Что такое информация в школе

Обновлено: 30.06.2024

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т. е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н. В. Макарова);

Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);

Информация — это мера сложности структур (Моль);

Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);

Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);

Информация — это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Ква! Ква! Бре-ке-кекс!
Испекла я нынче кекс.
Пять подружек пригласила,
Комарами угостила.
Всем по комару досталось.
Сколько кексов мне осталось?

Приходили ко мне в гости
Цифры 2, 5, 6, 4, 8,
Все по кексу подарили,
Сколько кексов мне купили?

На пруду цвели кувшинки.
Друг кувшинки мне сорвал –б
Вначале 6, потом 4, потом 7,
Потом 0, потом 2.
Вдруг кувшинки все завяли.
Сколько кувшинок цвести перестали?

Последняя задача про природу.

И напоминаю вам, ребята, природу нужно беречь!

Не рвите цветы, не ломайте веток, не бросайте мусор.

2. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ИНФОРМАЦИЯ”

Ребята, давайте поговорим об информации.

Информацию люди получают всю жизнь. Получая информацию, мы учимся разговаривать, играть, читать. Вопросы, ответы, просьбы, смех и слезы – все это информация. Общение людей друг с другом дома и в школе, на улице и на работе связано с получением и передачей информации. Любая совместная деятельность людей (работа, игра, учеба, спорт) невозможна без обмена информацией.

Информация бывает:
1. Понятная и непонятная;
2. Полезная и бесполезная (или даже вредная);
3. Достоверная или недостоверная.

Можно о любом предмете дать информацию.

Давайте назовем информацию о предложении.

Из чего состоит предложение?

Правильно, предложение состоит из слов.

По размеру какими могут быть предложения?

Правильно, предложения могут быть короткие и длинные.

А из чего состоят слова?

Правильно, слова состоят из букв.

А с помощью чего можно передать слова?

Правильно, слова можно передать с помощью звуков, жестов и других сигналов.

А сейчас сыграем в игру, которая называется “Назови информацию”

Правила игры простые: я показываю вам предмет, а вы должны дать как можно больше информации о нем.

(Набор предметов: карандаш, ручка, тетрадь, книга)

Мы можем назвать информацию и о человеке. Давайте попробуем.

Вместе с детьми назвать информацию о человеке (ученик из класса, мама или папа).

Итак, можно сказать, что информация – это сведения об окружающем нас мире.

С информацией человек может выполнять различные действия, например:

1. Передачу;
2. Обработку (преобразование);
3. Поиск;
4. Хранение.

Передача информации – объявление сводки погоды по радио;

Поиск информации – поиск значения слова в словаре;

Обработка (преобразование) информации – перевод текста на иностранный язык;

Хранение информации – запись песни на магнитофонную кассету.

А теперь, ребята, приведите свои примеры.

С передачей, обработкой, поиском и хранением информации мы подробнее познакомимся на следующих уроках.

Существуют этические правила и нормы, которых должны придерживаться люди при работе с информацией.

Воспитанный человек никогда не прочитает чужое письмо, не посмотрит содержание чужой дискеты, забытой на столе. Он не будет искажать родной язык. При переписке воспитанный человек оформляет письма грамотно, литературным языком. В общении не использует такие обороты речи, которые могут обидеть или оскорбить собеседника и, конечно же, не использует “пиратские” (нелицензионные) программы для компьютера, например, учебные программы по школьным предметам.

3. РАБОТА В ТЕТРАДИ

1. Напишите другу письмо, в котором сообщите ему информацию о своих успехах в учебе и о новом увлечении. Используйте предложенный набор слов. Придерживайтесь этических правил и норм, применяемых при работе с информацией.

НАБОР СЛОВ: дорогой друг, информатика, математика, русский язык, пятерки, учитель, одноклассники, компьютер.

2. Запишите информацию о доме, ученике и цветке.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите информацию о домашних животных

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Улыбнитесь так, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

– Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть

– А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

– А теперь покажите, как ветер качает дерево.

– А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

– А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.

Как вы хорошо действиями передавали информацию! Молодцы!

6. РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ

Далее учитель объясняет необходимые приемы работы с текстом и выдает задание.

Задание для работы в текстовом редакторе “Блокнот”:

Расставьте пробелы в тексте так, чтобы получилась осмысленная информация”

Пример текста без пробелов:

Ученики в портфелях носят учебники и тетради.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


Информация - очень широкое понятие, имеющее множество трактовок. Рассмотрим его с точки зрения субъективного подхода.

Презентация - Информация

Информация – это всё что нас окружает.

С помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

С помощью органов слуха воспринимается звуковая информация – речь, музыка, звуковые сигналы, шум.

С помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира.

С помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет – горький, кислый, сладкий, солёный.

Органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шероховатый и т.д.

Из курса информатики \(5\)-го класса ты знаешь, что информация — это сведения об окружающем мире. Но на самом деле точного определения, что такое информация, не может дать никто.
Рассмотрим разные ситуации.

1. В повседневной жизни информацией можно считать что-то новое, получаемое от друзей, родственников и др.

shutterstock_1361866367.jpg


3. В медицине (например, на приёме у врача) это сведения о твоём здоровье (температура, анализ крови и другие данные).

shutterstock_1131870719.jpg

shutterstock_241889842.jpg

Информацию можно классифицировать:
— по способу восприятия: на визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную и вкусовую .

— по способу представления информация бывает: текстовая, числовая, графическая, звуковая, мультимедийная .

представьте себе, что вы вышли на крыльцо своей школы и увидели прекрасный солнечный день. Если ты пишешь стихи, то всё увиденное ты можешь описать в стихах, и это будет текстовая информация.
Если ты художник, то ты можешь нарисовать этот солнечный день, и это будет графическая информация.
Если ты пишешь музыку, то свои чувства можно представить в виде музыкального произведения, наигрывая его на гитаре, и это будет звуковая информация.
И наконец, если у тебя в руках оказалась видеокамера, то всё, что тебя окружает, можно снять, и тогда это будет мультимедийная информация.

Красивая картина на холсте, музыка, которая звучит в виде живого звука, — это сигналы, которые может принимать человек. Эти сигналы принимают бесконечное множество значений (цветов, уровней звука). Такие сигналы называются непрерывными.
Если картину или звук записали, например, на компьютер, то непрерывный сигнал превратился в дискретный. Дискретный сигнал не бесконечен, он принимает ограниченное число значений.

Информация нужна человеку, чтобы принимать правильные решения в своей жизни. Информация — это объект. А у каждого объекта есть свойства. Любая ли информация может быть полезной для человека? Да, если она новая и обладает следующими свойствами.

Объективность — информация не зависит от мнения её получателя.
Достоверность — отражает истинное положение дел.
Полнота — объём информации достаточен для решения задач.
Актуальность — информация доставлена вовремя.
Полезность — нужна для принятия решения (решения задач).
Понятность — выражена на языке, понятном тому, для кого она предназначена.

мы смотрим на термометр и получаем информацию о температуре на улице, и такая информация не зависит от нашего мнения, т. е. она объективна.
Мы готовим реферат и скачали текст из интернета, читаем его учителю, а он говорит, что факты уже устарели и не являются достоверными.
На уроках математики вас научили решать квадратное уравнение с помощью дискриминанта, и при выполнении домашнего задания вы воспользовались полученными знаниями и решили правильно уравнение. Информация, полученная на уроке, была полной, и её было достаточно для выполнения задания.
В школе изменили расписание, и вам написал об этом классный руководитель — все узнали об этом вовремя и не опоздали на урок. Информация была доставлена вовремя, т. е. была актуальна.
Для жителей африканского континента информация о том, что в России выпустили новую модель валенок, будет неполезна, так как они их не носят.
К вам в класс пришли иностранные учёные рассказать о новостях информационных технологий, но переводчик задержалась, поэтому то, что они говорили, в классе поняли только некоторые ребята, которые знали иностранный язык. Информация для других была непонятна.

Читайте также: