Проект по правовому воспитанию в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 5-6 лет

Тип проекта: информационно – ориентированный.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);

Проект представляет собой систему мероприятий, которые:

- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;

- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;

- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.

Актуальность

Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах

Вопросы проекта Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.

Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?

Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?

Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?

Цель проекта

Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.

Задачи проекта

расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;

формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

Для родителей:

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;

активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;

подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат по проекту

Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.

В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения.

Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

Повышение уровня правовой культуры родителей

Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов

Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.

Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.

Предполагаемый продукт проекта

Картотека пословиц и поговорок о семье

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Определение уровня знаний детей о своих правах.

Определение темы проекта, постановка цели и задач.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Перспективное планирование проекта

Выбор форм работы с детьми и родителями

Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап -основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

III этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации

Оформление выставки детских работ;

Картотека пословиц и поговорок о семье.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

Чтение художественной литературы:

Продуктивная деятельность

- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье

- Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка

- Совместно с родителями подбор картотеки:

- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр

Сюжетно – ролевые игры:

Словесно – дидактические игры:

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.

Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаривдевой, В. В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С. А. Козлова).

Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?

Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?

Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;

Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;

Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников?

если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.

Основные задачи в работе с педагогами:

создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;

ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;

организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;

повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.

Основные задачи в работе с родителями:

знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;

воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;

Основные задачи в работе с детьми:

формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;

способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;

способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;

развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки;

знакомить воспитанников, в доступной форме, с основными документами по защите прав ребенка.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы;

Воспитатели;

Вид проекта : познавательный.

Сроки реализации проекта : октябрь -ноябрь 2018 года

повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;

создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию;

усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;

проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;

данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.

Конвенция о правах ребенка;

Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Организация и порядок реализации проекта

Совместная деятельность родителей и детей

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Решение проблемных ситуаций

Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики

Этапы проекта :

1 этап - подготовительный

Подбор материала по правовому воспитанию.

2 этап - деятельностный

Месяц Работа с детьми Работа с родителями

4 неделя - Занятия по правовому

- Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать";

(Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

- Чтение рассказов о правах ребенка.

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

- Разработка занятий по правовому воспитанию.

- Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11);

- Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр. 28.

3 неделя - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право

- Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002;

- Чтение "Приключения маленького человечка" А. Усачева. - Консультация для родителей

- Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр. 80

- Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети";

- Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи";

- Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко”).

- Консультация для родителей

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта.

Диагностическая методика Е. В. Соловьевой

(подготовительная группа)

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Результаты реализованного проекта

знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;

повышение правовой культуры педагогов и родителей;

знание детьми правил здорового образа жизни;

знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;

сформированность коммуникативных умений и навыков;

знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.

Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.

Гаврилина С. Ю., Кутявина Н. Г., Топоркова И. К., Щербина С. А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.

Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. //Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.

Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.

Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт. -сост. : Е. В. Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.

Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.

Усачев А. "Приключения маленького человечка" М. : "Самовар" 2000.

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

  • Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?
  • Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?
  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;
  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;
  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников?

если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.

Основные задачи в работе с педагогами:

  • создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;
  • ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
  • организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;
  • повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.

Основные задачи в работе с родителями:

Основные задачи в работе с детьми:

  • Дети старшей и подготовительной групп;
  • Воспитатели;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Музыкальный руководитель;
  • Родители.

Вид проекта: познавательный.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2014г. – май 2015 г.

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Организация и порядок реализации проекта

  • Занятия
  • Родительские собрания
  • Деловые игры
  • Семинары – практикумы
  • Совместная деятельность родителей и детей
  • Беседы
  • Наглядная агитация
  • Дидактические игры
  • Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка
  • Решение проблемных ситуаций
  • Праздник
  • Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики
  • Викторина
  • Подготовительный этап.
  • Деятельностный этап.
  • Заключительный этап.

1 этап - подготовительный

  • Изучение литературы.
  • Диагностика детей.
  • Анкетирование педагогов.
  • Подбор материала по правовому воспитанию.

2 этап - деятельностный

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

- Занятия по правовому

- Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать";

- Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. Ж. “Обруч” №5/2001.

- Изучение нормативно-пра-вовых документов по проблеме защиты прав детства;

- Консультация для воспитателей

по защите прав ребёнка и правовому воспитанию.

- Беседа "Каждый имеет право". Ж."Обруч" 5/2001.

- Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11);

- Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр.28.

Деловая игра "Каждый ребёнок имеет право"

- Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право

- Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002;

- Чтение "Приключения маленького человечка" А.Усачева.

- Консультация для родителей

Конкурс "Шире круг"

- Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр.80

- Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети";

- Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи";

- Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко”).

Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"

- Словесно-дидактическая игра "Найдите неверные по смыслу предложения";

- Дидактические игры: «Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?".

-Индивидуаль-ные беседы и консультации по правовому воспитанию дошкольников;

Игровой тренинг "Если чужой стучится в дверь"

Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002;

- Настольно – печатная игра "Выбери право";

- рассказы детей и взрослых о своих мамах;

-Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию,соблюдать обряды своей культуры;

для старших дошкольников)

- Игра "Спиной друг к другу".Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 ;

- Дидактическая игра "Назови права героев".

- Родительское собрание по теме: "Педагогическая культура родителей" (подготовительная группа).

- Интегрированное занятия в подготовительной группе " Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды";

- Организация книжной выставки "Мир детства";

-Игра-упражнение "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся". Ж. "Ребенок в детском саду" 4/2002

-Конкурс "Счастливый случай" (подготовительная группа);

- Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в детском саду" (старшая группа);

Самоанализ деятельности педагогов по вопросам правового воспитания.

3 этап – заключительный.

Диагностическая методика Е. В. Соловьевой

  1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
  2. Как ты думаешь, что такое право?
  3. Какие права есть у тебя и других детей?
  4. Какие права ты считаешь самыми важными?
  5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
  6. Кто защищает права детей?
  7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Сентябрь 2014 год

Высокий уровень - 10%

Средний уровень - 21%

Низкий уровень - 69 %

Высокий уровень - 86%

Средний уровень - 14%

Низкий уровень - 2%

Результаты реализованного проекта

  • знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;
  • повышение правовой культуры педагогов и родителей;
  • знание детьми правил здорового образа жизни;
  • знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
  • сформированность коммуникативных умений и навыков;

знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.


План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей.

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр.


Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста.


Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день.

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто.

Вид проекта: информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный, годовой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта: права ребёнка.

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта:

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта:

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на формирование правовой культуры детей и родителей. Для детей среднего дошкольного возраста.


Педагогический проект

в группе №4 (разновозрастной для детей3-4 лет)

Подготовили: Аверьянова О.Ю.

Усманова Н.П.

Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: дети 3-5 года жизни.

Тип проекта: информационно – ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Вся работа проводится в три этапа по следующим направлениям:

1.Подготовительный / первый этап - первичная диагностика. Основная задача получить информацию об уровне сформированности знаний о правах и обязанностях, наметить формы, методы и приемы дальнейшей деятельности с участниками проекта.

2. Деятельностный / второй этап включает в себя работу по созданию условий и организация образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры участников проекта.

3. Заключительный /третий этап - контрольная диагностика (повторная);

трансляция опыта реализации проекта

Направление проекта: комплексное

Проект представляет собой систему мероприятий, которые:

- способствуют социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его ответственного поведения по отношению к другим и себе;

- включают общие сведения о правах ребенка, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;

- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Проект призван развивать у детей уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других и учитывать их интересы и права.

Социализация - это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать. Социализация личности предполагает собой процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

Актуальность

Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. процесс адаптации детей к окружающему миру становиться сложнее. Первичная социализация важна для ребенка т.к. является основой для всего процесса социализации. Наибольшее значение имеет семья, откуда ребенок черпает представления об обществе, его ценностях и нормах. В дальнейшем основой социализации становится детский сад, школа, где детям приходиться действовать в соответствии с новыми правилами. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к социализации и развитии личности через правовое воспитание. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.

Цель проекта:

1.Способствовать развитию личности и социализации детей через правовое воспитание.

2.Формировать культуру прав детей дошкольного возраста, знакомить их с правами через средства художественной литературы и игру.

3.Создать условия для развития личности детей дошкольного возраста, содействовать и объединять усилия детского сада и семьи по выполнению прав ребенка;

Задачи проекта:

1Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

2.Расширять представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности.

3.Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека, с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста, повысить уровень правовой культуры родителей.

4.Активизировать интересы детей и родителей в области социализации,

подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

5.Создавать условия для систематической работы по правовому воспитанию детей и родителей.

Ожидаемый результат по проекту:

Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.

Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

Повышение уровня правовой культуры родителей.

Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Активизация интересов детей и родителей в области социализации.

Предполагаемый продукт проекта:

Знание и понимание детьми и родителями информации о своих правах для дальнейшей социализации.

Умение организовывать игры, на основе имеющихся знаний о правах.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Определение темы проекта, постановка цели и задач.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

Выбор форм работы с детьми и родителями.

Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап -основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

III этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Выступление на педагогическом совете;

Оформление выставки детских работ;

Создание картотеки по теме;

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по личностному развитию и социализации детей.

Чтение художественной литературы:

-картотека пословиц , поговорок о семье и семейном воспитании.

Практическая деятельность

- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье

- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр

Сюжетно – ролевые игры:

Словесно – дидактические игры:

Картотека д/и по формированию представлений о семье

Развивающие игры:

Настольно-печатные игры:

Подвижные игры:

Консультации для родителей:

Анкетирование родителей ( социальный опрос)

Список литературы:

1. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. (Вместе с детьми).

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

3. Декларация о правах ребенка.

4. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с.

5. Козлова, С.А. Мы имеем право!: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений / С. А. Козлова. – М.: Обруч, 2010. – 208 с.

6. Конвенция ООН о правах ребенка.

7. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

Ход деятельности:

Формировать у детей основы правосознания, понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Развивать диалогическую речь.

Закреплять знание основных правовых принципов;

Формировать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к другим людям.

Давайте ребята поприветствуем друг друга!

Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в Родном краю-
Всех я вас приветствую!

Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!

Как вы думаете, ребята, что это за праздник, и почему он так называется?

Этот праздник называется так, потому что он посвящён работе по обеспечению благополучия детей во всем мире.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Они приехали из разных стран, из бедных и богатых и говорили на разных языках.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей и обижать детей.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!

Читайте также: