Выступление на педсовете проектная деятельность в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Познавательно-исследовательские игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.
В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей, имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).
Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в жизни
создание условий для формирования у детей навыков исследовательской
деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.
Задачи: - познакомить с историей происхождения мыла;
- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;
- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;
- раскрыть значение мыла в жизни человека
- развивать любознательность, творческое мышление;
- практическое подтверждение эффективности метода проектов;
- налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.
- ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
- активное участие в опытах и экспериментах;
- способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.
- активное включение в совместную проектную деятельность.
План реализации проекта
I. Подготовительный этап
История возникновения мыла
Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили, что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо очистились.
Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное). Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.
Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.
Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей подготовительной группы №11.
Ольга Александровна (медсестра) сказала:
- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.
Наталья Юрьевна (прачечная):
- Много лет работаю и убедилась, что для стирки белья больше подходит хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.
Татьяна Кузьминична (столовая):
- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы, жарочные листы.
Дети подготовительной группы:
- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.
Сбор информации о мыле
Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки, пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом. Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.
А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и поговорок о мыле, гигиене, чистоте.
II. Практический этап.
В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в результате которых исследовали разнообразные свойства мыла, возможные способы его применения:
- Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек, стирка одежды кукол. Результат: грязь, гуашь хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
- Из какого мыла (жидкого, твердого) быстрее и лучше изготовить мыльные пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
- Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать секретные письма, играть в дидактические игры.
Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.
Ознакомление с художественной литературой
Кроме этого, заучивали с детьми скороговорки, стихи, связанные с мылом. Например:
III. Заключительный этап
Использование инновационных педагогических технологий открываетновые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболееэффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектированияотносится к современным гуманитарным технологиям, которые являютсяинновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможностьэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешноадаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новыйуровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнеромдетей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармоничновплетается в образовательный процесс детского сада.
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни иозначает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнкомокружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированнойпрактической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективнаятворческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимисследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
2. При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить отрех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектнойдеятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняютдействия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что непротиворечит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существуетпотребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому иподражать ему.
3. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовыватьдействия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается квзрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность сосверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способныдостаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступкисверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результатадеятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
4. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активностьдетей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели исодержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом ивозможности организовать её.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чегонужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктомпроектной деятельности?”, “Вкакойформе будет презентован продукт?” Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходитнесколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носитличностно-ориентированный характер.
5. Работа над проектом
6. Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокогоизучения, составить план познавательной деятельности. Один из способоввведения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :
1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует нетолько развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственныхинтересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний всвободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевогоаппарата.
7. Последовательность работы педагога на данномэтапе:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересовребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
8. Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя наданном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случаезаключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, какпсихических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет
проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые
использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом,
организации опытов и экспериментов.
9. Последовательность работы педагога на данномэтапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части
проекта,
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поискматериалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
10. Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрываетсятворческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имеливозможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости задостижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своеговыступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своейэмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).
11. Последовательность работы педагога над проектомна данномэтапе :
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет
книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании,
обобщает опыт работы).
12. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
Видыпроектов :
1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детскогодизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда детивходят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленныепроблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
13 Значимы и другие видыпроектов, в том числе:
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно илинесколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например,“Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детейдошкольного возраста к физической культуре”- на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяетсязадачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
1. Выбор темы проекта.
2. Поставить цель проекта.
3. Разработать план продвижения к цели.
4. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. Составить план – схему проекта.
6. Заняться сбором и накоплением материала.
7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проектная деятельность в условиях ДОУ.
Метод проектов как педагогическая технология.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Проектирование или планирование;
Классификация тематических проектов в ДОУ:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По доминирующей в проекте деятельности:
По предметно- содержательной области:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
По характеру координации :
По характеру контактов :
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
По тематике
По составу участников
Виды проектов в ДОУ:
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Зачем нужно проектирование в детском саду? Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
-ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(ПЛАНИРОВАНИЕ)
-ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ:
1. Разработка проекта
2. Его реализация
3. Анализ результатов
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА
- Умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела.
- Умение решать творческие споры, достигая договоренности.
- Оказывать помощь участникам деятельности.
- Умение обсуждать результаты деятельности.
- Оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи, как свое поражение.
- Дети учатся сомневаться, мыслить критически, переживая при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость.
Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. В своей работе я использую теории Н.Е. Вераксы, Л.С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, О.Р. Галимовой, М.А. Захаровой, Е.В. Костиной, М.В. Крупениной на основании которых проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является одним из перспективных методов в развитии творческого познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.
ПРОЕКТЫ, СОЗДАННЫЕ
МОЕю МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
ПРОЕКТ
дети 2 младшей группы
Игровой модуль
Читайте также: