Кто такой классный руководитель в начальной школе высказывания

Обновлено: 07.07.2024

Громко звучит, с одной стороны. А с другой – наоборот, не дотягивает. Для того, чтобы быть классным руководителем, нужно сначала просто быть. Быть, жить, не терять себя. Ведь за любым руководителем стоят люди. Но за каким человеком пойдут? Дети, подростки, где-то даже другие учителя? За тем, кто имеет себя, свои интересы и ценности, кто научит быть самим собой, невзирая на современную клишированность и шаблонность.

Быть кем-то близким и родным – наверно, к этому я стремлюсь. Ведь дети привыкли ассоциировать учителей с роботами, которые делают свое дело, учат, воспитывают… но никак не живут своей жизнью, да и редко им приходит в голову мысль о том, что у учителя есть своя жизнь.

Мои дети видят, что учитель – тоже человек, который смеется, расстраивается, обижается, спешит домой, а главное – делится. Делится мечтами и идеями, создает коллаж желаний на классном часу вместе с учениками, прыгает от радости, если его что-то радует, признается в головной боли иногда, на переменах учится грамматике английского языка у детей, судорожно записывая формулы отрицательных, утвердительных и вопросительных предложений.

Какими вырастут мои дети?

Наверное, эта цитата и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я – классный руководитель. Несколько лет назад я сделала свой выбор, считаю его верным и сейчас.

Я считаю, что основное назначение классного руководителя – это создание условий для раскрытия таланта ребенка, умственного, духовного и физического его совершенствования, сохранение его неповторимости.

Классный руководитель - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, "делать прививку" на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности - это не профессия, это состояние моей души, это честное служение своему делу. Мой секрет – это честно и добросовестно трудиться, вкладывая в деятельность всю душу, отдавая ей все свое время, свою любовь, свои мысли и надежды. Педагог по природе своей профессии добродетель, созидатель, ибо он творит Человека. Какими людьми станут мои воспитанники, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я педагог.

В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жизни, своего ребёнка. Нужно ценить его и найти в нём всё самое лучшее.
При встрече с детьми я постоянно смотрю им в глаза, которые говорят о многом: о настроении, их внутреннем мире. С детьми я всегда стараюсь быть выдержанной, терпеливой, внимательной. Я должна вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации. Каждый ребёнок становится родным, частицей моего сердца. Очень тяжело переживаю их ошибки и неудачи.
Но каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих детей, красочно разрисованную доску, шарики, цветы, я понимаю, что я им нужна, они мне рады. Это и есть учительское счастье.

У нас в классе много планов на будущее.

Учиться всю жизнь, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы уверенно вести диалог со своими учениками? Эти вопросы постоянно тревожат и заставляют трудиться над собой.

Я каждый день, проведенный с детьми, анализирую, прокручиваю ход событий неоднократно в голове, и планирую то, чем мы займемся завтра. Общение с детьми позволяет раскрывать в себе таланты, сделать сегодня то, что казалось невозможным еще вчера.

Дети – это наше счастье, наше будущее, наше всё. Меня волнует завтрашний день моих детей. Я хочу, чтобы в своё будущее они вошли добрыми, сопереживающими, милосердными, умеющими не только брать, но и отдавать свою заботу, внимание.

Говорят, на свете все профессии важны, но есть три самых главных – священник, врач и учитель. Их объединяет забота о будущем, не своём, а общем - будущем всех людей. Это здорово – прикоснуться к нему и, возможно, немножко повлиять. А пока наше будущее ещё только растёт, нужно сделать так, чтобы его детство было счастливым.

Много профессий на свете. Но среди них выделяется одна, на мой взгяд , лучшая – профессия учитель. Именно ему, учителю, посвящают стихи и песни, дарят море цветов! А ведь каждый учитель – это ещё и классный руководитель. А быть им, хорошим и любимым классным руководителем, не легче, если не труднее. Стать профессионалом - ещё сложнее. Потому что, сколько бы книг по психологии и педагогике ни было написано, каждый ребёнок- это отдельная загадочная планета, понять которую и разгадать её тайны придётся уже классному руководителю одному. Так что здесь даже профессионализма недостаточно. Быть классным руководителем - призвание, это зов души и сердца, основа которого - огромная любовь к детям.

Классный руководитель… Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дети, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек для наших ребят в школе. Классный руководитель встретит детей 1 сентября, познакомит с новыми учителями; классный руководитель поможет каждому ребёнку в трудную минуту, успокоит, подбодрит; классный руководитель подскажет родителям, как лучше разобраться в их взаимоотношениях с сыном или дочерью. Можно продолжать бесконечно говорить о нём, о классном руководителе.

А ведь если вдуматься в значение слова, то уже в нём самом заложена огромная роль классного руководителя в школьной жизни детей.

Всё же как прекрасно быть классным руководителем!

Кажется, что ответить на этот вопрос легко. Достаточно перечислить те качества, которыми должен обладать этот педагог. Это доброта, понимание, образованность, культура, надёжность, профессионализм и многое другое. Но только ли это? Я уверена, что главное – воспринимать эту работу не как должное, а именно как часть своей жизни, когда в любое время дня и недели, в рабочие дни и в отпуск- все твои мысли о них – о твоих детях! Да, я постоянно думаю о них. Они в душе, в сердце, я слышу их голоса¸ знаю, как они ответят на тот или иной вопрос, как поведут себя. Я знаю их манеры, привычки. А всё это происходит потому, что я просто очень люблю их, таких разных, порой непослушных, порой удивительно милых. Они просто – МОИ дети, мой класс.

Вот уже 30 лет я – классный руководитель… Как это много, и в то же время кажется, что годы пролетели мгновенно! Сколько их, моих любимых Наташ, Серёж, Ильясов, Лиль было за эти годы… Все они – в моём сердце. Светлане я подсказала, что её призвание - быть учителем, и она пошла по моим стопам, стала прекрасным педагогом; А Ильяс, как я радовалась, когда он, преодолевая застенчивость, воспитывал в себе характер, постепенно становился организатором дел, а сейчас - это прекрасный руководитель одной из фирм Казани; А Иринка, как она любила петь, выступать, я всегда предоставляла ей такую возможность , и сейчас она учится в институте культуры. Да, я всегда старалась и стараюсь увидеть в детях необычное, помочь им раскрыться. Воспитать личность – именно такую цель я всегда ставлю в своей работе. А воспитать личность может только личность! И я всегда стремлюсь идти в ногу со временем, быть интересной моим детям. Сколько труда, терпения, усилий нужно прилагать, чтобы услышать, как твои дети называют тебя любимым классным руководителем.

Школа- это второй дом не только для моих учеников, но и для меня. Это НАШ дом. И я , как классный руководитель, пытаюсь сделать так, чтобы дети бежали сюда, скучали в разлуке, думали о нём, о нашем доме. Бывает, что ребёнок не находит внимания, поддержки в своей родной семье. И именно школа становится родным местом, где ему всегда рады ,заботятся о нём, где его всегда ждёт с нетерпением Вера Александровна.

А как многому научили меня они, мои ребята! Это только нам кажется, что мы воспитываем детей. Но и они тоже воспитывают нас. Дети учат нас терпению , спокойствию. Учат видеть мир в его красоте, восхищаться жизнью, забывать о трудностях жизни. Когда я вижу глаза моих детей, такие открытые, добродушные, я забывают о том, что в жизни много сложностей, я даже о возрасте своём забываю- ведь душа моя так же молода, как когда-то, когда я ещё молоденькой девушкой вошла в свой первый 9Б класс… Со своими первыми учениками я встретилась в прошлом году. Они моложе меня всего на 6 лет. Это уже взрослые женщины и мужчины. А я для них осталась всё той же классной руководительницей. Я видела, как им хотелось поребячиться, как когда-то, услышать мою похвалу, рассказать о себе. А главное – они сказали мне, что многому я их научила в жизни, что они до сих пор берегут в своей душе добрые воспоминания обо мне. А один из них – Марфин Павел, когда-то самый непослушный ребёнок, признался мне, что всему хорошему в своей жизни он обязан мне, что именно я помогла стать ему настоящим человеком. Что может быть дороже для классного руководителя, чем услышать через 30 лет такие слова-признание своего ученика!

Да, быть классным руководителем - это призвание. Я счастлива, что добилась в молодости своей цели, став учителем, я счастлива, что я – классный руководитель, что могу стать для моих детей другом, помощником,

Счастья Вам, мои ребята, мои ученики 5а¸9б, 10Б…. Я желаю Вам удачи в жизни, исполнения желаний, а главное - выбрать профессию по ПРИЗВАНИЮ. Как когда-то это сделала я, Ваша Вера Александровна, Ваша КЛАССНАЯ!


Как всегда, я подхожу к делу основательно. Чтобы понять, каков он — современный московский классрук, я записался сразу на массу соответствующих дистанционных курсов. Если всё закончу, часов 300 саморазвития получу. Итак.

  1. учитель;
  2. преподаватель;
  3. педагог-организатор;
  4. социальный педагог;
  5. учитель-дефектолог, учитель-логопед;
  6. педагог-психолог;
  7. воспитатель;
  8. тьютор (и это не синоним классрука, тьютор — это организатор индивидуальной работы с обучающимися);
  9. педагог-библиотекарь;
  10. старший вожатый;
  11. педагог дополнительного образования;
  12. музыкальный руководитель;
  13. концертмейстер;
  14. руководитель физического воспитания;
  15. инструктор по физической культуре;
  16. методист;
  17. инструктор-методист;
  18. инструктор по труду;
  19. преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  20. тренер-преподаватель;
  21. мастер производственного обучения.

Таким образом, в стране есть две разновидности должности методиста, три вида инструкторов, но классного руководителя нет

Хотя очевидно, что классруков в России численно больше раз в десять, чем всех методистов и инструкторов вместе взятых.

Что ещё важно, функция добровольная, хотя это и не очевидно. В региональных школах сложно устроиться на должность учителя, чтобы тебя не нагрузили классом. Класс идёт именно в нагрузку, так как оплата этой работы часто смехотворна (тысяча рублей в месяц!). У столичного педагога, правда, ситуация иная, так как платят за допфункцию весьма прилично, особенно после последнего собянинского повышения.


Почему классное руководство для молодого учителя — повод уйти из школы

В том же приказе находим цели и задачи классрука. Цель — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Стоп! Мы же только что увидели, что развитие конкретной личности — это работа тьютора, который работает индивидуально! Что-то тут нечисто.

1. Формирование и развитие коллектива класса. Не забываем, что современная школа изначально должна была готовить людей для производств, заводов, где личность не так значима, как коллектив.

2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

3. Формирование здорового образа жизни. Получается, что курящему педагогу нужно скрывать свою пагубную привычку, а, скажем, учителю с ожирением руководства не видать как своих ушей.

4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5. Защита прав и интересов обучающихся.

6. Организация системной работы с обучающимися в классе.

7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками

8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров. Опять же, спорно, так как у каждого человека свои духовные ориентиры: для одних это религия, для других — светскость, одни придерживаются либерализма, другие — консерваторы.

9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А вот каких действий от нас ждёт Минобр:

1. Организационно-координирующие функции:

О, любимые бумажки! Сколько бы ни говорили об уменьшении бумажной работы, особенно в Москве, где МЭШ должна была избавить педагога от этой рутины, а воз и ныне там.

2. Коммуникативные функции:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические функции:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные функции:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В следующий раз я сделаю подробный разбор функции классного руководителя (человека-функции) по пунктам. Увидимся!


Подборки статусов

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Учитель химии

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные — случается и такое — знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.

Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.

Школьный класс

Начальная школа — период знакомства с профессией учителя

Мысли представителей российской культуры, науки

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)

Отражение в зеркале

Даже профессора когда-то были наивными учениками

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)

Учителя за партой

Подросшие мамы и папы — прошлые ученики

Цитаты иностранных писателей, поэтов

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. (Ричард Олдингтон)

Дорожный указатель

Какой путь выберешь ты?

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)

Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)

Горящий светильник

Внутренний свет — пример продуктивного обучения

Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)

Образование — это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори — итальянский педагог, врач, философ и учёный)

Плодородное поле

Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик

Высказывания древних мыслителей

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. (Аристотель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)

Приказ учителя

Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика

Фразы государственных деятелей

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием

Что говорили о своей профессии сами педагоги

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)

Окно в мир

Светлый мир познаний открыт для каждого

Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

У того, кто учит себя сам, учитель — дурак. (Английская поговорка)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)

Яйцо и курица

Ох уж этот извечный спор!

Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Школа — это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.

Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.

Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.

Есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август.

Школа

Далеко не все ученики не хотя идти в школу первого сентября

Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.

По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. В идеале же лучше встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве, когда только формируются привычки, характер.

Видео: притча о важности учителя

Представленные цитаты раскрывают сущность этой профессии, показывают учителям, в чём им можно улучшиться, к чему следует стремиться.

Читайте также: