План урока значение воды для жизни на земле 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ ВОДЫ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ

Биология 10 класс

Учитель химии и биологии Склчрова Л.А. гТорез

Цель: углубить и обобщить знания о воде, как неорганическом соединении , выявить роль воды в живых организмах.

Образовательные: показать роль воды в живых организмах, ее значение в биохимических процессах.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать предметную компетентность учащихся, прививать навыки здорового образа жизни.

- знать о роли воды в биохимических процессах в живых организмах;

-уметь объяснять значение этих процессов для живого организма, использовать полученные знаняя на практике для сохранения своего здоровья.

ТИП урока. Урок-диалог.

І. Настрой на позитив.

Давайте освободимся от страха и неуверенности и будем активно высказывать свое мнение. За каждую высказанную мысль вы получите смайлик, суммируйте их и на рейтинговой основе вам будет выставлена оценка. Если она вас устраивает, оценка выставляется в журнал.

Тема сегодняшнего урока ….

II Постановка проблемы.

- Возникает вопрос: зачем нам нужно ещё что - то знать о воде ?

(предполагаемые ответы:( - чтобы обобщить знания по физике, химии, биологии. - проблема чистой воды очень актуальна в наше время. - нужно уметь обращаться с водой.)

- почему Н 2 О является важнейшим неорганическим соединением живых организмов? ( - нет ни одного организма, который бы мог обходиться без воды)

Справочные данные у уч-ся на столах. Приложение 1 Анализ данных.

ВОДА В КЛЕТКАХ

% СОДЕРЖАНИЕ

Эмбрионов человека и животных

Молодого организма

Старого организма

Головного мозга ( высокоактивных организмов)

Жировой ткани (малоактивных организмов)

? О чем это говорит? Какие два вывода можно сделать, проанализировать эти данные?

Вывод чем моложе организм, тем процент Н 2 О больше, чем активнее клетка, тем больше процентное содержание в ней Н 2 О.Значит, человек должен пить воду, чтобы быть молодым, здоровым и активным.

? Может ли заменить чистую воду напитки? (нет)

? А сколько воды должен пить человек в сутки?

Заполнение таблицы самостоятельно учащимися во время рассказа учителя

Около 0,5л образуется в самом оргнизме: 100гр жира – 107 мл Н2О

100гр углеводов – 55м Н2О

100р белка - 4 мл Н2О

С потом – 0,5л

? Кто сможет проанализировать эти данные? (предполагаемый ответ : - если человек будет потреблять Н 2 О меньше, чем её выводится из организма, то водный дефицит обязательно скажется на обмене веществ, а значит, и на здоровье

ВЫВОД Воды надо пить больше, чем её выводится из организма

? К чему приводит дефицит воды в организме ?

Приложение2 Анализ.

Потеря воды в %

вызывает жажду

приводит к обезвоживанию организма

приводит к смерти

-? Почему обезвоживание более опасно для детей? (предполагаемый ответ: - дети на 85% состоят из Н 2 О и потеря воды для растущих активных клеток более опасна)

Распределение воды в организме человека

Внутренняя среда – 19 % межклеточное в-во – 10% клетка ----- ? (71%)

- ?почему именно вода является наиболее важным химическим соединением в живых организмах ?

- ?какие хим. характеристики воды позволяют ей выполнять многочисленные биологические функции в живых организмах?

Приложение 3. Совместно с учителем идет заполнеиие таблицы

1. качественный и количественный состав воды.

2.молекулярное строение воды.

Талая вода имеет кристаллическое строение

Пить талую воду!

1. источник О2 при фотосинтезе

2.Н2О – лучший растворитель для полярных гидрофильных соединений.

3. Транспортная функция.

- транспортное питание веществ, гормонов…..продолжение рассказа.

4. метаболическая среда для биохимических реакций гидролиза и гидратации.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

?А приносит ли пользу кипяченая вода нашему организму ? Нет, оказывается, идеально подходит к упорядоченной структуре наших клеточных мембран регулярная упорядоченная структура льда. Существуют данные, что люди, постоянно употребляющие чистую талую воду, например жители гор, живут гораздо дольше городских. При длительном употреблении талой воды человеком было выявлено, что такая вода: - очищает и восстанавливает желудочно-кишечный тракт, печень, почки, поджелудочную железу, сосуды головного мозга, проходят головные боли; - устраняет боли в суставах;

Учитель Оказывается, вода не просто растворяет попадающие в неё соли, но и химически с ними взаимодействует. В водных растворах соли полностью диссоциируют на катионы и анионы. Кроме них в растворе есть ионы H + и OH – , образующиеся вследствие диссоциации молекул воды

В результате гидролиза образуется слабый электролит, ион H + и другие ионы. Раствор приобретает кислую реакцию.

Живые организмы осуществляют гидролиз различных органических веществ в ходе реакций катаболизма при участии ферментов . Например, в ходе гидролиза при участии пищеварительных ферментов белки расщепляются на аминокислоты , жиры — на глицерин и жирные кислоты , полисахариды (например, крахмал и целлюлоза ) — на моносахариды (например, на глюкозу ), нуклеиновые кислоты — на свободные нуклеотиды .

«Являясь растворителем, Н 2 О ещё выполняют и транспортную функцию.

Работа с Приложением 4

3 Сохраняет объём

1)определяет объем клетки

1)Уменьшение силы трения.

3)Держит форму предмета.

Выполнение Практической работы № 1

Определение содержания воды в собственном организме

Цель : научиться определять содержание воды в собственном организме

Вводные данные : Определение объемов жидкости в составе тела чрезвычайно важно для спортсмена. Измерение (определение) общей массы воды осуществляется радиоизотопным методом (тритий, бром82 и другие радиоизотопы). Общее содержание воды можно определить по формуле Е. Osser-manetal. (1950):

% общей воды = 100 х (4,340 — 3,983/d)

где d — удельный вес тела. Е. Osserman et al. (1950) отметил, что в организме здоровых мужчин в возрасте от 18 до 46 лет содержится 71,8% воды. Е. Mellits A.D. Cheek (1970) предложили уравнение для расчета количества воды и жира в организме на основании антропометрических данных. Они обследовали людей в возрасте от 1 года до 34 лет и установили линейную зависимость содержания воды (в л) в организме от массы тела (в кг):

для мужчин общее содержание воды = 1,065+0,603 х (масса тела);

для женщин общее содержание воды = 1,874+0,493 х (масса тела).

Для получения более точных данных авторы рекомендуют использовать уравнения, включающие массу тела и рост:

для мужчин, рост которых больше 132,7 см, общее содержание воды = —21,993+ 0,406 х (масса тела)+0,209 х (рост);

если рост человека меньше 132,7 см, то общее содержание воды в его теле = 1,927+0,465 х (масса тела)+ 0,045 х (рост);

для женщин, рост которых больше 110,8 см, общее содержание воды = —10,313+ 0,252 х (масса тела)+0,154 х (рост);

если рост меньше 110,8 см, общее содержание воды = 0,076+0,507 х (масса тела)+0,013 х (рост).

Таким образом , исследования с измерением различных антропометрических показателей у лиц, занимающихся физкультурой и спортом, позволяют контролировать рост и развитие их физической работоспособности. С точки зрения здоровья особое значение имеет оценка состояния мускулатуры и осанки.

Подведение итого урока. Оценивание.

Домашнее задание: Учить _________, использовать конспект.

Написать эссе о воде, затрагивая вопросы экологии

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ материал

В растениях содержится до 90% воды.

Человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом, содержание воды в организме уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97% , подростки – 70%, у взрослого человека – около 60% воды, у людей пожилого возраста – 50% воды. В среднем в организме взрослого человека с массой тела 70 кг содержится 42 л воды.

В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен включает процессы всасывания воды, которая поступает в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределения ее в организме, выделения через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей. Такую воду называют метаболической.

При окислении 100 гр. жиров образуется 107 гр. воды, а при окислении 100 гр. углеводов - 55, 5 гр. воды.

Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Благодаря водному балансу столько же воды выводится из организма. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60% воды. При потере организмом человека 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Различные ткани организма содержат различное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, содержащее 99% воды, самая бедная - эмаль зуба, в ней воды всего лишь 0,2 %. Кровь – 92%, почки – до 82%, печень – до 69%, мышцы – 75%, жировые ткани – 25%, кости – до 28%. Много воды содержитсяв веществе мозга – до 85%.

Поурочный план по биологии на тему:

Все учащиеся: Зна ю т биологическ ую функци ю воды и ее роль в клетке.

Большинство: связь между молекулами воды

Некоторые: знают относительную плотность воды и льда и правильно рассуждают о качестве воды как растворителе

Критерии оценивания

- Знает биологические функции воды.

объясняет биологические функции воды.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология:

Атом,водород, гидрофобная и гидрофильная, тургор

Фразы для диалога и письма :

В воде. растворяются

К гидроильным веществам относятся.

К гидрофобным веществам относятся.

Академическая честность, ответственность, бережное отношение к природе, взаимоподдержка

Естествознание, химия, физика

Навыки использования ИКТ

Использование ноутбуков для поиска информации

Учащиеся должны знать свойства воды, знать понятия об органических веществах.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Эпиграф к уроку:

І. История возникновения воды

Просмотр видео о значений воды

ІІ. Разбор видеоматериала

ІІІ .Учащиеся определяют зону своего ближайшего развития (ЗБР) и определяют тему, цель и задачи урока, которые записываются на доске.

На основе предварительных знаний

Учитель . Строение молекулы воды.

Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.

Вопрос: какова формула воды? Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? Что такое ковалентная связь, водородная связь?

Запись в тетради:

Ковалентная связь - это

Водородная связь это

3. Строение молекулы воды

4.Физические и химические свойства воды

1.Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.

Самостоятельно учащиеся проводят опыт:

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Вписать в тетради

5.Биологическая роль воды. Прочитав текст заполнить таблицу:

Значение воды для живых организмов:

Значение для живых организмов

6. Охрана водных ресурсов

Закрепление:

Работа с презентаций и текстом учебника

Работа в учебной тетради.

Закрепление урока.

У: Ребята попробуйте самостоятельно сделать выводы по сегодняшнему уроку.

1. Физические свойства воды аномальны, вода является единственным веществом на Земле, существующим в жидком, твердом и газообразном состояниях.

2. Вода - это самый уникальный природный растворитель, который только существует на нашей планете. Вода растворяет в себе неимоверное количество элементов, образуя различные химические соединения, служащие во благо человечества.

3. Вода играет важнейшую роль в жизни клеток и живых организмов в целом

Формативное оценивание: взаимооценивание

Домашнее задание:

Задание на выбор

1.В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.


2. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

3. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

4. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

5. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

6. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.

Правильные ответы 1-в, 2-б, 3-а ,4-б, 5-а, 6-а.

Общее количество воды в организме человека составляет от 44% до 70% массы человека.

а) сколько литров воды содержится в вашем теле;

б) суточную потребность вашего организма в воде;

в) сколько воды из выше посчитанного количества поступает вместе с пищей;

г) сколько воды вы должны выпивать еще ( кроме воды, поступающей с пищей), чтобы удовлетворить суточную потребность в воде?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Интегрированный урок. Урок изучения нового материала в игровой форме .

Методы обучения:

  1. словесный (беседа);
  2. наглядный ( презентация к уроку с иллюстрациями)
  3. -практический (демонстрация опыта химического и физического)
  4. игра- соревнование.

Межпредметная связь: физика, биология, география, естествознание, литература

Оборудование: презентация, ИКТ, стакан с водой, лист бумаги, сода, лимонная кислота, полиэтиленовый пакет , спиртовка, таблицы на каждого ученика.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1)Вступительное слово учителя. Вы уже неоднократно и в жизни, и на уроках школьного курса сталкивались с веществом - вода. Целью этого урока является обобщение и углубление знаний о воде, ее строении и свойствах. По ходу урока вы ответите на многочисленные мои вопросы. Результаты своей работы вы занесете в таблицу и сдадите в конце урока.

1.Какую часть земного шара занимает вода

2.Где в природе встречается пресная вода?

3.Относительная молекулярная масса воды

4 Чему равна плотность воды в жидком состоянии?

5.Температура кипения воды

6.Перечислите некоторые аномальные свойства воды

7.Кто впервые получил воду?

8.Где в организме человека больше всего содержится воды?

9.Причины загрязнения воды

10Какой день является всемирным днем воды

Эпиграф ( Слайд №2)

План урока( Слайд №3)

1. Разминка (Слайд№4) Учащиеся команд должны быстро ответить, за каждый правильный ответ получают по 1 баллу.

  • 1. Формула воды
  • 2.Относительная молекулярная масса воды
  • 3.Тип химической связи в молекуле воды
  • 4.Агрегатное состояние воды при нормальных условиях
  • 5.Из каких ионов состоит вода
  • 6.Какого цвета вода.

2.Нахождение воды в природе (Слайд №5) задание №1 Объясните о чем суть отрывка из стихотворения ( 5 баллов)

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей, И планету Земля, во Вселенной зерно голубое, Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой

2. История открытия (Слайд № 7)Рассказывает учитель

•А. Лавуазье. Опыты по разложению воды.

•1785 г. Лавуазье и Менье. Установили состав воды: 85% кислорода и 15% водорода. Состав молекул (современные данные)

ω (О) = 88,9%,ω (Н) = 11,1%

2Н2О= 2Н2 + О2 (ОВР). ( Реакцию записываем в тетрадь)

3. Физические свойства воды.

Задание № 2 Какие физические свойства воды вы знаете? (5 баллов) Отвечают физики - напротив каждого свойства записывают ответ (Слайд№ 8 и №9)

Аномалия свойств воды (Слайд№10)

•Самая высокая теплоёмкость среди жидкостей

•Самое большое поверхностное натяжение после ртути

•Расширение при замерзании

Аномальное изменение плотности воды (Слайд№11)

– условие для жизни в ней живых организмов

ρ max = 999,973 кг/м3

При t°↑ после 4°С ρ ↓

Поверхностное натяжение (Слайд№12) Демонстрация опыта: стакан с водой накрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не проливается.

Информационная память воды (Слайд№13)

Исследования японского доктора Масару Эмото.

Высокая теплоемкость. Демонстрация опыта: нагревание воды в полиэтиленовом пакете над пламенем спиртовки.

если бы не было на Земле воды температура на экваторе днем поднималось бы до +120С, а ночью опускалась –90С.

Это свойство воды обусловлено ее огромной теплоемкостью. Охладив 1 куб. м воды на 1 о С, можно нагреть на 3 о С 1000 м воздуха. Это одно из аномальных свойств воды.

По сравнению с другими жидкостями вода обладает еще одним важным аномальным качеством - высокой скрытой теплотой плавления. Чтобы расплавить, например, 1 кг льда надо затратить тепла в два раза больше, чем на расплавление стали и в 15 раз больше, чем на расплавление свинца. Это свойство воды спасает нас от катастрофических весенних наводнений. Из-за медленного таяния льда и снега почва вбирает в себя достаточное количество влаги и тем самым предотвращает в некоторых случаях гибель растений во время засухи.

4.Химические свойства воды. ( Слайд № 14 и №15)

Задание №3. Какие химические свойства воды вы знаете? Отвечают химики

а) основной оксид + вода = щелочь,

СаО + Н2О = Са(ОН)2;

б) кислотный оксид + вода = кислота,

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4;

в) металл + вода =щелочь и водород

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Г) вода - универсальный растворитель

Демонстрация опыта: смешать соду и лимонную кислоту – реакция не происходит. Затем в эту смесь наливаем воду – реакция протекает с выделением газа.

5.Биологическое значение воды (Слайд №16)

Растворитель и среда протекания химических процессов

Переносчик веществ по организму

В организме человека содержится-65% воды (Слайд № 17)

Задание№4. Решите задачу (Слайд № 18)

Плоды томатов содержат 94% воды. Определите массу воды, которая поступит в организм, если съесть 300г томатов.

Трудно представить себе область человеческой деятельности, где не применялась бы вода (Слайд № 19)

6.Экологическое состояние воды (Слайд №20) отвечают команда экологов

  • Охрана воды:
  • Разработка технологий с минимальным потреблением воды
  • Создание систем оборотного и повторного использования воды
  • Применение новых технологий очистки сточных вод
  • Причины загрязнения воды
  • Водный транспорт
  • Отходы производства
  • Деятельность человека

3 Закрепление

Учащиеся должны ответить на вопросы, которые разделены на разные темы о воде: Экология, о природе, физические свойства, химические свойства и загадки. Они имеют возможность выбрать любую из тем и ответить на вопросы. Каждый вопрос оценивается определенным числом баллов в зависимости от степени сложности. (Слайд № 21)

4. Подведение итогов урока.

1)Заключение (Слайд № 22)

  • Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься.
  • Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете

2) Подведение итогов соревнования, подсчет баллов, выставление оценок учащимся принимавших активное участие на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умеют рассуждать относительную плотность воды и льда и правильно рассуждают о качестве воды как растворителе.

Языковые задачи:

Студенты могут:

Определить и описать письменно значение воды для живых организмов (навыки письма),

Рассказать и объяснить значение воды (навыки устной речи)

Лексика и терминология

Вода, температура, пот, испарение, лед, газ, среда жизни

Атом,водород,оттек,гидрофобная и гидрофильная, поверхностное натяжение, полярная

Серия полезных фраз для диалога/письма

Можно выделить следующие функции вод

Вода растворяет многие вещества…

Вода регулирует температуру следующим образом…

Воспитание ценностей:

Воспитание сотрудничества, казахстанский патриотизм, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни

Межпредметная связь:

Предыдущие знания:

Должны знать свойства воды, знать понятия об органических веществах

Ход занятия

Запланированные этапы занятия

Виды упражнений, запланированных на занятий:

Студенты становятся в круг, взявшись за руки).

Ребята, приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!. Повернитесь друг к другу и произнесите доброе слово-пожелание (Я желаю тебе здоровья, я хочу пожелать тебе. )

Что вы чувствовали, когда слышали добрые слова?

Взяв в руки смайлик, покажите, какое у вас настроение:



Деление на группы

- Ребята, как вы думаете, что такое вода?

- Какую роль играет вода в жизни человека?

- Что бы было, если бы не было воды на земле?

Работа с новой темой

1. На основе предварительных знаний

Соотнести пазлы суждений с функцией воды

Вода– растворитель. Гидрофобная и гидрофильная.В воде хорошо растворяются разные вещества.

Вода – теплопроводник. В живых организмах с помощю воды тепло равномерно распределяется и выводится в окружающую среду

Вода можеть связыватся с любым веществом.

Терморегуляция. При испарений воды организм охлаждается.

Закипает при высоких температурах. Это важно для живых организмов.

Дескрипторы: На основе предварительных знаний соотносят данные суждения с функцией воды

2. Работа с текстом и его анализ.

Вода – редкое вещество, распространенное в природе. Она покрывает всю поверхность земного шара. В составе воды есть воздух. Основной запас воды, 97%, составляют воды и океанов и морей. Вместе они не формируют мировой океан. Вода – источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода и без воды. В теле человека нет воды. Без воды человек может прожить только два дня. В 1 литре морской воды содержится 98 тонн соли.

Вода обладает необыкновенным свойством: бывает только жидкой. Эти превращения связаны с ее удивительной способностью находиться в непрерывном круговороте. Под действием холода вода морей, океанов, озер и рек нагревается и в виде пара поднимается в воздушные слои. Она не испаряется и с поверхности почвы, ее испаряют растения и животные.

Невидимый глазу водяной пар, поднимаясь до холодных слоев атмосферы, сгущается и образует облака. Из них вода в виде дождя или снега остается в атмосфере. Другая часть накапливается в ледниках, просачивается в землю, питает растения. Поверхность суши остается всегда сухой и без растительности.

Вода, проникшая на незначительную глубину, выходит на поверхность в виде родников, стекает в реки. В более глубоких слоях земли воды не бывает. Попадая на поверхность земли, вода, так или иначе, всегда остается.

Дескрипторы: изучают текст и подчеркивают неправильную информацию. Проверяют правильность данной информации и сравнивают ответы.

Деление на группы.

1 группа – Вода как растворитель

2 группа – Большая теплота испарения

3 группа – Большая теплоемкость

4 группа – Плотность и поведение воды вблизи точки замерзания.

5 группа – Большое поверхностное натяжение и когезия

Дескрипторы: Студенты делятся на 5 групп, изучают материал; в каждой группе обсуждают тему, выбирают докладчика. выступают с мини докладами

4. Работа в парах

Читайте также: