Технологии психолого педагогического сопровождения инклюзивного процесса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Инклюзия, как неотъемлемая составляющая системы образования, и интеграция, как новая перспективная модель совместного обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных школьников в общеобразовательных учреждениях, являются наиболее приоритетными направлениями и способами содействия адаптации, социализации и интеграции в обществе обучающихся с особенностями физического и (или) психического развития. Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяет основные меры, требования и условия их обучения. Для педагога-психолога определены следующие задачи: создание системы психолого-педагогической поддержки семьи; психологическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении; проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом. Технологический аспект психологической составляющей инклюзивного (интегрированного) образования не имеет четких рамок и рекомендаций.

- предупреждение возникновения проблем и дисгармонизации личностных качеств субъектов образовательной организации, связанных с инклюзией, интеграцией детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- получение своевременной, равно и целеправной психолого-педагогической помощи и поддержки всеми участниками инклюзивного (интеграционного) образования общеобразовательной школы;

- реализация мер и требований нормативно-правовой базы инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование - личностное принятие каждого другого и полноправное взаимодействие. Реализация данной идеи основывается на личностно-ориентированном, дифференцированном, деятельностном и компетентностном подходах.

Особенности содержания

В технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование выделены два равнозначных адреса:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся подразумевает ориентацию на личностный уровень конкретного ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; на уровень класса; на уровень детского сообщества школы (основное общее образование). Такой подход обусловлен единой средой жизнедеятельности, особенностями детских коллективов, спецификой возрастных изменений и становлений на протяжении школьного детства.

Технологический процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование представляет собой следующие операции и процедуры (Таблица 1).

Таблица 1.
Технологическая карта процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование

Субъекты сопровождения (обучающиеся)

ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья

детское школьное сообщество

индивидуальное углубленное диагностическое обследование

мониторинги на ключевых этапах школьного детства

реализация комплексных маршрутов сопровождения / индивидуальных коррекционно-развивающих программ

организация психологической развивающей среды

профилактические программы, игры, совместные мероприятия, тренинги…

комплексные профилактические программы

психолого-педагогические профилактические мероприятия в системе воспитательной работы школы

консультирование и просвещение

индивидуальное консультирование по запросу в зависимости от проблем инклюзивного (интегрированного) образования и возраста обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование ориентировано на совместную деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей (законных представителей) как детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, так и обычных школьников. Такой подход обусловлен необходимостью грамотной и системной организации сопровождения обучающихся и изменений устойчивых негативных установков по отношению к детям с особенностями развития.

Технологический процесс психолого-педагогического сопровождения взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование представляет собой следующие операции и процедуры (Таблица 2).

Таблица 2.
Технологическая карта процесса психолого-педагогического сопровождения взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование

Субъекты сопровождения (взрослые)

родители (законные представители)

согласие на диагностику ребенка; обследование в соответствии с конкретными целями сопровождения

подбор методик диагностики и проведение индивидуального обследования ребенка участниками
ПМПК школы

исследование профессиональных компетенций в области инклюзивного (интеграционного) образования;
обследование в соответствии с конкретными целями сопровождения

реализация занятий
коррекции детско-родительских отношений (по необходимости)

реализация комплексных маршрутов сопровождения / индивидуальных коррекционно-развивающих программ

помощь в разработке и реализации адаптивных образовательных программ, комплексных маршрутов сопровождения, коррекции планов воспитательной работы

родительский свеобуч; тематические родительские собрания;
тренинги…

привлечение к участию в про-филактических мероприятиях сопровождения

обучающие и практико-ориентированные семинары, тренинги, деловые игры… по проблемам инклюзивного (интеграционного) образования

консультирование и просвещение

индивидуальное ознакомление с результатами мониторингов, скринингов, индивидуальной диагностики

ознакомление и обсуждение результататов мониторингов, индивидуальной диагностики на ПМПК школы

ознакомление с необходимыми (этически и профессионально допустимыми) результатами диагностики

индивидуальные и групповые консультации в ходе сопровождения и по запросу

содействие в привлечении узкого специалиста за рамками образова-тельного учреждения; организация межличностного сотрудничества

аналитическая и экспертная деятельность

деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы

Процессуальная характеристика

При реализации данной технологии особое внимание уделяется отбору методов, методик, форм, средств сопровождения. Основные принципы их отбора – стандартизация, целесообразность в конкретных действиях, профессиональное владение.

Первой составляющей технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование является психологическая диагностика. Ее назначение: раннее выявление особенностей, потребностей, возможностей каждого, включенного в данный процесс; отслеживание текущих и итоговых результатов сопровождения.

В этом направлении оказывается целенаправленная помощь родителям (законным представителям) в ходе практико-ориентированных занятий и лекций по коррекции детско-родительских отношений. Тематика и содержание данного вида работ формируется, исходя из результатов диагностики детей с особенностями развития и обычных детей, запросов взрослых участников образовательного процесса.

Педагогам оказывается помощь в разработке и реализации адаптивных образовательных программ, комплексных маршрутов сопровождения, корректировке планов воспитательной работы.

Программа состоит из двух блоков:

Консультирование является важнейшей составляющей технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование и в большинстве случаев имеет индивидуальную направленность.

Методическое обеспечение

Ожидаемый результат

Технология психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование предполагает получение конкретных результатов каждого участника.

Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья предполагается достижение следующих результатов:

- сохранность и поддержка психологического здоровья школьника;

- получение ребенком качественной и своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки;

- всестороннее развитие обучающегося с соответствии с его потенциальными возможностями;

- полноценное и эффективное включение в классный коллектив, детское школьное сообщество;

- комфортность на протяжении всего процесса обучения в школе;

Результатами сопровождения обычных школьников станут:

- толерантное поведение по отношению к окружающим, в том числе детям с особыми возможностями здоровья;

- снижение и/или устранение психологических барьеров между детьми с особенностями развития и обычными детьми;

- гуманные нравственные установки как устойчивая основа формирования социальной составляющей здоровой личности;

- навыки эффективного, бесконфликтного общения.

Результативность сопровождения родителей (законных представителей) рассматривается как:

- владение необходимой психологической культурой во взаимодействии с ребенком-инвалидом, ребенком с ограниченными возможностями здоровья, другими участниками образовательного процесса;

- устойчивые адекватные положительные самооценка и оценка возможностей и способностей своего ребенка;

Результатами сопровождения педагогов являются:

- принятие и одинаковое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и обычным школьникам;

- профессиональная компетентность в вопросах организации и осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного (интеграционного) образования;

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.

1. Основные принципы инклюзивного образования.

. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

6. Разнообразие усиливается, то есть ребенок с ОВЗ должен быть достаточно подготовлен в плане познавательного и личностного развития к обучению в массовом образовательном учреждении.

2. Признаки и условия организации инклюзивной образовательной среды.

Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, выделяют следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:

– принятие философии инклюзии;

– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);

– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций для детей с разным стартовым уровнем;

– наличие примерных учебных планов и т. п. ;

– наличие УМК, дидактических материалов;

– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.

Для того чтобы образовательная среда могла создать условия, обеспечивающие возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:

• гибкость, готовность к изменениям; •

• мобильность и эффективность управления; •

• преобладание гуманистических ценностей;

• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;

• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута

К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды

– организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

– организации временного режима обучения;

– организации рабочего места ребенка с ОВЗ;

– технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Организационное обеспечение образовательного процесса

– организации инклюзивной образовательной среды

– создание инклюзивной культуры в организации

– взаимодействие с внешними организациями и родителями,

– реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;

– обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана;

– специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

– применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики;

– адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ

Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003, являются пять следующих позиций:

1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.

2. Инклюзия предполагает определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.

3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни – досуговые, правовые, образовательные и другие.

4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.

5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии.

3. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

1. Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

3 Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4. Право на бесплатное питание;

5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

5. Технологии построения инклюзивного образовательного процесса.

1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата.

2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика.

3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг, так и при подведении итогов.

4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:

технологии проектирования и программирования;

технологии командного взаимодействия учителя и специалистов;

технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

6. Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:

• все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

• родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности;

• руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;

• члены администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом, взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики;

• координаторы по инклюзивному образованию в Управлении образования города, краевом центре, методическом центре своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ, своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В статье рассматриваются технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике, актуальные проблемы, основные цели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет [2].

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения [3].

Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

-ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

- другие дети класса, группы, школы, ДОО;

-родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

- педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

- знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями [1].

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

- реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

- задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Второй этап. К этому этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование [4, 5].

1. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю.А. Королева// Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]:учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.

Аннотация. В статье рассматриваются технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике, актуальные проблемы, основные цели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет [2].

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения [3].

Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

-ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

- другие дети класса, группы, школы, ДОО;

-родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

- педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

- знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями [1].

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

- реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

- задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Второй этап. К этому этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование [4, 5].

1. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю.А. Королева// Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]:учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.

Читайте также: