План самообразования методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Обновлено: 05.07.2024

Суть и смысл современного образования заключается в становлении выпускника, способного самостоятельно делать выбор, принимать ответственные решения, постоянно обновлять и повышать уровень своих знаний. Это предполагает формирование и развитие у учащихся самостоятельности как значимого личностного качества. Поэтому одной из важнейших задач средней школы является развитие у школьников способности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в овладении знаниями. Не секрет, что на определённом этапе обучения, в силу возрастных психологических особенностей, школьники теряют интерес к учёбе. Потеря интереса к обучению становится причиной безразличия и апатии, безразличие приводит к лени, а лень – к безделью и потере способностей. Именно поэтому очень важно строить уроки так, чтобы они были интересными, а содержание - современным. Это давало бы обучающимся возможность мыслить самостоятельно и развивало способности, а также имело направленность, как на научную, так и на практическую деятельность.

В последнее время уделяется всё больше внимания именно самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с теми, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно просто обладать каким-то определённым объёмом знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы на уроке. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Самостоятельность - способность к независимым суждениям, действиям, решительность, обладание инициативой. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Анализ литературы по данной теме показывает разнообразие подходов к определению понятия "самостоятельность", сюда включают интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему самостоятельно учиться; готовность и желание учащегося своими силами овладеть новыми знаниями и способами деятельности.

По мнению ученых, "учебная самостоятельность" представляет собой такое свойство личности, которое включает в себя ряд сформированных действий (учебных умений). Такие учебные умения в совокупности представляют собой содержание учебной самостоятельности школьников - их способность расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя без помощи педагога [2, с.215].

Согласно В.Б.Бондаревскому [1, с. 85], учебная самостоятельность как качество ученика как субъекта учебного процесса предполагает умение выполнить какую-либо задачу (практическую или учебную) без непосредственного участия учителя. Учебная самостоятельность школьников может успешно развиваться на уроках английского языка.

Урок иностранного языка - это законченный во времени отрезок работы, нацеленный на обучение, на протяжении которого осуществляется достижение определенных практических, образовательных и воспитательных целей. Достижению этих целей способствует наличие у урока определенной структуры, включающей в себя:

1. Начало урока. Его назначение - настроить учащихся на активную работу, сформулировать цель и задачи, которых необходимо будет достигнуть. Начало урока включает в себя приветствие учителя, запись на доске даты и темы урока.

2. Центральная часть урока. Данный этап включает в себя объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, самостоятельную работу учащихся и др.

3. Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов урока, оценку проделанной работы, самоанализ, задание на дом.

Наиболее эффективным способом формирования учебной самостоятельности при изучении английского языка является самостоятельная деятельность учащихся на уроке. Самостоятельная деятельность учащихся способствует не только развитию их познавательных способностей, но и способности к самоорганизации, самоконтролю. Самостоятельная учебная деятельность - процесс, направленный на достижение результата, которым является учебная самостоятельность. Поэтому формирование данного качества у учащихся необходимо начинать уже с первых дней их обучения в школе.

Стоит подчеркнуть, что основная цель самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал на иностранном языке без помощи учителя.

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

- наличие задания, данного учителем;

- самостоятельность учащихся в выполнении задания;

- отсутствие непосредственного участия учителя в ходе выполнения учениками работы;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Выделяют множество видов самостоятельной деятельности, из которых наиболее распространенным и часто используемым является самостоятельная работа. Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку напрямую зависит от условий, обеспечивающих ее планирование, организацию, проведение и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия как педагога, так и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При организации самостоятельной работы со стороны учителя очень важно своевременно и правильно сформулировать цели и задачи, а также ожидаемые на выходе результаты.

Главная цель самостоятельных работ - развить самостоятельность учащихся, научить их без помощи учителя приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует их подготовке к жизни. Самостоятельную работу на уроках английского языка можно использовать не только для усвоения нового материала, но и при повторении, закреплении и проверке качества уже полученных знаний и умений, выполнении домашних заданий.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться пассивным он не может. Можно сделать такой вывод, что развитие привычки самостоятельной работы учеников на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения и навыки – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приёмами выполнения задач, выработать определённые алгоритмы обработки и усвоения того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия в виде схем, таблиц и дидактический материал в виде карточек, системы упражнений, вопросов-гидов, которые были бы всегда в распоряжении учеников. Планируя урок, учителю обязательно необходимо определить задачи для самостоятельной обработки материала учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематическая работа, направленная на организацию самостоятельной работы ученика, будет формировать не только его познавательную деятельность, а и самостоятельность как черту характера.

Такой подход выгодно отличается от традиционного обучения тем, что он позволяет каждому ученику самоопределиться на уроке, а также обеспечивает эмоциональный комфорт. На уроке реализуется поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией П.Я.Гальперина). Спокойная и непринуждённая обстановка на уроке позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета. У учащихся появляется привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно; развивать внимание, стремление к знаниям.

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Подводя итог проведенной работы, стоит отметить, что невозможно сделать процесс передачи и получения знаний идеальным немедленно. Но необходимо над этим работать, разрабатывать новые и усовершенствованные методики.

Литература

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005.

2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Педагогика, 2007.

3. Черникова О.М. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения. // Интерактивное обозрение. Электронная газета. Выпуск № 59. Июнь, 2015.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

2015 – 2016 учебный год

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

2016 – 2017 учебный год

Оформление результатов работы по теме самообразования.

2017 – 2018 учебный год

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2017– 2018 учебный год

Работа над темой начата в 2015 – 2016 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2017 – 2018 учебном году.

Обоснование выбора темы

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. В первую очередь, от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения и технологии модерации дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное, заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.

Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

3 . Постановка проблемы.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает данная технология, основанная на использовании активных методов обучения.

● Как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками программы?

● Как раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей?

● Как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению налаживать эффективные коммуникации с разными людьми?

Освоить новую технологию, основанную на использовании активных методов обучения, способствующую развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент. Научиться применять ее на уроках английского языка.

  1. повышение мотивации и интереса к учению;
  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  3. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  4. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  5. повышение уровня своей профессиональной компетенции.

Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
  8. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Действия и мероприятия

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей иностранного языка

Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии.

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по иностранным языкам.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе МО учителей иностранного языка.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, городских фестивалях по английскому языку.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Из опыта работы учителя английского языка первой категории
Токтамысской сш Решетниковой Л.

2. Из опыта работы

Из опыта работы учителя английского языка, первой категории
Токтамысской сш Решетниковой Л.А.

Самостоятельная работа на уроках английского языка.

«Tell me and I forget

Teach me and I remember

Я считаю, что главная задача учителя – научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования. Вопросы связанные с организацией самостоятельной работы школьников по иностранному языку, рассматриваются сейчас как наиболее актуальные.

Понятие " самостоятельная ( урочная и внеурочная) работа" рассматривается с точки зрения опосредсвенного руководства ее со стороны учителя в отличии от работы, выполняемой под его непосредственным руководством. Естественно при этом, что на первое место выдвигаются вопросы подготовки учащихся к самостоятельной работе, управления ею, организации системы самостоятельной работы, повышения интереса к ней

Цель моей педагогической деятельности- создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, социокультурное развитие учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышение мотивации в изучении иностранного языка.

Прошла следующие курсы повышения квалификации:

по программе второго(основного) уровня в рамках уровневых программ

Раннее языковое образование. Начальное образование.

курсы обучения школьных тренеров "Рефлексия в практике"

Информационные технологии в деятельности учителя–предметника.

Работала над следующими методическими темами:

Интеграция в обучении английского языка.

Использование новых педагогических технологий в обучении.

Повышение мотивации обучения английского языка через игровые технологии.

Иноязычная культура как цель обучения

Ядром урока английского языка являются следующие компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная, поэтому я при планировании самостоятельной работы на уроке это учитываю и задания дифференцирую. Индивидуальный подход учителя к учащимся имеет большое значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении все более сложными умениями и навыками самостоятельной работы. Заинтересованных учеников выделить легко, они не ждут помощи, сами обращаются за советом. Таких детей нужно всегда стимулировать и оказывать необходимую поддержку. В дальнейшем они помогают другим в качестве консультантов. И это немаловажно для процесса обучения.

Мотивация и некоторые пути ее повышения

- The computer is….

- I do not like to….

There is… There are… Is there. Are there…

Кроме того, учащимся нравится составлять рекламы, кроссворды, синквейны, делать анонсы фильмов. Эти формы работ я использую на своих уроках часто.

Непременным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых в классе, упражнениям, выполняемым дома, с учетом структуры формируемого навыка.Условно-речевым упражнениям выполняемым устно на уроке, могут соотвеьствовать подобные же упражнения, выполняемые в письменной форме дома.

Например: 6 класс

Речевая зарядка: расскажите о книге, которую сейчас читаешь, используя приведенную ниже схему и образцы для самоконтроля.

Схема. Образец для самопроверки:

I read. I read the novel" Robinson Grusoe"

It was written. It was written by D. Defoe.

The book is. The book is very interesting.

Каждая из названных форм призвана создавать развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.

Для непрерывного развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка необходимы 5 условий:

1.Осознание цели выполняемой деятельности.

2.Знание процедуры выполнения задания.

3.Умение пользоваться соответствующими средствами обучения.

4.Умение видеть опоры в материале заданий.

5.Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий.

Я терпеливо и настойчиво показываю преимущество систематической самостоятельной работы. Для этого использую Интернет-ресурсы, творческие задания, дополнительные источники информации, дидактический материал, презентации и т. д.

Конечно, в организации самостоятельной работы учащихся имеются серьезные недостатки, назову несколько из них:

-учащиеся не осознают практической значимости своей работы,

-нерациональная организация учащимися своего учебного труда,

-учащиеся не знакомы с НОТ,

-проверка заданий поверхностна.

Модульное обучение позволяет организовывать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделять слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.

Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся все необходимые инструкции для успешного выполнения работы. Сделать это нужно в доступной и последовательной форме.

Очень хорошо, когда в группе есть сильный лидер, который может подсказать, где взять опоры или клише, для того, чтобы слабый ученик тоже смог участвовать в рабочем процессе, а не просто сидел и ждал, когда группа закончит работу и он, как член этой группы, тоже получит отметку.

Модульное обучение дает мне хорошую возможность для организации самостоятельной работы с учениками. При работе с текстом на уроке, учащиеся сначала читают текст, затем фронтально выполняют подтекстовые и текстовые задания. Большое внимание уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Текст делится на части, а учащиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки, таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, а с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовывать и другие виды работы с текстом.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты. Таким образом, школа становится самообучающейся организацией.

Процесс познания - это активный процесс, в ходе которого должно происходить переосмысление по ряду вопросов, а также реконструирование его составляющих. Ключевыми концептами в данном случае выступает: эффективность учения и планирование собственной деятельности, интеграция знаний, рефлексия и самооценивание. Все это имеет непосредственное отношение к уровню автономии учащихся.

Эффективность урока как процесса учения познания зависит от многих факторов. Это и различные элементы или этапы урока, это атмосфера общения на уроке, это сама фигура педагога на уроке, ведь от него многое зависит.

Что касается моего предмета, то любой урок иностранного языка, его эффективность напрямую зависит от атмосферы на уроке, что во многом достигается при помощи собственно организационного момента.

Организационный момент можно провести по-разному. Чтобы начало урока было интересным, чтобы вовлечь учащихся в деятельность на иностранном языке, необходимо много выдумки, изобретательности.

Как дела? Как здоровье? Вы хорошо спали? Скоро праздник? Посоветуйте мне, где можно купить, что можно подарить к….? А как поживает ваша семья? Какой сегодня день? И т.д.

Вот такой организационный момент, отношения на равных, обмен своими впечатлениями, рассказы о каких-то проблемах создают, способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата на уроке.

Далее. Чтобы урок был эффективным, педагогу необходимо сочетать различные формы и методы работы, следить за тем, чтобы материал урока был интересным для учащихся, постараться вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, дать учащимся возможность сопоставить свой жизненный опыт с аналогичным опытом их сверстников из зарубежных стран, вызвать желание заниматься самостоятельной работой по предмету, обеспечить социализацию и персонализацию.

При изучении культуры стран изучаемого языка учащиеся знакомятся со знаменитыми музеями, галереями, театрами мира. Это очень интересно, расширяет их кругозор, восприятие мира.

По моему мнению, эффективность урока во многом зависит от организации преподавателем самостоятельной работы на уроке.

Часть учителей сетуют на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительными. Это из-за того, что учитель является центральной фигурой, а учащиеся, даже изначально мотивируемые к учению, оказываются лишь пассивными исполнителями его воли, подчиняются его логике, и следовательно, всю ответственность за процесс обучения и его результаты возлагают на самого преподавателя. В классической схеме взаимодействия учителя и учеников на уроке только учитель:

- обладает всей полнотой информации о программе, содержании обучения, характере контроля;

- является главным источником знаний;

- отвечает за работу учащихся на уроке;

- обладает привилегией оценивать результаты.

Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо для педагога:

- отказаться от роли единственного источника информации;

- выступать в роли помощника и консультанта учебной деятельности;

- обеспечивать необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;

- стимулировать умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся – это активный метод обучения, очень эффективный метод.

Цель работы здесь – побуждающий мотив для самостоятельный работы.

Каковы же особенности самостоятельной работы?

- узнать как можно больше нового;

- проявить самостоятельность без посторонней помощи.

У самостоятельной работы есть ряд и других особенностей. Учащиеся сами могут:

1) выполнить задание в соответствии с поставленной целью;

2) осуществить контроль за своей работой (саморегуляция).

Учащийся может обращаться в процессе работы к словарю, таблице, известным фактам, что позволит ему мысленно сформулировать ответ, то есть тем самым осуществляет исполнительские и контрольные функции.

3) оценочная деятельность, то есть может быть оценена или преподавателем, или количеством учащихся, или и тем, и другим.

Самостоятельная работа всегда завершается определенными выводами, которых учащийся достигает самостоятельно. В этом особая ценность самостоятельной работы, проявляется достигнутый им уровень знаний.

Что необходимо для организации саморегуляции самостоятельной работы:

1) Необходимы средства для осуществления работы.

Прежде всего это тексты, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно.

Для урока – лекции используется информативный, интересный материал. Такая форма урока приучает ученика вдумчиво слушать учителя, выделять самое главное из услышанного, делать необходимые записи и пометки.

2) В самостоятельной работе учащихся можно использовать задания творческого характера. Это прежде всего метод проекта, который предполагает разработку замысла, идеи, условий их реализации.

Этот метод используется в групповой работе, где учащиеся самостоятельно занимаются поиском информации, распределяют свои функции, задачи, разрабатывают свой собственный проект, который является результатом усилий целой группы.

Могут быть использованы:

- дидактические средства ( документы, анкеты, опорные тексты, фильмы, аудиозаписи)

- карточки как для индивидуальной работы, так и для коллективных видов деятельности.

В индивидуальной самостоятельной работе возрастает роль самого ученика в выполнении задания, появляется возможность сотрудничества ученика и преподавателя. Такая работа приемлема как для слабых учащихся (не обладающих высоким уровнем знаний), так и для сильных.

Определив место и роль самостоятельной работы в системе языковой подготовки обучающихся, сформулировав основные требования, которым, чтобы обеспечить высокую мотивацию в процессе самостоятельной работы, должны отвечать тексты для индивидуального чтения и задания к ним, рассмотрев психолого-педагогические предпосылки к использованию данного вида работы на уроках английского языка и практических занятиях во внеурочное время, проследив пути достижения самостоятельности обучающихся на конкретных примерах и проанализировав каждый из компонентов СРО, я пришла к следующим выводам:

Самостоятельную работу можно рассматривать как дополнительный резерв организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, как совокупность таких функций как мотивационно-стимулирующая, конструктивно-планирующая, коммуникативно-обучающая.

Поскольку самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого обучающегося, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Опыт преподавания иностранного языка в образовательных заведениях свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность обучающегося и выявление его творческих возможностей.

Четкое разделение СРО на внеурочную, урочную послеурочную обусловливает ее целостность и систематичность. Эту специфику необходимо учитывать при определении форм работы.

Таким образом, внеурочная СРО представлена индивидуальным прочтением иноязычного материала, его осмыслением и тщательной проработкой, выполнением на его основе комплексных заданий и последующей обработкой для презентации прочитанного в виде проекта.

В свою очередь, урочная СРО предполагает наличие определенной ситуации общения, соответствующей предмету обсуждения и создающей благоприятные условия для речевой деятельности.

Содержание послеурочной СРО заключается в анализе и оценке проделанной работы как вида деятельности (совместной и индивидуальной), а также в прогнозировании результатов.

Предложенная классификация форм организуемой учителем самостоятельной работы обучающихся позволила более четко сформулировать уровень требований к заданиям, прилагаемым и являющихся составной частью разрабатываемого учебно-методического пособия, а также к составлению в нем необходимых методических указаний.

Упорядочение СРО осуществляется с помощью ряда принципиальных аспектов. Первый из них связан с внедрением организуемой СРО в учебный процесс, что позволяет обучающихся получать систематические знания, умения и навыки, активно усваивать материал. Возникающая при этом необходимость в обязательных консультациях по выполнению заданий позволяет учителям контролировать и регулировать процесс усвоения студентами изучаемого материала не только на заключительном этапе, но и в течение его проработки.

Второй важный аспект - индивидуализация заданий: они должны учитывать уровень подготовленности и склонности каждого обучающегося. Большое значение имеет полное информирование обучающихся о предстоящей работе с указанием этапов выполнения, сроков, потребностей во вспомогательных средствах.

Третий аспект предполагает организацию систематического контроля. Переход на многоуровневую структуру образования связан с введением рейтинговой системы оценки знаний, позволяющей более четко и объективно контролировать выполнение как отдельных этапов заданий, так и результаты работы в целом. При этом возрастает стремление обучающихся получить более высокий балл за самостоятельную работу, а вместе с тем и рейтинг, то есть выполнять ее более качественно.

Подобная научно-методическая, учебно-методическая и организационная работа позволяет упорядочить и привести в систему СРО, что является одним из условий успешной организации учебного процесса в структуре многоуровневого образования.

Автор: Шуткина Наталья Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ 15"
Населённый пункт: город Златоуст Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Самообразование самообучение английскому языку в школе
Раздел: среднее образование

Самообразование и самообучение иностранному языку в школе

Условия научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к

образовательной и профессиональной подготовке людей. Этим обусловлено создание в

нашей стране единой системы непрерывного образования. Среди задач средней школы в

системе непрерывного образования можно выделить формирование у подрастающего

поколения уже в стенах школы навыков и умений самообразовательной деятельности,

готовности к самообразованию. Самообразование рассматривается как необходимое

качество творческой личности, готовой включиться в социально-экономическую жизнь

страны. Особую актуальность приобретает теоретическое осмысление проблемы

самообразования применительно к учебному предмету иностранный язык и практическая

организация самообразовательной учебной деятельности учащихся в процессе обучения

иностранным языкам в условиях средней школы.

В методике обучения иностранным языкам развитие у школьников потребности в

дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании и самовоспитании

рассматривается как неотъемлемая составная часть всего учебно-воспитательного

процесса под самообразованием как педагогически ориентированным на школьную

действительность явлением понимается «овладение знаниями по инициативе самой

личности в отношении предмете занятий, объема и источников познания, установления

продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы

детей основы самообразовательной деятельности , придать ей массовый характер,

сформировать у школьников готовность к самообразованию на основе органического

включения самообразовательной деятельности учащихся в учебный процесс. Методы

обучения должны быть ориентированы на активную самостоятельную познавательную

деятельность учащихся, формы организации обучения должны обеспечивать учет

индивидуальных особенностей учеников, их интересов и способностей.

прочные общеобразовательные знания, являющиеся фундаментом самостоятельной

познавательной деятельности , действенные мотивы, стойкие познавательные интересы,

влечения, установки, развитые навыки самостоятельного овладения знаниями и умениями

при использовании различных источников и в разных формах самообразования,

сформированные операции умственной деятельности, видение проблем и выбор путей их

решения , умения самоорганизации познавательной деятельности. Следует отметить, что

все перечисленные компоненты актуальны и приложимы к учебному предмету

иностранный язык. И рассматривать эти компоненты представляется целесообразным в

качестве необходимых и сопутствующих каждому этапу обучения иностранному языку.

Для формирования основ самообразовательной деятельности и готовности к

самообразованию необходимы источники учебной информации.

Зачастую попытка реализовать функцию самообразования оказывается неэффективной и

малорезультативной. Следует не допускать падения интереса учащихся к иностранному

языку, коммуникативной и познавательной активности на уроках иностранного языка.

Формирование общеучебных и специальных учебных умений, необходимых для

самостоятельной работы над изучаемым языком должно соответствовать сензитивным

возрастным периодам учащихся (то есть периодам, во время которых развитие указанных

свойств и процессов носит оптимальный характер), так как несформированность

общеучебных и специальных учебных умений в соответствии с этими периодами снижает

учебный и познавательный интерес школьников к предмету, способствует возникновению

таких явлений , как хроническое недоучивание и хроническое отставание учащихся от

Так как в наше время обществом рассматривается иностранный язык как фактор

социально-экономического , научно-технического и общекультурного прогресса, то

должны предъявляться необходимые требования к знанию иностранных языков людьми,

работающими в различных сферах экономической, научной и общественно-политической

жизни. Сейчас в сознании членов нашего общества иностранный язык воспринимается

как жизненная потребность каждого человека, и уже не так распространено мнение, что

без знания иностранного языка вполне можно обойтись. Многие выпускники школы

используют иностранный язык как средство самообразования в избранной профессии, как

средство повышения квалификации по своей специальности и как средство реального

приобщения к мировой культуре и достижениям мирового научно-технического прогресса.

В настоящее время есть целый ряд объективных факторов , способствующих

формированию готовности к самообразованию в области изучаемого языка: единая

система непрерывного образования, ориентация психолого-педагогических наук на

обучение, в центре которого находится личность учащегося как субъекта познавательной и

творческой деятельности, на развитие личности учащегося, на дифференциацию процесса

обучения; значительное расширение сфер услуг сотрудничества нашей страны с

зарубежными странами, рост числа совместных предприятий, включение в

международные акции в защиту мира, окружающей среды, более широкое приобщение

членов нашего общества к культуре , литературе, искусству и научной мысли народов

Необходимо также сказать о том, что важность формирования готовности к

самообразованию определяется спецификой овладения иностранным языком,

особенностями учебного процесса, индивидуальным стилем учебной деятельности

учащихся при овладении иноязычными языковыми средствами и индивидуальным стилем

общения. Как известно, специфика иностранного языка заключается в целевой

направленности содержания обучения на иноязычное устно-речевое общение, которое

должно выполнить роль не только средства приобщения к культуре страны изучаемого

языка, но и средства осуществления диалога культур. Способность осуществлять общение

на изучаемом языке формируется у школьников в процессе учебной деятельности на

основе усвоения ими языкового материала, речевого материала и действий с этим

материалом по порождению и распознаванию какого-то предметного содержания,

соотнесенного с темой или ситуацией, в целях воздействия на партнера общения.

Реализацию дидактического принципа перехода от обучения к самообразованию

применительно к иностранному языку представляется целесообразным опосредовать

организацией самообучения учащихся , которое должно быть подчинено в первую очередь

и прежде всего полному усвоению каждым учащимся в соответствии с его

индивидуальными особенностями и индивидуальными темпами языкового и речевого

материала и действий с этим материалом по порождению и распознаванию конкретного

Специалисты в области психологической теории учебной деятельности отмечают, что

деятельность самообучения может иметь место в том случае, если учащийся рефлексирует

эту деятельность как таковую, ставит перед собой соответствующие цели и так или иначе

организует их достижение. Одну из ролей в формировании самостоятельности учащихся

при освоении иностранного языка принадлежит самостоятельной работе и ее организации

как на уроке, так и во внеурочное время.

Говоря о проблеме самообучения, возникают вопросы: является ли самообучение

действительно необходимой потребностью школьной практики при обучении

иностранному языку? Рефлексирует ли учащийся самостоятельную учебную деятельность

как таковую? Способен ли учащийся самостоятельно ставить перед собой познавательные

цели? Какими должны быть условия, необходимые для осуществления самообучения?

Проблема самообучения воспринимается и оценивается как актуальная и особенно острая

в повседневной школьной практике. Овладение школьниками технологией самообучения

можно связать с повышением работоспособности и познавательной активности учащихся

на уроках иностранного языка, с возможностью организовать обучение иностранному

языку на основе индивидуализации обучения; самостоятельная работа школьников над

изучаемым языком способствует повышению их интереса к учебному предмету. Стоит

отметить, что овладение учащимися на начальном этапе обучения технологией

самообучения позволит им самостоятельно ликвидировать возникающие в процессе

обучения пробелы и отставания от программных требований и создаст предпосылки для

более успешного овладения школьниками иностранным языком на среднем и старшем

Как известно, психолого-педагогические науки в настоящее время обращаются к проблеме

рефлексии и поиску наиболее эффективных путей ее формирования у детей с целью

совершенствования их учебной деятельности. Это обусловлено непосредственной связью

явления рефлексии с таким явлением психики человека, как его сознание и самосознание,

память и мышление, с проблемами общения, оценки себя и результатов собственной

деятельности, контроля и самоконтроля, анализа и планирования собственных действий.

Необходимо отметить, что в результате рефлексии в ходе учебной деятельности у детей

возникают и формируются самосубъектные отношения, выступающие регуляторами

мотивации учения, а также самостоятельной познавательной деятельности.

О способности учащегося ставить перед собой познавательные цели следует вести речь

при рассмотрении проблемы самообразования школьников. Нас же в большей степени

интересует проблема самообучения как подготовительной к самообразовательной

деятельности ступени, необходимой для формирования у детей готовности к

самостоятельному обучению в рамках школьного курса иностранного языка. В этой связи

представляется целесообразным вести речь о способности учеников к диагностике своих

достижений, которая становится возможной на основе самосубъективных отношений

контроля и оценки, самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Вопрос об условиях, необходимых для осуществления самообучения, связан прежде всего

со средствами самообучения, которые должны находиться в распоряжении учащихся.

Читайте также: