Выступление на педсовете проектная деятельность в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Познавательно-исследовательские игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.

В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей, имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).

Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в жизни

создание условий для формирования у детей навыков исследовательской

деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.

Задачи: - познакомить с историей происхождения мыла;

- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;

- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;

- раскрыть значение мыла в жизни человека

- развивать любознательность, творческое мышление;

  • практическое подтверждение эффективности метода проектов;
  • налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.
  • ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
  • активное участие в опытах и экспериментах;
  • способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.
  • активное включение в совместную проектную деятельность.

План реализации проекта

I. Подготовительный этап

История возникновения мыла

Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили, что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо очистились.

Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное). Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.

Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.

Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей подготовительной группы №11.

Ольга Александровна (медсестра) сказала:

- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.

Наталья Юрьевна (прачечная):

- Много лет работаю и убедилась, что для стирки белья больше подходит хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Татьяна Кузьминична (столовая):

- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы, жарочные листы.

Дети подготовительной группы:

- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

Сбор информации о мыле

Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки, пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом. Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.

А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и поговорок о мыле, гигиене, чистоте.

II. Практический этап.

В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в результате которых исследовали разнообразные свойства мыла, возможные способы его применения:

  1. Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек, стирка одежды кукол. Результат: грязь, гуашь хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
  2. Из какого мыла (жидкого, твердого) быстрее и лучше изготовить мыльные пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
  3. Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать секретные письма, играть в дидактические игры.

Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.

Ознакомление с художественной литературой

Кроме этого, заучивали с детьми скороговорки, стихи, связанные с мылом. Например:

III. Заключительный этап

Использование инновационных педагогических технологий открываетновые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболееэффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектированияотносится к современным гуманитарным технологиям, которые являютсяинновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможностьэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешноадаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новыйуровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнеромдетей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармоничновплетается в образовательный процесс детского сада.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни иозначает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнкомокружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированнойпрактической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективнаятворческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимисследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

2. При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить отрех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектнойдеятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняютдействия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что непротиворечит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существуетпотребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому иподражать ему.

3. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовыватьдействия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается квзрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность сосверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способныдостаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступкисверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результатадеятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

4. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активностьдетей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели исодержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом ивозможности организовать её.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чегонужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктомпроектной деятельности?”, “Вкакойформе будет презентован продукт?” Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходитнесколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носитличностно-ориентированный характер.

5. Работа над проектом

6. Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокогоизучения, составить план познавательной деятельности. Один из способоввведения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :

1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует нетолько развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственныхинтересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний всвободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевогоаппарата.

7. Последовательность работы педагога на данномэтапе:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересовребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

8. Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя наданном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случаезаключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, какпсихических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет

проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

использования операций сравнения и сопоставления,

проблемного изложения информации педагогом,

организации опытов и экспериментов.

9. Последовательность работы педагога на данномэтапе:

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части

проекта,

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поискматериалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

10. Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрываетсятворческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имеливозможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости задостижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своеговыступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своейэмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).

11. Последовательность работы педагога над проектомна данномэтапе :

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет

книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании,

обобщает опыт работы).

12. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

Видыпроектов :

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детскогодизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда детивходят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленныепроблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

13 Значимы и другие видыпроектов, в том числе:

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно илинесколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например,“Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детейдошкольного возраста к физической культуре”- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяетсязадачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. Выбор темы проекта.

2. Поставить цель проекта.

3. Разработать план продвижения к цели.

4. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

5. Составить план – схему проекта.

6. Заняться сбором и накоплением материала.

7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность в условиях ДОУ.

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проектирование или планирование;

Классификация тематических проектов в ДОУ:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По доминирующей в проекте деятельности:

По предметно- содержательной области:

- Монопроекты (одна образовательная область)

- Интегративные (две и более образовательные области)

По характеру координации :

По характеру контактов :

- С воспитанниками одной группы

- С воспитанниками нескольких групп

- С воспитанниками всего ДОУ

По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

- Краткосрочные (1 – 3 недели

- Средней продолжительности (до месяца)

- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

По тематике

По составу участников

Виды проектов в ДОУ:

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем нужно проектирование в детском саду? Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Зачем нужно проектирование в детском саду? Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

(ПЛАНИРОВАНИЕ)

-ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ: 1. Разработка проекта 2. Его реализация 3. Анализ результатов

ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ:

1. Разработка проекта

2. Его реализация

3. Анализ результатов

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА Умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела. Умение решать творческие споры, достигая договоренности. Оказывать помощь участникам деятельности. Умение обсуждать результаты деятельности. Оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи, как свое поражение. Дети учатся сомневаться, мыслить критически, переживая при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА

  • Умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела.
  • Умение решать творческие споры, достигая договоренности.
  • Оказывать помощь участникам деятельности.
  • Умение обсуждать результаты деятельности.
  • Оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи, как свое поражение.
  • Дети учатся сомневаться, мыслить критически, переживая при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость.

Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. В своей работе я использую теории Н.Е. Вераксы, Л.С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, О.Р. Галимовой, М.А. Захаровой, Е.В. Костиной, М.В. Крупениной на основании которых проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является одним из перспективных методов в развитии творческого познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. В своей работе я использую теории Н.Е. Вераксы, Л.С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, О.Р. Галимовой, М.А. Захаровой, Е.В. Костиной, М.В. Крупениной на основании которых проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является одним из перспективных методов в развитии творческого познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

ПРОЕКТЫ, СОЗДАННЫЕ МОЕю МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

ПРОЕКТЫ, СОЗДАННЫЕ

МОЕю МЫСЛИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

ПРОЕКТ

дети 2 младшей группы

Наши работы

Игровой модуль

Читайте также: