка работы учителем — дневник моей подписчицы

1 сентября. Жуть как страшно! Переезд, новая школа, новые дети, новый коллектив. Ноги подкашиваются.

2 сентября. Вчерашний день прошел хорошо. Детки хорошие, только больно уж шумные. Начальство хорошее. Отвечает на все мои вопросы, во всем помогает. Спасибо.

10 сентября. Первые проблемы. И главное, кто? Поварихи! Истеричные поварихи, которые старше меня всего на пару лет, орут на меня ультразвуком за то, что я что-то там не дописала в электронном журнале! Пойду спрашивать у начальства, как и что заполнять.

5 октября. День учителя. А по совместительству еще и мой день рождения. Нет, все-таки хороший у меня класс, замечательный. Поздравляют с днем рождения еще с утра, по телефону. День прошел отлично. Пожаловалась молодой коллеге на неразделенную любовь с физруком, который первым начал подкатывать, а сейчас дает старт назад. Секретничаем.

6 октября. Физрук опять проявляет знаки внимания. А можно немножко определенности?

8 октября. Физрук затих. Ну все, нет так нет.

4 ноября. КОК провалился. Директриса в очередной раз наорала на всех ультразвуком. Неправильно сделали КОК. Ничего не нужно было в интернете искать, завучи должны были доходчиво объяснить, что это такое и как это делать. Завучи получили сполна. Мы тоже. Предыдущие учителя наших классов — тоже. Им-то за что? Всем урезали зарплату на ₽ 15 000. Нам — потому что неправильно сделали КОК. Завучам — потому что не объяснили. Бывшим учителям наших классов — да просто так.

15 ноября. Впервые в жизни заболело сердце. Заболело сильно. Пошла в медпункт, накапали корвалол. Полегчало.

22 ноября. Вышла на больничный. Слава богу, хоть отосплюсь, восстановлю нервы.

1 декабря. Многое обдумала. Иду увольняться. Боюсь сама не знаю чего. Жутко устала от всего. Часовой разговор с директором. Не так страшно, как я ожидала. Но теперь я свободна. Господи, иду домой, нет, несусь вприпрыжку, сияя счастьем. Больше меня никто не посмеет унизить. На мое счастье, директор попросила не выходить на 2 недели отработки после увольнения. Это же счастье!

10 декабря. Узнала от бывшей коллеги, что КОК состоялся во второй раз. Наорали на всех пуще прежнего. Будет еще один. Бог отвел меня от еще одного унижения. Слава тебе, Всевышний!

2 ноября 2020 года. Я — репетитор по английскому языку. Никаких подобных проблем у меня и в помине нет. Неадекватные родители, начальство, поварихи, физрук, дети, головные боли, срыв голоса, болезни сердца остались далеко в прошлом. Никаких сбоев в электронной системе, никому никаких денег не должна, никто не обвиняет в кражах, не орет ультразвуком, не унижает. Ни единого разочка не пожалела о том, что уволилась. Скучаю ли я по детям? Да, очень. Хотелось бы вернуться? Ни за что.

А ваши дети ходят в школу? Вас устраивает качество современного образования?

Вы думаете я плохой учитель? Нет, я хороший учитель. Я заслуженный и опытный учитель. И я знаю, что так урок начинать нельзя. Но дело в том, что до 9 ч.10 мин. я должна зайти на сайт комбината питания и отметить , сколько детей присутствует в классе, сколько будет завтракать и обедать, и у всех ли детей есть деньги на карте питания, а если нет, то срочно позвонить родителям и потребовать пополнить карту или ребенок останется голодным.

15 минут урока потеряно. Я закрываю таблицу питания, открываю электронный журнал - нужно срочно отметить отсутствующих (требование администрации - делать это на первом уроке не позже 9.30) И, в идеале, выяснить у родителей причину отсутствия.

Половины урока нет.

Хорошо - это старыми методами из урока в урок УЧИТЬ детей, давать им знания, умения и отрабатывать их на уроках.

Во время урока нужно успеть заполнить бумажный , электронный журнал и дневник ученика. И еще штук десять разных журналов: журнал по технике безопасности, журнал инструктажей, журнал классных часов, журнал по ПДД, журнал внеурочной деятельности, журнал и протоколы родительских собраний и т.д…

На деле эти журналы заполняются по принципу двоечника: перед проверкой находится самый ответственный член коллектива , у которого берут списать.

Живя в Санкт-Петербурге, дети перестали ездить на экскурсии. Каждый выход из школы- это месяц сборов выездных документов. Выход в районную библиотеку напротив школы – собери бумажки, получи разрешение на выход.

Перед всеми виноват и всем ДОЛЖЕН- вот основное ощущение учителя в современной школе.

Читайте также: