Машина времени анализ произведения кратко

Обновлено: 28.06.2024

Повесть представляет собой рассказ ученого о его путешествия во времени на изобретенной им машине. Он отправляется в будущее, чтобы взглянуть на развитие цивилизации, но находит крайне печальную и удручающую картину. На земле обитает раса элоев — нежных и хрупких существ, которые ничего не создают, но живут благодаря технологиям прошлого, дающим им все необходимое.

Среди элоев путешественник во времени находит себе подругу по имени Уна, которую он спасает от утопления в озере, девушка привязывается к нему. Вскоре становится ясно, что у прекрасного мира имеется темная изнанка: раса морлоков, живущая под землей, ночами совершает набеги на беззащитных элоев. Спустившись в шахты, ученый понимает, что морлоки поедают своих жертв.

Он хочет бежать на машине времени вместе с Уной, но из-за коварства морлоков ему приходится улететь одному. Отправившись дальше в будущее, путешественник наблюдает момент гибели планеты, после чего возвращается в свое время.

Произведение является аллегорией социального неравенства. Оно намекает на то, какие проблемы могут возникнуть в развитии человечества при существующем сословном расслоении. Это история-предупреждение грядущим поколениям.

Читать краткое содержание Машина времени Герберта Уэллса

Путешественник во времени, создавший машину, способную перемещаться в прошлое и будущее, рассказывает о результатах своего эксперимента. Отправляясь в будущее он надеялся увидеть расцвет человеческой мысли, и на короткий срок перед ним промелькнуло золотое время, когда цивилизация достигла пика. Но останавливается он во времена упадка.

Случайно Путешественник спасает Уну, которая привязывается к нему и скрашивает его дни. Но когда он начинает думать о том, чтобы лететь дальше, он обнаруживает, что его машина пропала. Ее похитили морлоки. Путешественник спускается в шахту, чтобы найти машину. Там он попадает в ловушку, сражается с морлоками и ему удается вернуться на землю. Эта вылазка открывает страшную истину: морлоки — каннибалы, которые питаются похищенными эолами.

Как никогда Путешественник хочет улететь из этого ужасного места. Он обнаруживает одну слабость своих противников — морлоки боятся света. Заодно Путешественник устанавливает местонахождения машины, которую можно будет поднять на поверхность при помощи рычага. Оказывается, в момент приземления он оставил свой аппарат на устройстве подъемника, сам не зная об этом. Его привлек заметный ориентир — постамент Сфинкса. Морлоки, прекрасно разбирающиеся в любой технике, несмотря на недостаток интеллекта, забрали машину, чтобы изучить ее устройство.

Обзаведясь нужным инструментом, Путешественник предпринимает еще одну попытку вернуть себе свою машину. На сей раз он берет с собой Уну, которая твердо выражает желание последовать за ним, да и он сам не хочет расставаться с девушкой. Однако в подземных тоннелях происходит несчастье — Путешественник тратит все спички, что у него были, тем самым лишаясь возможности отпугивать морлоков, и они похищают и уносят его спутницу.

Вернувшись в зал, где раньше стояла его машина, Путешественник находит ее на месте. Для морлоков она оказалась бесполезной — они не сумели ею воспользоваться, потому что все рычаги с нее были заранее сняты. Понимая, что это ловушка, Путешественник решает рискнуть и снова опять оказывается в седле. Он отправляет машину вперед, еще дальше во времени. Его глазам предстают печальные картины медленного угасания и окончательной гибели планеты.

Голосов: 55
Читать краткое содержание Машина времени. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Машина времени

Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие.

Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута.

Да и немудрено — за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.

Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век. И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно промелькнули. Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты.

Они не знают грамоты, не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся, не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетенные классы переместились под землю, где работают какие-то сложные машины, ими обслуживаемые. С питанием у них трудностей нет.

Машина времени (роман), история, сюжет

Машина времени (значения)

НазваниеМашина времени
Название-оригиналThe Time Machine
Жанрфантастический роман
АвторГерберт Уэллс
Язык оригиналаанглийский
Написан1895
Публикация1895

История

Работа над романом далась Уэллсу, по его собственным воспоминаниям, с огромным трудом.

Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие. Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута. Да и немудрено — за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.

Впрочем, все это открывается Путешественнику далеко не сразу. Его появлению в 802801 г. предшествовало само путешествие, в ходе которого годы сливались в тысячелетия, перемещались созвездия, солнце описывало непрерывный видимый круг.

Хрупкие, нежизнеспособные, но по-своему прекрасные элои первыми предстали глазам Путешественника, Однако ему еще предстояло разгадать сложную загадку этого непонятного общества. Откуда здесь бесчисленные безводные колодцы? Что это за шум машин? Почему элои так превосходно одеты, хотя и не способны ни к какому труду? И не кроется ли разгадка последнего (да и многих других обстоятельств) в том, что наши чувства и способности обретают остроту только на точиле труда? А оно давно разбито. И еще надо понять, почему элои так боятся темноты и в обозримом мире нет ни кладбищ, ни крематориев.

К тому же на Путешественника уже на второй день обрушивается удар. Он с ужасом обнаруживает, что машина времени куда-то исчезла. Неужели ему суждено навсегда остаться в этом чужом мире? Отчаянию его нет предела. И только постепенно он начинает пробиваться к истине. Ему ведь еще предстоит познакомиться с другой человеческой породой — морлоками.

Это тоже дается не просто.

Когда Путешественник только приземлился в новом для него мире, он обратил внимание на колоссальную фигуру Белого сфинкса, стоящую на высоком бронзовом постаменте. Не спрятана ли там его машина? Он начинает бить по сфинксу кулаками и слышит какое-то хихиканье. Он еще четыре дня остается в полном неведении. Как вдруг видит в темноте пару блестящих глаз, явно не принадлежащих никому из элоев. И тут ему является маленькое белое, явно не привыкшее к дневному свету существо со странно опущенной головой. Это и есть первый увиденный им морлок. Он напоминает человекообразного паука. Следуя за ним, Путешественник открывает для себя тайну безводных колодцев. Они соединяются в единую вентиляционную цепь, составляющую выходы из подземного мира. И, конечно же, именно морлоки спрятали, а, как потом выяснилось, разобрали, изучили, смазали и вновь собрали его машину. С тех пор Путешественник только и думает, как бы её вернуть. Он отваживается на опасное предприятие. Скобы, по которым спускался прятавшийся от , него морлок, слишком тонки для Путешественника, но он с риском для жизни все равно хватается за них и проникает в подземный мир. Перед ним открываются длинные проходы, где обитают существа с нечеловечески бледными лицами без подбородков, с лишенными век красновато-серыми глазами и стоят столы с рубленым мясом. Одно спасение — морлоки боятся света и зажженная спичка их отпугивает. Все равно надо бегать и начинать поиски заново; тем более что теперь он знает — следует пробраться в постамент Белого сфинкса.

Для этого надо обзавестись подходящим орудием. Где его взять? Может быть, в заброшенном музее что-то найдется? Это оказывается непросто. За столько тысячелетий экспонаты превратились в прах. Наконец удается отыскать какой-то заржавленный рычаг, но по дороге приходится выдержать схватку с морлоками. В темноте они становятся опасными. В этой схватке Путешественник теряет единственное человеческое существо, к которому он успел привязаться. При самом своем появлении он спас маленькую Уину, которая тонула при полном равнодушии окружающих. Теперь она навсегда исчезла, похищенная морлоками.

Впрочем, поход в музей оказался в известном смысле слова напрасным. Когда Путешественник, держа в руках свою палицу, приблизился к Белому сфинксу, он обнаружил, что бронзовые двери постамента открыты и обе половинки задвинуты в специальные пазы. В глубине стоит машина времени, которой морлоки не смогли воспользоваться еще и потому, что Путешественник предусмотрительно в самом начале отвинтил рычаги. Конечно, в любом случае это была ловушка. Однако никакие преграды не могли помешать Путешественнику переместиться во времени. Он усаживается в седло, закрепляет рычаги и исчезает из этого полного опасностей мира.

Однако впереди его ждут новые испытания. Когда машина, в первый раз затормозив, опрокинулась набок, седло сдвинулось и Путешественник повернул рычаги не в ту сторону. Вместо того чтобы вернуться домой, он понесся в еще более далекое будущее, в котором сбываются прогнозы о переменах в Солнечной системе, медленном угасании любых форм жизни на Земле и полном исчезновении человечества. В какой-то момент Землю населяют только крабовидные чудовища и еще какие-то огромные бабочки. Но потом и они исчезают.

В этом мире исчезли наука и искусство. Музей, в котором когда-то хранились памятники прошлого, пришел в полное запустение. Никто не интересовался новым. Люди походили больше на говорящих животных, чем на существ, наделенных великим разумом. Все были сыты и довольны. Нет проблем, но нет и никакого движения мысли. Идиллия оказалась иллюзорной еще и потому, что морлоки заботились об эолах не просто по привычке или доброте душевной. Они их откармливали примерно так же, как на сегодняшних животноводческих фермах откармливают коров и свиней, чтобы пустить их на котлеты и колбасу.

Причины заката цивилизации

Как же такое могло случиться? По мнению путешественника во времени, это произошло по следующим причинам: «Мне стало горько при мысли, как кратковременно было торжество человеческого разума, который сам совершил самоубийство. Люди упорно стремились к благосостоянию и довольству, к тому общественному строю, лозунгом которого была обеспеченность и неизменность; и они достигли цели, к которой стремились, только чтобы придти к такому концу. Когда-то человечество дошло до того, что жизнь и собственность каждого оказались в полной безопасности. Богатый знал, что его благосостояние и комфорт неприкосновенны, а бедный довольствовался тем, что ему обеспечены жизнь и труд. Без сомнения, в таком мире не было ни безработицы, ни нерешенных социальных проблем. А за всем этим последовал великий покой.

Мы забываем о законе природы, гласящем, что гибкость ума является наградой за опасности и превратности жизни. Существо, которое живёт в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину. Природа никогда не прибегает к разуму до тех пор, пока ей служат привычка и инстинкт. Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает. Только те существа обладают им, которые сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями."

Еще одной причиной деградации стало нарушение закона неизменности, связанного с истощением ресурсов. Нормальная пища стала заканчиваться, и поэтому началось поедание себе подобных. Вот таким увидел великий писатель-фантаст будущее общества, нацеленного на обеспеченность и неизменность. Не очень оптимистично, не так ли? Книгу стоит прочитать всем, кто интересуется будущим человечества и планеты Земля и размышляет о смысле нашего существования. В конце-концов, путешественник увидел угасание самой жизни. Это мнение и сегодня имеет своих сторонников в научном мире.

Некоторые ученые говорят, что примерно через один миллиард лет наше Солнце превратится в красного гиганта и уничтожит атмосферу и биосферу Земли.

Уроки "Машины времени"

Материальные блага - основа счастья?

Здесь нет ни слова о приоритете развития духовности, нравственности и скрытых возможностей человеческого интеллекта. Уже сегодня существует место, в котором есть и неизменность и обеспеченность, и даже безопасность его обитателей. Это зоопарк. Здесь все сыты и довольны. Никому не нужно бегать за дичью или искать сочную травку. Но люди – это не животные. Для того, чтобы быть счастливыми, нам нужно намного больше, чем вкусная еда, удобная квартира и прочие материальные блага. Знаменитый психолог Эрих Фромм однажды сделал наблюдение, согласно которому самые развитые страны мира, в которых, как кажется, было достигнуто всеобщее материальное процветание, имеют самые высокие показатели самоубийств на душу населения. Так что финансовое благополучие и неизменность не решают всех социальных проблем.

Скорее всего, Герберт Уэллс описывает в своем романе не личное представление об истинном прогрессе, а результат стремлений современного ему общества.

Истинные причины прогресса

Вспомним детей. Удивительный мозг ребенка развивается неимоверными темпами. Едва выйдя из утробы, дети хотят знать все: почему трава зеленая, а небо голубое, зачем нужны облака, как устроена игрушечная машинка, сколько звезд на небе и т.д. Подрастая, любознательность никуда не исчезает. Получив ответы на один вопрос, у нас появляются десять новых вопросов. И многие из них никак не связаны с желанием сделать нашу жизнь удобнее и легче. Удивительно то, что для человека не существует такой области знаний, которую он не желал бы постичь. Мы хотим знать, что было в прошлом, что происходит сейчас и что ожидает нас в будущем. Нас интересует строение огромных галактик и незаметных невооруженным взглядом элементарных частиц.

Не пренебрегайте духовными потребностями

Человека интересует первопричина, стоящая за творением, изначальное предназначение его жизни

Мы интересуемся не только материальными, но и абстрактными вещами, которые нельзя потрогать и увидеть. Только у людей есть нравственные и духовные потребности, которые мы удовлетворяем через познание окружающего и внутреннего мира. Мы интересуемся смыслом жизни, причиной зла и страданий, вопросами справедливости, любви и морали. Хотя ответы на эти вопросы не могут насытить наш желудок. Но они дают нам глубокое внутреннее удовлетворение, без которого мы не можем быть счастливы. И это никак не связано с представлениями об эволюции, якобы основанной на выживании сильнейших. Какое отношение к эволюции и выживанию имеют детские мультики и сказки? Если следовать логике дарвиновской теории, то Уолт Дисней зря прожил свою жизнь.

Да, наши врожденные данные, включающие в себя способность к логическому анализу, служат одной из причин прогресса. И пользуемся мы ими не только в критические моменты опасности. Многие люди удивляются способности мозга искать и находить ответы на поставленные вопросы даже без нашего сознательного участия. Бывает, что человек хочет вспомнить имя и фамилию известного актера. Но не может сделать этого в данный момент. Но через пару дней, когда он уже и забыл о своем вопросе, подсознание выдает результат. Зачем? И откуда у нас эта способность? Разве от знания того, как зовут актера, зависит решение какой-либо насущной проблемы?

Источник человеческого гения

Человек во все времена стремился преодолеть ограничения своей природы. И не только из-за желания выжить

Желание испытать новые способности и возможности всегда служило одной из главных причин развития науки и техники. Разве не это побудило людей создать самолеты, подводные лодки космические корабли? Да, сегодня с помощью этих изобретений люди решают многие насущные проблемы. Но все началось с вдохновенной мечты.

Разум человека не имел бы столь мощного развития, если бы нас не окружал столь богатый и разнообразный мир. Мы исследуем нашу планету и вселенную несколько тысяч лет, но не перестаем им удивляться. Иногда люди спрашивают, зачем нужно столько цветов, ягод, фруктов, овощей? А к чему столько видов животных? Есть несколько точек зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что именно благодаря необычайно богатому видовому разнообразию люди обладают таким удивительным воображением.

Представьте себе, что мы рождались бы в мире, в котором все было бы пирамидообразным: горы, деревья, животные. Легко ли было бы развить богатое воображение в таких условиях? Ведь разум человека формируется под влиянием окружающей среды. Только Бог, может создать все, не оглядываясь на созданное раньше. Большинство изобретений людей созданы в подражание Божьим творениям. Идея самолета взята у птиц, реактивного двигателя – у головоногих (каракатицы, осьминоги).

В наши дни даже существует целое направление науки, целью которого является изучение технологий, применяемых в природе для развития науки и техники. Эта наука называется биомиметикой. Б иомиметика (по другому - бионика— (лат. bios – жизнь и mimesis – подражание)— создание устройств, приборов, механизмов или технологий, идея и основные элементы которых заимствуются из живой природы. Ученые находят много гениальных инженерных идей, которыми пользуются животные и растения. Лотосы, бабочки, морские огурцы, акулы и другие представители растительного и животного мира тысячи и миллионы лет применяют технологии, о которых люди узнают лишь сейчас.

Здесь мы находим подсказку. Само строение человеческого организма, соприкасающегося со всем необычайным разнообразием мира, способствует пробуждению и развитию наших чувств и воображения. Мы можем ощущать тысячи запахов, наслаждаться бесконечным сочетанием вкусов и испытывать множество других физических удовольствий. Но мы радуемся и тогда, когда проявляем свою нравственную и духовную составляющую. Нам приносит наслаждение проявление любви, доброты, нежности, милосердия и справедливости. Мы не спим ночами, переживая за чужих людей, живущих на другом конце света. Мы жаждем всеобщего мира и справедливости.

Очевидно, что человек был создан именно для Земли, а Земля – для человека. На пустынной планете мы не смогли бы развить столь богатое воображение, сделать такое множество открытий и развить свою уникальность. Мы не могли бы наслаждаться музыкой природы и, возможно, сочинять свои музыкальные произведения. Мы не смогли бы создавать удивительные по своей красоте картины. Микеланджело сказал, что художник является лишь подражателем творца. Это значит, что степень одаренности человека во многом зависит от того, насколько богат, великолепен и разнообразен окружающий нас мир, отражающий гениальность создателя.

Итак, мы увидели, что причины прогресса человеческого общества связаны не только с опасностями и какими-то нуждами. Деятельный ум всегда найдет себе объект для исследования. И побуждением к этому чаще всего служит любознательность, жажда приоткрыть завесу многовековой тайны мироздания.

Впервые роман был опубликован в журнале “Нью-ревю” на протяжении января-мая 1895 года под названием “Повесть путешественника во времени”. В мае того же года произведение, который уже имел название “Машина времени”, вышел отдельным изданием сразу в Англии и США. Автор изъял из книжного варианта один эпизод – рассказ о еще одну остановку путешественника во времени, в течение которого он встретился с последними потомками человека.

Эти жалкие маленькие и бесцветные существа были пищей для каких-то огромных насекомых.
В

своем произведении Г. Уэллс описывает путешествие человека во времени, когда наука находилась еще на линейной трактовке времени, поскольку первые открытия об относительности времени, о взаимовлияние хроноса и топоса датированные началом ХХ века.
Роман “Машина времени” переносит читателя до девятого тысячелетия. Герой (Путешественник во Времени) осуществляет перелет на собственноручно сконструированной машине времени в будущее. Он представляет себе мир будущего счастливым и радостным, однако, опустившись на Землю, видит противоречие между теми, кто работает в поте лица (обезьяноподобные мороки),

И те и другие деградировали. Каждую ночь, поднимаясь на поверхность из-под земли, где они работают в шахтах, мороки пьют кровь лам, утоляя голод. В отличие от других писателей-фантастов, приверженцев технического прогресса, Веллс не предсказывает человечеству светлого и хорошего будущего, не изображает землян, наполненных счастьем, лишенных забот и необходимости выполнять “черную” работу.

Он приходит к пессимистическим выводам о неизбежности вырождения человечества как вида, об угрозе исчерпанности и обреченности цивилизации на Земле, акцентирует на необходимости изменить несовершенный миропорядок, иначе людям грозят деградация и гибель. Путешественник во Времени видит полнейший упадок некогда могущественной цивилизации. Ничто от первобытных потомках землян не напоминает о тысячелетнем развитие биологического вида.
Несмотря на мрачные и черные краски, которыми пользуется Г. Уэллс, описывая человеческое будущее, он также прибегает и к изображению довольно сентиментальной и чистой любовных приключениях Путешественника во Времени. Роман завершается трагически гибелью милой беззащитной женщины и героической победой умного и мужественного ученого над вырожденными потомками, и его возвращение в современный мир.
Роман “Машина времени” Уэллсу принес огромный и первый его успех, открыв миру жанр научной фантастики, которому суждено было стать самым популярным в ХХ веке.
Следующие романы писателя созданы в том же идейно-тематическом и жанрово-стилистическом направление.

“Машина времени”— представлял собой ответ шовинистической пропаганде, пытавшейся убедить рабочий класс, что англичане — единая нация, противостоящая всем иностранцам, и в особенности колониальным народам.

В обществе далекого будущего, которое рисует Уэллс, трудящиеся и эксплуататоры представляют собой даже не “две нации”, а две разные породы людей. Рабочие, в течение многих тысячелетий лишенные благ культуры, выродились в звероподобных морлоков, а “высшие классы”, привыкшие жить плодами чужого труда, превратились в изнеженных, не­жизнеспособных элоев. Современное общество разделено на трудящихся и бездельников, и это неизбежно ведет к его вы­рождению, предупреждает Уэллс. Правящие классы ожидает историческое возмездие. Морлоки Уэллса продолжают кормить элоев, но потому лишь, что употребляют их в пищу.

Читайте также: