Какими качествами должен обладать ученый кратко

Обновлено: 05.07.2024

Готовы ли вы принять участие в этом сообществе и быть признанным серьезным и активным профессионалом? Вот те качества, которые помогут вам вести себя как хороший ученый и считаться одним из них:

Быть в курсе

Хороший ученый никогда не перестает учиться. На самом деле, действительно великий человек никогда не останется в неведении относительно новых открытий и достижений. Наука постоянно меняется, и обязательно следует идти в ногу со временем. Это подразумевает тяжелую работу, поскольку ученые, чтобы продолжать исследования, должны постоянно изучать свои области.

Быть организованным

Ученые должны не только следовать научным методам, но и находить собственные способы максимально использовать свои исследования и рабочие планы. Они обычно прогнозируют ситуацию, исполнены решимости и являются эффективными работниками.

Быть скептичным

Любознательность заставляет ученых задаваться вопросами не только о том, что они наблюдают, но и о том, что они уже знают. Хороший ученый может быть готов отвергнуть свои собственные идеи, если что-то выглядит не так очевидно. Быть непредубежденным должно быть первым правилом для ученых.

Рисковать

Для того, чтобы найти новые пути, методы и области исследования, следует предпринять некоторые риски. Ученые должны быть готовы изменить все свои парадигмы и стремиться к новым направлениям, если к тому приведут полученные данные.

Играть по правилам

Чтобы стать великим ученым, нужно действовать как ученый и участвовать во всех предусмотренных исследовательских процессах. Это включает описание, а также представление исследований и результатов, что многие исследователи иногда считают трудным и утомительным заданием.

Сотрудничать и работать в группах

Наука извлекает пользу из разнообразия точек зрения, культур и предпосылок, предлагаемых исследователями. Общение и сотрудничество действительно важны по многим причинам, и поэтому ученые не должны быть одинокими работниками. Чтобы добиться успеха в научной карьере, важно сотрудничать с коллегами.

Действуй честно

Академические проступки и профессиональное поведение несовместимы. Профессиональный ученый всегда должен работать на благо науки, а не только для того, чтобы сделать себе имя. Даже при том, что некоторые ученые вовлечены в случаи коррупции и профессиональных нарушений, многие ученые все еще сражаются каждый день за то, чтобы продемонстрировать ценность своей работы и честность своей профессии.

Быть ученым является вопросом призвания для многих. Однако важно помнить, что это сложная карьера. Это требует многих усилий и самоотдачи. Ученые сочетают страсть к науке с тщательной работой на местах. Качества, необходимые, чтобы быть хорошим ученым, включают как любознательный характер, так и склонность упорно трудиться на научной ниве!

С моей точки зрения, бесчисленные умственные и физические качества, присущие учёному как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:

1) энтузиазм и настойчивость;
2) оригинальность: независимость мышления, воображение, интуиция, одарённость;
3) интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;
4) этика: честность перед самим собой;
5) контакт с природой: наблюдательность, технические навыки;
6) контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам […]

При этом:

«Существует целый ряд негативных качеств , способных сделать молодого учёного невыносимым для своих коллег. Среди них:


Ключевые слова: ученый, научная честность, истинность, профессионализм ученого.

Отсюда не менее важная черта ученого — общая эрудиция. Не редко люди гордятся своей односторонностью, ошибочно называя ее профессионализмом. К сожалению для этих людей, они льстят себе. Это не профессионализм, а ремесленничество. Профессиональный ученый — это не только человек, разбирающийся в своем разделе физики или психологии, но широко эрудированный человек, способный увидеть связь между достаточно разными явлениями, определить место своего открытия в длинном ряду открытий, совершенных ранее.

Очень редко ученый становится богатым. Богатство лежит в других подвалах. Чаще богатством награждают за измену науке. Такие вот научные тридцать серебряников. Успешный ученый, известный и востребованный часто достигает достатка, но не более.

И вот тогда, когда эрудиция, профессионализм, понимание смысла науки и подлинная свобода соединяются в одном месте, рождается открытие, переворачивающее жизнь целой эпохи, рождается ученый. Это трудно? Совсем нет. Это обычный образ жизни… для ученых.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, научная честность, инновация, нет, общая эрудиция, самое дело, том.

Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Наука многократно обращалась к изучению личностных особенностей психологии ученых, рассматривая их с различных теоретических позиций. Рассмотрение карьеры ученого как процесса, обусловленного воздействием на него людей и событий, ведется в рамках двух принципиально отличных подходов. Первый- личностный, ставящий во главу угла личные склонности, предпочтения и способности индивида, и второй подход, акцентирующий процессы общения и социализации, как факторы формирования ученого. "В рамках личностного подхода основное внимание уделяется изучению того, как в результате различных поощрений, мотивации и контактов с другими людьми формируется решение избрать научную карьеру, в какой мере это решение отражает те виды деятельности, которые приносили удовлетворение в раннем возрасте, и каковы ожидания, связанные с этим выбором.

Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.doc

Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого. Наука многократно обращалась к изучению личностных особенностей психологии ученых, рассматривая их с различных теоретических позиций. Рассмотрение карьеры ученого как процесса, обусловленного воздействием на него людей и событий, ведется в рамках двух принципиально отличных подходов. Первый­ личностный, ставящий во главу угла личные склонности, предпочтения и способности индивида, и второй подход, акцентирующий процессы общения и социализации, как факторы формирования ученого. "В рамках личностного подхода основное внимание уделяется изучению того, как в результате различных поощрений, мотивации и контактов с другими людьми формируется решение избрать научную карьеру, в какой мере это решение отражает те виды деятельности, которые приносили удовлетворение в раннем возрасте, и каковы ожидания, связанные с этим выбором. При втором подходе весьма важен социальный статус данной профессии, ожидаемые социальные вознаграждения и поощрения., ждущие индивида на этом пути. В процессе социализации первоначальные цели и ожидания подвергаются постоянной корректировке в свете нового опыта , знаний и изменяющихся условий. При этом перестраиваются также и сознательные и бессознательные аспекты личности, сформировавшиеся в процессе обучения в раннем возрасте. Перестройка эта происходит в соответствии с требованиями, которые диктуются ролью профессионального ученого" [80, c. 109]. Ученых обычно принято подразделять на две группы: профессионалов, достигших зрелости в своей специальности, занимающихся активной научно­исследовательской деятельностью, и профессионалов ­ лишь формирующихся как ученые и находящихся в подготовительном периоде. К последним относятся также студенты, которые в результате разного рода социологических или психологических тестов были сочтены перспективными для науки. В числе основных предпосылок выбора профессии ученого американский психолог Б. Т. Эйдрюсон [80] указывает следующие: 1. Семейные условия и происхождение, образ жизни и род деятельности родителей, характер среды, в которой родился и вырос будущий ученый. 2. События детства, главным образом связанные со школой и академической средой. 3. Интеллектуальные и эмоциональные особенности индивида, которые проявляются в ходе его взаимодействия с социальной средой. Следует признать, что отбор отдельных студентов с целью их подготовки к последующей научной деятельности не всегда является удачным. Одной из причин этого следует считать то обстоятельство, что при этом подборе не всегда и в достаточной степени отдавали себе отчет в том, каким собственно требованиям в смысле овладения известными личностными качествами и способностями, следует вообще предъявлять к будущему ученому. Проблема творческих способностей, в связи с задачами высшей школы, была затронута в работе М. Хантера [80]. Он выделяет следующие пять основных свойств, присущих творческому исследователю: 1. Интерес к сложному и неясному. Творческого исследователя привлекают мало познанные или неясные феномены, таящие возможность открыть что­то новое. Для воспитания этих склонностей у студентов преподавателям следует поощрять нешаблонное мышление в противовес упрощенным догматическим ориентациям. Полезны также специальные упражнения, имеющие целью уменьшить психологическое напряжение и беспокойство перед лицом сложных и неясных явлений. 2. Перцептуальная открытость. Перцептуальный тип восприятия присущ творчески одаренным личностям, а индивиды с меньшими творческими способностями тяготеют к оценочному суждению. Оценочная ориентация ведет к "упрощенной, тщательно распланированной жизни, основанной на относительно узких принципах и категориях, тогда как перциптуальный подход ведет к более открытому опыту как в области внутреннего, так и внешнего мира"[80, с. 88]. Перцептуальная открытость позволяет воспринимать целый комплекс свойств, обычно ускользающих от лиц с менее открытым восприятием. Однако, прецептуальная открытость, как отмечал М. Хантер, влечет временное прекращение активных творческих поисков или критическое отношение. Существуют и более пассивные способы достижения открытого безоценочного восприятия, когда человек отдается своим непосредственным ощущениям, как бы "уходит из дому". Различные методы "ухода" разработаны такими медитационными дисциплинами, как дзен и йога. Их цель ­ освободить человека от привычных способов познания, чтобы сделать его восприимчивым к качествам, ощущениям и мыслям, на которые он прежде не обращал внимания. В числе методов, способствующих высвобождению фантазии и мысли, автор называл упражнения гештальтпсихологии, "мозговую атаку" и другие. 3. Склонность задаваться вопросами. "Главным и необходимым условием творческого отношения является способность удивляться, видеть запутанные проблемы и пробелы в знаниях" [80, с. 88]. эта способность побуждает индивида задаваться вопросами. Для выявления и развития этой формы творческого мышления автор рекомендует тест "Спроси­и­угадай", включающие формулировки вопросов, определение причин и следствий. 4. Чувство ответственности за развитие науки. Творческие исследователи смотрят на себя как на неотъемлемых участников процесса производства знаний и не считают науку неким внешним феноменом, существующим отдельно и "вне" них. Им свойственно чувство ответственности за науку. Для изучения чувства ответственности автор рекомендует изучать процесс научного творчества. 5. Научная ценность продукции. Творческого исследователя отличает не только продуктивность, но прежде всего ценность его научной продукции. В связи с этим одной из важнейших проблем является создание критерия творческой ценности работы, основанного на качественном анализе. После того как индивидом воспринят некий минимальный уровень знаний, более высокий интеллект отнюдь не гарантирует соответствующего уровня его творческой продуктивности. При этом необходимо учитывать, что некоторые личные качества, не имеющие непосредственного отношения к научной деятельности, предрасполагают к творческому мышлению и, следовательно, к научному творчеству. В статье К.А. Рамуля [47] была сделана попытка дать в самых общих чертах психологический анализ профессии ученого ­ выявить в первую очередь путем рассмотрения профессиональной деятельности ученого, некоторые личностные качества и некоторые способности, обладание которыми представляется необходимым или важным для каждого ученого в интересах успешности его научно­ исследовательской работы. Необходимыми или важными для каждого ученого можно считать прежде всего следующие личные качества: 1. Спонтанная любознательность. У "человека науки" должен быть в достаточной мере развит "вкус" к знанию. "Живая любознательность важна для ученого прежде всего в двух отношениях. Она является для него, во­первых, одним из главных стимулов для усвоения необходимых ему специальных знаний и, во­вторых весьма важным стимулом для е собственной научно­ исследовательской работы." [47, c. 138] Поскольку современному ученому при его работе в своей собственной области нередко приходится учитывать также и результаты исследования в других областях знания, то весьма желательно, чтобы работа по собственной специальности не вызывала у ученого с течением времени ослабления интереса к успехам и в других областях исследования. 2. Способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы. Проблемы, с которыми приходиться иметь дело ученому, нередко настолько сложны и трудны, что их решение может быть найдено лишь путем продолжительного и упорного труда. Время, затраченное ученым на решение отдельной проблемы, тем продолжительнее, чем более строгие требования в своей научной работе он ставит самому себе. 3. Сравнительно высокая степень научной одаренности. Научная одаренность предполагает развитие следующих способностей: а). Память. для ученого очень важно обладать хорошей памятью, способностью сравнительно быстро и легко усваивать необходимое в связи со способностью долго и хорошо помнить и легко воспроизводить. б). Творческое мышление. Главная задача отдельного научного исследования­ найти что­нибудь новое. Поскольку для решения подобных задач требуется прежде всего известная доля изобретательности, известная способность к творческому мышлению, то из этого следует, что ученому необходимо в достаточной степени обладать такими личными качествами. Во многих случаях изобретательность или творческое мышление нужны ученому уже и для получения новых фактических данных в области изучаемых им явлений (выработка новых и более совершенных методов и технических средств, наблюдения, регистрации и измерения явлений и т.п.). Для того, чтобы оценить способность к творческому мышлению отдельных лиц, можно пользоваться двумя критериями: а). быстротой, с которой они решают мыслительные задачи, и б). степенью трудности мыслительных задач, которые они в состоянии решать. Очевидно, что у ученого следует ценить способность решать более трудные задачи, чем способность их решать быстро. По этому поводу важно отметить, что пожилые люди в отношении быстроты решения задач отстающие от молодых, чаще еще способны хорошо справляться с трудными мыслительными задачами ­ при условии, что их при этом не торопят. в). Фантазия. Обладание живой фантазией ­ способностью наглядно представлять себе что­нибудь новое, ранее не встречавшееся в опыте или что­нибудь более или менее известное, но в новых условиях, важно для ученого. Особенно важную роль фантазия играет на таких фазах научно­исследовательской работы, как конструирование новых технических приспособлений, "мысленный эксперимент", построение и проверка гипотезы и др. г). Наблюдательность. Ученый должен быть также и хорошим наблюдателем ­ обладать способностью при изучении отдельных явлений быстро и легко замечать (и запоминать) все то, что ему нужно или что может оказаться ему полезным. Такая способность предполагает прежде всего достаточно хорошее зрение и слух, а также ­ известные свойства внимания: способность к распределению внимания, способность к быстрому переключению с одного предмета на другой, устойчивость внимания и др. 4. Отдельные черты личности. Для успешности научно­исследовательской работы ученому необходимо помимо научной одаренности обладать еще и известными чертами личности. К ним, кроме любознательности и способности продолжительное время заниматься решением одной проблемы, относятся следующие черты: а). Энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам. Для подлинного ученого на первом месте должны всегда стоять интересы научной работы и того дела которому она служит. Только при этом условии возможна полноценная научная работа. б). Прилежание ­ способность и наклонность к продолжительному и усидчивому труду. Хотя в научной работе возможны отдельные "счастливые идеи", однако такие идеи требуют обычно тщательной проверки и разработки, прежде чем их можно осуществить или использовать. в). Дисциплинированность. Ученый не может работать достаточно успешно, работая "как­нибудь": не распределяя определенным образом своего времени, не придерживаясь в своей деятельности определенного плана и определенной системы, не пользуясь определенными приемами "техники научной работы" и т.п. Недостатком дисциплинированности обыкновенно объясняется и недостаток столь важной в научной работе точности. г). Способность к критике и самокритике. Подлинный прогресс в решении отдельной научной проблемы возможен только при условии, если каждый работающий над ней ученный начинает свое исследование с основательного критического изучения результатов работы своих предшественников и затем продолжает свою собственную работу над проблемой уже на базе того, что было сделано до него. Некритическое следование отдельным авторитетам может приводить только к застою в науке. Но не менее важна для успеха научной работы и способность ученого критически относиться к самому себе ­ осознавать (с целью их исправления) свои собственные ошибки и недостатки в своей работе. д). Беспристрастие. "Всем известно, до какой степени наши чувства, желания, надежды, опасения и т.д. могут влиять на наши взгляды и убеждения, отклоняя их в сторону от объективной истины. Опасность такого отклонения от истины, обусловленного личными чувствами, желаниями и т.п., возникает для ученого каждый раз, когда предмет его исследования перестает для него быть практически безразличным и начинает так или иначе лично "задевать" его."[47, c. 139] е). Умение ладить с людьми. Ученому в его научно­исследовательской работе нередко приходится постоянно или временно, работать с другими людьми. Поэтому ценной для успеха научно­ исследовательской работы чертой личности ученого приходится считать способность уживаться с другими людьми, умение ладить с ними. Эта черта личности особенно важна для ученого, руководящего работой целого исследовательского коллектива. Эта же черта является одной из важнейших предпосылок для успеха педагогической работы ученого. Таковы личные качества, обладание которыми, по мнению К.А. Рамуля [47], представляется необходимым или важным условием успешности научно­ исследовательской работы каждого ученого. Возникает вопрос: нет ли наряду с этими качествами еще и других личных качеств, особенно важных для ученых, по крайней мере некоторых отдельных специальностей. На этот вопрос приходится, по­видимому ответить утвердительно по отношению к специфическому характеру необходимой для ученого.

Читайте также: