Русский язык урок 3 тема части текста план изложение 2 класс онлайн урок

Обновлено: 04.07.2024

Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Обучение в школе расширяет источники и возможности речевого развития детей. Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Учащиеся изучают правила, где специально излагаются нормы устной и письменной речи. Помимо того, необходима планомерная и целенаправленная работа над речью учащихся, над её обогащением. Однако развивать речь не значит только предоставлять детям возможность больше говорить или писать, давать материал и темы для устных и письменных выступлений. Детей надо учить речи. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над содержанием речи, над её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и организованная по известной системе работа по языку принесёт учащимся пользу, будет способствовать овладению его формами. Особенную трудность для детей представляет письменная речь, которой до школы они не владеют и которой они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения грамматики и правописания и выработки речевых навыков. Наиболее распространённым видом самостоятельной письменной работы является изложение текста. И настоящее время вопрос обучения младших школьников написанию изложений не утратил своей актуальности. В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, изложения играют большую роль. Изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводиться в классе определённая работа, речь учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции. Анализируя содержание текста, школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план. Предлагаем ряд заданий, способствующих развитию у учащихся навыка написания изложений.

Урок 1. Тема: Предложение как основная единица речи

Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!

- Сколько предложений услышали? Какое предложение состоит из одного слова? Как вы определили, сколько предложений в тексте? Что такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что вы услышали текст. По каким признакам мы определяем границы предложения на письме?

1. Работа над оформленным предложением-образцом. Анализ готовых предложений.

- Сказать, не читая, сколько здесь предложений (по графическим знакам). Какой знак стоит в конце каждого предложения?

Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле много орехов и грибов. Медведь ищет место для берлоги.

- Прочитай каждое предложение. Что говориться о зверях? О ком сообщается во втором предложении? Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего предложения?

2. Деление сплошного текста на предложения.

А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала про себя, затем тихо вслух.

Пришла зима выпало много снегу реки и озёра замерзли дети надели тёплые шубки

- О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше? О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано? Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.

Б) Нахождение границ каждого предложения:

- О чём говориться в первом предложении? Сколько выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что узнали о ребятах?

Чтение каждого предложения. Выделение голосом первого слова.

В) Исправление текста.

- Какие слова надо записать с заглавной буквы? Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?

Д) Последовательно записать каждое предложение. (Перед записью предложение прочитывается хором по слогам)

Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву)

- О ком здесь рассказывается? Какие две картинки можно нарисовать к тексту? Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два следующих предложения). Чем всё закончилось? Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли озаглавить рассказ “Случай в лесу” или “Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.

3. Редактирование текста.

А) Прочитай предложения и назови то, которое подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес был густой. Лиса была голодна.

- Поможет ли это предложение понять общий смысл рассказа? Где в рассказе его лучше записать? Прочитай дополненный текст. Какими словами надо заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось? Почему же предложение “Лес был густой” лишнее? По какому признаку подбирается к рассказу заглавие?

В) Запись отредактированного текста.

4. Устная работа с текстом.

А) Выделение признаков связного текста.

- Перечитай текст без первых двух предложений. Понятен ли смысл дальнейшего без вводных предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?

Б) Работа с деформированным текстом.

- Прочитай предложения. Почему их нельзя назвать текстом?

А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу. Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она почуяла запах мяса. Лиса была голодна.

Почему нарушилась связь?

Урок 3. Тема: Редактирование текста

1. Чтение текста.

Прочитайте заглавие. Снежная кукла.

- О чём, судя по заглавию, должен быть текст? Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли его содержание заглавию?

Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая.

2. Беседа. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?

Каким предложением нужно дополнить текст, чтобы его содержание соответствовало заглавию? (Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную куклу.)

- Куда надо поставить это предложение? Почему? Соответствует ли теперь содержание текста заглавию?

3. Самостоятельная работа. Списывание дополненного текста.

4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная кукла”.

Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка.

- Найди и прочитай предложения, которые включены в текст. Какое из них лишнее? Почему первое предложение оказалось лишним? Что нового вы узнали из двух последних предложений?

- Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим исключать из него первое предложение? Перескажи отредактированный текста

Урок 4. Тема: Редактирование текста

Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.

А) Перечитай внимательно предложения.

- Перечитай предложения. Можно ли их считать текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки внешности лисы здесь перечислены, или пропущено что-то существенное?

(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост. Предложение записывается на доску)

- Что надо сделать, чтобы составить текст-описание с этими предложениями под заглавием “Лиса”? (Убрать последнее предложение, добавить новое)

- Подумай, после какого предложения уместно вставить новые? Почему?

5. Самостоятельная запись отредактированного текста.

6. Устная работа с текстом.

А) Прочитай текст.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

- О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово повторяется в тексте очень часто? Какими словами можно заменить повторяющееся слово? Что вы можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ? Озаглавь текст.

В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.

- Чем отличается текст от того, который читали в первый раз? Какой вариант вам понравился больше? Почему?

Урок 5. Тема: Составление текста по вопросам, подсказывающим словам для ответа

1. Ознакомление учащихся с новым видом работы – изложением (объяснение, что изложение – это письменный пересказ текста).

2. Чтение учащимися текста, записанного на доске.

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.

3. Анализ текста.

- Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и прочитай предложение, из которого об этом узнали. Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её? Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими словами названа в рассказе синичка? Прочитай.

4. Подготовка к записи текста по вопросам.

Учитель предлагает детям ответить на каждый вопрос (кроме последнего)

- С каких слов начинается первое предложение (второе)? Обдумай два следующих предложения. Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым. Каким словом надо заменить слово “дети” в четвёртом предложении? Каким предложением можно ответить на последний вопрос, чтобы объединить в ответе два последних предложения? Попробуйте составить предложение по схеме.

5. Пересказ текста по вопросам.

6. Запись текста в процессе коллективной работы.

Запись заглавия. Чтение первого ответа. Проговаривание предложения-ответа по слогам. Запись первого предложения и аналогично второго.

Третье, четвёртоё и пятое предложения дети записывают самостоятельно.

Ответ на шестой вопрос восстанавливается по схеме, проговаривается и записывается учащимися.

Урок 6. Тема: Изложение зрительно воспринятого текста

1. Подготовительная работа.

А) Чтение текста учащимися.

Лось - большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.

Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.

- Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой? Как люди помогают животным? Кто помогает лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части? Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в этой части?

В) Орфографическая подготовка.

Объясните, какими буквами обозначена мягкость согласных в словах: лось, большой, лесной зверь, ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники (слова записаны на доске).

Объясните написание гласных после шипящих в словах: животным, пищу.

Запомните, как пишется слово “помогает”.

2. Пересказ отдельных частей текста.

3. Повторное чтение текста.

4. Написание текста.

Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопросы плана.

-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят им лесники? Кто помогает взрослым?

Итак, вся работа строилась в соответствии с целью работы: Сформировать умение связно излагать текст. На последнем этапе детям предлагалось написание повествовательного текста, который являлся итоговым и контролирующим результат проведения обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

последовательно передавать по вопросам содержание прочитанного.

развивать умения определять тему текста, основную мысль;

учить строить предложения, соблюдая порядок слов.

Планируемые результаты:

формировать умение анализировать тексты малого объема;

формировать умение составлять связный рассказ по вопросам;

учить составлять план по данному тексту;

учить употреблять слова с определенным значением;

расширять словарный запас.

развивать у учащихся умение работать над подробным изложением;

развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе,

развивать умение учащихся четко формулировать и излагать свои мысли;

развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

оценивать результаты своей работы.

проявлять интерес к процессу письма;

осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво, без ошибок;

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать подробное изложение текста по вопросам.

-Что такое изложение? (письменный пересказ текста)

– Какие виды текстов вы уже знаете?

–Назовите части текста. (на доске плакаты – памятки)

- В тексте есть тема и главная (основная) мысль.

3. Работа по теме урока. Знакомство с текстом (на карточках).

-Послушайте текст, по которому будем работать.

Гриша и Серёжа живут в одном доме, в одном подъезде. Гриша на шестом этаже. Серёжа на третьем. Ребята давно дружат. Они вместе ходят в школу.

Мальчики любят играть в футбол во дворе. (33 слова)

- Понравился ли вам рассказ?

- А чем именно? Что особенно запомнилось?

- Определите тему и основную мысль текста. (о Грише и Серёже; о дружбе двух мальчиков)

- Давайте, посмотрим, как автор озаглавил свой текст.

4.Знакомство с текстом детьми. Самостоятельное чтение.

5.Анализ текста.

- К какому типу относится этот текст? Почему?

- Где живут Гриша и Серёжа? Что они любят делать? Как вы думаете, кого можно назвать друзьями?

6 .Работа над структурой текста.

-Сколько частей в тексте? (2) – Почему вы так решили? (здесь две красные строки)

- Найдите в тексте начало, основную часть, концовку. (отмечают цифрами сам-но карандашом)

- Зачитайте отдельно каждую часть.

- О чём нам сообщила первая часть (начало) текста?

- Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки.

- А теперь прочитаем вторую часть (концовку). О чем здесь говорится?

-Вторая часть тоже пишется с красной строки. Здесь только одно предложение.

- Как на письме отделяется одно предложение от другого?

7. Подготовка к записи текста по вопросам.

- Сейчас приступаем к важной работе. Будьте внимательны. Передать текст вам помогут вопросы. Мы будем устно работать с вопросами к тесту, а ваша задача подробно отвечать, грамотно строить предложения, используя опорные слова, которые записаны справа, они подсказывают ответ на вопрос. Затем будете письменно отвечать на эти вопросы.

-Прочитайте вопрос и ответьте на него полным предложением.

-Давайте определим, с какого слова необходимо начинать предложение – ответ на данный вопрос. Подчеркну их. (дети в карточках)

1. Где живут Гриша и Серёжа? в одном…..

2.На каком этаже живёт Гриша? шестом

3. На каком Серёжа? третьем

4.Дружат ли ребята? давно

5.Куда они вместе ходят?

- Хорошо. На этом первая часть изложения закончилась. Мы приступаем отвечать на вопрос второй части. Как на письме покажите вторую часть? (запишем с красной строки)

6. Во что любят играть мальчики? в футбол во дворе

8. Словарно-орфографическая работа

1. Объясните написание слов: живут, в школу, во дворе Правильно их напишите.

Цель урока : научиться выделять в тексте начало, основную часть и концовку.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

• Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

• умение уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

• Формирование способности к организации своей деятельности;

• определять цель выполнения заданий на уроке.

• выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

• развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

• Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• оформлять свои мысли в устной форме;

• слушать и понимать речь других.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала;

• развитие умения извлекать инфомацию из схем, иллюстраций, текстов;

• отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

• умение сравнивать, рассуждать;

• делать простейшие выводы

Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов:

• учащиеся научатся выделять части в тексте; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Ход урока

I, Организационный момент

П. Актуализация знаний. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Сентябрь, з. ма, пр. щай, д. ревья, в. робей, л. сица.

Учитель показывает слово, дети — букву, которую нужно поставить.

— На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить.)

— Какие слова мы запоминали? (Сентябрь, прощай, воробей.)

— Вспомните, какие еще словарные слова вы знаете. (Дети называют слова, которые учили в 1 классе.)

— Какими словами проверяли остальные слова? (Зима — зимы, деревья — дерево, лисица — лисы.)

— Составьте рассказ, используя эти слова. (Свои рассказы читают 2—3 учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах. На парте перед учениками 3 карточки с частями текста.)

— Текст рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы получился текст.

Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.

Однажды у меня на окне появилась птица.

— Какую часть поставите первой? (Однажды у меня на окне появилась птица.)

— Почему? (Рассказывает, с чего история началась.)

— Какая часть вторая? (Второй абзац.)

— Почему? (Рассказывается сама история.)

— Почему оставшуюся часть поставили последней? (Подводит итог, заканчивает рассказ.)

— Итак, у каждой части свое назначение.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 20, прочитайте тему урока. (Части текста.)

— На какой вопрос мы должны ответить? (Какие части можно

выделить в тексте) Упр. 18 (с. 20).

— Прочитайте задания. Какие задания нужно выполнить устно?

— Почему собака осталась ни с чем? (Пожадничала, хотела отобрать кусок мяса у другой собаки.)

— Назовите тему текста. (Собака увидела в воде свое отражение.)

— Назовите главную мысль текста. (Не жадничай. Погонишься за чужим, свое потеряешь.)

— Что отражает заголовок? (Тему текста.)

— Прочитайте начало, основную часть, концовку. (Дети читают части текста.)

— Прочитайте правило. (Самостоятельное чтение.)

— Для чего нужно начало? (Чтобы подготовить читателя к чтению.)

— Что пишут в основной части? (То главное, о чем хотел сказать автор.)

— Для чего нужна концовка? (Завершает текст.)

— Как отделить части на письме? (Писать каждую часть с красной строки.)

2. Работа с текстом

(Текст записан на карточках.)

— Прочитайте текст.

Пришла поздняя осень. Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы. Скоро станет тихо и пусто.

— Разделите его на части.

— Прочитайте начало. (Пришла поздняя осень.)

— Сколько предложений в основной части? Прочитайте их. (Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы.)

— Какое предложение завершает рассказ? (Скоро станет тихо и пусто.)

— Как отделить одну часть от другой? (Написать с красной строки.)

Шел козел по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, занятье продолжаем.

VI. Продолжение работы по теме урока

Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше.

Желтый цвет — еще ошибаюсь.

Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— На сколько частей можно разделить каждый текст? ( На три: начало, основная часть и концовка.)

— Вкакой части заключена главная мысль текста? (В основной части)

— Какие темы повторили? (Текст, тема текста, главная мысль текста.)

1. Выучить правило на с. 20.

2. Выполнить задание на карточке.

Подчеркни зеленым карандашом начало. Красным карандашом подчеркни основную часть. Синим карандашом подчеркни концовку.

Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами, ловим рыбу и играем в разные игры. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги. На будущее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; научит устанавливать связь слов в предложении.

Цели: проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способ­ствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и глав­ную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказы­вать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Ход урока.

II. Целеполагание.

— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)

- Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем писать изложение.)

Слайд 1 (по щелчку).

1. Работа с загадками. Слайд 2 - 3.

- Отгадайте загадки и узнаете, о ком будет текст изложения.

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте-

Неленивый я в работе. Кот

2. Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.

(Деление текста на части проводится коллективно. Изложение текста по вопросам проводится в форме самостоятельной работы.)

а) Знакомство с текстом. Слайд 4.

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.

б) Анализ содержания текста. Слайд 4 (по щелчку появляется название текста).

  • О ком и о чём текст?
  • Определите главную мысль: «О чём самом главном хотел сказать автор?
  • Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту?
  • А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради.

в) Анализ структуры текста. Слайд 5.

- Сколько частей можно выделить в тексте? (Четыре.)

- К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?

Работа над содержанием первой части (три предложения).

  • Что сказано о Мурзике?
  • Почему автор назвал его не кот, а котик?
  • Что значит озорной? (Озорной - шаловливый, вредный.)
  • Как вы понимаете слова однажды, рядом?
  • Какое имя существительное заменяет слово он?

Работа над содержанием второй части (два предложения).

  • Что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.)
  • Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.)
  • Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.)
  • Вместо какого слова употреблено слово озорник?
  • Удачно ли подобрано слово?

Работа над третьей частью (два предложения).

  • Что сказано о вороне? (Испугалась, полетела над деревней.)
  • Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?

Работа над четвёртой частью (три предложения).

- Назовите действия Мурзика. (Не удержался, упал, провалился в снег.)

- Какие слова использует автор вместо слова Мурзик?

- А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)

г) Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения. Слайд 6 - 13.

Читайте также: