М багдановіч раманс план канспект урока

Обновлено: 30.06.2024

М.Богданович и Ярославский М.Богданович и Ярославский В 1908—1916 гг. жил в Ярославле крайкрай Дом-музей М.Богдановича, ул. Чайковского, 21а

В 1911году поэт поступает в В 1911году поэт поступает в Ярославский Демидовский Ярославский Демидовский лицей лицей

Конкурс стихов Конкурс стихов М.Богдановича М.Богдановича (2013 год) (2013 год) 6 декабря 2013 года в ДК "Нефтяник" прошла церемония награждения победителей конкурса чтецов "Наследие"

М.Богданович ЗЕЛЕНАЯ ЛЮБОВЬ По улице, смеясь, шаля, Проходят бойко гимназисточки. Их шляпок зыблются поля, И машут нотных папок кисточки. Болтают, шутят, не боясь, Что их сочтут еще зелеными. Но чья б душа не увлеклась Коричневыми papillon'ами. Вон, словно цапля, за одной Кокетливой вертиголовкою Кадет высокий и прямой Идет походкою неловкою.

Близка уж стужа зимних дней; Покрыта вся панель порошею. Царица дум его по ней Чеканит мелкий след калошею. Волнуяся, кадет идет. В ее следы попасть старается. А сердце в грудь все громче бьет И тихим счастьем озаряется. 1916 г.

Костёл Св(ятой) Анны в Вильне М. Богданович Чтоб заживить на сердце раны, Чтоб освежить усталый ум, Придите в Вильну к храму Анны, Там исчезает горечь дум. Изломом строгим в небе ясном Встаёт, как вырезной, колосс. О, как легко в порыве страстном Он башенки свои вознёс. А острия их так высоко, Так тонко в глубь небес идут, Что миг один, и — видит око — Они средь сини ввысь плывут.

Как будто с грубою землёю Простясь, чтоб в небе потонуть, Храм стройный лёгкою стопою В лазури пролагает путь. Глядишь — и тихнут сердца раны, Нисходит мир в усталый ум. Придите в Вильну к храму Анны! Там исчезает горечь дум.1908 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект открытого урока предназначен для педагогов которые знимаются творчеством.

Тема открытого урока

ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

развивать творческое мышление и певческие навыки;

обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

Ознакомление с новой темой.

Знакомство с русскими романсами.

Жанровые особенности романса.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

1. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Педагог: Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).

- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)


1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)

3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).

Педагог: Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:

3. Ознакомление с новой темой.

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.

Педагог: (Слайд) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).

(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

4.Знакомство с русскими романсами.

Педагог: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

5. Вокально-хоровая работа.

- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,

динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)

6. Жанровые признаки романса.

- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

Философское раздумье, размышление.

Драматическое скорбное переживание.

Лирический романс – любовный.

Педагог: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).

- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

7.Подведение итога урока.

Педагог: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).

Педагог: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Педагог: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

Педагог: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

  • познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
  • совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
  • проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
  • развивать творческое мышление и певческие навыки;
  • обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Учитель. Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).

- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)

1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)

3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).

Учитель : Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:

3. Ознакомление с новой темой.

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.

Учитель: ( Слайд ) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).

(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

4.Знакомство с русскими романсами.

Учитель: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, ( Слайд ) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

5. Вокально-хоровая работа.

- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,

динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением .)

6. Жанровые признаки романса.

- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

  1. Философское раздумье, размышление.
  1. Драматическое скорбное переживание.
  1. Любование природой.
  1. Сказочное повествование.
  1. Шуточный романс.
  1. Лирический романс – любовный.

Учитель: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).

- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

7.Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).

Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.


Задачи урока: Развивающие: 1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены. 2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения. 3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося. 4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. 5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний. Воспитательные: 1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики. 2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия. 3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения. Образовательные: 1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства. 2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения. Здоровьесберегающие: 1. Правильная организация игрового аппарата. 2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения. 3. Восстановление внимания.

Содержимое разработки

План-конспект учебного занятия по фортепиано

(5 класс; ученица Карина)

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний в работе над пьесой кантиленного характера и более глубокое их осмысление.

Тип урока: содержательное повторение.

Вид урока: урок совершенствования новых знаний и умений.

Форма урока: индивидуальный урок.

1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены.

2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения.

3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.

4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.

1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики.

2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.

3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.

2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

1. Правильная организация игрового аппарата.

2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.

3. Восстановление внимания.

Методы и приемы, используемые на уроке:

1. Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.

2. Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.

3. Репродуктивный – исполнение выученного материала.

5. Демонстративный – прослушивание музыки.

В основу урока легли следующие методические принципы:

1. Индивидуальный подход.

2. Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.

3. Единство художественного и технического развития.

Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.

I. Организационный этап

II. Этап – основная часть урока:

2.1. Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

III. Заключительный этап:

3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж.

I. Организационный этап.

Приветствие. Здравствуй Карина!

II Этап. Основная часть урока.

2.1. Теперь давай подготовимся к работе над пьесой. Сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения.

2.2. Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию гаммы. Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить аппликатуру и работать над звуковедением используя динамические оттенки крещендо и димиауэндо, штрих легато.

Играем гамму ми минор двумя руками на 4 октавы 3 вида, аккорды, короткие арпеджио и ЭФО – гармонический оборот T-S-Д-Т.

Вопрос: Что ты знаешь о композиторе Глиэре (1875-1956).

Ответ: Глиэр русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Киеве. Обучался в Московской консерватории. Музыка Глиэра продолжает традиции русской классической школы.

Ответ: Романс – это испанское слово, так называли в Испании песни на родном романском языке в отличие от церковных песнопений. Со временем романсами стали называться инструментальные пьесы с мелодией похожей на вокальную. Чаще всего романс носит лирический характер и выражает чувства человека.

Вопрос: Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить пьесу наизусть.

Пожалуйста проиграй пьесу. Ученица играет.

Вопрос: В какой тональности написана пьеса?

Ответ: Тональность ми минор, темп транквилле – спокойно.

Вопрос: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?

Ответ: Чувства нежные, ласковые, чувство любви к маме.

Вопрос: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Что ты представляешь, играя эту пьесу?

Ответ: Форма трехчастная репризная.

В первой части я представляю, как мы с папой идем покупать цветы маме в подарок.

Во второй части мы с папой в цветочном магазине выбираем букет цветов для мамы.

В третьей части мы возвращаемся домой с букетом цветов.

Вопрос: В какой части происходит кульминация.

Ответ: Во второй.

Вопрос: Какое строение частей.

Ответ: I и III части одинаковые, состоят из 2-х предложений по 8 тактов, фразировка суммирование 2т+2т+4т. II часть состоит из 3-х предложений 4т+4т+4т.

Карина! Отвлекись, сделай зарядку для глаз. Методика зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения, а также непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают мышцы, активизирует внимание.

Теперь давай поработаем над фразами и образом по частям.

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовав композитор для передачи образа?

Ответ: Динамические оттенки, штрих legato, спокойный темп, минорный лад, гармонию, педаль, тембр.

Вопрос: Какими приемами будешь добиваться певучего звука?

Ответ: Буду следить за свободой руки и устойчивым цепким кончиком пальца, за мягким прикосновением к клавише, за рессорным движением руки и весом руки.

Вопрос: На что обратишь внимание при работе над фразами?

Ответ: Над дыханием фраз, интонационными точками, тембром звука.

Умница! Дома закрепишь работу над образом, т.е. звуком, фразировкой, педалью.

Вопрос: Тебе понравилась музыка?

Ответ: Очень понравилась.

III. Заключительный этап.

3.1. Таким образом домашнее задание мы обозначили в конце работы над каждым пунктом урока.

Карина! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, разными способами проработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка.

Вопрос: Что ты нового узнала и услышала на уроке?


-75%

Читайте также: