М багдановіч раманс план канспект урока
Обновлено: 30.06.2024
М.Богданович и Ярославский М.Богданович и Ярославский В 1908—1916 гг. жил в Ярославле крайкрай Дом-музей М.Богдановича, ул. Чайковского, 21а
В 1911году поэт поступает в В 1911году поэт поступает в Ярославский Демидовский Ярославский Демидовский лицей лицей
Конкурс стихов Конкурс стихов М.Богдановича М.Богдановича (2013 год) (2013 год) 6 декабря 2013 года в ДК "Нефтяник" прошла церемония награждения победителей конкурса чтецов "Наследие"
М.Богданович ЗЕЛЕНАЯ ЛЮБОВЬ По улице, смеясь, шаля, Проходят бойко гимназисточки. Их шляпок зыблются поля, И машут нотных папок кисточки. Болтают, шутят, не боясь, Что их сочтут еще зелеными. Но чья б душа не увлеклась Коричневыми papillon'ами. Вон, словно цапля, за одной Кокетливой вертиголовкою Кадет высокий и прямой Идет походкою неловкою.
Близка уж стужа зимних дней; Покрыта вся панель порошею. Царица дум его по ней Чеканит мелкий след калошею. Волнуяся, кадет идет. В ее следы попасть старается. А сердце в грудь все громче бьет И тихим счастьем озаряется. 1916 г.
Костёл Св(ятой) Анны в Вильне М. Богданович Чтоб заживить на сердце раны, Чтоб освежить усталый ум, Придите в Вильну к храму Анны, Там исчезает горечь дум. Изломом строгим в небе ясном Встаёт, как вырезной, колосс. О, как легко в порыве страстном Он башенки свои вознёс. А острия их так высоко, Так тонко в глубь небес идут, Что миг один, и — видит око — Они средь сини ввысь плывут.
Как будто с грубою землёю Простясь, чтоб в небе потонуть, Храм стройный лёгкою стопою В лазури пролагает путь. Глядишь — и тихнут сердца раны, Нисходит мир в усталый ум. Придите в Вильну к храму Анны! Там исчезает горечь дум.1908 г.
Данный конспект открытого урока предназначен для педагогов которые знимаются творчеством.
Тема открытого урока
ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
развивать творческое мышление и певческие навыки;
обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
ТИП УРОКА: интегрированный.
ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.
Ознакомление с новой темой.
Знакомство с русскими романсами.
Жанровые особенности романса.
Подведение итогов урока.
Организационный момент.
1. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Педагог: Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов
искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё
один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.
- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).
- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)
1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)
3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит,
Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)
5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).
Педагог: Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС
-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:
3. Ознакомление с новой темой.
- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?
- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.
Педагог: (Слайд) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Легенда о романсе:
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)
- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).
(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.
(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с
инструментальным сопровождением чаще всего гитары.
4.Знакомство с русскими романсами.
Педагог: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.
- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)
- О чем же рассказал нам романс?
- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?
5. Вокально-хоровая работа.
- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.
(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,
динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)
6. Жанровые признаки романса.
- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)
Жанровые признаки романса:
- содержание романса всегда лирично;
- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;
- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.
Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.
Философское раздумье, размышление.
Драматическое скорбное переживание.
Лирический романс – любовный.
Педагог: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).
- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).
- А что передает смысл этого романса слова или музыка?
- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).
Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
А теперь ты почти позабытый…
Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторглась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
7.Подведение итога урока.
Педагог: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.
- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?
- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).
Педагог: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).
- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).
Педагог: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).
Педагог: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
- познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
- совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
- проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
- развивать творческое мышление и певческие навыки;
- обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
ТИП УРОКА: интегрированный.
ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов
искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё
один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.
- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).
- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)
1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)
3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит,
Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)
5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).
Учитель : Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС
-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:
3. Ознакомление с новой темой.
- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?
- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.
Учитель: ( Слайд ) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Легенда о романсе:
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)
- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).
(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.
(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с
инструментальным сопровождением чаще всего гитары.
4.Знакомство с русскими романсами.
Учитель: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, ( Слайд ) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.
- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)
- О чем же рассказал нам романс?
- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?
5. Вокально-хоровая работа.
- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.
(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,
динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением .)
6. Жанровые признаки романса.
- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)
Жанровые признаки романса:
- содержание романса всегда лирично;
- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;
- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.
Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.
- Философское раздумье, размышление.
- Драматическое скорбное переживание.
- Любование природой.
- Сказочное повествование.
- Шуточный романс.
- Лирический романс – любовный.
Учитель: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).
- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).
- А что передает смысл этого романса слова или музыка?
- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).
Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
А теперь ты почти позабытый…
Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторглась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
7.Подведение итога урока. Рефлексия.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.
Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.
- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?
- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).
Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).
- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).
Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).
Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Задачи урока: Развивающие: 1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены. 2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения. 3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося. 4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. 5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний. Воспитательные: 1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики. 2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия. 3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения. Образовательные: 1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства. 2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения. Здоровьесберегающие: 1. Правильная организация игрового аппарата. 2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения. 3. Восстановление внимания.
Содержимое разработки
План-конспект учебного занятия по фортепиано
(5 класс; ученица Карина)
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний в работе над пьесой кантиленного характера и более глубокое их осмысление.
Тип урока: содержательное повторение.
Вид урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Форма урока: индивидуальный урок.
1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены.
2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения.
3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.
4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.
1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики.
2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.
3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.
2. Содействие формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
1. Правильная организация игрового аппарата.
2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.
3. Восстановление внимания.
Методы и приемы, используемые на уроке:
1. Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.
2. Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.
3. Репродуктивный – исполнение выученного материала.
5. Демонстративный – прослушивание музыки.
В основу урока легли следующие методические принципы:
1. Индивидуальный подход.
2. Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.
3. Единство художественного и технического развития.
Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.
I. Организационный этап
II. Этап – основная часть урока:
2.1. Актуализация знаний
Беседа по пройденному материалу
III. Заключительный этап:
3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж.
I. Организационный этап.
Приветствие. Здравствуй Карина!
II Этап. Основная часть урока.
2.1. Теперь давай подготовимся к работе над пьесой. Сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения.
2.2. Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию гаммы. Какое было домашнее задание?
Ответ: Выучить аппликатуру и работать над звуковедением используя динамические оттенки крещендо и димиауэндо, штрих легато.
Играем гамму ми минор двумя руками на 4 октавы 3 вида, аккорды, короткие арпеджио и ЭФО – гармонический оборот T-S-Д-Т.
Вопрос: Что ты знаешь о композиторе Глиэре (1875-1956).
Ответ: Глиэр русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Киеве. Обучался в Московской консерватории. Музыка Глиэра продолжает традиции русской классической школы.
Ответ: Романс – это испанское слово, так называли в Испании песни на родном романском языке в отличие от церковных песнопений. Со временем романсами стали называться инструментальные пьесы с мелодией похожей на вокальную. Чаще всего романс носит лирический характер и выражает чувства человека.
Вопрос: Какое было домашнее задание?
Ответ: Выучить пьесу наизусть.
Пожалуйста проиграй пьесу. Ученица играет.
Вопрос: В какой тональности написана пьеса?
Ответ: Тональность ми минор, темп транквилле – спокойно.
Вопрос: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?
Ответ: Чувства нежные, ласковые, чувство любви к маме.
Вопрос: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Что ты представляешь, играя эту пьесу?
Ответ: Форма трехчастная репризная.
В первой части я представляю, как мы с папой идем покупать цветы маме в подарок.
Во второй части мы с папой в цветочном магазине выбираем букет цветов для мамы.
В третьей части мы возвращаемся домой с букетом цветов.
Вопрос: В какой части происходит кульминация.
Ответ: Во второй.
Вопрос: Какое строение частей.
Ответ: I и III части одинаковые, состоят из 2-х предложений по 8 тактов, фразировка суммирование 2т+2т+4т. II часть состоит из 3-х предложений 4т+4т+4т.
Карина! Отвлекись, сделай зарядку для глаз. Методика зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения, а также непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают мышцы, активизирует внимание.
Теперь давай поработаем над фразами и образом по частям.
Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовав композитор для передачи образа?
Ответ: Динамические оттенки, штрих legato, спокойный темп, минорный лад, гармонию, педаль, тембр.
Вопрос: Какими приемами будешь добиваться певучего звука?
Ответ: Буду следить за свободой руки и устойчивым цепким кончиком пальца, за мягким прикосновением к клавише, за рессорным движением руки и весом руки.
Вопрос: На что обратишь внимание при работе над фразами?
Ответ: Над дыханием фраз, интонационными точками, тембром звука.
Умница! Дома закрепишь работу над образом, т.е. звуком, фразировкой, педалью.
Вопрос: Тебе понравилась музыка?
Ответ: Очень понравилась.
III. Заключительный этап.
3.1. Таким образом домашнее задание мы обозначили в конце работы над каждым пунктом урока.
Карина! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, разными способами проработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка.
Вопрос: Что ты нового узнала и услышала на уроке?
-75%
Читайте также: