Анализ школьной программы по русскому языку разумовская

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экспертный анализ УМК по русскому языку / литературе

Задание. Выполните экспертный анализ УМК по русскому языку / литературе, по которому Вы работаете в настоящее время, с точки зрения соответствия его требованиям ФГОС ООО и принципам системно-деятельностного и коммуникативного подходов в обучении. Для этого используйте следующую форму:

(указать автора/авторский коллектив, название, класс, место издания, название издательства, год издания)

Русский язык. 5 кл.:учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под ред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта.-3-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа,2016.-

Критерии экспертной оценки

Комментарий

Завершена ли линия УМК?

Содержание УМК обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся

Стр.84. ЗСП-8,9. Проверьте, как вы запомнили правописание слов, данных в этих рубриках. Продиктуйте их друг другу. Те слова, в написании которых допущены ошибки, запишите пять-шесть раз, проговаривая их по слогам и выделяя корни.

Содержание УМК способствует развитию мотивации к учению

Стр.19. упр.42 1. Прочитайте темы сочинений. Что их объединяет, чем они различаются? Какая тема широкая. Какая-узкая?

Зима.- Конец зимы. Полдень.- Зима в нашем парке.

Летом.- Летние каникулы.- Один день летних каникул.- Как я однажды ходил за грибами.

Мой котенок Барсик.- Как Барсик научился есть из блюдца. – Забавный котенок.

2. Напишите сочинение на одну из тем. (Выберите ту, которая вам интересна.) Проверьте, нет ли в тексте сочинения отступлений из темы.

Содержание УМК способствует интеллектуальной и творческой деятельности учащихся

Стр.177. упр.493. Придумайте и запишите два- три предложения с обращениями, в которых передается отношение говорящего к собеседнику.

Содержание УМК способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю

Выберите из текста стихотворения слова, с помощью которых можно описать картину К.Ф.Юона. Какие из этих слов нужно употребить в переносном значении?

Напишите небольшой текст, описывая картину. Подчеркните слова, употребленные вами в переносном значении.

Учитываются ли возрастные особенности подростков при отборе произведений?

- Здорово, добрые молодцы.

- Здравствуй, дедушка!

- Куда это вы путь держите?

- Едем мы с поганым чудом- юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

- Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

- а где же их достать, дедушка?

Содержание УМК способствует толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному диалогу

Содержание УМК понятно учащимся не зависимо от пола, национальности и места жительства, учитывает особенности данной возрастной группы

Стр. 15. Упр. 28. Из орфографического словаря выпишите по три- четыре слова, в которых: а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв. В каждом случае объясните причину несовпадения количества звуков и букв.

Методический аппарат УМК обеспечивает овладение приёмами отбора, анализа и синтеза информации на определённую тему

Методический аппарат УМК обеспечивает наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала

Методический аппарат УМК обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения

Стр.8 Учимся читать и понимать лингвистический текст.

Прочитайте текст. Перечислите условия, необходимые для речевого общения

условия, необходимые для речевого общения

А теперь задумываемся над тем, при каких условиях языковое средство стало речью.

Для того, чтобы возникла речь, то есть чтобы язык стал средством общения, нужно: 1) чтобы было по крайней мере два человека: говорящий и слушающий; 2)чтобы человек испытывал потребность что-то сказать другому, поговорить о чем-либо;3) чтобы говорящий и слушающий владели одним и тем же языком

Методический аппарат УМК развивает способность аргументированно высказывать свою точку зрения

Стр.62. упр.62. Учимся говорить на лингвистическую тему

Язык- врожденное явление, или языку мы учимся, живя среди людей?

Над какими вопросами, связанными с языком, размышляют люди?

Какая наука изучает язык?

Объясните, в каком стиле речи выполнен ваш рассказ: в художественном или научном.

Методический аппарат УМК предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса

Стр.29. ЗСП- 3,4. Продиктуйте друг другу слова, данные в этих рубриках. Затем проверьте работы друг друга, читая написанное по слогам. Те слова,в которых допущена ошибка, запишите верно пять раз в составе словосочетаний. Выделяйте корни, ставьте ударение

Методический аппарат УМК обеспечивает применение полученных знаний в жизненных ситуациях практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения

Стр. 293. Упр.828. Сравните по качеству ( цвету, размеру, запаху,вкусу и т.п.) какие- нибудь предметы окружающего мира и составьте пять-шесть предложений с прилагательными в сравнительной степени.

УМК содержит задания, формирующие предметные, метапредметные, личностные результаты

УМК содержит задания, направленные на формирование УУД:

Стр.95. упр.266. 1. Допишите русские пословицы. Докажите, что в них использованы антонимы.

1)Сытый голодному…2)Живое слово дороже…3) Не мудрено начать - …4)Маленькое дело лучше…5)По одежке встречают - …6) Меньше говоришь - …7) На смелого собака лает…

Для справки: больше делаешь, мудрено кончить, большого безделья, а труса кусает, мертвой буквы, по уму провожает, не разумеет

В глаголах выделите морфемы, объясните их написание.

Расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц.

УМК содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

В УМК включены теоретико- и историко-литературные понятия, служащие основой для формирования у школьников научных методов познания и читательской квалификации

Язык всем знаниям

и всей природе ключ .

Стр.3 упр.1 Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа, с которого начинается учебник. Спишите высказывание Гавриила Романовича Державина без ошибок.

УМК содержит разноуровненвые задания

УМК содержит задания, направленные на формирование навыков рефлексии и саморефлексии

УМК содержит задания на выборочное, поисковое чтение

Стр.94. упр.264.1. Сначала выпишите фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, затем фразеологизмы, в состав которых входят антонимы.

С больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, вкривь и вкось, переливать из пустого в порожнее, до поры до времени, от мала до внлика, ни конца ни краю,цел и невредим,ни дать ни взять,не жив ни мертв,рано или поздно,ум за разум заходит,из огня да в полымя, целиком и полностью,вдоль и поперек,не на жизнь, а на смерть, и стар и млад

В УМК включены задания, формирующие у школьников потребность в систематическом чтении?

Изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов

УМК сопровождается электронной версией

УМК располагает системой условных обозначений

Стр. 2. Условные обозначения

Экспертное заключение:

полнота представленных материалов в УМК;

отвечают ли задания УМК требованиям ФГОС ООО;

способствует ли содержание УМК реализации системно-деятельностного подхода в обучении;

чего недостаёт в УМК и т.п.

Материалы предоставлены полно, в системе, отвечают требованиям ФГОС ООО. Содержание УМК способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный комплекс написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку, включен в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

Выполнила – Саксонова Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Шаховская СОШ №1.

Линия учебников по русскому языку и литературе с 5 по 11 классы, вошедших в федеральный перечень рекомендованных учебников и переработанный в соответствии с ФГОС

2.УМК состоит из:

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов и др. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

К каждому курсу выпускаются:

- методическое пособие для учителей

И другие методические пособия:

- контрольные и проверочные работы по русскому языку (Е.П. Черногрудова

- диктанты по русскому языку (И.Н. Политова)

- диагностика результатов образования (к УМК под ред. М.М.Разумовской , П.А.Леканта. Русский язык)

3. Рассчитан УМК на базовый уровень.

Достоинства УМК

I. В учебно-методическом комплексе под ред. М. М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, ху­дожественный;

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.

V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному;

VI-VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование;

VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изуча­ются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса. .

II. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усиленным внимание к семантическое характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к вос­питанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гор­дости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

В связи с этим авторами учебника уделяется пристальное внимание развитию речи учащихся .

Учебники с 5 по 9 класс содержат богатый справочный материал, куда входят планы и образцы разборов, фрагменты различных словарей, трудные случаи орфографии, схемы и таблицы. В учебниках помещены цветные вклейки, которые помогут учителю активизировать работу с учащимися на уроках развития речи, а также разнообразить систему заданий и упражнений по изучаемым темам.

Рабочие тетради содержат разнообразные задания, в том числе тестовые, которые помогут глубже и осмысленнее воспринять материал учебника. Тетради для оценки качества знаний содержат традиционные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, предназначены для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса, могут быть использованы учениками для пошагового контроля усвоения изучаемого материала.

В методических пособиях для учителя приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля. К учебно-методическому комплексу разработаны мультимедийные приложения.

УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта помогает формировать все виды компетенций — коммуникативную, языковую и лингвистическую (языковедческую), культуроведческую.

Недостатки УМК

К недостаткам данного учебника я отношу то, что авторы не учли нововведений экзаменационной проверки знаний детей по русскому языку (ЕГЭ). Наряду с большим разнообразием заданий в учебнике мало упражнений, состоящих из целого текста. Считаю, что это затрудняет подготовку учителем детей к будущему экзамену.

Полиграфическое оформление учебника (в частности, его красочность) требует некоторых изменений.

На мой взгляд, научный уровень изложения теоретического материала по сложности не соответствует возрастному развитию учащихся, поэтому в разделы необходимо включить элементы занимательной грамматики, что облегчит усвоение теории.

Анализ действующего учебника по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Материал снабжен сравнительными таблицами

ВложениеРазмер
analiz_materialov_uchebnika.docx 20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ материалов учебника русского языка, формирующих лингвистическую компетенцию школьников

Содержание обучения русскому языку в 8 классе ориентировано на реализацию компетентностного подхода. В связи с чем, материалы учебника призваны формировать у учащихся коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

На основе рассмотрения содержания учебного материала нами была составлена таблица, наглядно демонстрирующая наличие языкового и дидактического материала, направленного на формирование лингвистической компетенции школьников.

Общие сведения о языке §1.

Русский язык в семье славянских народов

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

Чтение. Составление опорных вопросов

Общие сведения о языке §1.

Русский язык в семье славянских народов

Общие сведения о языке §1.

Группа славянских языков

Общие сведения о языке §1.

Группа славянских языков

Информационный/ дискуссионный пути формирования лингвистической компетенции. Проблемный вопрос

Общие сведения о языке §1.

О знании истории народа и языка

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

Чтение. Смысловой анализ, высказывание -рассуждение

Общие сведения о языке §1.

О знании истории народа и языка

Творческий путь формирования лингвистической компетенции.

Высказывание-рассуждение на базе текста

Общие сведения о языке §1.

Измаил Иванович Срезневский

Информационный/ творческий пути формирования лингвистической компетенции.Сжатый пересказ текста

Общие сведения о языке §1.

Измаил Иванович Срезневский

Творческий путь формирования лингвистической компетенции.Словарно-лексическая работа с опорой на толковый словарь.

Рассказ о выдающихся лингвистах

Синтаксис и пунктуация.

Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста.

§ 8.Сказуемое и способы его выражения.

Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста.

§ 8.Сказуемое и способы его выражения.

Чтение. Смысловой анализ. Пересказ.

§ 11. Тире между подлежащим и сказуемым.

Высказывание о языке

Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции.

Смысловой анализ высказываний, обсуждение.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.

§ 24. Какие члены предложения являются однородными.

Филипп Федорович Фортунатов

Сжатый пересказ с грамматическим заданием.

Прямая и косвенная речь.

§ 25. Цитаты и их оформление на письме.

Высказывание о языке

Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции.

Смысловой анализ высказываний, обсуждение.

Речь. § Способы и средства связи предложений в тексте.

Василий Ильич Чернышёв

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

информационный путь формирования лингвистической компетенции. Здесь использованы такие методы как чтение, рефлексивный вопрос. На базе данного текста сформулированы задания упражнения 1.2., которые предлагают творческий путь формирования лингвистической компетенции – создание устного высказывания на базе прочитанного текста. Умения и навыки, формируемые на базе данного предложения, представлены следующим образом: осознанно использовать приемы осмысления языковой информации; уметь формулировать и задавать рефлексивный вопрос (предметные компетенции в границах лингвистической компетенции).

Формирование лингвистической компетенции школьников на базе данного учебника продолжается в ходе изучения грамматических разделов курса русского языка в 8 классе. Здесь преимущественно идет опора на информационный путь формирования лингвистической компетенции (5 упражнений), в меньшей степени представлен дискуссионный (3 упражнения), творческий путь формирования представлен в одном упражнении.

Таким образом, система упражнений, используемые в ходе работы над ними методы и приемы способны формировать знания, умения и навыки учебно-познавательной деятельности в границах лингвистической компетенции. Между тем, можно отметить, что организуемой на базе данного учебника работы недостаточно. К отрицательным моментам можно отнести:

– формируются лишь отдельные умения и навыки учебно-познавательной деятельности учащихся. Несомненно, что в целом список их шире с учетом формирования других видов компетенций. Тем не менее, языковой материал, представленный в учебнике, можно было бы использовать продуктивнее.

–мало представлен материал, реализующий творческий путь формирования компетенции;

–в рамках лингвистической компетенции не формируются умения, связанные с самооценкой и самодиагностикой;

Еще можно отметить, что в основном формирование лингвистической компетенции опирается на общие сведения о языке, представленные в первом параграфе. На изучение данного раздела отводится один час – в связи с чем, выполнить весь объем работы, предложенный в данном параграфе, нельзя.

Таким образом, анализ действующего учебника по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Анализ свидетельствует, что данный учебник формирует лингвистическую компетенцию школьников. Тем не менее, материал учебника не в полной мере отвечает современным требованиям расширения представлений и умений школьников в сфере исследуемой нами компетенции.

Автор: Ворончихина Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: Анализ УМК "Русский язык. 6 класс"
Тема: Анализ одного из учебников УМК "Русский язык.5-9 классы" под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта с точки зрения возможности реализации на его материале современных педагогических технологий ( "Русский язык.6 класс").
Раздел: среднее образование

М.М.Разумовской, П.А.Леканта с точки зрения возможности реализации на его

Инновационный подход к обучению дает возможность так организовать учебный

в точном переводе с латинского

основные черты данного метода,который направлен на развитие способности ученика к

Читайте также: