Неделя математики в доу план мероприятий

Обновлено: 30.06.2024

« Я слышу - забываю,

я вижу - запоминаю,

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка.

В проводимых мероприятиях создавались благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, стремление преодолевать трудности.

Изучение математики стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность.

Предметная неделя прошла насыщенно и очень интересно.

На играх-занятиях с детьми использовали беседы, логические задачи, задачи в стихах, занимательные задачки, различные математические игры. Дети решали кроссворды, проходили лабиринты.

Играя в дидактические и строительные игры с детьми, развиваем умение сравнивать материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.

Анализируя указанные мероприятия, следует отметить, что дети проявили действительно живой интерес к области математики. Им была свойственна природная наблюдательность, изобретательность и творческая активность.

1. развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников;

2. внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей;

3. обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста;

4. совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

Целью математического образования дошкольников является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Для этого в ДОУ создаются специальные условия, к воспитательно-образовательному процессу подключаются родители.

В дошкольном возрасте необходимо привить детям любовь к математике. Интегрируя различные виды деятельности, доказать детям, что математические знания необходимы в разных областях жизни.

Математика для дошкольников – способ познания окружающего. Занимаясь математикой, он изучает цвета, форму, свойства предметов, пространственные отношения, числовые отношения. В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов.

На успешность освоения математическими знаниями влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Организуя математическое образование в детском саду и семье, педагоги и родители должны не только сохранять лучшие традиции дошкольной педагогики, но и применять инновационные подходы, согласовывая свое влияние на ребенка. Одной из таких форм является педагогический проект.

Название педагогического проекта: Математическая неделя

по количеству участников: групповой

по содержанию: интегративный

по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

по доминирующему виду проектной деятельности:

Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители

1. развитие познавательной и творческой активности воспитанников группы; создание условий для закрепления знаний детей по элементарной математике, использования их в повседневной жизни.

2. внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей;

3. обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста;

• готовность детей самостоятельно применять математические знания и навыки в бытовых ситуациях, играх;

• активность, творческая инициатива родителей воспитанников в реализации задач математического образования;

• пополнение игротеки группы дидактическими играми, созданными семьями воспитанников;

• совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

Продукты проектной деятельности:

• творческие работы детей и родителей;

• дидактические игры, созданные семьями воспитанников;

День 1. Веселый счет.

1. Закреплять умение:

• создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

• считать до 10 (в прямом и обратном порядке,

• отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10,

• считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

• получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет;

2. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины

предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие Домашнее задание (совместная деятельность детей и родителей) :

1. Закреплять представления о геометрических фигурах разной формы (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале).

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружениипредметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

2. Развивать умение в ходе анализа изображения предмета выделять его части, на основе сходства с геометрическими фигурами ( человечек: голова-круг, туловище – овал или широкий прямоугольник, руки, ноги –узкие прямоугольники т. д.)

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

1. Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;

2. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему;

3. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

4. Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Домашнее задание (совместная работа с родителями) : помощью 3 необычных мерок измерить рост каждого члена семьи.

1. Совершенствовать умение

• ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху—внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около);

• двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками —указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

• определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;

• ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

2. Закреплять навык помощью сюжетных картинок устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом).

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Художественно-эстетическое развитие Рисование по клеткам

1. Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием;

2. Способствовать общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками

3. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье

Поддерживать интерес родителей к решению образовательных задач в ходе непосредственного общения с детьми.

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Художественно-эстетическое Выставка творческих работ и дидактических игр, созданных детьми совместно с родителями в ходе выполнения домашних заданий

План мероприятий в рамках недели безопасности для средней группы В данной разработке представлено примерное планирование занятий по основам безопасности жизнедеятельности для детей средней группы по следующим.


Сроки реализации : с 04.04. по 08.08.04. 2016г.

Участники проекта : воспитанники, родители, педагоги

Цель проекта : создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста.

1. Развитие познавательной и творческой активности воспитанников ДОУ.

2. Содействие поддержанию интереса детей к математике.

3. Внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей.

4. Обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста.

5. Совершенствование профессиональной компетентности и мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

6. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Гипотеза: Мы предполагаем, что качество математического образования дошкольников возможно при создании определенных условий:

  • при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагоги – дети – родители);
  • при поддержании познавательного интереса детей к математике с помощью новых игровых форм организации деятельности;
  • заинтересованности педагогов на повышение профессиональной компетентности.

Этапы работы над проектом :

1 этап – аналитический (анализ ситуации, определение основных целей и задач).

2 этап – организационный (составление плана работы, разработка конспектов мероприятий, подготовка дидактического материала).

3 этап – практическая деятельность (со всеми участниками образовательного процесса во всех возрастных группах ДОУ).

4 этап – итоговый (обобщение опыта и определение результата практической деятельности).

- активизация познавательного интереса детей к различным формам мероприятий математической направленности;

- успешное внедрение новых форм организации математического развития детей;

- повышение активной позиции семьи в вопросах математического развития детей дошкольного возраста;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- математические центры в группах пополняются играми и пособиями (приобретенными и изготовленными).

План мероприятий с детьми

тема мероприятия, форма проведения

средняя, старшая, подготов. группы

подгот. к школе группа

группы дошк. возр.

группа раннего возраста

группы раннего возраста

2 младшая группа

План мероприятий с педагогами

тема мероприятия, форма проведения

Смотр развивающих математических центров (уголков) в группах

План мероприятий с родителями

тема мероприятия, форма проведения

Оформление наглядной информации для родителей

Описание опыта реализации проекта.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Важно привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности.

Необходимость создания данного проекта направлено на повышение качества математического образования детей дошкольного возраста всеми участниками образовательного процесса.

Многочисленными исследованиями (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. Рассмотрим понятия:

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания действительности в ДОУ и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Математические представления являются средством математического развития ребенка. При этом в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Доказано, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение математическим понятиям не обеспечивает ребенку его математическое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует сделать процесс овладения элементарным математическим представлениям привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Мы считаем, что овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, решают логические задачки. Задача взрослого – поддержать интерес ребенка. Поэтому мы решили использовать в работе с детьми разнообразные интересные формы на основе ведущего вида деятельности – игры. Все предложенные в плане мероприятия проводятся в игре.

Раздел формирование элементарных математических представлений является одним из разделов образовательной области познавательное развитие. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

- развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способах познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочивание;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (моделирование, трансформация);

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

- овладение детьми математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления);

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей (находчивости, смекалки, сообразительности);

- развитие активности и инициативности детей.

Целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями… обладает элементарными представлениями из области математики… ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех взаимодополняющих направлениях развития и образования детей. В соответствии с этим подходом предполагается взаимосвязь математического содержания с другими образовательными областями. Особенно тесно на этапе дошкольного детства математическое развитие связано с социально-коммуникативным, физическим и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию, двигательную активность с другими детьми разного возраста и взрослыми, включенными в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях: на математическом празднике или спортивном развлечении.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием. (Приложение 2 фотоматериалы мероприятий с детьми.)

Чтобы путешествие на математическую планету запомнилось детям и всем ее жителям, решили изготовить с ребятами коллажи и украсить ими планету.

Одновременно с детьми на планете Математики оказались и педагоги. Их увлек интересный мир блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера и интеллектуальных игр. С педагогами провели практические семинары и консультации. Воспитатели средней группы показали открытые занятия с воспитанниками по ФЭМП с использованием блоков и палочек. (Приложение 3 фотоматериалы мероприятий с педагогами.)

Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка.

Задачи взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках математического образования дошкольников:

- сделать ДОО и семью союзниками в математическом развитии дошкольников;

- способствовать активному включению родителей в работу детского сада по развитию познавательного интереса детей;

- формировать у родителей практические умения в формировании математических представлений у дошкольников в условиях семьи.

Наше путешествие закончилось выставкой совместных работ детей с педагогами и детей с родителями. Посетить выставку могли все желающие.

Математическое образование дошкольников не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачиваем ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение. Неделя математики может оказать в этом неоценимую помощь.

Приложение 1

Математический праздник

с детьми дошкольного возраста

Цель: закрепление математических представлений дошкольников в атмосфере праздника.
Задачи:
Образовательные:

- Закреплять умение собирать из частей целое изображение.
- Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия.

- Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников;

внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей;

обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста;

совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

мероприятия

Математика в творчестве. Аппликация из геометрических фигур. Занимательная математика в дидактических и развивающих играх.

Систематизация и оформление материалов в единый продукт. Подготовка презентации по итогам математической недели.

Образовательная деятельность с детьми в режиме дня

В течение недели

Занимательная математика в дидактических и развивающих играх в режиме дня.

Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок, заучивание скороговорок и стихотворений с числами, отгадывание кроссвордов математического содержания.

Взаимодействие с семьей: просвещение родителей в вопросах математического развития детей

В течение недели

Информационный материал для родителей воспитанников:

Читайте также: