Познавательно исследовательская деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Корякина Надежда Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Что такое познавательно- исследовательская деятельность?"
Раздел: дошкольное образование

Что такое познавательно- исследовательская деятельность?

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она

выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить,

вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в

умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в

умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания.

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты

живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде

обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое

вызывают у детей этого возраста особый интерес. Вопросы ребёнка

обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как

источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

Организация самостоятельной работы и руководство ею -- это сложный

процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть

воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не

самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний,

формирования у детей самостоятельности, активности и развития их

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное

место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем

игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не

является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный

прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф.

писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам

заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось

действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность

является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи

развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской

Основная проблема российской педагогики связана не с тем, как обучать увлеченных и способных детей, а с тем, как развивать способности, прививать интерес к знаниям и наукам. Поскольку начальная школа является первой ступенью систематического образования, то ее главной задачей стало научить детей учиться.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Овладение основными умениями и навыками учебной деятельности - это та база, которая помогает школьнику осуществить познавательную и исследовательскую деятельность. Стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Научно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. На мой взгляд, исследовательская работа – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

При формировании исследовательских действий, я добиваюсь следующих целей:

-воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

-развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в данной работе.

При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

В рамках начальной школы уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий или 2-3 уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Темы исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для исследования требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Этапы организации исследования

Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности :

•Мотивация исследовательской деятельности школьников - возникновение у ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

•Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

•Выбор объекта исследования, (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

•Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экспериментальными) данными и логическими соображениями.

•Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели — не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).

•Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

•Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться, строго соблюдая все требования выбранных методов.

•Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т. п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.

•Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

•Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

•Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников :

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста.

Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

1. Исследовательская деятельность в школе : опыт, поиски, решения: Под ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 1999.

2. Исследовательская работа как залог формирования профессиональной компетенции специалиста: Материалы шестой краевой научно-практической конференции студентов оу среднего профессионального образования. В 2 ч. - Пермь,2008.

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников : "Малая академия наук"\авт. -сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. - Волгоград: Корифей, 2007.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. –М. : Народное образование, 2001.

6. Савенков А. И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов /А. И. Савенков. - М. : Генезис, 2005.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А. И. Савенков. – Самара: Изд. дом "Федоров", 2007.

8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе /И. Д. Чечель. - М. : Сентябрь,144 с.

9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность : Словарь /Е. А. Шашенкова. – М. : АПКиППРО, 2005.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

муниципальное общеобразовательное учреждение

п. Новокавказский, Александровский район

Учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п.Новокавказского

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
В последние годы эту проблему я решаю, в частности, через организацию исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.

Предпосылками использования методов исследования в классе явились:

- результаты диагностики готовности детей к школе;

- низкий показатель развития познавательной активности детей.

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно ученикам.

Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений тесно связана с исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний.

Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей идеей моего опыта стала идея:

организации исследовательской деятельности способствующая развитию познавательной активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Этапы работы:

I этап – 2014год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.

II этап – 2015 -2017 г. - активное внедрение в практику форм, и приёмов метода исследования, способствующего развитию познавательной активности школьников.

III этап – 2018год– систематизация материалов и подведение итогов работы.

2.Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

А главной целью исследования является - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;

создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

развивать способности учащихся управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых по изученным темам; лабораторные работы уроки-исследования, коллективное составление плана исследования, проведение опытов под руководством учителя, самостоятельное создание проектов по заданному плану, их защита.

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты, участие в научно – практических конференциях;

2.2 Условия для успешного осуществления исследовательской деятельности

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

2.3 Роль преподавателя при организации исследовательской

деятельности учащихся

1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

2.4 Описание основных элементов представляемого педагогического

Для развития у детей навыков исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

давать определение понятиям;

делать выводы и умозаключения; структурировать материал;

доказывать и защищать свои идеи

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую на уроке:

проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

поиск дополнительной литературы;

самоанализ и самооценку.

В своей работе выделяю три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — ставлю перед учеником проблему и подсказываю пути ее решения; (1класс)

2-й уровень — только ставлю проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; (2-3 классы)

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. (4 класс)

Начинаю организацию исследовательской деятельности с первого класса. Использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использую следующие упражнения:

показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.

- Что в них меняется? (Последняя буква.)

Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.

- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:

При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.

При удалении звука также получилось другое слово.

Учимся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать. Для того чтобы определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. На уроках использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения

В первом классе я вовлекаю учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством. Работы имеют коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

Работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:

- давайте вместе подумаем, почему птицы улетают на юг; почему улицы так называются, почему мы используем кулер и т. д.;

Делая предположения, предлагаю использовать слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

В первом и во втором классах выполняем мини - исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

Приведу несколько примеров.

Самое простое - во время экскурсии даю задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района.

В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования:

• Какое значение имеет кровь?

• Какие у вас гипотезы?

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием:

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться

Долговременные исследования провожу в рамках вне учебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.

Здесь же ученики узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:

Постановка цели и задач.

Подведение итогов и выводы

Подготовка к защите и защита работы.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы.

Основные правила выбора темы:

• тема должна быть интересна ребёнку;

• тема должна быть выполнима

• учитывать интересы детей;

• тема должна быть оригинальной;

• тема должна быть доступной;

• сочетать желания и возможности.

3. Результативность педагогического опыта.

Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Данные о сформированности познавательных УУД учащихся, полученные в ходе индивидуального обследования, заношу в таблицы.

Актуальность темы: Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Цель работы: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности.

Задачи работы:

- обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;

- стимулировать интерес у детей к изучению предметов;

- познакомить учащихся с научной картиной мира;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- способствовать активному вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.

Практическая значимость работы:

- расширение кругозора учащихся в различных областях знания;

- повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;

- углубленное изучение учебного материала;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей у учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.

Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

Проведение уроков в форме деловой игры.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.

Организация исследовательской деятельности.

Опираясь на методику проведения исследования в школе, можно сделать вывод, что это будет трудно, ребенок не сможет пройти через все этапы. Но это не так. Начинать работу по проведению исследований надо постепенно.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить.

Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Африки; защитим нашу планету.

Спустя полгода работы с первоклассниками, можно определить группы учеников по их способностям. У каждого свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль.

На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Во внеурочное время исследовательская деятельность приобретает более длительный характер.

Алгоритм проведения исследования:

Определяем проблему, ставим вопрос.

Определяем цель исследования и задачи, которые предстоит решить по поставленной цели.

В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу.

Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете).

Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки.

Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?

С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.

В своей работе мы с первого класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Во время каникул учащиеся стали больше узнавать нового, читать, смотреть обучающие фильмы. Некоторые ученики начали проводить свои эксперименты, оформляя их и делая выводы. В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.

Во втором классе мы продолжили работу над исследовательской работой. Учащиеся уже осознано ставят вопросы и ищут на них ответы.

Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности.

Совершенно новый подход в обучении я открыла случайно. Отмечая с детьми какие-либо значимые праздники, мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Но бывает и так, что праздники, которых мы не касаемся – отличный источник знаний. Не просто обыденных знаний, но и обширных.

Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально – насыщенных, познавательных. К примеру праздник птиц, подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Учащиеся не просто повторяют правила поведения с животными, и то, что они могут сделать, а делают.

Учащиеся знакомятся с особенностями зимовки птиц в родном краю и помогают пернатым обрести дом на зиму. Применяя все свои творческие навыки.

Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали.

Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.

Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события – интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов.

Праздник какого – то дня проходит через все уроки совершенно. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы. Иногда в парах, иногда в группах. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов.

Организация таких тематических дней способствует активному развитию словарного запаса учащихся, открытию новых слов и фактов. Мои ученики с удовольствием учат новые фразы, перенимают удивительные факты, а затем делятся с родителями.

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.

Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.

Свой доклад хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Читайте также: